Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Доминирующее положение хозяйствующих субъектов, использующих цифровые платформы тема

Работа №154038

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы45
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
1 Основы доминирующего положения хозяйствующих субъектов,
использующих цифровые платформы 6
1.1 Понятие и признаки хозяйствующего субъекта, владеющего цифровыми
платформами 6
1.2 Правила доказывания доминирующего положения хозяйствующих
субъектов, использующих цифровые платформы 11
2 Противоправное поведение и допустимые действия хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение и использующих цифровые платформы 21
2.1 Понятие и виды злоупотреблений доминирующим положением .. 24
2.2 Допустимые действия хозяйствующих субъектов, имеющих
доминирующее положение и использующих цифровые
платформы 24
3 Гражданско-правовая ответственность за злоупотребления доминирующим
положением с использованием цифровых платформ 28
3.1 Особенности привлечения к ответственности хозяйствующих субъектов, использующих цифровые платформы 28
3.2 Теоретические и практические проблемы привлечения к ответственности хозяйствующих субъектов, использующих цифровые
платформы 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46


В настоящее время конкуренция приобретает совершенно новые форму и содержание. В условиях развития цифровой экономики начался переход хозяйствующих субъектов от конкуренции на уже сложившихся рынках к созданию новых собственных цифровых рынков, в которых они стремятся стать абсолютными монополистами. Перед антимонопольными органами в связи с этим встает ряд задач: необходимо выработать новые подходы к анализу цифровых рынков, к определению их продуктовых и географических границ, сформировать антимонопольные требования и критерии определения доминирующего положения. Это осложняется непрерывным возникновением новых рынков и изменения продуктовых границ старых.
Актуальность темы настоящей работы обуславливается недостаточностью правового регулирования конкурентных отношений на цифровых платформах. В связи с этим возникают проблемы с квалификацией действий хозяйствующих субъектов, являются они допустимыми или же прослеживается злоупотребление доминирующим положением.
Более того, научные источники по данной теме по большей части лишь указывают на возникающие при реализации законодательных предписаний проблемы, редко предлагая пути их разрешения.
В настоящей работе выявлены особенности привлечения к ответственности хозяйствующих субъектов, использующих цифровые платформы, а также выведены и проанализированы
теоретические и практические проблемы привлечения к ответственности хозяйствующих субъектов, использующих цифровые платформы. При этом сделанные в настоящем исследовании выводы, на наш взгляд, могут способствовать восполнению пробелов законодательства доминирующем положении хозяйствующих субъектов, использующих цифровые платформы.
Степень теоретической разработанности темы. Данный вопрос стал возникать относительно недавно, в связи с цифровизацией экономики. С течением времени правовое регулирование конкурентных отношений стало не поспевать за развитием цифровых платформ. Указанные обстоятельства привели к необходимости более тщательного изучения данного вопроса. В настоящее время изучением проблемных вопросов, связанных с регулированием доминирующего положения хозяйствующих субъектов, использующих цифровые платформы, посвящены работы Е. А. Войниканис , Г. Ф. Юсупова и К. А. Сухорукова .
При написании настоящего исследования также были использованы труды А. И. Коваленко, Ю. Б. Рубин, А. В. Доценк, А. Ю. Иванов, Р.С. Вартаев, Р.З. Гараев, А.И. Коваленко, В.А. Вайпан, А.Ю. Цариковский, А.Ю. Иванова, В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петров, Е.В. Силина, Л.В. Санникова, Ю.С. Харитонова, А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева, М.А. Егорова, К.С. Ючинсон, В.И. Шубина, Е.Л. Кузнецова.
Целью исследования является анализ понятия и признаков хозяйствующего субъекта, владеющего цифровыми платформами, правила доказывания доминирующего положения таких субъектов и привлечение их к гражданско-правовой ответственности с целью совершенствования отечественного законодательства и правоприменения в рассматриваемой сфере, а также определение теоретической базы, позволяющей более эффективно применять нормы гражданского законодательства...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, под цифровыми платформами следует считать информационный «продукт» (рынок), обеспечивающий встречу экономических агентов и связь, взаимодействие между ними, а также место, где они имеют возможность заключать сделки.
