Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности первоклассников на уроках окружающего мира (Московский педагогический государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Лицей №4» (г. Красногорск).
Выборка: 26 учеников 1 «В» класса.
Есть приложения.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Сущность понятия «дидактическая игра» и ее структура 7
1.2. Психолого-педагогические особенности познавательной деятельности первоклассников 14
1.3. Методы преподавания на уроках окружающего мира 19
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 29
2.1. Организация констатирующего этапа эксперимента 29
2.2. Содержание обучения на уроках окружающего мира 42
2.3. Результаты исследования на контрольном этапе 44
Выводы по 2 главе 50
Заключение 522
Список литературы 555
Приложение 60
Актуальность исследования. В настоящее время в основу образовательного процесса заложен гуманистический характер работы учителя, которая своими главными целями ставит развитие лучших качеств каждого учащегося и формирование разносторонних и полноценных личностей на основе реализации индивидуального подхода для раскрытия их потенциальных возможностей. По данным современных педагогических исследований, у превалирующего числа учащихся в школе детей проявляется низкий познавательный интерес к учебному материалу основных предметов, зафиксирована слабая мотивация к учебному процессу в целом. Отсюда следует, что в данной ситуации учителю важно подобрать такие методы, формы и приемы обучения, которые способствовали бы возникновению интереса в получении новых знаний, активизации познавательной деятельности в рамках учебного процесса, в ходе работы выявить ряд условий, который позволил бы сформировать устойчивые познавательные интересы и развить способности обучающихся в учебном процессе. В начальной школе урок – это основная форма учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. Именно в рамках урока учащиеся получают знания и приобретают все необходимые им навыки для использования их в учебной практической работе. Педагог всегда должен стараться искать наиболее эффективные методы и средства обучения, с помощью которых он сможет научить детей самостоятельно учиться, а также пробудить в них потребность в проявлении заинтересованности по отношению к учебному процессу в целом. В дидактике главной проблемой является активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, решение которой представляет интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане. От того, насколько правильными окажутся принятые решения по данной проблеме, в наибольшей степени зависит продуктивность учебного процесса, повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов.
Одним из средств, улучшающих показатели активности познавательной деятельности первоклассников на уроках, является дидактические игры, которые имеют немаловажное значение в развитии младших школьников, как в интеллектуальном, так и психологическом плане. Дидактические игры «включают» мышление учащихся, помогают сделать учебный процесс привлекательным, радостным, интересным, вдохновляют учащихся, вызывают впечатления, помогают избегать назойливой назидательности, создают благоприятный психологический климат и располагающую к общению обстановку в кругу школьников.
Данную проблему в своих работах рассматривали такие известные педагоги и психологи, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Г.А. Цукерман и ряд других. На страницах своих научных трудов они писали, что наиболее благоприятным периодом формирования у детей познавательной активности выступает именно младший школьный возраст. На данном возрастном этапе происходит формирование творческой личности ребенка, способной принимать разумные решения в нестандартных жизненных ситуациях и нести за них ответственность, что является одним из показателей проявления высокого уровня познавательной активности.
Вследствие увеличения объема учебной нагрузки на уроках окружающего мира снижается интерес учеников к изучаемому материалу, «падает» качество знаний, поэтому педагог вынужден осуществлять поиск и дальнейшее использование таких методов и средств обучения, которые направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность младших школьников.
В данной работе предпринята попытка рассмотрения и исследования проблемы активизации познавательной деятельности учащихся 1-ого класса посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения.
Проблема исследования – каковы педагогические условия успешной активизации познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр на уроках окружающего мира?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является познавательная деятельность первоклассников.
Предмет исследования – процесс активизации познавательной деятельности первоклассников средствами дидактических игр на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе будет способствовать активизации познавательной деятельности первоклассников при следующих педагогических условиях:
1. Учет особенностей познавательной деятельности первоклассников.
2. Опора на структуру и содержание дидактических игр.
3. Разработка серии уроков окружающего мира с использованием дидактических игр.
Задачи исследования:
• Проанализировать сущность понятия «дидактическая игра» и рассмотреть ее структуру;
• Изучить психолого-педагогические особенности детей 6-7 лет, определить особенности познавательной деятельности первоклассников;
• Выявить педагогические условия успешной активизации познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр на уроках окружающего мира;
• Разработать комплект диагностических методик по выявлению уровня познавательной активности у младших школьников как одного из критериев познавательной деятельности;
• Провести опытно-экспериментальное исследование эффективности использования дидактических игр на уроках окружающего мира для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение научной и методической литературы по данной проблеме, анализ, обобщение, систематизация.
Эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ лицея №4 г. Красногорска. В работе были задействованы 26 детей.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, перечня приложений.
ФГОС второго поколения выдвигает новые задачи, призывает педагогов развивать интеллектуально-творческие качества личности младших школьников. Развитие учебно-познавательной деятельности школьников на начальной ступени образования – одна из перспективных стратегий разрешения данной проблемы. Будучи заинтересованным в повышении интенсивности процессов развития и саморазвития обучающихся, педагогу необходимо стимулировать познавательные процессы своих учеников, пробуждать в них жажду новых впечатлений и открытия новых знаний, формировать исследовательские умения и познавательную активность. Наша опытно-экспериментальная работа – это попытка практически проверить и обосновать ряд педагогических условий, нацеленных на обеспечение эффективности развития младших школьников.
Перешагивая порог школы, становясь первоклассником, ребенок продолжает развиваться как физически, так и психологически, что, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшего систематического обучения. Именно в младшем школьном возрасте, в связи с вхождением в учебную деятельность, закладываются основы умения учиться. Учебная деятельность, оказывая колоссальное влияние на младших школьников, формирует у них такие качественные новообразования, как: рефлексия, произвольность, внутренний план действий.
Вызов интереса, развитие мотивации – ключевые аспекты в рамках решения проблемы по активизации познавательной деятельности школьников. Для формирования положительной учебной мотивации необходима полноценная и целенаправленная работа, ключевое место в которой отводится дидактическим играм.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что при обучении младших школьников в своей работе учителя применяют специальные игры – дидактические, с установленными правилами, направленные на обучение детей и несущие в себе не только воспитательный элемент, но и оказывающие развивающее влияние на учащихся.
Дидактические игры включают в себя основные компоненты, без которых игра не может существовать. Это четко поставленные цели, описанное игровое действие, правила игры, результаты.
Во-первых, дидактические игры несут в себе обучающую задачу, представляющую собой цель игровой деятельности; во-вторых, учебный материал составляет содержание игры, на основе которого строятся правила игры.
Применение учителем на уроках дидактических игр помогает мотивировать детей на обучение и получение знаний, развивает наблюдательность, воображение, умение работать в коллективе, мыслительные операции, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Целью нашей опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе МБОУ лицей №4 г. Красногорск, было выявление педагогических условий успешной активизации познавательной деятельности первоклассников средствами дидактических игр на уроках окружающего мира.
Для диагностики определенного нами критерия познавательной деятельности детей младшего школьного возраста – уровня сформированности познавательной активности – применялись стандартизированные и рекомендованные для использования в учебных образовательных учреждениях методики (А.А. Горчинской, Г.И. Щукиной, Л.А. Червяковой, Ю.В. Бойко). Диагностические методики, проведенные на контрольном этапе эксперимента, позволили выявить положительную динамику развития познавательной активности обучающихся. Так, согласно результатам, полученным после проведения методики А.А. Горчинской, число детей с низким и средним уровнями познавательной активности снизилось на 5% и 8% соответственно, при этом процент детей с высоким уровнем познавательной активности возрос на 13% от общего числа испытуемых. Повторная диагностика по модифицированной методике Л.А. Червяковой и Ю.В. Бойко показала, что количество детей со средним уровнем познавательной активности незначительно возросло и составило 74%, а процент детей с высоким уровнем познавательной активности составил 26%. При этом путем повторной диагностики первоклассники с низким уровнем познавательной активности выявлены не были. Методика Г.И Щукиной, которая проводилась повторно на этапе контрольного этапа эксперимента, показала: были выявлены 2 ученика с высоким уровнем познавательной активности, обладатели рефлексивно-активного уровня познавательной активности составили 8% от общего числа детей. При этом количество детей с исполнительно-активным уровнем познавательной активности увеличилось и составило 47%, процент детей с относительно-активным и рецептивно-активным уровнями познавательной активности снизился и составил 26% и 19% соответственно.
Анализ полученных результатов в рамках проведения опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ лицей №4 г. Красногорска с учащимися 1 «В» класса позволяет утверждать истинность выдвинутого нами предположения. Действительно, чем лучше учитель знает и оказывается способным учитывать на практике при работе со своими учениками особенности их познавательной активности и познавательной деятельности, и чем более разнообразной будет применяемая им в рамках различных уроков система дидактических игр и других игровых методик, тем успешнее будет протекать процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.
