Введение 4
1 Профессиональная деятельность выпускников направления подготовки
«Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» 7
1.1 Мониторинг 7
1.2 Трудовая занятость и трудоустройство 7
1.3 Области и объекты профессиональной деятельности выпускников направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» . 15
1.4 Квалификационные характеристики должностей работников РиСОТ и их
соответствие квалификации выпускника направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» 18
2 Организация и методы исследования 23
2.1 Характеристика методов исследования 23
2.2 Организация исследования 24
3 Исследование трудоустройства выпускников направления «Рекреация и
спортивно-оздоровительный туризм» 26
3.2 Трудовая занятость выпускников направления подготовки «РиСОТ» 44
Список использованных источников 54
Приложение А 60
Вступление молодежи в самостоятельную жизнь, обретение профессии — важная цель для миллионов юношей и девушек, стремящихся найти свое место в жизни [5].
В современных условиях жизни, все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов, где они могли бы в полной мере реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Молодые специалисты без опыта работы, попадающие на рынок труда сразу после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. Основные проблемы: несоответствие профессиональных областей, в которых желают трудоустроиться выпускники, и тех, куда готовы принять их работодатели. Выявленные противоречия между ожиданиями молодых специалистов и потребностями работодателей ведут к сложностям при трудоустройстве, в долгом поиске работы и вынужденной смене специальности. Всё чаще трудовая деятельность выпускников, бывает не связанная с полученной специальностью.
Идеальный выпускник ВУЗа, в первую очередь, должен обладать высокой образованностью и способностью легко обучаться. В условиях развития рыночной экономики, когда происходят стремительные изменения не только в экономических отношениях, но и в социальных, рассчитывать на успех могут лишь те выпускники, кто способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям [4].
Многие студенты и даже преподаватели задаются вопросом, кем работают выпускники направления подготовки «Рекреация и спортивнооздоровительный туризм» (далее в работе «РиСОТ»), на какие должности они могут претендовать, насколько они востребованы на рынке труда. Вопросы трудоустройства выпускников данного направления подготовки остаётся открытым. Рабочая группа под руководством профессора С. А. Гониянца разработала стандарт (ГОС ВПО 032103.65 - «Рекреация и спортивнооздоровительный туризм»), который был утвержден Минобрнауки 27 декабря 2005 г., но подготовка кадров велась с 2000 г. по экспериментальному стандарту. В своей статье «Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения» говорится, что указанный стандарт отвечает современным потребностям в подготовке кадров для сферы рекреации и спортивнооздоровительного туризма. [45].
«В соответствии с оценками компании Boston Consulting Group, в мире
1,3 миллиарда человек находятся в квалификационной яме, что говорит о том, что их навыки и знания не соответствуют требованиям работодателей, и это обходится мировой экономике в 6% мирового ВВП - скрытого налога в виде потерянной производительности труда. В России, согласно расчетам, квалификационный разрыв затрагивает 45% трудоспособного населения».
Одной из групп риска являются выпускники вузов. Согласно исследованию, ВЦИОМ абсолютное большинство работодателей (91%) видят недостаток практических навыков у выпускников российских вузов. Аналогичного мнения придерживается большая часть самих молодых специалистов (56%), четверть из которых идут работать на должности, не требующие их уровня образования. Более 40% людей, получивших высшее образование, не работают по специальности, чаще всего это связано с низкой зарплатой.
В представленном Высшей школой экономики докладе (2017) отмечено, что среди безработных 20-24 лет доля лиц с высшим образованием выросла с 7% до 28%. По мнению экспертов, безработица среди выпускников растет из-за несоответствия полученного образования требованиям рынка труда. Эксперты ожидают, что эта цифра может еще вырасти в силу последствий пандемии коронавируса COVID-19» [41].
Благодаря данному исследованию, планируется получить данные о том, как обстоят дела с трудоустройством выпускников направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Объект исследования - трудоустройство выпускников направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
Предмет исследования - трудоустройство выпускников направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» института физической культуры спорта и туризма, Сибирского Федерального Университета.
Цель работы - оценка состояния трудовой занятости выпускников направления подготовки «Рекреация и спортивно - оздоровительный туризм».
Задачи исследования:
1 Охарактеризовать понятие и содержание мониторинга, трудовой занятости и трудоустройства.
2 Определить области, объекты профессиональной деятельности и должности, на которые могут претендовать выпускники ИФКСиТ СФУ направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
3 Выявить ситуацию с трудовой занятостью выпускников ИФКСиТ СФУ направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и провести опрос организаций г. Красноярска с вакансиями данной специальности.
