Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сага как исторический источник эпохи викингов (Всеобщая история, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №154078

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

история

Объем работы40
Год сдачи2024
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Сага как литературный памятник…12
1.1 Определение и возникновение жанра саги………………………….12
1.2 Разновидности исландских саг и принципы их написания……..….17
Глава II. Сага как предмет исследования скандинавской истории…………...24
2.1 «Саги о конунгах» – источник по истории эпохи викингов………..23
2.2 Особенности «родовых саг» как исторических источников.………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников и литературы…………………………...39


Эпоху викингов можно назвать одним из самых значимых и уникальных явлений конца первого тысячелетия и начала второго. Это время, когда народы севера, находящиеся на стадии разложения родоплеменного строя, будучи язычниками и по многим показателям отстающие от множества европейских государств, тем не менее, смогли исследовать половину мира, начиная от ближайшей к территории Скандинавии Англии и Исландии, заканчивая побережьем Северной Америки и Константинополем. Своими захватническими и зачастую жестокими действиями, эти непростые народы смогли покорить множество территорий и городов, и заставили считаться и уважать их целые государства. И не смотря на то, что викингам не удалось кардинально перекроить карту мира в соответствии со своими интересами, они без сомнения существенным образом повлияли на политику и развитие большинства государств.
Именно из-за значимости такого явления, как эпоха викингов, изучение северных народов до сих пор будоражит умы многих историков, этнографов, фольклористов и других ученых из разных сфер. Однако помимо их особенной внешнеполитической истории, интерес представляет внутреннее устройство и культурная неповторимость скандинавов.
Как известно, для подлинного изучения какого-либо исторического момента необходимы источники, которые, имеют некоторую скудность, поскольку по большей части письменные источники по истории скандинавских народов представляют собой написанные в более позднее время – саги. О характерных особенностях данного жанра будет сказано в последующих главах.
Таким образом, не сложно определить значимость темы данного исследования, необходимо понять сущность основного письменного источника по истории викингов – саг, определить их роль, в изучении проблемных вопросов скандинавской истории.
Историография темы.
Историография, посвященная вопросу изучения исландских саг, довольно обширна. Проблемы, затрагиваемые авторами отечественных и зарубежных исследований, не заканчиваются простым переводом произведений с древнеисландского языка. Каждый исследователь постарался дать свое понимание, как целого жанра, так и отдельных произведений в частности. Благодаря их трудам у читателя, заинтересованного историей Скандинавии и Исландии может в полной мере сформироваться понимание их древней истории и образа жизни.
Работы отечественных исследователей.
Важным исследованием вопроса скандинавских саг как источника, является работа талантливого медиевиста и исследователя истории Скандинавского региона А.Я. Гуревича «История и сага» 1972 года. Здесь автор попытался рассмотреть одно из ответвлений исландских саг – саги о норвежских конунгах, где на основе произведений изучается истории стран Северной Европы и их взаимоотношениях с соседями. Помимо этого автор раскрывает данные источники, как памятник скандинавской культуры и мировосприятия древнего северного общества. Развернуто дается характеристика саги как литературного произведения .
Немало важный в изучение скандинавских саг внес вклад заслуженный советский медиевист М.И. Стеблин-Каменский в сборнике «Исландские саги. Ирландский эпос» 1973 года. Помимо того, что в этой книге он опубликовал авторский перевод отдельных исландских саг, не смотря на трудности перевода с древнеисландского языка , автор дал ценный комментарий в предисловии в сборнику, где упомянул о необыкновенной особенности исландских произведений. В нем автор говорит о проблеме правдивости и вымысла в исландских сагах .
Другая работа советского медиевиста А.Я. Гуревича, необходимая для изучения роли исландских саг как источника, «Эдда и сага» 1979 года. В ней автор также обращается к теме исландских саг, но анализирует эти произведения он на контрасте с совершенно другим скандинавским жанром – эддой. Он пытается вскрыть связи между природой отдельных письменных памятников для более широкого понимания системы ценностей народов Северной Европы .
