Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы (Томский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад» (с. Моряковский Затон, Томский район).
Выборка: 12 детей старшей группы детского сада.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основания развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 6
1.1. Проблема развития читательского интереса у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Педагогическая ценность художественной литературы как средства развития у детей интереса к книге и чтению 13
1.3. Методы и технологии работы с художественной литературой с целью развития читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 31
2.1. Исследование уровня сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Реализация мероприятий по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 43
2.3. Оценка эффективности проведенной работы по развитию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 49
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 54
Приложение 1 59
Приложение 2 61
Приложение 3 62
Приложение 4 70
В современных условиях существует ряд причин, препятствующих читательского интереса дошкольника: развитие цифровых технологий уменьшило значимость бумажной книги, востребованной дошкольником; расширение свобод личности в России привело к расширению ассортимента изданий, в том числе некачественных; изменение социоэкономической ситуации разнообразило досуг современного россиянина и уменьшило количество времени на чтение книг.
Художественная литература способствует духовно-нравственному воспитанию личности, ее самодостаточности и индивидуальности, потребности в самосовершенствовании, готовности к правильным действиям и поступкам в ситуации неопределенности.
В дошкольном возрасте чтение художественной литературы является преимущественно слуховым. Ребенок способен осуществлять действия, характерные для обычного читателя. Приобщение к чтению – это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.
В последние десятилетия интерес к чтению в обществе неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации, телевидения, компьютера, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения и др. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми.
Детское чтение нуждается в поддержке, потому что оно приучает ребенка мыслить, развивает воображение, речь, мировоззрение. В процессе чтения ребенок приобщается к культуре, истории своего народа, овладевает не просто языком, а его красотой, глубиной, поскольку язык является одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического развития, он формирует ребенка как личность. Поэтому необходимо приобщать детей к чтению книг, начиная с дошкольного возраста. В этой связи большую роль должны сыграть не только родители, но и воспитатели детских садов.
Цель исследование: выявить особенности развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Объект исследование: Ознакомление дошкольников с художественной литературой.
Предмет исследование: уровень развития читательского интереса детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие читательского интереса
2. Раскрыть особенности развития читательского интереса дошкольниками
3. Выявить особенности развития читательского интереса средствами художественной литературы
4. Разработать мероприятия по развитию читательского интереса дошкольников средствами художественной литературы и апробировать их.
Гипотеза исследования: средства художественной литературы оказывают положительное влияние на развитие читательского интереса детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической, методической и художественной литературы по проблеме исследования
2. Беседы с детьми по содержанию художественных произведений
3. Наблюдения за детьми во время общения с книгой
Экспериментальная база исследования. Выявление начального уровня развития интереса к детской книге у старших дошкольников проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад» с. Моряковский Затон Томского района. В исследовании приняли участие 12 детей старшей группы детского сада.
Теоретическая база исследования. Художественная литература в развитии личности растущего человека продолжает играть значительную роль, что подтверждается мнением писателей (И. Бродского, В. Пьецуха, Д. Пеннака), ученых (В. Арнольда, А. Асмолова, Д. Фельдштейна), теоретиков и практиков дошкольного образования (В. В. Гербовой, Н. В. Микляевой, М. А. Кухар).
Практическая значимость исследования заключается в предложенных педагогических разработках и методических рекомендациях по развитию читательского интереса дошкольников, которые могут быть использованы в работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.
В современных условиях существует ряд причин, препятствующих читательского интереса дошкольника: развитие цифровых технологий уменьшило значимость бумажной книги, востребованной дошкольником; расширение свобод личности в России привело к расширению ассортимента изданий, в том числе некачественных; изменение социоэкономической ситуации разнообразило досуг современного россиянина и уменьшило количество времени на чтение книг.
Художественная литература способствует духовно-нравственному воспитанию личности, ее самодостаточности и индивидуальности, потребности в самосовершенствовании, готовности к правильным действиям и поступкам в ситуации неопределенности.
В дошкольном возрасте чтение художественной литературы является преимущественно слуховым. Ребенок способен осуществлять действия, характерные для обычного читателя. Приобщение к чтению – это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.
Выявление начального уровня развития интереса к детской книге у старших дошкольников проводилось на базе МАДОУ «Центр развития ребёнка-детский сад» с. Моряковский Затон Томского района.
Для выявления литературных предпочтений родителей и их детей, а также особенностей восприятия ребенком книги было проведено анкетирование родителей.
На следующем этапе была проведена беседа с детьми, целью которой стало выявление уровень интереса к детской книге у старших дошкольников.
Исследуемая группа состояла из двенадцати детей. Анализируя результаты констатирующего этапа исследования можно отметить, что большинство детей группы 50% набрали среднее количество баллов. Только 15% детей имеют высокий уровень, 35% детей нуждались в помощи воспитателя при выполнении заданий. Трудность у ребят вызвало задание «Подбери книги друг к другу». Никто из ребят не смог объяснить, почему он разложил книги именно так. Такой результат говорит о том, что существовала большая необходимость в разработке комплекса мероприятий, направленного на развитие читательского интереса у старших дошкольников.
