ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 6
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни у
обучающихся младшего школьного возраста 13
1.3. Подвижные игры как средство формирование здорового образа
жизни детей в младшем школьном возрасте 17
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Обоснование применения средств физического воспитания и
подвижных игр для формирования здорового образа жизни у младших школьников 30
3.2. Разработка содержания и описания комплекса физических упражнений и подвижных игр для формирования здорового образа жизни у младших школьников 34
3.3 Проверка эффективности физических упражнений и игр в педагогическом эксперименте 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность. Сохранения и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из основных задач социальной программы человечества последнего времени. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина развития образования в России, Концепция модернизации российского образования 2013-2020 года и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности.
В условиях реализации ФГОС НОО (начального общего образования) приоритетным направлением педагогической деятельности становится формирование у детей личностных качеств: успешности, самореализации школьников. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Достижение новых образовательных результатов могут обеспечить только здоровые люди. Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что при росте интенсивности процесса обучения прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья российских школьников с переходом из класса в класс.
Снижение показателей физического и психического развития поступающих в школу детей, интенсификация учебного процесса, информационное давление на школьника, увеличение гиподинамии - всё это приводит к необходимости поиска путей для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В связи с этим пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, сформировать умение оптимально организовать жизнедеятельность, развить потребность в занятиях физической культурой и спортом, воспитать противостояние вредным привычкам необходимо как можно раньше, начиная с начальной школы.
В процессе исследования проблемы формирования здорового образа жизни обучающихся начальной школы нами было выявлено противоречие: между важностью формирования основ здорового образа жизни обучающихся начальной школы и недостаточностью методических рекомендаций по ее осуществлению в образовательной организации.
Одним из наиболее значимых и действенных факторов сохранения здоровья у младших школьников могут быть спортивные и подвижные игры [21].
Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни обучающихся начальной школы.
Предмет исследования: формирование здорового образа жизни в младшем школьном возрасте через подвижные игры.
Цель: разработка и апробация каталога дидактических подвижных игр, направленного на формирование здорового образа жизни обучающихся начальной школы и опытно-экспериментальная оценка его результативности.
Задачи:
1. Проанализировать современные исследования о здоровом образе жизни.
2. Выявить особенности формирования основ здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста.
3. Выявить у обучающихся младшего школьного возраста уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни.
4. Разработать каталог дидактических подвижных игр, направленных на формирование основ здорового образа жизни у обучающихся младшего школьного возраста.
5. Оценить результативности разработанного каталога дидактических подвижных игр.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в содержание уроков по физической культуре, разработанных нами дидактических подвижных игр, позволит повысить у учеников начальных классов уровень знаний о здоровом образе жизни.
Научная новизна: нами разработан комплекс подвижных дидактических игр, направленных на формирование основ здорового образа жизни у учеников начальных классов.
База исследования:
Практическая значимость: разработанный нами комплекс подвижных дидактических игр позволил в довольно короткий срок повысить у учеников уровень знаний об основах здорового образа жизни.
Методы педагогического исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования);
- социологические (анкетирование, опрос);
- методы математической обработки данных.
1. В ходе проведения анализа научных трудов и учебно¬методической литературы, раскрыто понятие «здоровье» и его содержание. Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Понятие «здоровье» имеет комплексный характер. Правильное понимание здоровья как многокомпонентного явления, конечно, зависит от общей культуры и знаний человека.
2. Сформулированы компоненты здорового образа жизни, влияющие на сохранение здоровья. Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
3. Изучены методические особенности проведения подвижных игр для детей младшего школьного возраста. Максимальная продолжительность игр - 10-15 минут. Проводятся они в основной части урока и по степени воздействия на организм относятся к играм средней и большой интенсивности. Планируя проведение игры, педагог должен продумать систему определения победителя и нагрузку на учащегося.
Основу игрового материала для подготовительной части занятия составляют игры средней и малой интенсивности. Их продолжительность - 5-7 минут, учебное содержание включает в себя общеразвивающие и строевые упражнения. Для заключительной части занятия также характерны малоинтенсивные игры продолжительностью 3-5 минут.
4. Вследствие проведенной диагностики мы пришли к заключению, что уровень здорового образа жизни младшего школьного возраста не достаточно развит у обучающихся 3-го класса. Большая часть преподавателей сознаются, что методическая литература по здоровому образу жизни недостаточно прочитывается преподавателями и используется на уроках по формированию здорового образа жизни младших школьников, преподаватели готовы заняться ее изучением. Полученные результаты позволяют нам приступить к формирующему эксперименту, т.е. к формированию у младших школьников основ здорового образа жизни посредством проведения внеурочных занятий.
5. Подводя итоги педагогического эксперимента можно сделать вывод, что применение в ходе проведения уроков по физической культуре, разработанного нами комплекса дидактических подвижных игр, дало положительный результат. В экспериментальной группе количество детей, у которых по итогам анкетирования оказался высокий уровень знаний увеличился тогда, как в контрольной группе этот показатель остался на том же уровне. Также мы отмечаем, что и количество детей имеющих низкий уровень по итогам проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе сократилось на 4%. В контрольной группе количество детей имеющих низкий уровень знаний об основных правилах здорового образа жизни осталось прежним.
