Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №154067

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения девиантного поведения в подростковом
возрасте 9
1.1 Девиантное поведение: понятие, виды, признаки, причины 9
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3 Возможности применения медиативных технологий с
подростками, склонными к девиантному поведению 21
2 Экспериментальное исследование подростков, склонных к девиантному
поведению 28
2.1 Организация и методики исследования. Анализ результатов
первичного исследования 28
2.2 Программа тренинга коррекции для подростков, склонных
к девиантному поведению 41
2.3 Анализ результатов повторного исследования 50
Заключение 53
Список использованных источников 55


Согласно статистике, на протяжении последних лет в России наблюдается тенденция снижения роста количества зарегистрированных правонарушений, совершенных несовершеннолетними. За 10 лет количество несовершеннолетних правонарушителей уменьшилось в три раза. Однако уровень подростковой преступности остается на высоком уровне. Ежегодно несовершеннолетними или при их участии совершается более 40 тысяч преступлений. Почти каждое третье преступление несовершеннолетние совершают в состоянии опьянения, а почти половина преступлений совершенно группой. Среди типичных психологических черт личности несовершеннолетнего преступника можно отметить: социальную деформацию и дезадаптацию, плохое осознание, пренебрежение или игнорирование принятых в обществе правил социального взаимодействия, моральных и правовых норм, ограничении и запретов, отсутствие чувства ответственности за свои поступки, ложно понимаемое стремление к самовыражению, потребность в новых впечатлениях, эмоционально возбуждающих ситуациях, стремление к риску, эгоизм, низкий уровень самокритичности, неадекватная самооценка и уровень привязанности.
Девиантное поведение подростков является очень важной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой, на которую в современном обществе стали чаще обращать внимание. Подростковый возраст самый сложный период в жизни человека, который характеризуют как переломный, переходный, критический. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. Самый распространенный метод самоутверждения среди подростков является насилие. Подростки выясняют кто сильнее, издеваются, унижают более слабых, в крайних формах проявляют жестокость и агрессивность. Девиантному поведению так же способствует пропаганда в социальных сетях. Подростки все чаще отказываются от личного общения, заменяя его виртуальным общением в интернете. Часто в сети интернет появляются видео, на котором подростки избивают, унижают других людей, жестоко издеваются над животными. Любая информация может становить достоянием общественности и темой для обсуждения, а, нередко, и причиной конфликта...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое изучение проблемы исследования позволило нам определить понятие и виды девиантного поведения в подростковом возрасте. Девиантное поведение понимается как отклонения от общепринятых культурных образцов. Социальная опасность девиаций заключается в их способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных и вредоносных форм асоциального поведения, в том числе делинквентного.
Существуют различные классификации видов девиантного поведения. Так, В. Д. Менделевич разделяет девиантное поведение на пять типов: делинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое, аддиктивное и отклонения в поведении на базе гиперспособностей. Автор Р. В. Овчарова выделяет две основные категории девиантного поведения: патологическое и асоциальное, которое подразделяет на делинквентное и криминальное. В классификации поведенческих отклонений Е. В. Змановской выделяется три группы девиантного поведения: антисоциальное, асоциальное,
аутодеструктивное.
Фактором риска для развития девиантного поведения является подростковый период развития личности. Целый ряд особенностей подросткового возраста является «благодатной почвой» для формирования проявлений девиантности. Это и повышенный эгоцентризм; и тяга к сопротивлению и протесту; и амбивалентность характера; и стремление к риску и независимости; и незрелость нравственных убеждений; и кризис идентичности; и негативная или несформированная «Я-концепция»; и гипертрофированные поведенческие реакции (эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные и др.)
В эмпирической части нашего исследования мы провели ряд диагностических методик, направленных на выявление преобладающих видов и причин девиантного поведения.
По методикам СОП А. Н. Орел и СДП Э. В. Леуса мы получили следующие результаты:
- у большинства испытуемых преобладает низкий и средний уровень склонности к девиантному поведению, в пределах нормы;
- подростки наиболее склонны к самоповреждающему, аддиктивному и агрессивному видам отклоняющегося поведения;
- основными причинвми девиантного поведения испытуемые считают неблагополучную ситуацию в семье, стресс, непонимание со сторноны взрослых, конфликты и эмоциональное отвержение со стороны сверстников.
Нами была разработана тренинговая программа, направленная на снижение склонности к девиантному поведению. В программу были включены блоки формирования ассертивного поведения, повышения уровня эмоциональной саморегуляции, снижению конфликтоности и агрессивности. Программа рассчитана на группу тех учащихся, которые показали высокие баллы склонности к девиантному поведению.
Таким образом, можем сделать вывод, что все задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы; цель исследования достигнута, гипотеза доказана.



1. Авдулова, Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте : практическое пособие / Т. П. Авдулова // 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 126 с.
2. Архипкина, А. С. Медиация как способ защиты прав и свобод человека и гражданин / А. С. Архипкина // Вестник бурятского государственного университета. - 2011. - № 2. - С. 285-289.
3. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - Москва : Редакционно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России, 2009. - 224 с.
4. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии /
С. А. Беличева. - Москва : Социальное здоровье России, 1993. - 27 с.
5. Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги : основы тренинговой работы : учебное пособие для вузов / Т. Г. Бобченко. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 132 с.
6. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский - Собр. Соч.: В 6 т. - Москва, 1982. - 400 с.
7. Гилинский, Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля [Электронный ресурс] // Я. И. Гилинский. - Мир России. Социология. Этнология. - 1997. - №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsiologiya-deviantnogo-povedeniya-i-sotsialnogo-kontrolya.
8. Грецов, А. Тренинги развития с подростками. Творчество, общение, самопознание / А. Грецов. - Москва : Санкт-Петербург, 2011. - 416 c.
9. Путунин, В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних : современные тенденции / В. А. Пятунин. - Москва : РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. - 25 с.
10. Дикая, Л. Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л. Г. Дикая. - Москва : Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.
11. Дроздецкая, И. А. Результаты исследования по выявлению уровня
девиаций среди младших подростков общеобразовательных школ [Электронный ресурс] / И. А. Дроздецкая // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 10. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7rezultatyissledovaniya-po-
vyyavleniyu-urovnya-deviatsiy-sredi-mladshih-podrostkov-obscheobrazovatelnyh- shkol.
12. Еремина, Е. С. Девиантное поведение личности / Е. С. Еремина // Сборник «Закон и общество : история, проблемы, перспективы» : материалы XIX межвузовской студенческой научно-практической конференции (с международным участием), 2016. - С. 298-300.
13. Зайцева, Т. В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие / Т. В.Зайцева. - Москва : Смысл, 2007. - 121 c.
14. Змановская, Е. В. Девиантология : психология отклоняющегося поведения : учебное пособие / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2003. - 288 с.
15. Змановская, Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения [Электронный ресурс] / Е. В. Змановская // Вестник ТГПУ. - 2013. - №5. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno- dinamicheskaya-kontseptsiya-deviantnogo-povedeniya...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