4 Провести опрос трудовых организаций с вакансиями данного направления специальности.
Методы исследования: изучение и анализ литературы; опрос (в виде анкетирования).
1 Мониторинг - система наблюдения за явлениями или процессами, проходящими в окружающей среде, либо обществе, с целью выявления их соответствия желаемому результату. Результаты мониторинга, как правило, служат для обоснования управленческих решений в различных видах профессиональной деятельности. В рамках наблюдения происходит оценка, и контроль объекта [29].
Согласно ст. 1 закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»: занятость - «это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход» [40].
Согласно федеральному закону Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1: Трудоустройство - «это система мероприятий, проводимая государственными органами и общественными организациями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей» [40].
Различают следующие формы трудоустройства граждан:
- прямое (самостоятельное) обращение к работодателю по поводу работы;
- обращение к посреднику, в государственные органы по вопросам занятости - территориальные органы Минтруда России по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности.
2 Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 09 февраля 2016 г. № 90 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" [38]. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:
• Образование и наука;
• Культура, искусство;
• Физическая культура и спорт
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
В рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: тренерский; педагогический; рекреационно-оздоровительный; организационно-методический; организационно-управленческий; научно-исследовательский.
Наименование области профессиональной деятельности выпускников освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм:
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;
«Тренер»;
«Инструктор методист»;
«Спортивный судья»;
«Руководитель организации (подразделения организации),
осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта».
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:
1 физические, психические и функциональные возможности человека;
2 рекреационно-оздоровительные циклы обслуживания туристов;
3 туристский продукт;
4 индустрия туризма, досуга и рекреации;
5 туристско-рекреационные комплексы, учреждения и системы;
6 санаторно-курортные комплексы и учреждения;
7 специальные двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений;
8 социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности;
9 организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса;
10 здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения;
11 процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреационно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
• педагогическая;
• организационно-управленческая;
• научно-исследовательская.
Изучив единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, пришли к выводу, что обучаясь на специальности бакалавриата «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» можно получить предложения работы по таким профессиям: гид; проводник активных туристских маршрутов; экскурсовод; инструктор по туризму; фитнес-тренер; инструктор по фитнесу; краевед; менеджер по туризму; организатор досуга и активного отдыха; аниматор; валеолог; руководитель в сфере рекреации, спорта и туризма; специалист по санитарнокурортному делу; тренер по спортивному туризму или в избранном виде спорта; фитнес-тренер; учитель физической культуры.
3 Опираясь на результаты анкетирования, можно сделать вывод:
- на данную специальность поступали по большей части целенаправленно, для того, чтобы получить высшее образование в области ФКиС и связать свою трудовую деятельность с работой по полученной специальности (74%);
- во время обучения часть респондентов работали в сфере ФКиС (59%). Из тех, кто не был трудоустроен, после завершения обучения собирались искать работу по специальности (46%);
- большенство (63%) довольны теми знаниями и умениями, которые они приобрели, учась в ИФКСиТ по специальности РиСОТ;
- трудностей во время трудовой деятельности не возникли у (71%) респондентов, это ещё раз подтверждает высокий уровень полученных знаний и компетенций;
- большая часть респондентов в итоге предпочла работать по своей специальности (74%), единицы пошли в отрасли строительства, изготовления мебели, в транспортную, управленческую, один проходит службу в вооружённых силах России и два человека так и не смогли устроиться на работу;
- большинство выпускников не сталкивались с трудностями во время трудового процесса (62%);
- заработная плата оказалась от минимума 15 тыс. руб. (у работников педагогической сферы и дополнительного образования) и до максимума в 80 тыс. руб. (у работника строительной отрасли). У большинства (54%) она находится в диапазоне от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб. в месяц;
- из тех, кто не пошёл работать в область ФКиС, назвали основную причины: низкий уровень заработной платы. И это большой минус;
- практически все выпускники трудоустроены (92%) и довольны своей работой (82%);
- 60% выпускников направления подготовки «РиСОТ» ИФКСиТ отметили, что данное направление подготовки имеет хорошие перспективы, и специалисты в этой области востребованы.
В общем можно сделать вывод, что выпускникам нравилась учёба в ИФКСиТ, они высоко оценили знания и умения, применяют их в трудовой деятельности и в жизни, они устроились на работу в основном в Красноярске и Красноярском крае. Короновирусная инфекция не повлияла или не значительно повлияла на трудовую деятельность.
