Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
|
Введение
I Глава Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
1.1 Сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
1.2 Психологические особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития проживающих в условиях стационарного социального учреждения ..
1.3 Основные условия для формирования жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Выводы по первой главе:
Глава II Организация опытно-экспериментальной работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.1. Изучение состояния сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.2 Реализация условий формирования жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.3 Анализ результатов работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития .
Вывод по второй главе: 79
Заключение:
Приложения
I Глава Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
1.1 Сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
1.2 Психологические особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития проживающих в условиях стационарного социального учреждения ..
1.3 Основные условия для формирования жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Выводы по первой главе:
Глава II Организация опытно-экспериментальной работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.1. Изучение состояния сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.2 Реализация условий формирования жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.3 Анализ результатов работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития .
Вывод по второй главе: 79
Заключение:
Приложения
В Красноярском крае по данным Пенсионного фонда на 01.10.2016г. проживает 11715 детей с ОВЗ. Многие из них проживают в семьях, но есть категория детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее дети - сироты с ТМНР), которые проживают в психоневрологических интернатах. В Красноярском крае функционирует 4 психоневрологических интерната для детей, в условиях, которых проживает около 780 детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Чаще всего такие учреждения функционируют по типу отделений «Милосердия». Одной из главных проблем таких учреждений является закрытость, поэтому за время проживания годами в данных учреждениях многие дети не приобретают каких - либо жизненно важных компетенций, их состояние чаще ухудшается, что приводит к вторичным осложнениям. Как следствие, процесс социализации у таких детей соответственно нарушен. Освоение детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества определенных дополнительных мер и средств. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач и сущности процесса социализации.
Для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР, было предложено организовать сетевое взаимодействие между организациями социальной защиты населения. В рамках данного взаимодействия так же необходима организация психолого-педагогического сопровождения, а также развивающего ухода, которое помогало бы решать проблемы детей- сирот с ТМНР в условиях психоневрологических интернатов.
Исследований, связанных с характеристикой развития жизненно компетенций с помощью развивающего ухода и психолого -педагогического сопровождения детей с ТМНР, не так много, и находят свое отражение в работах Битовой А.Л., Бгажноковой И.М., Лисовской Т.В.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения в своих работах, раскрывают такие авторы, как: М.Р. Битянова, Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, М.И. Роговцева, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и другие.
Процессам развития сущности и организации сетевого взаимодействия посвящены исследования таких авторов, как: М.Л. Кондакова, Н.М. Коннова, Г.В. Палаткина, Е.Я. Подгорная, Т.М. Третьяк и других.
Дефицит исследований проблемы развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната».
Целью исследования является: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Объект: социально - педагогический реабилитационный процесс формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Предмет: организационно - педагогические условия, обеспечивающие формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Гипотеза: Формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования
1) Охарактеризовать сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
2) Проанализировать особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями
3) Рассмотреть основные условия формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
4) Реализация условий, которые способствуют формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Теоретико-методологическую основу исследования составляет:
философские и психолого-педагогические идеи гуманистического воспитания, согласно которым в каждом ребенке с ограниченными возможностями необходимо признавать человеческое достоинство, ничем не отличающееся от человеческого достоинства здорового ребенка и взрослого; социальные и психолого-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями; концепции личностно ориентированной направленности реабилитационного и воспитательного процессов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.П.Кащенко, А.Р.Лурия).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение научной литературы по исследуемой теме.
- эмпирические: наблюдение, беседа, метод экспертного опроса.
База исследования:
Базой исследования является краевое государственное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Журавлик»». В исследовании принимали участие пять детей - воспитанников интерната разного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (1 девочка и 4 мальчика). В рамках исследования была организована опытно-экспериментальная работа по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Исследование проводилось 3 этапа:
1 этап: Поисковый: изучение и анализ литературы с целью выявления проблемы исследования, выявление степени ее актуальности, определение целей и задач исследования, объекта, предмета и гипотезы исследования.
2 этап: Аналитический: проведение исследования и обработка результатов.
3 этап: Преобразующий: реализация условия для формирования развития жизненно важных компетенций, анализ, обобщение и осмысление результатов, оформление текста диссертации.
Новизна исследования состоит в том что:
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании и осмыслении условий, способствующих развитию жизненно важных компетенций у детей - сирот с ТМНР.
Практическая значимость исследования:
Заключается в том, что на основе полученных практических результатах, были разработаны рекомендации по созданию условий для формирования жизненно важных компетенций, которые возможно реализовать на практике Достоверность и обоснованность результатов обоснованы применением в исследовании современных методов сбора, анализа и обработки информации Личное участие состоит в теоретическом осмыслении психолого-педагогического сопровождения как средства формирования жизненно важных компетенций у детей с ТМНР, а также в анализе сетевого взаимодействия и развивающего ухода как процессов формирования жизненно важных компетенций; разработаны оценочно - диагностические критерии наблюдения; обобщены результаты исследования, подготовлены публикации.
