Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплекс занятий для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Работа №154004

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический анализ формирования исследовательской
деятельности у старших дошкольников 5
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста 5
1.2 Понятие исследовательской деятельности дошкольников и
школьников в психолого -педагогическом контексте 9
1.3 Организация исследовательской деятельности детей старшего
дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения 13
2 Развитие исследовательских умений у детей старшего
дошкольного возраста 17
2.1 Комплекс занятий для развития исследовательских умений
детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Опытно-экспериментальная работа по проверке
результативности комплекса занятий 29
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложения А-Н 48-81


На протяжении всей жизни человеку приходится учиться. Первой ступенью образования в России считается дошкольное образование. В дошкольных учреждениях необходима среда, в которой старшим дошкольникам будет интересно заниматься познавательно -исследовательской деятельностью, наблюдать, проводить эксперименты, проявлять любознательность, что зафиксировано в разделе «целевые ориентиры» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный процесс перехода от игры (как ведущего вида деятельности) к умению учится, появляется мотивация к обучению. У каждого ребенка переход от игровой к учебной деятельности складывается по -разному. По завершении дошкольного возраста у детей наблюдаются разнообразие траекторий и уровней развития, поскольку дошкольному возрасту присуще непосредственность, непроизвольность и разный темп усвоения образовательной программы [39]. Кроме того, в дошкольном возрасте развитие ребенка существенно зависит от качества и состава создаваемой родителями образовательной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает преемственность этапов дошкольного и начального общего образования в становлении таких личностных характеристик ученика, как любознательность,
самостоятельность, активное познание окружающего мира [40]. В достижении метапредметных результатов обучения в начальной школе учитель опирается на сформированные в дошкольном периоде исследовательские умения и познавательную активность. Однако данные, полученные в работах О.В. Афанасьевой и О.В. Киреевой свидетельствуют о том, что в последние годы происходит снижение исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста, объясняется это детской неуверенностью в успешности самостоятельно -проведенного исследования, желанием получать готовые ответы на имеющийся вопрос, ограниченностью интеллектуальных впечатлений [15]. Исследования Д.И. Фельдштейн [42], НА. Андреевой, Л.Н Волошиной, Н.Д. Лащенко [2], В.В. Щетинина [47] также показывают, что в последние годы фиксируется снижение уровня познавательной активности старших дошкольников. Н.А.Горлова в [10] отмечает значительное увеличение длительности процесса адаптации первоклассников к обучению в школе. Возникает проблема сохранения и развития исследовательского поведения и познавательных интересов у старших дошкольников. Таким образом, становится актуальной разработка форм и методов включения детей в исследовательскую деятельность.
В рамках описанной проблемы была определена тема нашего исследования: «Комплекс занятий для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении». Теоретической основой нашего исследования послужили представления А.И. Савенкова о содержании исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников [35, 36, 37], а также труды педагогов и психологов, посвященные специфике дошкольного возраста [1, 7, 8, 9, 13].
Цель исследования: разработать комплекс занятий, направленных на развитие исследовательских умений и познавательной активности старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Объект исследования: исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: средства развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Гипотеза: занятия со старшими дошкольниками в ДОУ будут способствовать развитию у них исследовательских умений, если реализованы следующие условия:
- содержание занятий подобрано с учетом возрастных особенностей и индивидуальных интересов старших дошкольников;
- обеспечено разнообразие объектов детского исследования и познавательных ситуаций, в том числе, за стенами ДОУ;
- созданы условия для осознания дошкольниками процесса и результата своих исследований (даны доступные средства рефлексивного оформления собственного исследования, создана необходимость рассказать об исследовании другим участникам образовательного процесса);
- обеспечено педагогическое взаимодействие воспитателя с родителями по вопросам сопровождения исследований детей-дошкольников.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи.
Задача 1. Выявить особенности исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Задача 2. Разработать комплекс занятий для ДОУ, направленных на развитие исследовательских умений у старших дошкольников.
Задача 3. Подобрать диагностики для оценки результативности разработанного комплекса занятий.
Задача 4. В опытно -экспериментальной работе проверить
результативность разработанного комплекса занятий.
Методы исследования: теоретический (анализ психолого - педагогической, методической литературы, нормативных документов), эмпирический (беседа, анкетирование, наблюдение), качественный анализ и количественный анализ (математическая обработка данных).
Практическая значимость обусловлена возможностью использовать материалы исследования в работе дошкольных учреждений.
Опытно-экспериментальные базы исследования: г. Красноярск, ЧДС «Таня Ваня» и МЕДОУ №264.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитию исследовательских умений в настоящее время в образовании уделяется большое внимание. На ступени дошкольного образования важно сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать детскую вопросительность, умение видеть про блемы и возможные пути решения. Для того чтобы происходил процесс развития исследовательских умений у старших дошкольников и не исчезал интерес, важно создавать в группах образовательную среду, которая способствует поддержанию вопросительности, самостоятельности, инициативе (активные центры экспериментирования, центры познания, лаборатории удивлений и т.п.). Применять в работе разные методы (частично-поисковой, исследовательский и др.) и формы (индивидуальные, групповые). Выстраивать содержание образовательной деятельности с учетом детских интересов, особенностей детского коллектива. Требования к организации образовательной деятельности предъявляются ФГОС ДО. В период старшего возраста происходит развитие исследовательских умений детей, которые на этапе начального общего образования продолжают совершенствоваться.
Комплекс занятий разработан с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, с применением деятельностного подхода к построению занятий. Состоит из пяти этапов: вводный, практический, совместное исследование, самостоятельное исследование, заключительное занятия.
Итоговая диагностика показала эффективность разработанного нами комплекса занятий.
Таким образом, в данном исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, реализована поставленная цель, и решены задачи исследования. Реализация комплекса занятий показала, что развитие исследовательских умений у старших дошкольников происходит наилучшим образом, если родители (законные представители) поддерживают детский интерес, не остаются в стороне при проведении совместных исследований, помогают создавать условия и среду для поиска ответов на детские вопросы. Дальнейшая работа требует разработки методических рекомендаций, направленных на просвещение родителей и включение их в образовательно - воспитательный процесс.



