Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната

Работа №154030

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
I Глава Теоретические аспекты формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
1.1 Сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
1.2 Психологические особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития проживающих в условиях стационарного социального учреждения ..
1.3 Основные условия для формирования жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Выводы по первой главе:
Глава II Организация опытно-экспериментальной работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.1. Изучение состояния сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.2 Реализация условий формирования жизненных компетенций у детей -
сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
2.3 Анализ результатов работы по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития .
Вывод по второй главе: 79
Заключение:
Приложения


В Красноярском крае по данным Пенсионного фонда на 01.10.2016г. проживает 11715 детей с ОВЗ. Многие из них проживают в семьях, но есть категория детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее дети - сироты с ТМНР), которые проживают в психоневрологических интернатах. В Красноярском крае функционирует 4 психоневрологических интерната для детей, в условиях, которых проживает около 780 детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Чаще всего такие учреждения функционируют по типу отделений «Милосердия». Одной из главных проблем таких учреждений является закрытость, поэтому за время проживания годами в данных учреждениях многие дети не приобретают каких - либо жизненно важных компетенций, их состояние чаще ухудшается, что приводит к вторичным осложнениям. Как следствие, процесс социализации у таких детей соответственно нарушен. Освоение детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требуют от общества определенных дополнительных мер и средств. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач и сущности процесса социализации.
Для формирования жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР, было предложено организовать сетевое взаимодействие между организациями социальной защиты населения. В рамках данного взаимодействия так же необходима организация психолого-педагогического сопровождения, а также развивающего ухода, которое помогало бы решать проблемы детей- сирот с ТМНР в условиях психоневрологических интернатов.
Исследований, связанных с характеристикой развития жизненно компетенций с помощью развивающего ухода и психолого -педагогического сопровождения детей с ТМНР, не так много, и находят свое отражение в работах Битовой А.Л., Бгажноковой И.М., Лисовской Т.В.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения в своих работах, раскрывают такие авторы, как: М.Р. Битянова, Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, М.И. Роговцева, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и другие.
Процессам развития сущности и организации сетевого взаимодействия посвящены исследования таких авторов, как: М.Л. Кондакова, Н.М. Коннова, Г.В. Палаткина, Е.Я. Подгорная, Т.М. Третьяк и других.
Дефицит исследований проблемы развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната».
Целью исследования является: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Объект: социально - педагогический реабилитационный процесс формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Предмет: организационно - педагогические условия, обеспечивающие формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Гипотеза: Формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования
1) Охарактеризовать сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
2) Проанализировать особенности детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями
3) Рассмотреть основные условия формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
4) Реализация условий, которые способствуют формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Теоретико-методологическую основу исследования составляет:
философские и психолого-педагогические идеи гуманистического воспитания, согласно которым в каждом ребенке с ограниченными возможностями необходимо признавать человеческое достоинство, ничем не отличающееся от человеческого достоинства здорового ребенка и взрослого; социальные и психолого-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями; концепции личностно ориентированной направленности реабилитационного и воспитательного процессов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.П.Кащенко, А.Р.Лурия).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение научной литературы по исследуемой теме.
- эмпирические: наблюдение, беседа, метод экспертного опроса.
База исследования:
Базой исследования является краевое государственное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Журавлик»». В исследовании принимали участие пять детей - воспитанников интерната разного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития (1 девочка и 4 мальчика). В рамках исследования была организована опытно-экспериментальная работа по формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития
Исследование проводилось 3 этапа:
1 этап: Поисковый: изучение и анализ литературы с целью выявления проблемы исследования, выявление степени ее актуальности, определение целей и задач исследования, объекта, предмета и гипотезы исследования.
2 этап: Аналитический: проведение исследования и обработка результатов.
3 этап: Преобразующий: реализация условия для формирования развития жизненно важных компетенций, анализ, обобщение и осмысление результатов, оформление текста диссертации.