Представленные в работе результаты нашли отражение в публикациях и докладах на конференциях:
1. Участие в конкурсе научно- исследовательских работ Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы социальной науки и практики» среди магистрантов КГПУ им. В.П. Астафьева - 2 место
2. Развитие сетевого взаимодействия между организациями, осуществляющими помощь, развитие и уход за детьми с ТМНР, Сборник Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы социальной науки и практики», посвященный 10 -летию кафедры социальной педагогики и социальной работы в рамках XVIII форума « Молодежь и наука XXI» посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева, 27-28 апреля 2017года.
3. Развитие сетевого взаимодействия между организациями, осуществляющими помощь, развитие и уход за детьми с ТМНР, Сборник Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного социального знания» / под общ. ред. Л. Е. Ананьиной ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2017.
Для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР, было предложено организовать сетевое взаимодействие между организациями социальной защиты населения. В рамках данного взаимодействия так же необходима организация психолого-педагогического сопровождения, а также развивающего ухода, которое помогало бы решать проблемы детей- сирот с ТМНР в условиях психоневрологических интернатов.
Исследований, связанных с характеристикой развития жизненно компетенций с помощью развивающего ухода и психолого -педагогического сопровождения детей с ТМНР, не так много, и находят свое отражение в работах Битовой А.Л., Бгажноковой И.М., Лисовской Т.В.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения в своих работах, раскрывают такие авторы, как: М.Р. Битянова, Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, М.И. Роговцева, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и другие.
Процессам развития сущности и организации сетевого взаимодействия посвящены исследования таких авторов, как: М.Л. Кондакова, Н.М. Коннова, Г.В. Палаткина, Е.Я. Подгорная, Т.М. Третьяк и других.
Дефицит исследований проблемы развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната».
Целью исследования является: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Объект: социально - педагогический реабилитационный процесс формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Предмет: организационно - педагогические условия, обеспечивающие формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Гипотеза: Формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования
1) Охарактеризовать сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
2) Проанализировать особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями
3) Рассмотреть основные условия формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
4) Реализация условий, которые способствуют формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Теоретико-методологическую основу исследования составляет:
философские и психолого-педагогические идеи гуманистического воспитания, согласно которым в каждом ребенке с ограниченными возможностями необходимо признавать человеческое достоинство, ничем не отличающееся от человеческого достоинства здорового ребенка и взрослого; социальные и психолого-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями; концепции личностно ориентированной направленности реабилитационного и воспитательного процессов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.П.Кащенко, А.Р.Лурия).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение научной литературы по исследуемой теме.
- эмпирические: наблюдение, беседа, метод экспертного опроса.
База исследования:
Базой исследования является краевое государственное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Журавлик»». В исследовании принимали участие пять детей - воспитанников интерната разного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (1 девочка и 4 мальчика). В рамках исследования была организована опытно-экспериментальная работа по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Исследование проводилось 3 этапа:
1 этап: Поисковый: изучение и анализ литературы с целью выявления проблемы исследования, выявление степени ее актуальности, определение целей и задач исследования, объекта, предмета и гипотезы исследования.
2 этап: Аналитический: проведение исследования и обработка результатов.
3 этап: Преобразующий: реализация условия для формирования развития жизненно важных компетенций, анализ, обобщение и осмысление результатов, оформление текста диссертации.
Новизна исследования состоит в том что:
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании и осмыслении условий, способствующих развитию жизненно важных компетенций у детей - сирот с ТМНР.
Практическая значимость исследования:
Заключается в том, что на основе полученных практических результатах, были разработаны рекомендации по созданию условий для формирования жизненно важных компетенций, которые возможно реализовать на практике Достоверность и обоснованность результатов обоснованы применением в исследовании современных методов сбора, анализа и обработки информации Личное участие состоит в теоретическом осмыслении психолого-педагогического сопровождения как средства формирования жизненно важных компетенций у детей с ТМНР, а также в анализе сетевого взаимодействия и развивающего ухода как процессов формирования жизненно важных компетенций; разработаны оценочно - диагностические критерии наблюдения; обобщены результаты исследования, подготовлены публикации.