На основе анализа результатов диагностики нами был разработан комплекс мероприятий по развитию интереса к детской книге у старших дошкольников.
По результатам контрольного этапа исследования представлен рост уровня читательского интереса у старших дошкольников, т.к. низкий уровень проявили всего два ребенка (16% вместо 50%), средний уровень повысился на 25%, высокий уровень повысился на 9%. В целом, проведенную работу можно охарактеризовать, как продуктивную.
Таким образом, вся система работы направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста на формирование интереса к книге. Это в свою очередь позитивно отразилось на решении поставленных задач. Дети успешно освоили программный материал, полученные знания, умения и навыки использовали в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности.
1. Алексеева, М. М. Методика работы с художественной литературой в детском саду / М. М. Алексеева // Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для вузов / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2017.
2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – М.: Академия, 1997. – 448 с.
3. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика–синтез, 2017.
4. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80 с.
5. Гриценко, З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2016. – 320 с.
6. Галкина И.А., Синенкова С.Ю. Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31408 (дата обращения: 02.07.2024).
7. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учеб. для студ. учреждений ВПО. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 347 с.
8. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления. // Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – С. 15-20.
9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
10. Гурович Л.М. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 128 с.
11. Ежкова Н.С. Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2018. С. 25–27.
12. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 1986.
13. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Отдельные произведения. – М.: Педагогика, 2013. – 354 с.
14. Климова С. Марченко Н. Пути формирования интереса к чтению в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С. 45-50.
15. Кудрявцева Е.Н. Игры по литературным произведениям для младших школьников. / Под общ. ред. И.Ю. Дробининой, Е.Н. Вадуриной. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2007. – 104 с.
16. Михалкина Н.А. Книжный уголок в детском саду. Консультация для воспитателей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/cons/763-knizhnyj-ugolok-v- detskom-sadu-konsultatsiyadlya-vospitatelej.html 16. Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122
17. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. // Начальная школа. – 2012. – №10. – С. 13-17.
18. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014.
19. Пантелеева, Н. Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2015. – №8. – С. 52-60.
20. Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду. - Тамбов, 2015.
21. Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».
22. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой. Методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 64 с.
23. Рубцова Т.В. Особенности формирования читательского интереса в младшем школьном возрасте. М.,2019. С. 45–49.
24. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.
25. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 248 с.
26. Смирнова О.А. Интерес к чтению как основной фактор воспитания читателя в старшем дошкольнике // Теория и методика дошкольного образования. 2015. № 7. С.171-176.
27. Соболева А.Е. Как научить ребенка читать. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 144 с.
28. Томилова С.Д. Основы литературного развития ребёнка дошкольного возраста как потенциального читателя. // Образование и наука. – 2009. – №2 (59). – С. 85-96. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-literaturnogo-razvitiya-rebenkadoshkolnogo-vozrasta-kak-potentsialnogo-chitatelya
29. Умнов Б.Г. О типологическом подходе к изучению пользователей информационно-библиотечными ресурсами и услугами РГБ. // Румянцевские чтения: тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции (18-19 апр. 1996 г.). – М.: РГБ, 1996. – С. 74-75.
30. Ушакова, О. С. Ознакомление с художественной литературой во взаимосвязи с развитием речи и творчества дошкольников / О. Ушакова // Обруч. – 2015. – № 2.
31. Фельдштейн, Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации ХХI века (доклад на общем собрании РАО 18.12.2012) [Электронный ресурс] / Д. И. Фельдштейн // Проблемы современного образования. – 2012. – №6.
32. Фишер, В. Я. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования / В. Я. Фишер, М. А. Кухар // Вестник ТГПУ. – 2015. – №11. – С. 147-153.
33. Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=649157
34. Хамидова М.О. Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста. // Молодой учёный. – 2019. – №9 (247). – С. 207-209. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/247/56941/
35. Чиндилова О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема. // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №7. – С. 76-79. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/a67/a67f4ab314689536c5b1b593f4c31726.p df
36. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
37. Яснов М. Д. Путешествие в чудетство. Книга о детях, детской поэзии и детских поэтах / Оформление Д. Плаксина. — СПб. : Союз писателей СПб.; Фонд «Дом детской книги», 2015. — 360 с.
38. Яснов М. До встречи! Новые стихи // Урал. — 2017. — № 4. — С. 158–163.
39. Яснов М.Д. Наши друзья – поэты. СПб., 2009.
40. Яснов М.Д. Первый «А» от А до Я. СПб., 2015.
41. Яснов М.Д. Путешествие в Чудетство. М., 2015.
42. Яснов М.Д. «Шу-шу и фыр-фыр». // Мурзилка. 2001. №8.
43. Яснов М.Д.http://poemata.ru/poets/yasnov-mihail/samoe-dobroe-slovo/