Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СШ №10 г. Павлово.
Выборка: 43 учащихся 10 классов.
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности
1.1. Понимание мотивации учебной деятельности в психологии
1.2. Особенности учебной мотивации подростков
1.3. Феномен тревожности в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое изучение учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности на примере ООО «Национальная инициатива»
2.1. Организация и методы исследования учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования учебной мотивации подростков с разным уровнем тревожности
2.3. Анализ и интерпретация результатов формирующего эксперимента
Заключение
Список используемой литературы
В современном, постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.
Актуальность. Проблема изучения мотивации является наиболее актуальной, поскольку в большей мере именно мотивация школьников определяет успешность образования. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости, отказу от самообразования и общей деградации личности. Учитывая рост числа детей, имеющих «мотивационный вакуум», изучение особенностей учебной мотивации становится одной из центральных областей психолого-педагогических исследований.
На данный момент ведущими мотивами обучения являются внешние мотивы, но для повышения эффективности образования, предупреждения потери интереса к учебе необходимо формировать у школьников в первую очередь внутренние мотивы, придающие дальнейшей учебе значимый смысл.
Данный возраст характеризуется формированием и укреплением мотивов, которые соответствуют зрелым формам учебной деятельности. Закрепляются обширные познавательные мотивы, продолжают прогрессировать мотивы самосовершенствования, самообразования, достижения и самореализации. Ощутимо улучшаются широкие социальные мотивы. Видимые качественные сдвиги в подростковом возрасте случаются в тесных социальных, т. е. позиционных, мотивах учения.
Преподаватели прекрасно понимают, что школьника невозможно качественно научить чему-либо, если он без интереса, апатично смотрит на обучение и не осознает потребность в нём. Именно поэтому, одна из главных задач школы - это моделирование и развитие у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности. Чтобы учащийся действительно включился в работу, следует добиться того, чтобы поставленные перед ним в учебной деятельности задачи, не только являлись понятными, но и стали внутренне приняты им, т.е. нужно сделать так, чтобы они стали значимы для учащегося.
Новизна и теоретическая значимость. Новизна исследования заключается в том, что в настоящее время ощущается дефицит работ в области изучения качеств содержания и динамики мотивов учебной деятельности подростков. Результаты данного исследования могут быть значимы для администрации общеобразовательных учебных заведений, педагогов, методистов, психологов службы образования, родителей учащихся при проведении мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации подростков.
Исследованием учебной деятельности, в общем, и ее мотивацией занимались известные отечественные психологи и педагоги: Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, С.Л Рубинштейн, А.Б. Орлов, А.А. Люблинская, А.К. Маркова, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Ю.К. Бабанский, Т.А. Матис, Л.И. Божович, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина, Е.П. Ильин и многие другие.
Объект исследования: учебная мотивация.
Предмет исследования: учебная мотивация в подростковом возрасте.
Цель исследования: разработать систему мероприятий эффективно формирующих учебную мотивацию у подростков и создания рекомендаций для педагогов.
Гипотеза: разработанный комплекс мероприятий позволит эффективно формировать учебную мотивацию у подростков.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-методическую литературу по мотивационной сфере, определить сущность понятия;
2. Рассмотреть особенности развития и формирования учебной мотивации в подростковом возрасте;
3. Разработать и апробировать диагностический комплекс, позволяющий изучить учебную мотивацию в подростковом возрасте;
4. Оценить эффективность комплекса мероприятий по эффективному формированию учебной мотивации.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме учебной мотивации; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Эмпирические: опросник «Учебная мотивация школьников» (модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой);
методика М.В. Матюхиной «Диагностика структуры учебной мотивации школьника».
Структура работы: работа состоит из плана, введения, главы 1, посвященной анализу теоретико-методологических подходов к изучению учебной мотивации в подростковом возрасте и 3 параграфов, главы 2, посвященной диагностике факторов, влияющих на учебную мотивацию в подростковом возрасте, их анализу и формулированию рекомендаций по повышению учебной мотивации в подростковом возрасте и 3 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 43 учащихся 10 классов (10 «А» класс 18 человек: 14 девочек и 4 мальчика, 10 «Б» класс 25 человек: 14 девочек и 11 мальчиков).
Исследование было посвящено актуальной проблеме современного школьного образования - проблеме учебной мотивации подростков. Педагоги подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у учащихся, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Поскольку в подростковый период происходит снижение мотивации учения, мы решили в рамках нашего исследования разработать систему мероприятий эффективно формирующих учебную мотивацию у подростков.
Для реализации цели сначала был проведен теоретико-методологический анализ проблемы учебной мотивации. Анализ научной литературы показал, что проблеме исследования учебной мотивации уделялось внимание многими отечественными и зарубежными психологами. Одно из наиболее распространенных в отечественной психологии понимание учебной мотивации рассматривает ее как полимотивированное явление, то есть как частный вид мотивации, включенный в широкую сферу мотивов человека и характеризующий направленность деятельности человека на усвоение знаний, умений и навыков.
Также были изучены особенности учебной мотивации подростков и выделены основные факторы, влияющие на ее уровень и динамику. Определено несколько групп факторов, претерпевающих основные изменения в этом возрасте и оказывающие наибольшее влияние по уровень учебной мотивации в подростковом возрасте. Выявленные особенности были положены в основу нашего исследования и отражены в его результатах.
Основываясь на результатах теоретического анализа, было установлено, что на учебную мотивацию оказывают влияние различные аспекты личности подростка, такие как уровень притязаний, способность ставить цели и достигать их и т.д. На учебную мотивацию также влияет ряд факторов, которые мы выделили для изучения в рамках нашего исследования.
Далее, были подобраны методики для изучения выделенных в ходе теоретического анализа факторов, выбрана база для проведения исследования и состав респондентов. Результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, были подвергнуты качественному и количественному анализу. По результатам исследования сформулированы выводы и разработаны рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации подростков в учебном процессе.
В перспективе планируется провести более подробное и детальное изучение полученных в ходе исследования данных и разработать методическое пособие для работы педагогов с подростками.
1.Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2015. - 160 c.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков - М.: Просвещение, 1998. - 359 с.
4. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - изд. 3-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2010.
5. Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности /, Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова - М.: Акрополь, 2011. - 155 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 1984.
7. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: ИПП, 2011. - 214с.
8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. - М.: Педагогика, 2014. - 422с.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы; Питер - Москва, 2014. - 512 c.
10. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского М.Г. Ярошевского. - М.: Полииздат, 1990. - 494 с.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-воУРАО, 1999. —176с.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 2011. - 340с.
13. Маклаков А. Г. Общая психология; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. - 582 с.
14. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 2005. - 243с.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011. - 158с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность; СПб: Евразия - Москва, 2014. - 478 c.
17. Педагогическая диагностика в школе. / Под ред. А.И. Кочеткова. - Минск: Амалфея, 2013. - 420с.
18. Подласый И. П. Педагогика : 2-е изд., доп. - М. : Издательство Юрайт, 2011. - 574 с.
19. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2002. - 360 с.
20. Райский Б.Ф. Движущие силы в формировании и развитии у учащихся потребностей в самообразовании. М.: МПСИ, 2014. - 130с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 705.
22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся - М.: Знание, 2005. - 194с.
23. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность; М.: Педагогика - Москва, 2013. - 800 c.
24. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. - 144с.
25. Якобсон П.М. Психология мотивации - Воронеж, 2006. - 268с.