ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты информационных технологий и их содержание в учебном процессе при подготовке специалистов среднего звена 8
1.1 Информационные технологии: понятие, свойства, основные составляющие, классификация 8
1.2 Роль информационных технологий в бухгалтерском учете 14
1.3 Виды применяемых информационных технологий на занятиях по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» 19
2. Применение информационных технологий при проведении занятий по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» 23
2.1 Характеристика программы курса «Основы бухгалтерского учета» 23
2.2 Требования к разработке мультимедийных презентаций к занятиям по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» 29
2.3 Методическая разработка занятия по разделу «Документация бухгалтерского учета» дисциплины «Основы бухгалтерского учета» с применением информационных технологий 34
2.4 Экспериментальное исследование влияние информационных технологий на эффективность процесса обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» 45
2.5 Расчет себестоимости проекта 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Приложение А - Тестовый контроль знаний с помощью программы
«Конструктор тестов» 58
Приложение Б - Тестовый контроль знаний по индивидуальным заданиям 60
Приложение В - Презентация к занятию
На сегодняшний день, очевидно, что процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности в колледжах характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных технологий (ИТ). Эти и им подобные технологии активно применяются для создания, обработки, а также передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучающегося в современных системах открытого и дистанционного образования. Преподаватель в современных условиях должен не только обладать знаниями в области ИТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Современное понимание слова «технология» включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач в любой предметной области. В таком случае информационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку, преобразование и передачи информации.
Под информационными технологиями понимается обобщающее понятие, которое описывает различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы и методы обработки информации. Неотъемлемым современным устройством ИТ является компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Значимость использования персонального компьютера, как основного технического средства для применения ИТ в информационной среде любой системы образования заключается в использовании тех возможностей, которые определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного и профессионального обеспечения.
Информационные технологии, как средство обучения могут использоваться в различных образовательных контекстах, предоставляя мультимедийные продукты и информационные ресурсы Интернета для обучения, выработки практических навыков и развития креативного мышления.
Актуальность исследования. Развитие и повышение эффективности системы профессионального обучения, формирование у будущих специалистов целостных знаний предполагает информатизацию образования с органически связанным процессом его модернизации.
Современная бизнес-среда и бухгалтерское законодательство изменчивы и многовариантны, задача, стоящая перед средним профессиональным заведением - научить обучающегося не только алгоритмам обработки учетной информации, но и прогнозированию, моделированию хозяйственных ситуаций, умению осознавать и формулировать проблемы, находить возможные варианты решений и оценивать последствия их выбора.
Развитие и повышение эффективности системы профессионального обучения, формирование у будущих бухгалтеров целостных знаний, а также профессионально значимых личностных качеств, предполагает информатизацию образования с органически связанным процессом его модернизации.
Современные условия диктуют необходимость более интенсивного использования в учебном процессе информационных технологий, т. е. использование гипертекстовых, мультимедийных и других инструментальных систем:
а) компьютерных обучающих программ, электронных учебников, лабораторных практикумов, тестовых систем;
б) профессиональных прикладных программ по специальности;
в) интеллектуальных и обучающих экспертных систем;
г) электронных библиотек, распределенных и централизованных издательских систем.
Вместе с тем на современном этапе у преподавателей, зачастую, пока отсутствует методика и практика использования информационных технологий в учебном процессе.
Основными формами обучения являются лекции, семинары и практические занятия. Но чтобы будущие специалисты в области бухгалтерского учета, анализа и аудита использовали активные методы, их нужно обучать теми же самыми методами, т. е. формирование базового уровня бухгалтерских знаний в настоящее время недостаточно, необходимо научить использовать информационные технологии для оперативного анализа и принятия решений в будущей практической деятельности.
Проблема исследования состоит в необходимости использования информационных технологий в процессе преподавания дисциплины профессионального цикла на примере конкретного раздела.
Цель исследования - разработать методическое обеспечение для применения информационных технологий на занятиях по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» при изучении раздела «Документация бухгалтерского учета».