Новизна исследования состоит в том что:
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании и осмыслении условий, способствующих развитию жизненно важных компетенций у детей - сирот с ТМНР.
Практическая значимость исследования:
Заключается в том, что на основе полученных практических результатах, были разработаны рекомендации по созданию условий для формирования жизненно важных компетенций, которые возможно реализовать на практике Достоверность и обоснованность результатов обоснованы применением в исследовании современных методов сбора, анализа и обработки информации Личное участие состоит в теоретическом осмыслении психолого-педагогического сопровождения как средства формирования жизненно важных компетенций у детей с ТМНР, а также в анализе сетевого взаимодействия и развивающего ухода как процессов формирования жизненно важных компетенций; разработаны оценочно - диагностические критерии наблюдения; обобщены результаты исследования, подготовлены публикации.
Представленные в работе результаты нашли отражение в публикациях и докладах на конференциях:
1. Участие в конкурсе научно- исследовательских работ Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы социальной науки и практики» среди магистрантов КГПУ им. В.П. Астафьева - 2 место
2. Развитие сетевого взаимодействия между организациями, осуществляющими помощь, развитие и уход за детьми с ТМНР, Сборник Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы социальной науки и практики», посвященный 10 -летию кафедры социальной педагогики и социальной работы в рамках XVIII форума « Молодежь и наука XXI» посвященного 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева, 27-28 апреля 2017года.
3. Развитие сетевого взаимодействия между организациями, осуществляющими помощь, развитие и уход за детьми с ТМНР, Сборник Всероссийской научной - практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современного социального знания» / под общ. ред. Л. Е. Ананьиной ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2017.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы, связанной с дефицитом исследований возможностей развития жизненно важных компетенций у детей с ТМНР обусловил выбор темы диссертации «Формирование жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушения развития в условиях психоневрологического интерната» и ее цель: теоретическое обоснование и реализация условий, обеспечивающих формирование жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Проведенный теоретический анализ литературы, связанной с формированием жизненных компетенций и условиями, которые способствуют их развитию, позволил сделать вывод о том, что к таким условиям относят психолого-педагогическое сопровождение, развивающий уход и сетевое взаимодействие, которые эффективно влияют на развитие детей - сирот с ТМНР.
Мы предположили, что формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.
В целях проверки правильности гипотезы мы выявили сущность и содержание понятия жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития. Под жизненно важными компетенциями мы понимаем знания, умения и навыки, необходимые ребенку для нормализации его повседневной жизни.
Опытно- экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1. Констатирующий, который состоял в изучении состояния жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР. Базой исследования явился психоневрологический интернат для детей «Журавлик», экспериментальная детская группа, состоящая из 5 человек (1 девочка и 4мальчика), дети-сироты с ТМНР. Специалистами реабилитационного центра была проведена констатирующая диагностика особенностей развития детей - сирот с ТМНР. Диагностика проводилась следующими методами: анализ документов, наблюдение, скрининг зрения и слуха. На констатирующем этапе экспериментального исследования было выявлено, что у большинства детей, находящихся в экспериментальной группе, был изначально низкий уровень жизненно важных компетенций.
2. Формирующий этап, который состоял в реализации плана взаимодействия специалистов в рамках сетевого взаимодействия. Организация в течение полугода психолого-педагогического сопровождения, обогащенного развивающим уходом и сетевым взаимодействием, дала возможность выявить на контрольном этапе повышение уровня сформированности жизненно важных компетенций у большинства детей до среднего уровня, и только однако у одного ребенка развить уровень компетенции не удалось, так как на это повлияли его глубокие нарушения в развитии.
Анализ динамики уровня сформированности жизненных компетенций у детей - сирот с ТМНР с помощью организации комплексного психолого-педагогического сопровождения и развивающего ухода в условиях сетевого взаимодействия показал положительный результат.