Представленные в работе результаты нашли отражение в публикациях и докладах на конференциях:
1. Участие в конкурсе научно- исследовательских работ Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы социальной науки и практики» среди магистрантов КГПУ им. В.П. Астафьева - 2 место
2. Развитие сетевого взаимодействия между организациями, осуществляющими помощь, развитие и уход за детьми с ТМНР, Сборник Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы социальной науки и практики», посвященный 10 -летию кафедры социальной педагогики и социальной работы в рамках XVIII форума « Молодежь и наука XXI» посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева, 27-28 апреля 2017года.
3. Развитие сетевого взаимодействия между организациями, осуществляющими помощь, развитие и уход за детьми с ТМНР, Сборник Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного социального знания» / под общ. ред. Л. Е. Ананьиной ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2017.
Актуальность проблемы, связанной с дефицитом исследований возможностей развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната» и ее цель: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с формированием жизненных компетенций и условиями, которые способствуют их развитию, позволил сделать вывод о том, что к таким условиям относят психолого-педагогическое сопровождение, развивающий уход и сетевое взаимодействие, которые эффективно влияют на развитие детей - сирот с ТМНР.
Мы предположили, что формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В целях проверки правильности гипотезы мы выявили сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Под жизненно важными компетенциями мы понимаем знания, умения и навыки, необходимые ребенку для нормализации его повседневной жизни.
Опытно- экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Констатирующий, который состоял в изучении состояния жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей «Журавлик», экспериментальная детская группа, состоящая из 5 человек (1 девочка и 4мальчика), дети-сироты с ТМНР. Специалистами реабилитационного центра была проведена констатирующая диагностика особенностей развития детей - сирот с ТМНР. Диагностика проводилась следующими методами: анализ документов, наблюдение, скрининг зрения и слуха. На констатирующем этапе экспериментального исследования было выявлено, что у большинства детей, находящихся в экспериментальной группе, был изначально низкий уровень жизненно важных компетенций.
2. Формирующий этап, который состоял в реализации плана взаимодействия специалистов в рамках сетевого взаимодействия. Организация в течение полугода психолого-педагогического сопровождения, обогащенного развивающим уходом и сетевым взаимодействием, дала возможность выявить на контрольном этапе повышение уровня сформированности жизненно важных компетенций у большинства детей до среднего уровня, и только однако у одного ребенка развить уровень компетенции не удалось, так как на это повлияли его глубокие нарушения в развитии.
Анализ динамики уровня сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР с помощью организации комплексного психолого-педагогического сопровождения и развивающего ухода в условиях сетевого взаимодействия показал положительный результат.
Таким образом, теоретико-практическим путем нами было выявлено значение сетевого взаимодействия как важного условия развития жизненных компетенций детей - сирот с ТМНР. Поставленные задачи исследования были успешно выполнены. Это подтверждает нашу гипотезу, которая заключалась в том, формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с формированием жизненных компетенций и условиями, которые способствуют их развитию, позволил сделать вывод о том, что к таким условиям относят психолого-педагогическое сопровождение, развивающий уход и сетевое взаимодействие, которые эффективно влияют на развитие детей - сирот с ТМНР.
Мы предположили, что формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В целях проверки правильности гипотезы мы выявили сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Под жизненно важными компетенциями мы понимаем знания, умения и навыки, необходимые ребенку для нормализации его повседневной жизни.
Опытно- экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Констатирующий, который состоял в изучении состояния жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей «Журавлик», экспериментальная детская группа, состоящая из 5 человек (1 девочка и 4мальчика), дети-сироты с ТМНР. Специалистами реабилитационного центра была проведена констатирующая диагностика особенностей развития детей - сирот с ТМНР. Диагностика проводилась следующими методами: анализ документов, наблюдение, скрининг зрения и слуха. На констатирующем этапе экспериментального исследования было выявлено, что у большинства детей, находящихся в экспериментальной группе, был изначально низкий уровень жизненно важных компетенций.
2. Формирующий этап, который состоял в реализации плана взаимодействия специалистов в рамках сетевого взаимодействия. Организация в течение полугода психолого-педагогического сопровождения, обогащенного развивающим уходом и сетевым взаимодействием, дала возможность выявить на контрольном этапе повышение уровня сформированности жизненно важных компетенций у большинства детей до среднего уровня, и только однако у одного ребенка развить уровень компетенции не удалось, так как на это повлияли его глубокие нарушения в развитии.
Анализ динамики уровня сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР с помощью организации комплексного психолого-педагогического сопровождения и развивающего ухода в условиях сетевого взаимодействия показал положительный результат.
Таким образом, теоретико-практическим путем нами было выявлено значение сетевого взаимодействия как важного условия развития жизненных компетенций детей - сирот с ТМНР. Поставленные задачи исследования были успешно выполнены. Это подтверждает нашу гипотезу, которая заключалась в том, формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
Подобные работы
- Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие импрессивной речи у пятиклассников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной коммуникации
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



