Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: общеобразовательные школы города Жуковский (Московская область).
Выборка: 30 младших школьников в возрасте от 7 до 11 лет.
Есть приложения.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «обучаемость». 6
1.2. Особенности развития когнитивных функций у младших школьников с задержкой психического развития.12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1. Организация и содержание диагностики обучаемости младших школьников с задержкой психического развития. 20
2.2 Анализ результатов исследования обучаемости младших школьников с задержкой психического развития. 23
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по повышению обучаемости детей с задержкой психического развития. 29
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложение 40
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что включение младших школьников с ЗПР в образовательную среду имеет ряд трудностей. Исследование обучаемости поможет понять конкретные проблемы, с которыми сталкиваются дети данной категории в процессе обучения. Понимание возможностей детей с ЗПР поможет определить их сильные и слабые стороны, на основе которых будут разработаны индивидуальные планы обучения. Осуществляя психолого-педагогические вмешательства, мы можем помочь детям с ЗПР преодолеть барьеры в обучении и полностью реализовать свой академический потенциал. Это может привести к большей уверенности в себе, улучшению социальных навыков и общего качества жизни ребёнка с ЗПР.
Целью данного исследования является изучение обучаемости детей с ЗПР для выявления психолого-педагогических путей, которые могут способствовать повышению их успеваемости. В рамках исследования будут рассмотрены различные аспекты обучаемости детей с ЗПР, а также когнитивные особенности детей данной группы.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ по понятию «обучаемость» и его специфики в контексте задержки психического развития.
2. Подобрать методы диагностики, позволяющие определить уровень обучаемости младших школьников с ЗПР.
3. Провести диагностику обучаемости и когнитивных способностей детей с ЗПР младшего школьного возраста.
4. Выявить и обосновать трудности, встречающиеся в процессе обучения, и определить их причины.
5. Подобрать психолого-педагогические рекомендации, направленные на повышения обучаемости детей с ЗПР.
Объектом исследования является обучаемость детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предметом – изучение обучаемости детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: младшие школьники с задержкой психического развития обладают пониженным уровнем обучаемости, который может быть связан с лежащими в их основе когнитивными трудностями. Преодоление трудностей обучения в начальной школе будет эффективно, если выявить психолого-педагогические причины пониженной обучаемости, чтобы на их основе определить наиболее эффективные пути повышения успеваемости детей с ЗПР.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация материала; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование имеет важное практическое значение, поскольку его результаты могут быть использованы для разработки индивидуальных образовательных программ и подходов, а также для обучения специалистов, работающих с детьми с ЗПР. Это позволит создать более инклюзивную образовательную среду, где каждый ребенок будет иметь возможность развиваться и достигать своего потенциала, независимо от своих особенностей и трудностей.
Дальнейшее исследование будет включать анализ существующих исследований, проведение эмпирических исследований и анализ полученных данных. Ожидается, что результаты исследования помогут расширить наши знания об обучаемости детей с ЗПР и поспособствуют разработке эффективных стратегий и подходов для их образования.
Теоретической основой для написания работы послужили труды отечественных авторов, таких как Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, А.К. Маркова, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.А. Зимняя, В.И. Лубовский, Н.Г Бондарь, Е.В. Шипилова, Н.В. Бабкина.
База исследования: экспериментальное исследование проводилось в течение двух месяцев на базе общеобразовательных школ города г.о. Жуковский. В исследовании приняли участие 10 младших школьников в возрасте от 7 до 11 лет. Выборка была разделена на две группы: экспериментальную (10 детей с ЗПР) и контрольную (10 нормативно развивающихся детей). Группы были уравнены по полу и возрасту.
Структурно работа состоит из теоретической и практической частей: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. - с. 3-203
4. Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко 3-е изд., 2002 г.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
7. Жаворонкова Л.А. Нейрокогнитивные механизмы обучаемости // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2018. - №2. - С. 25-40.
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 352 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — с. 110
10. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: МГУ, 1976. - 98 с.
11. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Знание, 1975. - 96 с.
12. Калмыкова З. И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982. № 2.
13. Калмыкова З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения. // Международный психологический конгресс, симпозиум 32. – М., 1966
14. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. С. 45–67
15. Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников. //Советская педагогика. – 1968. – №6. – с.43-57
16. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И.Калмыкова. - М.: Педагогика. 1981. 200 с.
17. Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся. // Вопросы психологии, 1961. – №2. – с. 42-46
18. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2019. - 192 с.
19. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - С. 5-21.
20. Лебедева И.П. Системная концепция обучаемости // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т.2, №3. – С. 20-22
21. Лубовский В.И. Специальная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
23. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2017. - 400 с.
24. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации обучения. – М., 1990. – 382 с.]
25. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М.: МПСИ, 2004. - 512 с.
26. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989. — С. 182–191.
27. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости. школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971. С. 35.
28. Министерство просвещения Российской Федерации. Информационно-аналитические материалы по результатам статистических наблюдений // Официальный сайт. 2023. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (дата обращения: 01.09.2024).
29. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1972. - 140 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
31. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1959. - 406 с.
32. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2018. - 176 с.
33. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 136 с.
34. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
35. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.09.2023).
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. - с. 3-203
4. Большой психологический словарь под редакцией Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко 3-е изд., 2002 г.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
7. Жаворонкова Л.А. Нейрокогнитивные механизмы обучаемости // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2018. - №2. - С. 25-40.
8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 352 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — с. 110
10. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М.: МГУ, 1976. - 98 с.
11. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Знание, 1975. - 96 с.
12. Калмыкова З. И. К проблеме диагностики умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1982. № 2.
13. Калмыкова З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения. // Международный психологический конгресс, симпозиум 32. – М., 1966
14. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. З. И. Калмыковой. М.: Педагогика, 1975. С. 45–67
15. Калмыкова З.И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников. //Советская педагогика. – 1968. – №6. – с.43-57
16. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И.Калмыкова. - М.: Педагогика. 1981. 200 с.
17. Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся. // Вопросы психологии, 1961. – №2. – с. 42-46
18. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2019. - 192 с.
19. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - С. 5-21.
20. Лебедева И.П. Системная концепция обучаемости // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – Т.2, №3. – С. 20-22
21. Лубовский В.И. Специальная психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
23. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2017. - 400 с.
24. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации обучения. – М., 1990. – 382 с.]
25. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М.: МПСИ, 2004. - 512 с.
26. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989. — С. 182–191.
27. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости. школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971. С. 35.
28. Министерство просвещения Российской Федерации. Информационно-аналитические материалы по результатам статистических наблюдений // Официальный сайт. 2023. URL: https://edu.gov.ru/activity/statistics/general_edu (дата обращения: 01.09.2024).
29. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1972. - 140 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
31. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1959. - 406 с.
32. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2018. - 176 с.
33. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 136 с.
34. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
35. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.09.2023).