ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ …5
1.1 Понятие и основные направления кадровой политики организации…5
1.2 Принципы формирования кадровой политики образовательной организации…9
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ …16
2.1 Механизм формирования кадровой политики образовательной организации…16
2.2 Механизм формирования кадрового потенциала………………...19
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ .25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....……………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .…36
Состояние современного образования и направления его развития требуют инновационных подходов к развитию образовательного процесса и улучшению качества образовательных услуг. Основную роль в процессах модернизации системы образования отводят педагогу, потому что работать в современных условиях должны люди, которые обладают определёнными психолого¬-педагогическими, методическими и технологическими компетенциями.
Именно профессионализм педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений является важнейшим фактором, влияющим на качество образования.
Исходя из сказанного актуальность работы обусловлена тем, что для реализации современных образовательных стандартов требуется качественное изменение деятельности педагогов. В соответствии с этим, деятельность по развитию кадрового потенциала учреждения образования должна стать одним из основных направлений кадровой политики администрации и педагогического коллектива учреждения.
Объект курсовой работы - кадровая политика современных образовательных учреждений.
Предмет исследования курсовой работы – особенности, цели и задачи кадровой политики современных образовательных учреждений.
Целью работы является проведение исследования кадровой политики современных образовательных учреждений и выявление на его основе существующих проблем в данной сфере, а также разработка предложений по разрешению выявленных проблем.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие кадровой политике и выявить её основные направления.
2. Рассмотреть принципы формирования кадровой политики образовательной организации.
3. Проанализировать механизм формирования кадровой политики образовательной организации.
4. Дать характеристику механизму формирования кадрового потенциала.
5. Внести предложения по совершенствованию кадровой политики образовательных организаций.
Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в работе предложения и рекомендации можно будет использовать для совершенствования проведения кадровой политики в образовательных организациях.
Методологической базой исследования являются логические (анализ, синтез, индукции, дедукции) методы, а также системный, сравнительный методы, метод анализа документов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Кадровую политику образовательной организации можно определить, как стратегическую политику руководства, направленную на совершенствование форм и методов работы с сотрудниками образовательной организации в условиях автономии. Следовательно, можно сделать вывод, что кадровая политика образовательной организации является некой системой целей и принципов, вытекающих из них подходов, форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории персонала.
В настоящий момент в образовательных организациях ведется поиск новых подходов к использованию управленческих кадров; усиливается ответственность руководства за контроль использование потенциала персонала и ведется учет и использование потенциала персонала. Согласно требованиям органов, контролирующих эффективность работы образовательных учреждений высшего образования необходимо разработать программу привлечения молодых специалистов.
Поскольку при реализации кадровой политики современного образовательного учреждения необходимо применить как традиционные, так и новые технологии, то увеличение вовлеченности преподавателей в процесс управления в большей степени повлияет на эффективность его работы.
В ходе исследования темы "Кадровая политика современных образовательных учреждений: цели, задачи, особенности" выяснилось, что кадровая политика является критически важным аспектом функционирования учебных заведений всех уровней. Она не только определяет профессиональный состав коллектива, но и оказывает непосредственное влияние на качество образовательного процесса и, как следствие, на конкурентоспособность учреждения в условиях нынешнего динамичного и сложного рынка образовательных услуг.
Анализ теоретических аспектов кадровой политики позволил выделить ключевые цели и задачи, стоящие перед образовательными учреждениями. Главные цели кадровой политики включают создание высококвалифицированного и мотивированного педагогического состава, формирование эффективной системы управления персоналом и поддержание благоприятной и продуктивной атмосферы в рабочем коллективе. В числе основных задач можно отметить привлечение и удержание талантливых специалистов, обеспечение их профессионального роста и развития, формирование системы оценки и стимулирования труда, а также адаптация кадровых стратегий под меняющиеся внешние условия и новые вызовы времени.
Особенности кадровой политики в современных образовательных учреждениях зависят от множества факторов, таких как тип и статус учебного заведения, его материально-техническое и информационное обеспечение, социально-экономическая ситуация в регионе и стране в целом. Одной из ключевых особенностей является необходимость постоянного обновления знаний и навыков педагогов в связи с быстрыми изменениями в образовательных стандартах и технологиях. Значительным преимуществом становится внедрение инновационных методик и разнообразие форматов обучения, что требует от управленческих кадров гибкости и готовности к экспериментам.
Кадровая политика, нацеленная на создание благоприятных условий для профессионального роста и развития сотрудников, способствует устойчивому развитию образовательного учреждения. Она позволяет выстраивать доверительные и продуктивные отношения внутри коллектива, способствует созданию мотивационной среды и активному вовлечению всех участников образовательного процесса в преобразовательные и инновационные процессы.
Таким образом, грамотно разработанная и реализованная кадровая политика является основой эффективного функционирования и развития современных образовательных учреждений. Для достижения поставленных целей и выполнения задач необходимо систематически анализировать и корректировать кадровую стратегию, применяя современные методы и инструменты управления персоналом. Только так можно обеспечить постоянное улучшение качества предоставляемых образовательных услуг и подготовку высококвалифицированных специалистов, способных отвечать на запросы глобализированного мира.
1) Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.,ЮНИТИ, 2013.560 с.
2) Базаров Т.Ю. Управление персоналом // Журнал «Финансовый директор». Минск, 2017, № 9. С. 23–36.
3) Белоусов В.М. Обоснование стратегии развития сельскохозяйственной организации // Актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий (III Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ. 2020, С. 43-48.
4) Белоусов В.М., Латышев А.А. Критерии оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами // Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ, 2021, С. 81-86.
5) Беляцкий Н.П. Система управления персоналом. М., Инфра-М, 2015. – 400 с.
6) Буравлева Е. Персонал как ключевой ресурс: как выстроить управление максимально эффективно // Управление предприятием. – 2015. – № 11. – URL: http://upr.ru/article/kontseptsii-i-metody-upravleniya (дата обращения: 31.08.2024).
7) Веснин, В. Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. М. Проспект, 2020. - 176 с.
8) Веснин, В. Р. Стратегическое управление: учебное пособие. М. Проспект, 2020. - 192 с.
9) Виноходова, А. Ф. Кадровая политика и система управления предприятием в условиях кризиса. Актуальные проблемы развития экономических, финансовых, кредитных систем: сборник / Под ред. М. В. Владыка, Т. Н. Флигинских, 2019, С. 76-81.
10) Гари Десслер. Управление персоналом / Гари Десслер. – Текст: электронный. – Москва: Лаборатория знаний, 2020, – 800 c. – URL: http://www.iprbookshop.ru/89014.html (дата обращения: 01.09.2024).
11) Глухов В.В. Менеджмент: учебник для вузов. – Изд-во: Питер, 2011. – 990 с.
12) Гуруева С Д. Кадровая политика как условие перехода России на инновационный путь развития. Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. / Под ред. С.Д. Гуруевой, Т.Г. Романовой // Электронный журнал: Восточно–Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления, 2015, – С.100–101.
13) Дегтярева Н.А. Анализ социально–экономического развития регионов РФ на основе исследования уровня жизни населения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018, Т. 7, № 2 (23). ч. 1. С. 142–146.
14) Джабраилова Л. Х. Понятие, роль и значение кадрового потенциала в образовательной организации // Экономика и предпринимательство. 2020, № 8 (121). С. 1131–1134.
15) Домников А.С., Белоус В.В. Региональное упорядочение модулей учебного курса // Электронный научно-технический журнал «Наука и образование». 2014, №5. С. 192–205.
16) Жук Н.Н. Завтрашний день нашей – каким он будет? // Директор школы. 2016, № 5. С.16–18.
17) Журавлев, П. В. Менеджмент персонала // Экзамен. – 2016. – № 12, – 342 с.
18) Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебник для вузов. М. Прометей, 2014. – 454 с.
19) Кибанов, А. Я. Управление персоналом. Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: учебно-практическое пособие. – М. Проспект, 2016. – 76 с.
20) Князев Е.А. Глобальные тенденции в высшем образовании и их влияние на институциональный дизайн // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах: Сборник статей / Под ред. Е.А. Князева. – Казань. Унипресс, 2021. – С.10–16.
21) Коломиец, Т.С., Кошкин, В.С. Особенности
формирования активной кадровой политики организации. //От
синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов
докладов VI Международной научно-практической конференции
студентов, магистрантов и преподавателей (26 ноября 2019 г.)
[Электронный ресурс]/ Омский филиал Негосударственного
образовательного частного учреждения высшего образования
«Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Электрон. дан. – Омск: Издательский центр КАН, 2019. – электрон. опт. диск (CD-R) – Систем. требования: операц.
система Windows; устройство чтения CD/DVD/ROM – С. 253–258
22) Ленская И.Ю. Управление персоналом организации: конспекты лекций: учебное пособие / И. Ю. Ленская [и др.]. – М.: Мир науки, 2017. – URL: http://izd-mn.com/PDF/06MNNPU17.pdf (дата обращения: 09.04.2021). – ISBN 978-5-9908913-6-4. – Текст : электронный17. Маусов, Н. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления / Н. Маусов // Проблемы теории и практики управления. 2016, № 6. – С. 8–12.
23) Оборин, М. С. Проблемы развития цифровых компетенций сотрудников экспериментального цифрового опытного хозяйства // Вестник НГИЭИ, 2022, № 10 (137). - С. 107–119
24) Трунова С.Н. Совершенствование системы оценки эффективности управления сельскохозяйственной организацией для её устойчивого развития // Формирование системы устойчивого развития сельского хозяйства на основе концепции стратегического управления (I Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. О.Ю. Анциферовой. 2018, С. 209-216
25) Формирование кадровой политики и управление персоналом государственной службы: учебное пособие / Н. В. Сердюк [и др.]; под общей ред. Г. П. Лозовицкой. – М. Академия управления МВД России, 2019. – 76 c.