Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления
младших школьников в процессе внеурочной деятельности
по математике 8
1.1. Понятие «логическое мышление» и особенности его развития
в младшем школьном возрасте 8
1.2. Организация внеурочной деятельности по математике
в условиях реализации ФГОС НОО 22
1.3. Психолого-педагогические условия
развития логического мышления младших школьников
в процессе внеурочной деятельности по математике 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников
в процессе внеурочной деятельности по математике 32
2.1. Выявление уровня развития логического мышления
младших школьников 32
2.2. Реализация программы внеурочной деятельности
по математике, направленной на развитие логического мышления 34
2.3. Анализ результатов опытной работы 57
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 70
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте учащиеся располагают существенными резервами развития. В данном возрасте у детей начинается перестройка всех их познавательных процессов. Поэтому именно младший школьный возраст является самым продуктивным для развития логического мышления. Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО.
Можно сказать, что в этот период жизни у ребенка закладывается фундамент его мыслительных процессов. Таким образом, в младшем школьном возрасте следует проводить комплексную и целенаправленную работу по формированию и развитию у детей основ логического мышления и обучению их приемам мыслительных операций.
Логическое мышление, формирующееся на базе образного, представляет собой высшую стадию развития детского мышления. Достижение данной стадии представляет собой сложный и длительный процесс, поскольку полноценное развитие логического мышления требует не только высокой степени активности умственной деятельности, но и достаточного уровня обобщенных знаний как об общих, так и наиболее существенных признаках объектов и явлений действительности. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, и его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых, а начинать целенаправленное развитие логического мышления уже в младшем школьном возрасте.
При этом очень важно, чтобы развитие логического мышления осуществлялось комплексно и систематически, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, с использованием различных форм и методов, доступных для детей младшего школьного возраста и адекватных уровню их интеллектуального развития.
Следует заметить, что математика является одним из тех учебных предметов, на которые падает основная нагрузка по развитию логического мышления, поэтому очень важно, чтобы это развитие осуществлялось в рамках данной учебной дисциплины максимально эффективно, включая и внеурочную деятельность, что и предопределяет актуальность данного исследования.
Изучением особенностей внеурочной деятельности вообще и по математике в частности занимались многие авторы, среди которых можно назвать Л.В. Байбородову, Е.В. Широкову, Т.А. Колесникову, А.Ю. Комиссарову, Н.И. Мерлину, Н.В. Сушенцову, Е.А. Морозова, А.В.
Морозову, А.В. Новоселова, Т.С. Пчелинцеву, Н.В. Сейдниязову, Л.А.
Серикову, В.И. Седакову, Е.В. Тайлакову, С.Б. Носову, В.П. Труднева, Р.Х. Хайруллину и некоторых других.
Однако, несмотря на довольно высокую степень разработанности вопроса внеурочной деятельности по математике, проблема развития логического мышления младших школьников в данном аспекте исследована, по нашему мнению, недостаточно, что также обусловливает актуальность данного исследования.
Цель исследования: определить педагогические условия развития логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике и доказать их эффективность.
Объект исследования: внеурочная деятельность по математике в
начальной школе.
Предмет исследования: развитие логического мышления младших
школьников.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления младших
школьников в процессе внеурочной деятельности по математике будет эффективным, если реализуются педагогические условия:
-преемственность содержания и организации образовательного процесса;
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; -непрерывность работы по формированию логических приемов
умственных действий;
-отбор развивающего содержания внеурочной деятельности по
математике;
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «логическое мышление» и особенности его
развития в младшем школьном возрасте;
2) охарактеризовать организацию внеурочной деятельности по
математике в условиях ФГОС НОО;
3) выявить психолого-педагогическим условиям развития логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике;
4) определить уровень развития логического мышления младших школьников;
5) осуществить опытно-экспериментальную работу по развитию логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.
МетоДы исследования:
1) общенаучные (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
2) эмпирические (наблюдение, беседа);
3) диагностические (тестирование);
4) психолого-педагогический эксперимент;
5) методы количественной и качественной обработки данных.
Базой опытно-экспериментальной работы является МБОУ «Старобелокурихинская средняя общеобразовательная школа» г. Белокуриха Алтайского края. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 54 учащихся 4 класса.