6. Экспериментальным путем доказана эффективность влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста. В ходе проведения педагогического эксперимента результаты контрольного тестирования уровня развития физических
качеств показало, что в экспериментальной группе показало, что в данной группе прирост результатов оказался более очевидным. В контрольном упражнении «Челночный бег 3х10 м., с.» время выполнения упражнения сократилось на 0,26 секунды и прирост результатов составил - 2,6%. В контрольном упражнении «Прыжок в длину с места» дальность прыжка увеличилась на 5,47 см., прирост результатов составил - 4,3%. В контрольном упражнении «Прыжки на скакалке в течение 1 мин., раз» количество прыжков увеличилось на 3,26 раза и прирост результатов составил - 5,1%. В контрольной группе прирост результатов оказался менее очевидным.
1. Андреева, Е. Характеристика базовых категорий физической рекреации / Е. Андреева // Педагогика, психология и медико¬биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - №9. - С. 31-35.
2. Андреева, И.Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников / И.Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - №2. - С. 93-97.
3. Андрееева, И.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья / И.Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения.- 2018. - №4. - С. 83-87.
4. Актуальные проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве (школа-вуз) материалы Всероссийской научно-практической конференции /РостГМУ. - Ростов н/Д.: АкадемЛит ТМ (Издатель ИП Ковтун С.А.), 2018. - 236 с.
5. Байбородова, С.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность начальной школы / С.В. Байбородова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №4. - С. 88-93.
6. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 23-25.
7. Белявцева, С.Н. Спортивные и подвижные игры как
основополагающий фактор сохранения здоровья младших школьников / С.Н. Белявцева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №10. - С. 49-53.
8. Вовк, Е.В. Народные подвижные игры как средство
патриотического воспитания младших школьников / Е.В. Вовк // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №2. - С. 71-75.
9. Гарцуев, А.В. Влияние занятий подвижными играми на психо-эмоциональные состояние студентов / А.В. Гарцуев // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2010. - №1. - 217-219.
10. Гаджимурадова, Р.Т. Особенности физического воспитания младших школьников с ослабленным здоровьем / Р.Т. Гаджимуратова // Современное педагогическое образование. - 2019. - №6. - С. 49-53.
11. Глазкова Г.Б., Парфенова Л.А. Физическое воспитание учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода: монография / Г.Б. Глазкова. - Казань: Отечество, 2019. - 175 с.
12. Горовой, В.А. Обоснование эффективности использования форм и средств физической рекреации студентами вузов / В.А. Горовой // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - №4. - С. 89-94.
13. Гордеева, И.В. Анализ мнений учащихся об основных компонентах здорового образа жизни / И.В. Гордеева // Вестник Адыгейского университета. - 2017. - №6. - С. 95-101.
14. Горячева, Т.В., Метелкина, Т.Н. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации / Т.В. Горячева, Т.Н. Метелкина. - Красноярск. 2015. - 40 с.
15. Дорошенко, В.В. Рекреационная направленность
профессионально-прикладной физической подготовки студентов ВУЗа / В.В. Дорошенко // Общество : социология, психология, педагогика. - 2016. - №7. - С. 34-39.
16. Дмитриева, Т.В. Методика развития скоростных способностей у обучаемых младшего школьного возраста средствами подвижных игр / Т.В. Дмитриева // Наука-2020. - 2020. - №12. - С. 78-83.
17. Жабина, Л.В. Формирование культуры здоровья в младшем школьном возрасте с использованием позитивного опыта Китая / Л.В. Жабина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №1. - С. 145-149.
18. Зайцев, В.П. Рекреация как научная дисциплина и ее исторические аспекты / В.П. Зайцев // Педагогика, психология и медико¬биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - №12. - С. 72-75.
19. Зайцев, В.П. Методология физической рекреации : взгляд на проблемы, опыт, рекомендации / В.П. Зайцев // Педагогика и психология. - 2013. - №4. - С. 13-18.
20. Зайцева, С.М. Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания детей младшего школьного возраста / С.М. Зайцева // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №8. - С. 121-125.
21. Золотухина, И.А. Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе как фактор формирования мотивации к учебным занятиям / И.А. Золотухина // Известия Тульского государственного университета. - 2018. - №2. - С. 145-149.
22. Карпов, В.Ю. Подвижные игры как средство решения задач плавательного всеобуча младших школьников / В.Ю. Карпов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №12. - С. 110-115.
23. Колесник, Е.Л. Социально-культурная сущность и основные функции рекреации / Е.Л. Колесник // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №1. - С. 81-88.
24. Костенко, С. Л. Условия формирования здорового образа жизни школьников в условиях введения ФГОС в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода / С.Л. Костенко // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 632-634.