В ходе нашей опытно-экспериментальной работы цель исследования была достигнута, основные задачи решены, а гипотеза нашла достойное подтверждение.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч. 1). – Ст. 7598. 43.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
3. Алиева Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007 – № 10 – С. 299-303.
4. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М. : Просвещение, 1986.
5. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый / М.К. Апетян. – 2014. – №14. – С. 243-244.
6. Безбородова, М.А., Заварина С.Ю. Саморазвитие педагога в профессиональной деятельности. // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования / Материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 февраля 2017 г., г. Орехово-Зуево – г. Москва.- М.: Педагогическое общество России; ГОУ ВО МО ГГТУ, 2017.- с.136-140
7. Березина, Ю.Ю. Изучение познавательных предпочтений детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // МПГУ на образовательном поле Москвы: сборник статей, посвященный 140-летию вуза. - М.: «Просвещение», 2012г. - С. 66-69.
8. Блинова Т.Л. Структура познавательной деятельности школьников в личностно-ориентированном обучении // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008 № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-vlichnostno-orientirovannom-obuchenii (Дата обращения: 17.02.2021).
9. Бурова Л.И. Формирование у младших школьников системы знаний о природе. М.: Виента, 2014. 405 с.
10. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78.
11. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2005. – 70 с.
12. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст]: лекции 5–8 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. – М.: «Первое сентября», 2008 – 68 с.
13. Вишневецкая З.П. Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников. / З.П. Вишневецкая – Минск: Изд-во БГПУ, 2007. – С.126–127.
14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966 – № 6. – С. 62–68.
15. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2010. 232 с.
16. Гацоев, Д.В. Развитие познавательной активности // Педагогика. Вопросы теории и практики / Д.В. Гацоев. – 2016. – № 1(1). – С. 17-19
17. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. - М.: ВЛАДОС, 2008.
18. Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. Дидактическая игра: сущность и содержание / Е.Н. Давыдова, И.С. Кобозева. Педагогические науки, Выпуск 3, 2019, с.134
19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986
20. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.
21. Доронина, Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста / Н. Н. Доронина, О. А. Чернова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 176-178. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48075/ (дата обращения: 20.04.2021).
22. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы :дис. д-ра пед. наук. – М., 2002. – 495 с
23. Еремина, Н.Ю. Познавательный интерес и педагогическая поддержка - слагаемые успеха обучения первоклассника / Н.Ю. Еремина // Педагогические науки. - 2014. - №6. - С. 36-37.
24. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. / В.И. Загвязинский – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
25. Землянская Е.Н. Уровневая диффернциация в развивающем образовании // Школа будущего. - 2016. №6 С.10-19. С.10
26. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании: методическое пособие. - М.: МПГУ, 2017. – 75 с.
27. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М. : АСТ; Прайм-Еврознак; СПб., 2008. – 777 с.
28. Исаева Е.В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. 2014. № 1. - С.38-41.
29. Кайнова А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л. Кайнова. – М.: Изд-во «Просвещение», 2008. – 84 с.
30. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст] / Е. В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 476 с.
31. Козлова О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - № 11
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - 352 с.
33. Макаренко А.С. Лекции о воспитании [Электронный ресурс]: Произведения А.С. Макаренко. Работы о воспитании. – Режим доступа: http: // www.makarenko.edu.ru /biblio. htm
34. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2012. 436 с.
35. Морозова, И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С. 162-164.
36. Мусс Г. Н. Педагогический потенциал системы образования в умственном развитии детей дошкольного возраста / Г.Н. Мусс. – Наука в современном мире: материалы XXV Международной научно – практической конференции. – М.: Перо, 2016. – С. 84 – 86.
37. Новолодская Е. Г. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Новолодская. Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина. – Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2016. – 105 с.
38. Овчинникова В. С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010 – №9. – С. 19-24.
39. Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М.: АСТ, 2012. 492 с.
40. Пряхина Е. О. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира. Постулат. 2019. №8
41. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. 2013. - № 9. С. 40-42.
42. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
43. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. – М., 1999. – С. 377
44. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 68 с.
45. Хазыкова, Т.С. Развитие познавательной активности младшего школьника в современных условиях / Т.С. Хазыкова, Ц.А. Васькаева / В сб. Технологии психолого-педагогической работы в современных условиях, 2017. – С. 106-110.
46. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь: СКИПКРО, 2012. 148 с.
47. Чернова Г.А. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
48. Чухарева, В. В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В. В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013 – №9. – С. 67-71.
49. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / В. Д. Шадрикова. – М. : Просвещение, 1990. – 142 с.
50. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Аспект-Пресс 2012. – 160 с.