Признаками, позволяющими квалифицировать доминирующее положение на рынке цифровых платформ, являются сетевые эффекты и большие данные.
Отсутствие законодательного закрепления и, как было выявлено ранее, присутствие разночтений в доктрине не позволяет судам четко применять их.
Целесообразно также отметить, что традиционные критерии определения границ рынка могут оказаться несостоятельными для рынков с цифровыми платформами: взаимозаменяемость сервисов неоднозначна, а проведение «теста гипотетического монополиста» для бесплатных сервисов не представляется возможным.
Рассмотренные в ходе нашего исследования предложения, связанные с тщательной разработкой доктрины сетевого эффекта с анализом его проконкурентных и антиконкурентных характеристик. Во внимание должно быть принято, что сетевой эффект не безусловно отрицательный фактор для конкуренции. Следует создать специальный перечень критериев доминирующего положения на цифровом рынке.
Особенно следует, учитывая описанную ранее неопределенность в части понятий «цифровая платформа» и «сетевой эффект», разобраться с понятийным аппаратом.
Также необходимо определение видов злоупотреблений доминирующим положением и критериев, которые будут применяться в отношении действий таких доминирующих компаний на рынке цифровых платформ. В частности, это может быть условие, при котором наличие «сетевого эффекта» дает возможность хозяйствующему субъекту:
Оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном («цифровом») рынке;
Устранять с такого рынка или затруднять доступ на него хозяйствующим субъектам;
Отказывать компаниям или ограничивать их доступ к определенным данным;
При этом необходимо определить условия, при которых такие запреты будут действовать. В частности это могут быть:
Критерии по величине выручки хозяйствующего субъекта;
Величина доли на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению возможности заключения сделок (посредством программ для ЭВМ) между продавцами и покупателями;
Наступление сетевого эффекта при использовании компанией специальных программ для ЭВМ.
1) Наличие вреда;
2) Противоправность со стороны ответственного лица, выражающаяся в неисполнении или ненадлежащем исполнение возложенных на него обязанностей, связанных с содержанием животного, приведших к нападению собаки;
3) Причинно-следственная связь между первыми двумя условиями, проявляющаяся, как правило, в стоимости порванной одежды, медицинской помощи и лекарств в результате нападения собаки;
4) Отсутствие вины со стороны владельца собаки путем сопоставления с реальными обстоятельствами дела, включая характер лежащих на нем обязанностей и условиями оборота и с вытекающими из них требованиями заботливости и осмотрительности, которые должен был проявить любой добросовестный и разумный субъект права.
Кроме того, при определении подходов к формированию соответствующей нормативной правовой базы и методологии следует учитывать необходимость при проведении оценки состояния конкуренции на товарном рынке устанавливать и оценивать конкурентные отношения всех участников - как работающих в сфере «традиционной», так и «цифровой» экономики.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 ч. [Электронный
ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 16.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим
доступа: http://www.consultant.ru
2. Российская Федерация. Законы. О естественных монополиях :
Федеральный закон от 17.08.1995 № 135-ФЗ : редакция от 29.07.2017 // КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL:
http://www.consultant.ru
3. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции : Федеральный
закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ : редакция от 16.12.2019 //
КонсультантПлюс : справочная правовая система. - URL:
http://www.consultant.ru
4. Российская Федерация. Проект нормативно правового акта : О
внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации // Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения. - URL:
https: //regulation.gov.ru/proj ects/List/AdvancedSearch#npa=79428
5. ФАС РФ. Приказ. Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке : Приказ ФАС Российской Федерации от 28.04.2010 № 220 редакция от 12.03.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
6. ФАС РФ. Приказ. Об отдельных вопросах анализа состояния конкуренции : Приказ ФАС Российской Федерации от 10.04.2019 № 3 ред. от 10.04.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Российская Федерация. Разъяснение. О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции : Разъяснение Президиума ФАС Российской Федерации от 07.06.2017 № 8 редакция от 10.04.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru
8. Российская Федерация. Постановление. О некоторых вопросах,
возникающих в связи с применением арбитражными судами
антимонопольного законодательства : Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 //
КонсультантПлюс : справочная правовая система. -
URL: http://www.consultant.ru
Специальная литература
1. Алешин, Д. А. Анализ товарных рынков в антимонопольном регулировании. Технологии и алгоритмы / Д.А. Алешин // Маркет ДС.