Таким образом, теоретико-практическим путем нами было выявлено значение сетевого взаимодействия как важного условия развития жизненных компетенций детей - сирот с ТМНР. Поставленные задачи исследования были успешно выполнены. Это подтверждает нашу гипотезу, которая заключалась в том, формированию жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития будут способствовать следующие условия:
- диагностическое изучение процесса формирования жизненных компетенций у детей - сирот с тяжелыми множественными нарушениями развития;
- обогащение психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития за счет включения ресурсов развивающего ухода и сетевого взаимодействия.



1. Баранова Н.Ю. Программа «Каролина» для младенцев и детей младше го возраста с особыми потребностями//Под. ред. Н. Ю. Ба рановой. — СПб.: Санкт - Петербургский Институт раннего вмешательства,2004. — 336 с.
2. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы // М.: ВЛАДОС, 2007 - 237 с
3. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно - методические материалы. // М. - Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 г. - 181 с.
4. Битова А.Л., Бояршинова О.С Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития Информационно-методический сборник для специалистов.// Фонд поддержки детей, находящихся трудной жизненной ситуации, 2017 - 118с
5. Битова А.Л., Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях детского дома-интерната // Программа «Особые люди» - 69с.
6. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной
образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
7. Борликов Г.М., Сетевое взаимодействие университета и школ- партнёров в профильном обучении (на примере Калмыкии) // Изд-во Калм. ун-та, 2014 - 96 с.
8. Буланова Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями // Молодой ученый. — 2017. — №25. 278-280 с.
9. Гайдукевич С.Е., Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей //2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008.- 144 с.
10. Гареева Э.А., Модель сетевого взаимодействия в рамках опытно-экспериментальной и инновационной деятельности ресурсных учреждений системы социальной защиты : практическое пособие //: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. - 17 с.
11. Дробахина, И.К. Модель муниципальной комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд. пед. наук // Урал. Гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: 2009. - 207 с.
12. Золоторева А.В, Реализация вариативных моделей сетевого
взаимодействия общего, дополнительного и профессионального
образования в рамках организации внеурочной деятельности // Изд-во ЯГПУ, 2011. - 312 с.
13. Комлева Е. Р., Пономарева М. И.. Организация сетевого взаимодействия между субъектами опытно -экспериментальной и инновационной деятельности: подходы к внедрению : материалы offline- конференции // Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. - 206 с.
14. Клочкова Е.В., Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальности (Современные подходы в реабилитации)// СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003
15. Клочкова Е.В., Введение в физическую терапию: Реабилитация детей с церебральным параличом и другими нарушениями. // М.: Теревинф, 2014.
16. Лисовская Е.В., Жизненные компетенции детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями: содержание и критерии сформированности // Специальное образование: материалы X междунар. науч.конф., 23-24 апр. 2014 г. / под общ. ред. проф. В. Н. Скворцова. -СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014 - Т. II. - 196 - 199с.
17. Лисовская, Т. В. Педагогическая система непрерывного образования в Республике Беларусь лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития : [монография] // Четыре четверти, 2016 — 232 с.
18. Левченко И.Ю., Приходько О. Г., Технологии обучения и воспитания
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. // М.: Издательский центр «Академия»,
2001. — 192 с.
19. Логинова М.А., Сетевой характер социального взаимодействия // Из -во Новосибирский государственный технический университет, журнал Идеи и идеалы № 2(8), т. 2 88-94с
20. Логинова Е.Т. Модель образовательного процесса детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в условиях детского дома - интерната // Вестник Череповецкого государственного университета 2015 №7 121-126с
21. Морозова Т.В., Довбня С.В.. Шаг навстречу: Программы раннего вмешательства в домах ребенка. - М.: Генезис, 2011.
22. Мардахаев Л. В. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / / Л. В. Мардахаев М.: Издательство Юрайт, 2017. — 343 с.