Важную ценность представляет статья М.И. Стеблина-Каменского 1982 года «От саги к роману», где автор дает характеристику одному из жанров саги – «лживым сагам». Он описывает данный жанр с позиции уникального явления и прогресса в области развития исландской литературы.
Свой взгляд на работы средневековых исландских писателей представил А.Б. Еременко в статье «Сюжет и пространство в викингских сагах» 2010 года. Здесь автор постарался дать локализацию основного места действия героев по исландским сагам и выделил три мира: реальный, сказочный и героический. Данная характеристика полезна при описаний жанровых особенностей саг.
В научной статье Е.С. Носовой «Роль детей в разжигании родовых конфликтов по данным исландских саг», опубликованной в 2015 году, дается анализ одной из особенностей исландских саг – родовом конфликте как определенном типе мышления. Описание родового конфликта характерно для многих исследователей, но уникальность данной статьи в том, что автор дала представление о роли детей в конфликтах, и отношении к ним, не смотря на то, что детская тема в сагах почти отсутствует .
Особой работой, внесшей огромный вклад в изучения исландских саг с позиции исторических источников, является монография И.Б. Губанова «Исландские родовые саги как источник по истории культуры и общества древней Скандинавии. Исследование, тексты и переводы» 2016 года. Уже с оглавления можно понять спектр вопросов, которые постарался осветить автор: рассматривается структура древнескандинавского общества, анализируются общественные отношения, этноопределяющие элементы материальной культуры эпохи викингов. Завершает монографию авторский перевод отдельных глав исландских саг. Важной особенностью данного исследования можно назвать то, что это одна из не многих современных работ, выпущенных по саговедению. А это значит, что автор дает свой новый, отличный от исследователей XX века взгляд на проблему. Он часто вступает в полемику с другими исследователями, так например, не соглашается с главой исландской школы саговедения середины XX века – Сигурдом Нордалем .
Один из аспектов родовых конфликтов исследовал В.Е. Сеничев в своей статье «Судебный поединок по материалам исландских родовых саг» 2017 года. Помимо анализа исландских источников, автор подробно разбирает основной способ определения правоты конфликтующей стороны – через поединок. Анализируются как правовая основа поединка , так и сам процесс боя, подготовка к нему и последствия данного события.
Сравнивая советскую и современную отечественную историографию, посвященную проблеме рассмотрения саги как исторического источника можно проследить определенные тенденции. Во-первых, современная историография переняла ряд положений исследователей советского периода: если ранее саги рассматривались как важнейший исторический источник по истории викингов, то сейчас эта позиция не опровергается. Во-вторых, большинство современных работ, опираются на масштабные исследования советских историков, пересмотра старых точек зрения практически не встречается, однако современные авторы углубляются дальше в исследование исландских саг, и детализируют картину эпохи викингов. Сравнивая два периода изучения проблемы можно сказать, что исследования советских историков были направлены на понимание сути саг, их достоверности, цели, времени создания. Были проведены переводы множества источников. Современные отечественные авторы в основном занимаются детализированным раскрытием малоисследованных вопросов, заключенных в текстах саг.
Работы зарубежных исследователей.
В 2001 г. на свет появилась научно-популярная работа Э. Роэсдаля «Мир викингов. Викинги дома и за рубежом». В ней автор рассматривает вопросы эпохи викингов и развития скандинавского региона тех лет. В центре внимания, общественный строй, быт и культура северного народа . Ценность этой работы в том, что автор подробно рассматривает почти все стороны жизни скандинавов, а в случае общественных отношений и культуры, пользуясь материалами исландских саг.
В статье исландского исследователя Вилхалмура Арнасона «Мораль и социальная структура в исландских сагах» 1991 года, предлагается рассмотрение проблемы конфликтов и распрей в исландских сагах с точки зрения нравственности. Автор статьи описывает социальную структуру исландского общества и определяет этические причины, побуждающие население средневековой Исландии вступать в жестокие межродовые столкновения .