Объект исследования - информационные технологии для проведения занятий по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Предмет исследования - методическое обеспечение для применения информационных технологий при изучении раздела «Документация бухгалтерского учета».
Гипотеза исследования - применение методического обеспечения на занятиях по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» будет способствовать улучшению качества усвоения материала и позволит сделать учебный процесс более занимательным и увлекательным.
Задачи исследования:
1) дать характеристику понятию информационные технологии и рассмотреть их свойства и классификацию;
2) рассмотреть основные виды применяемых информационных технологий на занятиях по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»;
3) разработать занятие по разделу «Документация бухгалтерского учета» дисциплины «Основы бухгалтерского учета» с применением информационных технологий;
4) провести экспериментальное исследование для выявления эффективности применения методического обеспечения на занятиях по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» (на примере раздела «Документация бухгалтерского учета»);
5) рассчитать себестоимость разработки занятия.
Методы исследования:
а) анализ теоретической и методической литературы;
б) изучение современного состояния проблемы.
Экспериментальная база - АНПОО «Бийский технолого-экономический колледж».
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методическая разработка занятия по разделу «Документация бухгалтерского учета» дисциплины «Основы бухгалтерского учета» с применением информационных технологий будет полезна педагогами для составления конспекта и проведения занятия по данной теме в колледже.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, экономическое обоснование проекта, заключение, библиографический список, приложения
Под информационной технологией принято понимать совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые объединены в технологическую цепочку и направлены на обеспечение сбора, регистрации, обработки, накопления, хранения, отображения, поиска, анализа, защиты и распространения информации.
Основными видами применяемых ИТ в процессе обучения в СПО являются:
а) проведение занятий с мультимедийным сопровождением;
б) использование электронного учебника (автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно применять их в процессе самостоятельного получения контроля знаний);
в) тестовый комплекс;
г) специальные и прикладные программные продукты. Для будущих специалистов в области бухгалтерского учета - это справочно-правовые системы (например «Консультант Плюс») и программы по ведению учета, проведению аудита и анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Программа 1С: Бухгалтерия).
Занятия с применением сетевой версии сочетают в себе теоретический и практический материал «Консультант Плюс».
Преимущество внедрения ИТ заключается в том, что они позволяют для усвоения и применения знаний использовать специальные методики трансляции (передачи, перевода) и адаптации изучаемого материала к
индивидуальным особенностям обучаемого. Их применение направлено на разнообразие процесса обучения (применение игрового и ситуационного подхода).
Информационные технологии являются важнейшим средством обучения. Благодаря им обеспечивается взаимосвязь изучаемого предмета с практическим обучением. Поэтому при правильном и методически грамотном подходе можно рассчитывать на улучшение активности и качества подготовки обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» в колледже. Применение информационных технологий на занятиях позволит не только улучшить качество усвоения материала, но и сделает учебный процесс более занимательным и увлекательным.
Исходя из всего выше сказанного, для разработки методического обеспечения занятия по разделу «Документация бухгалтерского учета» дисциплины «Основы бухгалтерского учета» было решено применить следующие виды информационных технологий:
- мультимедийное сопровождение (презентация к конспекту лекции);
- online тестирование с применением программы «Конструктор тестов».
По итогам занятия обучающиеся закрепили знания о бухгалтерских документах и их назначении, на занятии экономически грамотно излагали мысли и отстаивали свою точку зрения. Для подтверждения эффективности процесса обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» в процессе применения информационных технологий было проведено экспериментальное исследование, которое подтвердило эффективность влияния информационных технологий используемых в процессе обучения по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» на образовательный процесс.
Для расчета себестоимости методической разработки занятия с применением информационных технологий учитывались материальные затраты (стоимость материалов, используемых в проекте), затраты на электроэнергию и затраты на оплату интеллектуального труда по разработке проекта. Общая себестоимость методической разработки занятия с применением информационных технологий составила 12058,24 руб.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // КонсультантПлюс.
