Введение 3
Глава I Психолого-педагогические основы здорового образа
жизни студентов - курсантов
1.1 Исторические основы понятия здорового образа жизни 10
1.2 Здоровый образ жизни студента как педагогическая проблема 21
1.3 Особенности учебного и внеучебного процесс студентов - курсантов
СиБЮИ МВД РФ 27
Выводы по первой главе 37
Глава II Разработка и внедрение программы клуба здоровья во внеучебный процесс студентов - курсантов СиБЮИ МВД РФ
2.1. Обоснование, разработка и внедрение программы клуба здоровья во
внеучебный процесс студентов - курсантов СиБЮИ МВД РФ 40
2.2. Выявление результативности деятельности программы клуба здоровья
на формирования здорового образа жизни студентов - курсантов СиБЮИ МВД РФ 46
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложение 1 63
Приложение 2
Многовековой исторический опыт и личные судьбы миллионов людей привели к однозначному осознанию и признанию того, что здоровье является приоритетной ценностью человеческой жизни. Есть немало примеров выдающихся результатов деятельности талантливых людей - композиторов, писателей, ученых, летчиков, спортсменов и многих других, бывших инвалидами, страдавших теми или иными врожденными или приобретенными заболеваниями. Но все они лишь исключения, подтверждающие сколь велика роль здоровья в жизни каждого человека.
Только хорошее здоровье обеспечивает нормальное внутриутробное и последующее развитие потомства, успешную учебу, профессиональное становление, плодотворную многолетнюю трудовую деятельность, устойчивый брак и семью, реализацию полезных творческих, спортивных и других увлечений, продолжительную жизнь и достойную старость.
Говоря о здоровье, мы изначально воспринимаем это понятие как само собой разумеющееся и не требующее дополнительных определений. Между тем, вопрос о том, что же собой представляет хорошее здоровье отнюдь не столь прост, каким он кажется на первый взгляд, и представляет большой научный и практический интерес. О сложности этого вопроса свидетельствует хотя бы то, что в медицинской науке имеются более сотни определений понятия «здоровье», но ни одно из них не получило общего признания. Процесс формирования у молодых людей здоровых потребностей связан с преодолением многих соблазнов, с нравственными исканиями, размышлениями. Поэтому повышается роль воспитания и особенно самовоспитания личности, предполагающего умение самостоятельно дополнять знания, совершенствовать свой характер. Медицинские работники, преподаватели физической культуры и тренеры в союзе с представителями общественных наук, опираясь на знания по проблеме здорового образа жизни, смогут более успешно осуществлять процесс «перевода» молодежи с воспитания на самовоспитание. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладая знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.
Забота о собственном здоровье - серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий - образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам[39].
Образовательный процесс в высших учебных заведениях предполагает не только овладения студентами профессиональных, культурных и общекультурных компетенции но и поддержание и укрепления здоровья будущего специалиста в разных профессиональных деятельностях, тем более если вуз является не гражданским. Вузы МВД стоят как бы немного в стороне в ряду высших учебных заведений. Это объясняется особыми условиями поступления, жесткой дисциплиной и субординацией, специфическим режимом. В отличие от подавляющего числа гражданских вузов России, которые подчиняются Министерству науки и высшего образования РФ, военные полностью находятся в ведении Министерства внутренних дел, устанавливать и регламентировать правила и порядки для них может лишь оно. Особенность обучения в этих вузах, начиная от подачи документов и до момента получения диплома, заключается в том, что студентам (далее по тексту курсантам) будет необходимо общаться с людьми в погонах. Правила приема отличительны тем, которые действуют в гражданских вузах, они практически не учитывают нововведения последних лет.