В целом, историография, посвященная проблеме исследования саги как источника по истории эпохи викингов, представлена множеством различных исследований как советских и современных отечественных, так и зарубежных авторов. Исландские тексты рассматривались с разных точек зрения, но единого отношения к данному типу источников выработано не было.
Объектом научной работы является особенности скандинавской истории в эпоху викингов.
Предметом исследования является скандинавская культура и общественные отношения, зафиксированные в исландских сагах.
Территориальные рамки научной работы ограничиваются территорией Скандинавского полуострова, а также острова Исландии в исследуемый период.
Хронологические рамки.
В процессе определения хронологических границ в данном исследовании есть вероятность путаницы и неразберихе, по причине отрыва основных письменных источников по истории викингов – саг, а также дате их написания, от самих событий заключенных в произведениях указанного ранее жанра.
Поскольку все-таки объектом и предметом научной работы является история эпохи викингов, а также различные сферы жизни северных народов то за нижнюю границу предлагается взять IX век новой эры. Именно события, начинающиеся с этого века, зафиксированы в исландских сагах. Но поскольку необходимо осветить и особенности, и характер формирования столь своеобразного литературного жанра как саги, то за верхнюю границу предлагается взять рубеж XIII-XIV веков, когда данный жанр нашел сильное распространение на территории Исландии.
Цель: определить значимость исторического письменного источника – саги, в проблеме изучения эпохи викингов.
Задачи:
• Сформировать представление об основном письменном источнике по скандинавской истории изучаемого периода
• Предложить определение и характеристику некоторых жанров саги, и их роли как источника
• Изучить данные, зафиксированные в сагах, об общественных отношениях в Скандинавии
• Проанализировать некоторые из существующих саг и определить их значение для изучения эпохи викингов
Методы исследования.
1. Историко-генетический метод в данной работе используется при изучении причинно-следственных связей, позволяющих определить основные аспекты тех или иных особенностей скандинавского общества изучаемого периода по исландским сагам.
2. Сравнительно-исторический (синхронный) метод в данной работе применяется при сравнении характерных жанровых особенностей саги с другими существовавшими в то время письменными историческими источниками.
3. Ретроспективный метод в исследовательской работе реализуется в реконструкции на основе исландских саг материальной культуры и общественных отношений эпохи викингов.
4. Контент-анализ как метод используется в данной работе при анализе исландских саг, позволяет обнаружить информацию в источнике, не лежащую на поверхности, позволяющую понять цели, способы и приемы создания того или иного произведения.
Источниковая база данной работы состоит из исландских произведений: Младшая Эдда – памятник исландской литературы, задуманный как учебник скальдической поэзии , Старшая Эдда – сборник древних мифов и песен о Скандинавских богах и героях , в данной работе необходимы для формирования представления о других особенностях исландской литературы. В качестве же основных источников для исследования проблемы используются саги. Каждая из них приводится для характеристики различных типов саг: «сага о Вёльсунгах» - самая известная сага о древних временах, включающая в себя традиционные легенды и мифы . «Сага о Хрольве Пешеходе» , «Сага о Торвальде Путешественнике» - включена в условный список «саг о епископах», содержит в себе информацию о первых миссионерах в Исландии. В работе также используются: «Сага о Рагнаре Меховые штаны и его сыновьях» , одно из произведений «Круга Земного» - «Сага об инглингах» , которая является важнейшим источником по политической истории Норвегии и Исландии времен эпохи викингов, «Сага об Атли сыне Отрюгга» , сага «О людях с Оружейникова фьорда» - примеры «саг об исландцах», посвященные описанию жизни простых исландских бондов.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе, впервые рассматривается жанр саги как источник, на основе анализа главных видов саг. Дается представление каждого из них с точки зрения их источниковой достоверности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может быть использовано как дополнительный материал при изучении всеобщей истории в школе, а также при проведении спецкурсов посвященных мировой культуре и литературе.


Структура работы.