Апробация исследования: основное содержание работы отражено в материалах XX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», в статье «Развитие логического мышления школьников в процессе внеурочной деятельности по математике».
Структура исследования:
Данное исследование состоит из «Введения», основной части, которая включает две главы, «Заключения», «Списка литературы» и приложения.
Во «Введении» представлена актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы, теоретическая и экспериментальная база, практическая значимость и научная новизна работы.
В первой главе, которая называется «Теоретические основы развития логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике», рассмотрено понятие «логическое мышление» и особенности его развития в младшем школьном возрасте, охарактеризована организацию внеурочной деятельности по математике в условиях ФГОС НОО, дана характеристика психолого-педагогических условий развития логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.
Во второй главе («Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике») представлены результаты выявления уровня логического мышления младших школьников, реализация программы внеурочной деятельности по математике по развитию логического мышления младших школьников, анализ результатов опытной работы.
В ходе проведения исследования развития логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике были сделаны следующие основные выводы.
Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Вербальное логическое мышление является высшей ступенью развития мышления. Под вербальным логическим (словесно-логическим) мышлением следует понимать высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими этими предметами, явлениями или образами. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.
Основными операциями логического мышления являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для формирования познавательного отношения к действительности, навыков учебной деятельности, организованности и логического мышления.
В ходе школьного обучения перестраиваются и качественно изменяются все сферы развития ребенка. И начинается данная перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению.
Развитие логического мышления стимулируется процессом обучения, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом.
Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые младшими школьниками из различных источников информации, вызывают у них потребность вскрывать причины и суть связей и отношений между объектами (явлениями) действительности, объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно и логически.
В младшем школьном возрасте происходит и осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. Развиваются и такие качества ума, как критичность, гибкость, самостоятельность и др.
Чтобы внеурочная деятельность по математике в начальной школе была эффективной и достигла поставленной цели необходимо создать психолого-педагогические условия, которые будут этому способствовать. Представляется, что для внеурочных занятий с младшими школьниками наиболее адекватными и интересными для них формами работы будут дидактические математические игры, логические математические задачи, математические викторины и материал по истории математики.
Диагностирование уровня развития логического мышления младших школьников, проведенное перед началом опытно-экспериментальной работы, показало, что положение с уровнем развития логического мышления участников эксперимента из обеих групп не очень благополучное. Однако после реализации с экспериментальной группой программы внеурочных занятий по математике положение в ней заметно улучшилось, в то время как в контрольной группе ситуация изменилась незначительно. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы, в рамках которой были использованы такие формы и методы работы, как дидактическая математическая игра, логическая математическая задача, математическая викторина, материал по истории математики.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, получила своё подтверждение.
1. БайбороДова, Л.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности [Текст] / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №3. - С. 36 - 42.
2. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций [Текст] / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
3. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]. Уче6ное посо6ие для студентов вузов, о6учающихся по специальности «Педагогика и методика начального о6разования» / А.В. Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 455 с.: ил.
4. Болотова, А.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности [Текст] / А.А. Болотова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. - Вологда: ВПК, 2011. - С. 99 - 101.
5. Вечтомов, Е.М. Решение логических задач как основа развития мышления [Текст] / Е.М. Вечтомов, Я.В. Петухова // Концепт. - №8. - С. 11 - 25.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. - СПб.: Издательство «Союз», 1997. - 224 с.
7. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст]: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
9. Дерябина, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 158 с.
10. Дик, Н.Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе [Текст] / Н.Ф. Дик. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 287 с.
11. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
12. Загородных, К.А. Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике [Текст]. Методические рекомендации для учителей начальной школы / К.А. Загородных. - Омск: Издательство ОмГУ, 2004. - 20 с.
13. Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе [Текст] / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
14. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]. Учебное пособие / И.А. Зимняя. - М.: Академия, 2000. - 384 с.
15. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
16. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 82 с.
17. Канин, Е.С. Логические задачи [Текст] / Е.С. Канин // Математика для школьников. - 2011. - № 3. - С. 17 - 30.
18. Катуржевская, О.В. Методика преподавания математики [Текст] / О.В. Катуржевская. - Армавир: РИО АГПУ, 2016. - 140 с.