Степень разработанности проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы по различным аспектам формирования здорового образа жизни показал следующее: вопросами социально-педагогической помощи
студентам с ослабленным здоровьем в физкультурно-оздоровительной деятельности , занимались ряд педагогов (Ю.С. Кучин, И.Т. Коротенко И.Т., С.Р. Мордовцева и др.); исследовали здоровья студентов и прогнозировали перспективы дальнейшего его развития (З.А. Якубова М.Т. Гафарова Э.С. Адабашева); вопросами приобщения населения к здоровому образу жизни и вопросами здоровьесберегающей деятельностью в образовании О.Н. Московченко, С.А. Фильчаков, И.В. Чернышева, М.В. Шлемова и др.
Таким образом, анализ психолого-педагогической и литературы позволил обозначить противоречия по теме исследования между:
- требованиями современного общества к курсантам, осознающим значимость своего состояния здоровья для осуществления правоохранительной деятельности, и не достаточно выраженной ориентацией внеучебного процесса на формирование здорового образа жизни;
- высоким потенциалом разнообразных форм, средств и методов формирования положительного отношения к здоровому образу жизни и недостаточным востребованием данного потенциала в практической деятельности организации высшего образования.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: как сформировать положительное отношение курсантов СиБЮИ МВД РФ к здоровому образу жизни? Данная проблема позволила сформулировать и обозначит следующую тему исследования: «Формирование здорового образа жизни студентов через организацию клуба здоровья».
Объект исследования: внеучебный процесс курсантов СиБЮИ МВД РФ.
Предмет исследования: Программа клуба здоровья направленная на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни.
Цель исследования: создать на базе Сибирского юридического института МВД РФ клуб здоровья, организовать деятельность и создать условия для формирования положительного отношения к здоровому образу жизни у курсантов.
Гипотеза исследования: Процесс формирования здорового образа жизни курсантов СиБЮИ МВД РФ будет результативным если:
- будет уточнено понятие здоровый образ жизни;
- выявлены критерии здорового образа жизни курсантов;
- будет обоснована, разработана и внедрена во внеучебную деятельность курсантов СиБЮИ МВД РФ программа клуба здоровья;
- выявлена результативное влияние на формирование положительного отношения к здоровому образу жизни курсантов СиБЮИ МВД РФ программы клуба здоровья.
Задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической литературы для уточнения понятия «здоровый образ жизни»;
2) Обосновать и разработать программу клуба здоровья направленную на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни ;
3) Внедрить во внеучебный процесс курсантов СиБЮИ МВД РФ программу клуба здоровья;
4) Сформировать критерии здорового образа жизни курсантов;
5) Выявить результативное влияние программы клуба здоровья на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни курсантов СиБЮИ МВД РФ.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концептуальные идеи личностно ориентированного образования (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская и др.);
- теоретические положения проблемного (Т.И. Ильина, В.Т. Кудрявцев, М.Д. Махмутов и др.) подходов в образовании;
- исследования, раскрывающие особенности профессиональной подготовки педагога с точки зрения его личностного развития, формирования профессионально значимых компетентностей (В.А. Адольф, С.Б. Елканов, Г.И. Железовская, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, В.Т. Чичикин и др.).
Методологическую основу исследования составляют:
Теоретические и методические основы гармоничного физического развития обучающихся (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и др.); влияние физической культуры на формирование личности (В.В. Лобачева, В.Н. Николаева, Д.Н. Платонова и др.).
Методы педагогического исследования:
Обзор психолого-педагогической литературы предусматривал: изучение понятия здорового образа жизни, здоровый образ жизни студентов, выявления специфики здорового образа жизни студентов - курсантов СиБЮИ МВД РФ.
Педагогическое наблюдение. Данный метод использовался при выявлении результативности качества проводимых занятий в клубе здоровья. Анкетирование. Проводился опрос в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты самостоятельно заполнялись респондентами.
Педагогический эксперимент. Это специально организуемое исследование, проводимое с целью определения результативности применения методов, средств, форм, приемов и нового содержания клуба здоровья. Метод математической обработки данных. Экспертная оценка. Использование мнения преподавателей, для определения результативности деятельности клуба здоровья.
