Формирование здорового образа жизни в младшем школьном возрасте через подвижные игры
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 6
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни у
обучающихся младшего школьного возраста 13
1.3. Подвижные игры как средство формирование здорового образа
жизни детей в младшем школьном возрасте 17
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Обоснование применения средств физического воспитания и
подвижных игр для формирования здорового образа жизни у младших школьников 30
3.2. Разработка содержания и описания комплекса физических упражнений и подвижных игр для формирования здорового образа жизни у младших школьников 34
3.3 Проверка эффективности физических упражнений и игр в педагогическом эксперименте 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 6
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни у
обучающихся младшего школьного возраста 13
1.3. Подвижные игры как средство формирование здорового образа
жизни детей в младшем школьном возрасте 17
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Обоснование применения средств физического воспитания и
подвижных игр для формирования здорового образа жизни у младших школьников 30
3.2. Разработка содержания и описания комплекса физических упражнений и подвижных игр для формирования здорового образа жизни у младших школьников 34
3.3 Проверка эффективности физических упражнений и игр в педагогическом эксперименте 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность. Сохранения и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из основных задач социальной программы человечества последнего времени. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина развития образования в России, Концепция модернизации российского образования 2013-2020 года и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности.
В условиях реализации ФГОС НОО (начального общего образования) приоритетным направлением педагогической деятельности становится формирование у детей личностных качеств: успешности, самореализации школьников. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Достижение новых образовательных результатов могут обеспечить только здоровые люди. Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что при росте интенсивности процесса обучения прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья российских школьников с переходом из класса в класс.
Снижение показателей физического и психического развития поступающих в школу детей, интенсификация учебного процесса, информационное давление на школьника, увеличение гиподинамии - всё это приводит к необходимости поиска путей для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В связи с этим пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, сформировать умение оптимально организовать жизнедеятельность, развить потребность в занятиях физической культурой и спортом, воспитать противостояние вредным привычкам необходимо как можно раньше, начиная с начальной школы.
В процессе исследования проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы нами было выявлено противоречие: между важностью формирования основ здорового образа жизни обучающихся начальной школы и недостаточностью методических рекомендаций по ее осуществлению в образовательной организации.
Одним из наиболее значимых и действенных факторов сохранения здоровья у младших школьников могут быть спортивные и подвижные игры [21].
Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни в младшем школьном возрасте через подвижные игры.
Цель: разработка и апробация каталога дидактических подвижных игр, направленного на формирование здорового образа жизни обучающихся начальной школы и опытно-экспериментальная оценка его результативности.
Задачи:
1. Проанализировать современные исследования о здоровом образе жизни.
2. Выявить особенности формирования основ здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста.
3. Выявить у обучающихся младшего школьного возраста уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни.
4. Разработать каталог дидактических подвижных игр, направленных на формирование основ здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста.
5. Оценить результативности разработанного каталога дидактических подвижных игр.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в содержание уроков по физической культуре, разработанных нами дидактических подвижных игр, позволит повысить у учеников начальных классов уровень знаний о здоровом образе жизни.
Научная новизна: нами разработан комплекс подвижных дидактических игр, направленных на формирование основ здорового образа жизни у учеников начальных классов.
База исследования:
Практическая значимость: разработанный нами комплекс подвижных дидактических игр позволил в довольно короткий срок повысить у учеников уровень знаний об основах здорового образа жизни.
Методы педагогического исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- социологические (анкетирование, опрос);
- методы математической обработки данных.
В условиях реализации ФГОС НОО (начального общего образования) приоритетным направлением педагогической деятельности становится формирование у детей личностных качеств: успешности, самореализации школьников. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Достижение новых образовательных результатов могут обеспечить только здоровые люди. Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что при росте интенсивности процесса обучения прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья российских школьников с переходом из класса в класс.
Снижение показателей физического и психического развития поступающих в школу детей, интенсификация учебного процесса, информационное давление на школьника, увеличение гиподинамии - всё это приводит к необходимости поиска путей для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В связи с этим пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, сформировать умение оптимально организовать жизнедеятельность, развить потребность в занятиях физической культурой и спортом, воспитать противостояние вредным привычкам необходимо как можно раньше, начиная с начальной школы.
В процессе исследования проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы нами было выявлено противоречие: между важностью формирования основ здорового образа жизни обучающихся начальной школы и недостаточностью методических рекомендаций по ее осуществлению в образовательной организации.
Одним из наиболее значимых и действенных факторов сохранения здоровья у младших школьников могут быть спортивные и подвижные игры [21].
Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни в младшем школьном возрасте через подвижные игры.
Цель: разработка и апробация каталога дидактических подвижных игр, направленного на формирование здорового образа жизни обучающихся начальной школы и опытно-экспериментальная оценка его результативности.
Задачи:
1. Проанализировать современные исследования о здоровом образе жизни.
2. Выявить особенности формирования основ здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста.
3. Выявить у обучающихся младшего школьного возраста уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни.
4. Разработать каталог дидактических подвижных игр, направленных на формирование основ здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста.
5. Оценить результативности разработанного каталога дидактических подвижных игр.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в содержание уроков по физической культуре, разработанных нами дидактических подвижных игр, позволит повысить у учеников начальных классов уровень знаний о здоровом образе жизни.
Научная новизна: нами разработан комплекс подвижных дидактических игр, направленных на формирование основ здорового образа жизни у учеников начальных классов.
База исследования:
Практическая значимость: разработанный нами комплекс подвижных дидактических игр позволил в довольно короткий срок повысить у учеников уровень знаний об основах здорового образа жизни.
Методы педагогического исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- социологические (анкетирование, опрос);
- методы математической обработки данных.