- 2007. - №1 - URL: https://fas.gov.ru/files/16586/maket_.pdf
2. Алтухов, А. В. Правовая природа цифровых платформ в российской и
зарубежной доктрине / А.В. Алтухов // Актуальные проблемы российского права: - 2021. - №7. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-priroda-tsifrovyh-platform-v- rossiyskoy-i-zarubezhnoy-doktrine
3. Белых, В. С. Проблемы и перспективы определения доминирующего положения в условиях цифровой экономики / В.С. Белых // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - 2020. - №11 - URL: https: //vestnik.msal .ru/j our/article/viewF ile/1289/1310
4. Безгласная, Е. А. Путеводитель по элементарной экономике: эластичность спроса / Е.А. Безгласная // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. - 2017. - №14 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/putevoditel-po-elementarnoy-ekonomike- elastichnost-sprosa
5. Войниканис, Е. А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху : парадигма баланса и гибкости / Е.А. Войниканис : Москва: Изд- во Юр. литра, 2013. — С. 34.
6. Губин, Е.П. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / под редакцией Е. П. Губина, П. Н. Лахно : Москва.: Норма, 2017. - С. 276.
7. Гурен, М. М. Применение метода перекрестной эластичности при определении спроса и цен на уголь / М.М. Гурен // Горный информационно-аналитический бюллетень . - 2000. - №19 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metoda-perekrestnoy- elastichnosti-pri-opredelenii-sprosa-i-tsen-na-ugol
8. Доценко, А. В. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело Google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде / А.В. Доценко // Закон: - 2016. - № 2. - URL: https://igzakon.ru/magazine/article-pdf/?id=6505
9. Егорова, М.А. Конкурентное право: учебник / под редакцией М. А. Егоровой, А. Ю. Кинева.: Москва.: Юстицинформ, 2018. - С. 632.
10. Кожухова, Л. И. Методы определения границ товарных рынков, ориентированных на потребителя / Л.И. Кожухова // Лесной вестник. - 2008. - №5 - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZmetody-opredeleniya- granits-tovarnyh-rynkov-orientirovannyh-na-potrebitelya
11. Липинский, Д. А., К вопросу о дифференциации ответственности и альтернативных санкциях за нарушения антимонопольного законодательства / Д.А. Липинский // Власть Закона. - 2017. - №4. - URL: https: //elibrary.ru/item.asp?id=32729199
12. Малых, С. Н. Регулирование цифровых платформ - обеспечение
конкуренции при сохранении стимулов для развития / С.Н. Малых // Бюллетень о развитии конкуренции. - 2020, - №2. URL:
https: //ac. gov.ru/uploads/2-
Publications/konkurencia/Konk_december_2020.pdf
13. Пащенко, И. Ю. Большие данные: вопросы правомерного
использования в сфере e-commerce / И.Ю. Пащенко // Сборник статей.
- 2021, - №3. URL: https://rozhkova.com/books_text/e-commerce.pdf
14. Петров, А. В. Сетевые эффекты и недобросовестная конкуренция на
рынках цифровых платформ: дело Avito против Auto.ru / А.В. Петров // Предпринимательское право. - 2020, - №4. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=44292366
15. Рожкова, М. А. E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование) / М.А. Рожкова // Сборник статей. - 2021, - №3. URL: https://rozhkova.com/books_text/e-commerce.pdf...28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