19. Колесникова, Т.А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника [Текст] / Т.А. Колесникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2012. - №1. - С. 29 - 30.
20. Комиссарова, А.Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике [Текст] / А.Ю. Комиссарова // Концепт. - 2014. - №11. - С. 1 - 5.
21. Математика. 4 класс [Текст]. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Часть 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2015. - 112 с.: ил.
22. Математика. 4 класс [Текст]. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Часть 2 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.: ил.
23. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы [Текст]: учебное пособие для общеобразоват. Организаций / М.И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. - М.: Просвещение, 2016. - 124 с.
24. Мерлина, Н.И. Игровое моделирование во внеурочной деятельности по математике [Текст] / Н.И. Мерлина, Н.В. Сушенцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - №4 (1). - С. 57 - 61.
25. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Академия, 2002. - 632 с.
26. Морозов, Е.А. Организация внеурочной самостоятельной деятельности по математике [Текст] / Е.А. Морозов, А.В. Морозова, А.В. Новоселов // Проблемы современного образования. - 2015. - №3. - С. 97 - 107.
27. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Словарь-справочник: В 2 ч. Ч. 1 / Р.С. Немов. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 304 с.
28. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студ. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии/ Р.С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.
29. Несмачная, И.А. Тест, направленный на выявление уровней развития
логического мышления младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/test-po-matematike-na-temu-test-
napravlenniy-na-viyavlenie-urovney-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-mladshih-
shkolnikov-248138.html
30. Нефедьева, М.А. Решение логических задач как способ развития креативного мышления [Текст] / М.А. Нефедьева // Педагогический ИМИДЖ. - 2017. - №1 (34). - С. 78 - 82.
31. Общая психология [Текст]: Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с.
32. Ончукова, Л.В. Логические задачи в школьном курсе математики [Текст] / Л.В. Ончукова // Концепт. - 2012. - №12. - С. 1 - 13.
33. Першина, Е.Ю. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС [Текст] / Е.Ю. Першина // Инновационная наука. - 2016. - №4. - С. 243 - 244.
34. Психология. Словарь [Текст]/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
35. Пчелинцева, Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Т.С. Пчелинцева // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2016 - №3 (26). - С. 53 - 57.
36. Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК Школа России [Текст] / Авт.-сост. М.В. Буряк. - М.: Планета, 2015. - 232 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.
38. Ручкина, В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст] / В.П. Ручкина. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 313 с.
39. СанДалова, Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности [Текст]. Дис. ... канд. педагог. наук / Н.Н. Сандалова. - Уфа, 2016. - 229 с.
40. Сейдниязова, Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения [Текст] / Н.В. Сейдниязова, Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №6 (16). - С. 123 - 126.
41. Седакова, В.И. Организация внеурочной деятельности по математике в условиях перехода на новые ФГОС общего образования [Текст] / В.И. Седакова // Символ науки. - 2016. - №3. - С. 128 - 130.
42. Степанова, О. А. Игровая школа мышления [Текст]: методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Сфера, 2003. - 128 с.
43. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.
44. Тайлакова, Е.В. Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах [Текст] / Е.В. Тайлакова, С.Б. Носова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). - Казань: Бук, 2018. - С. 51 - 53.
45. Труднее, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе [Текст] / В.П. Труднев. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с.
46. УзнаДзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе; Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.: ил.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Бйр://минобрнауки.рф/ [Дата обращения: 14.02.2018 21:16:28].
48. Хайруллина, Р.Х. Внеклассная работа по математике [Текст] / Р.Х. Хайруллина // Инновационная наука. - 2017. - №03-2. - С. 27 - 28.
49. Шамшиева, А.И. Игры и игровые моменты, используемые на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ighry-i-ighrovyie-momienty-ispol-zuiemyie-na-urokakh- matiematiki-nachal-nykh-klassakh.html [Дата обращения: 10.02.2018 18:03:36].
50. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.
51. Яворская, И.Н. Влияние развивающего обучения на формирование логического мышления младших школьников [Текст] / И.Н. Яворская // Психологическая наука и образование. - 2004. - №4. - С. 57 - 66.
52. Ягудина, Т.А. Логические формы мышления (дидактический аспект) [Текст] / Т.А. Ягудина // Вестник ОГУ. - 2006. - №5. - С. 47 - 51.