Исследовательская работа построена по проблемному принципу. Она состоит из введения; основной части, разделенной на две главы, в каждой из которых по два подпункта; заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава посвящена саге как литературному памятнику. В ней рассматриваются отдельные жанровые особенности саги, особенностях ее возникновения, а также отличия саги от других существовавших традиционных письменных источников.
Во второй главе анализируется значение саги именно как исторического источника. Здесь рассматриваются основные вопросы, касающиеся определенных сфер жизни скандинавского народа, путем анализа исландских саг.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершении проведенной исследовательской работы, посвященной анализу имеющейся исторической основы по истории Скандинавии эпохи викингов в основных, дошедших до наших дней письменных источниках – сагах, можно говорить о противоречивом характере данного источника. Исландия – остров, который в полной мере сохранил все традиции средневекового общества Скандинавии. Это проявляется не только в ее политической и культурной изоляции от основных европейских стран, и от собственной прародины – Скандинавского полуострова, но и в литературном творчестве, нашедшем свое развитие именно на землях удаленной Исландии. Слово «развитие» стоит выделить, поскольку коренные отличия от литературных жанров, возникших на территории Евразии и сформировавшихся до наших дней, свидетельствуют не о литературном застое или падении, а лишь об ином пути культурного развития.
Время создания основных литературных произведений - XIII-XIV века. Именно тогда появляются первые учебники по скальдической поэзии – «Младшая Эдда» и произведения фиксирующие духовные традиции эпохи викингов – песни о богах и героях, помещенных в сборник – «Младшая Эдда». Но все же, основной и фундаментальный блок информации содержится в исландских сагах - прозаических повествованиях, о людях, фактах, событиях, касающихся истории исландцев и их более древних предков.
Саги уникальны по своей природе, что например, нашло свое отражение в разделении данного жанра на несколько видов, в зависимости от цели и объекта повествования. Но историкам важно то, каким именно сагам можно доверять в процессе изучения истории Скандинавии эпохи викингов. В данной курсовой работе, саги представлены как особый исторический источник. Каждая сага, допускает в себе определенную долю вымысла, и нет такого произведения, которое можно назвать 100% достоверным. Причин этому несколько, к примеру, достаточно большой промежуток между датой написания саг и событиями, описанными в сагах, которые формируют собой исторический блок «век саг», примерно 930-1030 годов.
Узкая направленность каждого специфичного жанра саги, также не дает возможности назвать сагу достоверным историческим источником. Так «саги о древних временах» или, часто включаемые в них «лживые саги», содержат в себе повествования и различных, свойственных древней устной традиции, скандинавских героях, элементы древнескандинавского эпоса. Для таких произведений характерен нарочито сказочный и нереальный вымысел. «Саги о епископах» содержат в себе описания многих христианских миссионеров, действовавших как на Скандинавском полуострове, так и в Исландии. Чудеса и различные магические деяния, совершаемые этими людьми, явно дают понять о смысле создания данного типа произведений.
Казалось бы, наиболее приближенные к действительности исландские письменные источники: «королевские саги» и «саги об исландцах» и те содержат в себе долю литературного вымысла. Именно поэтому, к каждой саге при изучении истории эпохи викингов надо подходить критически. Ни одна сага в полной мере не дает правдивой информации, но в то же время при детальном рассмотрении из каждой можно получить то, что необходимо исследователю в рамках данного произведения. Важно понимать цель и специфику того источника, с которым ты работаешь. Да, в «лживых сагах» содержится большая доля вымысла, но с другой стороны, что такое этот вымысел, если не древняя скандинавская традиция, отсылающая нас к духовной культуре скандинавов. Да, «королевские саги» могут быть объектом политического заказа и содержат в себе нереальные эпизоды, но тем не менее жанровые особенности саги, дают нам исторически достоверное описание личности конунга. Взаимосвязь с другими источниками говорит о правдивости происходящих политических событий даже вне территориальных рамок Скандинавии. «Саги об исландцах», также большинство построены на вымысле автора, однако элементы социальной и материальной культуры, описываемые на страницах произведений, дают полноценное представления о скандинавском обществе того времени.