25. Кузьмин, Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания / Н.И. Кузьмин // Физическая культура в школе. - 2008. - №6. - 20-22.
26. Махмутгири, А.Э. Об уточнении понятия физкультурно-рекреационная деятельность / А.Э. Махмутгири // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2014. - №9. - С. 167-170.
27. Малафеева, С.Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников / С.Н. Малафеева // Специальное образование. - 2014. - №7. - С. 69-74.
28. Мукина, Е.Ю. Физическая рекреация как средство социально-педагогической реабилитации / Е.Ю. Мукина // Педагогические и психологические науки. - 2012. - №2. - С. 72-76.
29. Малков, В.В. Подвижная игра как форма и метод в физическом воспитании учащихся / В.В. Малков // Вестник Костромского государственного университета. - 2008. - №10. - С. 125-129.
30. Можаров, А.И. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании младших школьников / А.И. Можаров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №10. - С. 135-138.
31. Нурматова, М.И. Основные направления в формировании здорового образа жизни младшего школьника / М.И. Нурматова // International scientific. - 2019. - №5. - С. 71-78.
32. Оборин, М.С. Концептуальное содержание понятий «Рекреация» и «Туризм» : общее и различное / М.С. Оборин // Вестник Тюменского государственного университета. Соцаильно-экономические и правовые исследования. - 2011. - №4. - С. 101-106.
33. Полынский, Ю.В. Особенности физического развития и физической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специализации / Ю.В. Полынский // Вестник спортивной науки. - 2011. - №6. - С. 54-57.
34. Пружинин, К.Н. Физическая рекреация как междисциплинарная область физкультурного образования: учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов / К.Н. Пружинин. - Иркутск : «РГУФКСМиТ», 2011. - 120 с.
35. Подвижные игры как средство развития двигательной активности учащихся (методические рекомендации) / сост. Д.В. Суханов. - Хабаровск: КГБОУ ДОД ХКЦРТДиЮ, 2016. - 24 с.
36. Психология младшего школьника [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - 124 с.
37. Рахматов, А.И. Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов / А.И. Рахматов // Образование и воспитание. - 2018. - №5. - С. 33-34.
38. Рыжкин, Ю.Е. Социально-психологические основы физической рекреации / Ю.Е. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №2. - С. 17-26.
39. Рыжкин, Ю.Е. К вопросу о понятия феномена «Физическая рекреация» / Ю.Е. Рыжкин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №4. - С. 55-57.
40. Степанова, М.М. Подвижные игры как средство обучения
элементам игры в баскетбол младших школьников / М.М. Степанова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно¬
педагогического университета. - 2016. - №4. - С. 69-73.
41. Сергеева, Б.В. Способы формирования здорового образа жизни младших школьников / Б.В. Сергеева // Проблемы педагогики. - 2017. - №2. - С. 56-61.
42. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
43. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Ю.М.Макаров, Н.В. Луткова, Л.Н.Минина и др.] ; под ред. Ю.М.Макарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
44. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008. - 479 с.
45. Чернышева, И.В. Физическая рекреация одна из форм здорового образа жизни / И.В. Чернышева // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2014. - №15. - С. 123-127.
46. Чернявский, М.В. Оптимизация физического воспитания младших школьников средствами рекреации / М.В. Чернявский // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2009. - №2. - С. 71-75.
47. Черемных, В.И. Программно-нормативное обеспечение процесса физического воспитания младших школьников / В.И. Черемных //Вестник науки и образования. - 2015. - №12. - С. 83-89.
48. Чернова, О.А. Влияние подвижных игр на развитие выносливости обучающихся 3-х классов / О.А. Чернова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - №4. - С. 94-98.
49. Шиленко, О.В. Применение средств художественной гимнастики в физическом воспитании младших школьников / О.В. Шиленко // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. - 2019. - №2. - С. 93-98.
50. Шаповалов, А.В. Организационно-содержательные основы
совершенствования здоровьесберегающей деятельности
общеобразовательной организации / А.В. Шаповалов // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2016. - №5. - С. 134-139.
51. Эльмурзаев, М.А. О соотношении понятий активности и деятельности в сфере физической рекреации / М.А. Эльмурзаев // Царскосельские чтения. - 2010. - №5. - С. 82-87.
52. Юрлова, Е.С. Морфофункциональные особенности развития и адаптации детей младшего школьного возраста в условиях здоровьесберегающих технологий обучения / Е.С. Юрлова. - Автореферат дисс. ... канд. .. биол. ... наук. - Нижний Новгород, 2009. - 28 с.
53. Ярлыкова, О.В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности / О.В. Ярлыкова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №7. - С. 92-97.
54. Ярлыкова, О.В. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности / О.В. Ярлыкова // Гуманитарный научный журнал. - 2017. - №7. - С. 121-126.
55. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.С. Ячменникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №10. - С. 71-75.
56. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях личностно ориентированного обучения / Т.С. Ячменникова // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №5. - С. 121¬125.