Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТ КАК СПОСОБ МИРОВИДЕНИЯ

Работа №154043

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы29
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ 5
1.1. Представление о концепте в языкознании 5
1.2. Категория концепта в лингвокультурологии 6
1.3. Репрезентация концепта на основании лексикографических
источников 7
1.4. Концепт в практике преподавания РКП 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 11
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА УЧИТЕЛЬ В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ 12
2.1. Концепт учитель в русской лингвистической культуре 12
2.2. Концепт учитель в китайской лингвистической культуре 14
2.3. Концептуальный анализ на уроках РКП (на примере концепта
учитель) 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ. Фрагмент урока 26


В настоящее время в практике преподавания русского языка как иностранного актуальность приобрели исследования фрагментов национальных языковых картин мира в сопоставительном аспекте. Специфика данных исследованиях заключается в том, чтобы найти различия в представлении разных народов через язык, который, в свою очередь, является «своеобразным окном в мир», его особой концептуализацией. Кроме того, знание концептов важны в практике преподавания русского языка как иностранного, поскольку это позволяет избежать коммуникативных неудач в процессе общения. Исследования ключевых концептов национальных культур, таким образом, обогащают практику преподавания РКИ и дают иностранцу возможность постичь русскую культуру через язык.
В своем исследовании мы обратились к русской лингвистической традиции, поскольку она рассматривала и продолжает рассматривать данную проблематику всесторонне (В.В. Воробьев, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Колесова, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Р.М. Фрумкина, В. И. Карасик и др.). Концепт стал объектом исследования различных научных направлений. Поскольку мы рассматривает его в контексте культуры, интерес для нас составляет прежде всего культурный концепт.
Объектом исследования, таким образом, становится культурный концепт.
Предмет - репрезентация концепта учителъ/jiaoshi/laoshi в русской и китайской лингвокультурах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить значение термина концепт;
2) выявить специфику в подходе изучения концепта различными научными дисциплинами;
3) определить особенности восприятия концепта учителъ/jiaoshi/laoshi в русском я китайском языковом сознании;
4) определить особенности изучения культурного концепта в практике преподавания русского языка как иностранного.
Для решения поставленных задач мы обратились к научным статьям и монографиям филологов, что и послужило материалом для исследования.
Объем и структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, одной глав, заключения, библиографии (списка использованной литературы).
Курсовая работа изложена на 28 страницах компьютерного текста, содержит 30 единиц библиографии.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цели и задачи исследования.
В первой главе рассматриваются вопросы теоретического характера, определяется терминология, излагается взгляд современной науки на данную проблематику.
Во второй главе приводятся материалы ассоциативного эксперимента среди русских и китайских студентов; рассматривается концепт учителъ/jiaoshi/laoshi в русском и китайском языках; выделяются этапы урока над концептом с элементами концептуального анализа.
В Заключении формулируются основные результаты исследования.
Приложение содержит фрагмент урока по предполагаемой теме «Школа. Учение, Учитель» с упражнениями на выявление особенностей восприятия русской концепта учитель.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В настоящий момент концепт признается учеными «единицей национального менталитета, специфическим способом мировосприятия и миропонимания, который определяет когнитивные и поведенческие стереотипы и установки, что в свою очередь является особенностью мышления определённой культурной общности» [Воркачев, 2004].
2. «Лингвокулътурный концепт - единица коллективного сознания, которая имеет языковое выражение и отмечена этнокультурной спецификой» [Воркачев, 2004].
3. Каждый язык особым способом концептуализирует окружающий мир. Знание этих способов необходимо при обучении иностранному языку, поскольку осуществить коммуникацию с представителями иной культуры без понимания лингвокультурных концептов сложно.
4. В практике преподавания РКИ концепт может стать как отдельным объектом изучения, так и способом освоения новой лексики (работа со значением слова, выявления его культурных смыслов в рамках концептуального анализа).
5. Такая работа с культурным концептом позволяет создать образ слова-концепта на уровне словаря, а также словесный и метафорический портрет концепта.
6. Результаты лингвокультуроогического исследования могут быть использованы в практике преподавания РКИ, что способствует более успешному освоению учебного материала.



1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. 204 с.
2. Бусурина Е.В. Деривационные связи слова дурак в современном русском языке // XXXII международная филологическая конференция. Сборник. Вып.15: Русский язык как иностранный и методика его преподавания. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2003. С. 95-99.
3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Воениздат, 1976.
4. Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990. 246 с.
5. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, 2001. С. 61-72.
6. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. 236 с.
7. Карасик В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования/ В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр./ под ред. И.А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75-80.
8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 109 с.
9. Карданова К. С. Языковая картина мира: мифы и реальность / К. С. Карданова // Русский язык в школе. 2010. № 9. С. 61-65.
10. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004. 240 с.
11. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность. М., 2003. 375 с.
12. Кубрякова Е. С., Демьянков В. 3., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. 245 с.
13. Кубрякова Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира // Филология и культуры. Мат-лы междунар.конф. Тамбов, 1999. С. 6-13.
14. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода// Концепты. Научные труды Центрконцепта. Архангельск. Из-во Поморского гос.ун-та, 1997. Вып.1. С. 11-35.
15. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: «Изд-во Астрель», 2000. 632 с...22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