1. Абдрахманова, А. И. Современное состояние проблемы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / А.И. Абдрахманова // Вестник ТГПУ. - 2015. - №3 (156).—С. 38-43.
2. Андреева, Н.А. Информационная поддержка познавательной
деятельности ребенка — дошкольника: векторы развития [Электронный ресурс] / Н.А. Андреева, Л.Н. Волошина, Н.Д. Лащенко // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — №6.
Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27051
3. Бабаева, Т.И. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. — Санкт-Петербург : «Издательство «Детство -Пресс», 2014. — 352 с.
4. Баженова, К.А. Организация учебно -исследовательской деятельности школьников: учеб. — метод. пособие / К.А. Баженова, AM. Аронов; под ред. А.С. Обухова. — Москва : Национальный книжный центр, 2016. — 128 с. (Библиотека журнала «Исследователь / Researcher»).
5. Белобрыкина, О. А. Взаимосвязь иерархии мотивов с позицией децентрации личности в структуре психологической готовности ребенка к обучению в школе / О.А. Белобрыкина // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — №6 (18). — С. 237—244.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол. -соц. ин-т. — 3-е изд. — Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 349 с.
7. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие
для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, АН. Веракса. —
Москва : Мозаико-Синтез, 2018. — 64 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: сборник избранных трудов / Л. С. Выготский. — Москва : Эксмо, 2004. — 512 с.
9. Гаврилова, О. Я. Исследовательская деятельность
дошкольников: метод. разработка по развитию исследовательских способностей дошкольников / О. Я. Гаврилова, Н. М. Комарова ; под ред. А. С. Обухова. — Москва: Национальный книжный центр, 2017.—48 с.— (Библиотека журнала «Исследователь / Researcher»)
10. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — Санкт-Петербург : Питер, 2013 — 464 с.: ил.
11. Горлова, Н.А. Об успешной адаптации к школьному обучению / Н.А Горлова // Проблемы времени. — 2018. — №7. — С. 4—10.
12. Груздева, О.В. Психология развития (Возрастная): Учебно - методическое пособие Для обучающихся по направлению подготовки: «Педагогика» / О.В. Груздева, О.М. Вербианова. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2011. — 93 с.
13. Дмитриева, Е.А. Детское экспериментирование. Карты схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: метод. пособие / Е.А. Дмитриева, О.Ю. Зайцева, С.А. Калиниченко. - Москва: Сфера, 2019. -128 с.
14. Знаменская, О.В. Оценка-поддержка индивидуального прогресса учеников: методика «Дельта» : метод. пособие /О.В. Знаменская, Л. А. Рябинина, О.И. Свиридова. - Красноярск: Сиб. федер.ун-т, 2014. - 110 с.
15. Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Киреева Ольга Владимировна. - Санкт-Петербург, 2009. - 209с.: Режим доступа: https://www.dissercat.com/...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