1. В ходе проведения анализа научных трудов и учебно¬методической литературы, раскрыто понятие «здоровье» и его содержание. Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Понятие «здоровье» имеет комплексный характер. Правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления, конечно, зависит от общей культуры и знаний человека.
2. Сформулированы компоненты здорового образа жизни, влияющие на сохранение здоровья. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
3. Изучены методические особенности проведения подвижных игр для детей младшего школьного возраста. Максимальная продолжительность игр - 10-15 минут. Проводятся они в основной части урока и по степени воздействия на организм относятся к играм средней и большой интенсивности. Планируя проведение игры, педагог должен продумать систему определения победителя и нагрузку на учащегося.
Основу игрового материала для подготовительной части занятия составляют игры средней и малой интенсивности. Их продолжительность - 5-7 минут, учебное содержание включает в себя общеразвивающие и строевые упражнения. Для заключительной части занятия также характерны малоинтенсивные игры продолжительностью 3-5 минут.
4. Вследствие проведенной диагностики мы пришли к заключению, что уровень здорового образа жизни младшего школьного возраста не достаточно развит у обучающихся 3-го класса. Большая часть преподавателей сознаются, что методическая литература по здоровому образу жизни недостаточно прочитывается преподавателями и используется на уроках по формированию здорового образа жизни младших школьников, преподаватели готовы заняться ее изучением. Полученные результаты позволяют нам приступить к формирующему эксперименту, т.е. к формированию у младших школьников основ здорового образа жизни посредством проведения внеурочных занятий.
5. Подводя итоги педагогического эксперимента можно сделать вывод, что применение в ходе проведения уроков по физической культуре, разработанного нами комплекса дидактических подвижных игр, дало положительный результат. В экспериментальной группе количество детей, у которых по итогам анкетирования оказался высокий уровень знаний увеличился тогда, как в контрольной группе этот показатель остался на том же уровне. Также мы отмечаем, что и количество детей имеющих низкий уровень по итогам проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе сократилось на 4%. В контрольной группе количество детей имеющих низкий уровень знаний об основных правилах здорового образа жизни осталось прежним.
6. Экспериментальным путем доказана эффективность влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста. В ходе проведения педагогического эксперимента результаты контрольного тестирования уровня развития физических
качеств показало, что в экспериментальной группе показало, что в данной группе прирост результатов оказался более очевидным. В контрольном упражнении «Челночный бег 3х10 м., с.» время выполнения упражнения сократилось на 0,26 секунды и прирост результатов составил - 2,6%. В контрольном упражнении «Прыжок в длину с места» дальность прыжка увеличилась на 5,47 см., прирост результатов составил - 4,3%. В контрольном упражнении «Прыжки на скакалке в течение 1 мин., раз» количество прыжков увеличилось на 3,26 раза и прирост результатов составил - 5,1%. В контрольной группе прирост результатов оказался менее очевидным.
2. Сформулированы компоненты здорового образа жизни, влияющие на сохранение здоровья. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
3. Изучены методические особенности проведения подвижных игр для детей младшего школьного возраста. Максимальная продолжительность игр - 10-15 минут. Проводятся они в основной части урока и по степени воздействия на организм относятся к играм средней и большой интенсивности. Планируя проведение игры, педагог должен продумать систему определения победителя и нагрузку на учащегося.
Основу игрового материала для подготовительной части занятия составляют игры средней и малой интенсивности. Их продолжительность - 5-7 минут, учебное содержание включает в себя общеразвивающие и строевые упражнения. Для заключительной части занятия также характерны малоинтенсивные игры продолжительностью 3-5 минут.
4. Вследствие проведенной диагностики мы пришли к заключению, что уровень здорового образа жизни младшего школьного возраста не достаточно развит у обучающихся 3-го класса. Большая часть преподавателей сознаются, что методическая литература по здоровому образу жизни недостаточно прочитывается преподавателями и используется на уроках по формированию здорового образа жизни младших школьников, преподаватели готовы заняться ее изучением. Полученные результаты позволяют нам приступить к формирующему эксперименту, т.е. к формированию у младших школьников основ здорового образа жизни посредством проведения внеурочных занятий.
5. Подводя итоги педагогического эксперимента можно сделать вывод, что применение в ходе проведения уроков по физической культуре, разработанного нами комплекса дидактических подвижных игр, дало положительный результат. В экспериментальной группе количество детей, у которых по итогам анкетирования оказался высокий уровень знаний увеличился тогда, как в контрольной группе этот показатель остался на том же уровне. Также мы отмечаем, что и количество детей имеющих низкий уровень по итогам проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе сократилось на 4%. В контрольной группе количество детей имеющих низкий уровень знаний об основных правилах здорового образа жизни осталось прежним.
6. Экспериментальным путем доказана эффективность влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста. В ходе проведения педагогического эксперимента результаты контрольного тестирования уровня развития физических
качеств показало, что в экспериментальной группе показало, что в данной группе прирост результатов оказался более очевидным. В контрольном упражнении «Челночный бег 3х10 м., с.» время выполнения упражнения сократилось на 0,26 секунды и прирост результатов составил - 2,6%. В контрольном упражнении «Прыжок в длину с места» дальность прыжка увеличилась на 5,47 см., прирост результатов составил - 4,3%. В контрольном упражнении «Прыжки на скакалке в течение 1 мин., раз» количество прыжков увеличилось на 3,26 раза и прирост результатов составил - 5,1%. В контрольной группе прирост результатов оказался менее очевидным.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого» типа
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ГИМНАЗИИ № 4 ГОРОДА ЕЛАБУГА
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2012 - Формирование представлений о здоровье по окружающему миру при изучении раздела «Здоровье» у младших школьников (Окружающий мир)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