Итак, сага – уникальный исторический источник и литературный жанр, который прошел особый путь и был полноценно сформирован в Исландии. Каждая сага не похожа на остальные и содержит в себе сведения, отвечающие на большинство вопросов скандинавской истории.



1) Младшая Эдда. Издание подготовили O.A. Смирницкая и М.И. Стеблин-Каменский / М.И. Стеблин-Каменский. – Ленинград: Наука,1970. – 144 с.
2) Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / Перевод А.И. Корсун. – Москва – Ленинград: АН СССР,1963. – 307 с.
3) «Сага о Вёльсунгах» [Электронный ресурс]: сага, пер. Б. Ярх, 1934. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://norse.ulver.com/src/forn/volsunga/ru.html, свободный (дек. 2018).
4) «Сага о Хрольве Пешеходе» [Электронный ресурс]: сага, пер. М. Панкратова, 2008. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://norse.ulver.com/src/forn/gonguhrolf/ru.html, свободный (дек. 2018).
5) «Сага о Торвальде Путешественнике» [Электронный ресурс]: сага, пер. М. Панкратова, 2008. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://norse.ulver.com/src/isl/thorvald/ru.html, свободный (декабрь 2018).
6) «Сага о Рагнаре Меховые штаны и его сыновьях» [Электронный ресурс]: сага, пер. Т. Ермолаева, 2014. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://norse.ulver.com/src/forn/ragnar/ru.html, свободный (декабрь 2018).
7) «Сага об инглингах» [Электронный ресурс]: сага, пер. М. И. Стеблин-Каменский, 1980 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://norse.ulver.com/src/konung/heimskringla/ynglinga/ru.html свободный (декабрь 2018).
8) «Сага об Атли сыне Отрюгга» [Электронный ресурс]: сага, пер. Т. Ермолаев. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://norse.ulver.com/src/isl/atli/ru.html, свободный (декабрь 2018).
9) «О людях с Оружейникова фьорда» [Электронный ресурс] сага, пер. И. Свердлов, 2012. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://norse.ulver.com/src/isl/vapn/ru.html, свободный (декабрь 2018).
Литература:
10) Гуревич А.Я. История и сага. Из истории мировой литературы. – Москва: Наука, 1972. – 198 с.
11) Гуревич А.Я. Эдда и сага. Научно-популярная серия. – Москва: Наука, 1979. – 192 с.
12) Губанов И.Б. Исландские родовые саги как источник по истории культуры и общества древней Скандинавии. Исследование, тексты и переводы. – СПб.: Кунсткамера, 2016. – 230 с.
13) Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. – Л.: Наука 1971. – 140 с.
14) Стеблин-Каменский М.И. Исландские саги. Ирландский эпос. – Москва: Художественная литература, 1973. – 879 с.
15) Носова Е.С. Роль детей в разжигании родовых конфликтов по данным исландских саг.– Арзамас: Политическая жизнь Западной Европы, 2015 . – 122-127 с.
16) Сеничев В.Е. Судебный поединок по материалам исландских родовых саг. – Москва: МГОУ, 2017. - 168-173 с.
17) Роэсдаль Э. Мир викингов. Викинги дома и за рубежом / Перевод Ф.Х. Золотаревской. – Спб: Всемирное слово, 2001. – 272 с.
18) Хольгер А. Викинги. Историческая библиотека / Перевод Н.В. Еремина. – Москва: Евразия, 2008. – 442 с.
19) Еременко А.Б. Сюжет и пространство в викингских сагах. – Москва: Институт всеобщей истории РАН, 2010. – 188-198 с.
20) Стеблин-Каменский М.И. От саги к роману. – Москва: Известия АН СССР, 1982. – 18-27с.
21) Vilhjálmur Árnason. Morality and Social Structure in the Icelandic Sagas. The Journal of English and Germanic Philology, Vol. 90, No. 2 (Apr., 1991), pp. 157-174

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