Стоит отметить, что требования к соискателям на должность инструктора-методиста по туризму отличались от нормативных (кое-где не было требований к опыту работы или необходимости пройти курсы инструкторов-проводников.
На вопрос о предоставлении студентам «РиСОТ» места для прохождения производственной практики 90% респондентов дали положительный ответ. Отрицательный ответ дали 10 % респондентов, так как там требовались практиканты с медицинским образованием.
Из числа опрошенных представителей туристских организаций, предоставляющих возможность для прохождения практики, 72% ответили, что могут рассмотреть трудоустройство практиканта после окончания института (опрос организаций, участвующих в туристской выставке «Енисей-2017»). В организации требовались инструкторы по парусному спорту и водным видам туризма, помощники руководителя похода, помощник менеджера по туризму, инструктор по туризму, руководители и организаторы походов, вожатые и тьюторы в летние детские спортивно -оздоровительные лагеря, разработчик туристских маршрутов, экскурсовод, инструктор по скандинавской ходьбе, пилатесу, йоге.
После опроса организаций, можно сделать выводы о том, что большинство ответивших на нашу рассылку это образовательные учреждения (7 организаций), так как в данных учреждениях больше свободных вакансий в связи с невысокой заработной платой. Спрос на данные специальности не достаточный.
Сегодня выпускнику направления не составит труда найти достойное рабочее место с высокой оплатой труда. Таких профессионалов не хватает на рынке, а реализовать себя они могут в разных сферах. Например, можно устроиться в санаторий и на курорт, в оздоровительный или развлекательный комплекс. Есть вакансии для специалистов в детских и спортивных лагерях, фитнес-центрах, туристических агентствах и в спортивных школах.
1 Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие / А. Ю. Александрова. - Москва: КНОРУС, 2016. - 460 с.
2 Базир, М. А. Занятость населения в регионе: состояние и политика: На материалах Самарской области: дне... канд. эконом, наук: 08.00.05 / Базир Марина Александровна. - Саратов, 2005. - 230 с.
3 Баранова, А. Ю. Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма: учебное пособие / А. Ю. Баранова. - Москва: Инфра-М, 2014. - 180 с.
4 Бикмурзина, А. Р. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке труда: материалы международного научно - практического Форума / А. Р. Бикмурзина, Э. Г. Гиндуллина. - Казань: ЧОУ ВПО «Акад. социального образования», 2013. - 345 с.
5 Вильданов, А. Г. Современные требования работодателей к выпускникам вуза: материалы международного научно - практического Форума / А. Г. Вильданов, Т. Н. Гарипова. - Казань: ЧОУ ВПО «Акад. социального образования», 2013. - 345 с.
6 Видяпина, В. И. Экономическая теория: учебник / В. И. Видяпина, АН. Добрынина, Г.П. Журавлева. - Москва: Инфра - М, 2013. - 141 с.: Экзамен,. 2002. - 516 с.
7 Волгина, Н. А. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. - Москва: Экзамен, 2002. - 516 с.
8 Гельман, В. Я. Статистика туризма: учебное пособие / В. Я. Гельман. - Москва: Академия, 2010. - 336 с.
9 Гусев, Л. А. Правовое обеспечение трудоустройства выпускников вуза в РФ: материалы международного научно - практического Форума / Л. А. Гусев, Т. Н. Мухаметзянова. - Казань: ЧОУ ВПО «Акад. социального образования», 2013. - 345 с.
10 Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма: учебник / Е. Л. Драчева. - Москва: КНОРУС, 2010. - 98 с.
11 Дехтярь, Г. М. Индустрия туризма. Правовые акты. Туристическая деятельность: учебное пособие / Г. М. Дехтярь. - Москва: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.
12 Жулибой угли Ойбек, Проблемы и возможности трудоустройства в сфере туризма и гостеприимства: Восточно Европейский Научный Журнал. Экономические науки. (08.01.20): Самаркадский государственный университет: Том 3. - №52. - 32 - 35 с.
13 Зибарев, Д. Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике: Научные труды Московского гуманитарного университета / Д.Б. Зибарев. - Москва: Моск. Гуманитарный университет, 2006. - 141-152 с.
14 Злупко, С. Н. Теоретике - управленческие аспекты занятости в развитом социалистическом обществе: монография / С. Н. Злупко. - Киев: Наумова думка, 1985. - 144 с.
15 Золкин, Е. Ю. Социально - экономическое содержание и основные формы занятости населения / Е.Ю. Золкин. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. - 180 с...51