23. Международная классификация функционирования // Всемирная организация здравоохранения, 2001. - 342с
24. Прикулус В.Ф. Петрова А.А., Колотий С.В. Организационно - педагогические условия рациональной преемственности детского дома интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья и психоневрологического интерната. / Прикулус В.Ф. Петрова А.А., Колотий С.В. // Отечественный журнал социальной работы -2013 №4 182-190
25. Рудаков В.А. Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ: методические рекомендации // сост. В. А. Рудаков // Авт. учреждение доп. проф. образования Ханты-Манс. авт. окр. - Югры «Ин-т развития образования». - Ханты-Мансийск 2015-40с.
26. Центр трудовой занятости. Путь к нормализации жизни людей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Достойная жизнь - наш выбор:Совместный путь к сопровождаемому проживанию. - СПб, 2015
27. Рыскиной В.Л. Нормализация жизни и социальное сопровождение детей и взрослых с нарушениями в развитии. // под ред. В.Л. Рыскиной. - СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015 - вып. 6 - 216 стр.
28. Рыжкова, Т. Абилитация детей с отклоняющимся развитием, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка // Наука и современность Издательство: Общество с ограниченной ответственностью"Центр развития научного сотрудничества"158-163с
29. Рязанова А.В., Ермолаев Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Теревинф, 2011
30. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.В Рязанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2014. — № 3. — С. 38-43.
31. Холостава Е.И. Климантова Г.И., Энциклопедия социальных практик
поддержки инвалидов в Российской Федерации // Под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. Г. И. Климантовой. — М.: Издательско- торговая
корпорация «Дашков и К°», 2015 — 824 с.
32. Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний // Москва (ГУ ВШЭ), 2010. — 344 с.
33. Шипицына Л. М., Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
34. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 —368 с.
35. Усанина Н.С. Опыт работы по межсетевому взаимодействию и социальному партнерству в рамках инклюзивного образования ДОО города Ярославля Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - 284 с.
36. Миненкова И.Н. Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями Режим доступа: http://allrefs.net/c1/4arte/( дата обращения:13.11.2016)
37. Методические рекомендации по организации образовательного процесса
и реализации специальной индивидуальной программы развития детей- инвалидов в условиях детских домов-интернатов системы социальной защиты: Режим доступа
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=K8cmoUDfwtIyBPxf60Fp1iLBETt7InVyb( дата обращения:27.10.2010)
38. Особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями Режим доступа:
https://aupam.ru/pages/deti/programmih_obucheniya_deteyj_s_tyazhyolihmi_i_mn ozhestvennihmi/page_02.htm (дата обращения: 10.10.2016)
39. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-i-doklad-na-temu-obuchenie-
detey-s-tyazhelimi-i-mnozhestvennimi-narusheniyami-razvitiya- 1146078.html(дата обращения: 11.10.2016)
40. Общая характеристика метода базальной стимуляции. Режим доступа: http://allrefs.net/c1/4arte/p9/ (дата обращения: 11.10.2016)
41. Полякова Е.М. Опыт оказания помощи детям, имеющим выраженные
интеллектуальные нарушения, в условиях детского дома-интерната Режим доступа: http://detivokrug.ru/spetsialistam/141-vy-rabotaete-v-
sisteme/osobennosti-razvitija/196-opyt-okazaniya-pomoshchi-detyam- imeyushchim-vyrazhennye-intellektualnye-narusheniya-v-usloviyakh-detskogo- doma-internata (дата обращения: 20.12.2016)
42. Попова И.Н. Проектирование моделей сетевого межведомственного взаимодействия в ходе реализации дополнительных образовательных программ: технологический аспект. Режим доступа:http://dvorec-pionerov.ru(дата обращения: 11.12.2016)
43. Солдаткина Л.Д. Психолого-педагогическое сопровождение
воспитанников с особенностями в развитии. Режим доступа:
http://открытыйурок.рф/статьи/605073/ (дата обращения: 10.10.2016)
44. Фоменко О.П. Гладык Т.Р., Роль психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома-интерната Режим доступа:
http://открытыйурок.рф/статьи/605073/ (дата обращения: 10.10.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