2. Абдуллаева, О. С. Организация учебной деятельности во время лекционных, практических, лабораторных занятий [Текст] / О. С. Абдуллаева, К. Д. Исманова, Ж. И. Мирзаев // Молодой ученый. - 2014. - №19. - С. 487-490.
3. Астахов, В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет [Текст]: учебник / В. П. Астахов. - Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2014. - 361 с.
4. Адамов, Н. А. Основы бухгалтерского учета [Текст]: учебное пособие / Н. А. Адамов, Т. М. Рогуленко, Н. И. Александрова. - СПб.: Питер, 2015. - 408 с.
5. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст]: учеб. для студентов / С. Я. Батышев. - М.: Ассоц. «Проф. образование», 2013. - 307 с.
6. Брага, В. В. Компьютерные технологии в бухгалтерском учете на базе автоматизированных систем [Текст]: практикум / В. В. Брага, А. Л. Левкин. - М.: Финстатинформ, 2013. - 220 с.
7. Бычкова, С. М. Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите [Текст]: учебное пособие / С. М. Бычкова, С. В. Ивахненков. - М.: ТК Велби, 2009. - 277 с.
8. Горькаева, Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже [Текст] / Е. Ю. Горькаева // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 538-539.
9. Гребенюк, Е. И. Технические средства информатизации [Текст]: методическое пособие / Е. И. Гребенюк, Н. А. Гребенюк. - М.: Академия, 2011. - 205 с.
10. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2013. - 192с.
11. Ильина, О. П. Информационные технологии бухгалтерского учета [Текст]: учебное пособие / О. П Ильина. - СПб.: Питер, 2010. - 245 с.
12. Информационные системы и технологии [Текст]: научное издание / Под ред. Ю. Ф. Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 303 c.
13. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник / Н. П. Кондраков. - М.: Инфра - М, 2015. - 367 с.
14. Мезенцев, К. Н. Автоматизированные информационные системы [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / К. Н. Мезенцев. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.
15. Методические рекомендации для преподавателей к написанию и оформлению методической разработки учебного занятия [Текст]: методическое пособие / Под ред. О. М. Ермолова. - Волгоград: ГБОУ СПО, 2014. - 39 с.
16. Образцов, П. И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы [Текст]: учебно-методическое пособие / П. И. Образцов. - М.: Педагогика, 2013. - 154 с.
17. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии [Текст]: учебное пособие / В. Ю. Питюков. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2012. - 254 с.
18. Полутина, Г. Н. Технология учебной деятельности студентов средних специальных учебных заведений [Текст]: учебное пособие / Г. Н. Полутина. - М.: Институт проблем развития СПО, 2013. - 108 с.
19. Прядильникова, О. В. Проектирование современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО [Текст]: методическое пособие / О. В. Прядильникова. - Уфа, 2016. - 42с.
20. Пьянкова, Л. М. Использование компьютерных технологий в изучении дисциплины «Бухгалтерский учет» [Текст]: учебное пособие / Л. М. Пьянкова. - М.: Инфра-М, 2013. - 130 с.
21. Пересторонин, И. В. Применение и использование информационных технологий при проведении практических занятий на кафедре бухгалтерского учета и аудита [Текст] / И. В. Пересторонин, А. В. Зонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 28. - С. 241-243.
22. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст] / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Издательство Мастерство, 2013. - 272 с.
23. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / М. Н. Скатин. - М.: Педагогика, 2011. - 165 с.
24. Титоренко, Г. А. Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст]: учебник / Г. А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2010. -297 с.
25. Федотова, Е. Л. Информационные технологии и системы [Текст]: учебное пособие / Е. Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 352 c.
26. Филимонова, Е. В. 1-С: Бухгалтерия в вопросах и ответах [Текст]: учебно-практическое пособие для бухгалтеров / Е. В. Филимонова, Н. А. Кириллова. - М.: ИТК «Дашков и К», 2005. - 384 с.
27. Хвесенят, Н. П. Методика преподавания экономических дисциплин [Текст]: учебно-методический комплекс / Н. П. Хвесеня, М. В. Сакович. - Минск: БГУ, 2014. - 116 с.