Личный вклад обучающегося состоит: в уточнении понятия «здоровый образ жизни» выявление критериев здорового образа жизни курсантов СиБЮИ МВД РФ, обосновании и разработки программы клуба здоровья, во внедрении программы клуба здоровья во внеучебную деятельность курсантов СиБЮИ МВД РФ, выявлении результативности формирования положительного отношения к здоровому образу жизни через программу клуба здоровья у курсантов СиБЮИ МВД РФ.
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были изложены и обсуждены на международных и всероссийских конференция:
Формирование готовности педагогов-бакалавров к здоровьесберегающей деятельности;
Применение интерактивной доски на уроках физической культуры;
Влияние экзаменационной сессии на эмоциональное состояние студентов.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Уточнение термина здоровый образ жизни - это деятельность человека, направленная на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом.
2) Программа клуба здоровья направленная на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни курсантов СиБЮИ МВД РФ. Задачи программы:
- создать условия для обеспечения охраны здоровья курсантов, их гармоничного развития и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировать базовые знания о здоровье и здоровом образе жизни; Содержание программы:
- теоретическое освоение курсантами базовых знаний о здоровом образе жизни и его составляющих;
- Внеучебный мероприятия по спортивным играм и боевым единоборствам;
- участие в соревнованиях «Студенческая универсиада города Красноярска и Красноярского края» по различным видам спорта. Основными формами реализации программы являются проведение клубных занятий.
3) Внеучебный кластер «институт безопасности». Цель формирования у курсантов СиБЮИ МВД РФ сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, стремления к здоровому образу жизни, совершенствования практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях.
4) Критерии здорового образа жизни:
- состояние здоровья (медицинский осмотр, курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, наследственность, наличие заболеваний);
- условия жизни студентов (экономические условия, экологические условия, бытовые условия, уровень стресса, отношения в семье, установка на здоровый образ жизни, круг общения);
- Развитие физических качеств.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка из 60 наименований из них 5 на иностранном языке, и приложений. Объем диссертации составляет 70 страниц машинописного текста; в работе приведены 10 рисунков и 4 таблицы
Проведенное исследование показало, что на современном этапе профессионально обучения необходимо уделять внимание в развитии здоровья и здорового образа жизни курсантов. Необходимо создать условия для формирования положительного отношения к здоровому образу жизни у них.
1. Изучив психолого-педагогическую литературу по тематике исследования мы провели теоретический анализ понятия здоровья с точки зрения философов, медиков, педагогов, психологов выявили компоненты здоровья. Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной задачи — укрепление здоровья индивидуума. На проведенного анализа нам удалось уточнить понятия здоровый образ жизни - это деятельность человека, направленная на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма в целом.
2. В ходе исследования была разработана и внедрена программа клуба здоровья направленная на формирования положительного отношения к здоровому образу жизни курсантов СиБЮИ МВД РФ. Цель программы: формирование здорового образа жизни курсантов СиБЮИ МВД РФ.
Основные задачи:
- создать условия для обеспечения охраны здоровья курсантов, их гармоничного 54
развития и формирования положительного отношения к здоровому образу жизни;
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- сформировать базовые знания о здоровье и здоровом образе жизни.
Сроки реализации программы: 2017 - 2018 учебный год. Программа клуба здоровье включала:
- теоретическое освоение курсантами базовых знаний о здоровом образе жизни и его составляющих;
- внечебные соревнования по спортивным играм и спортивным единоборствам;
- внеучебный кластер «институт безопасности»;
- участие сборной команды СиБЮИ МВД РФ в соревнованиях «Студенческая универсиада города Красноярска и Красноярского края» по различным видам спорта.
Основными формами реализации программы являются проведение внеучебным мероприятии.
3. Данная программа внедрена во внеучебный процесс курсантов в виде: просмотров видеофильмов из цикла передач «Страна героев» Сергея Николаевича Бадюка.
Просмотр видеофильмов о выдающихся спортсменах России, Красноярского края. Просмотр видеофильмов, роликов про здоровый образ жизни, о вредных привычках. В течение учебного года. Также в течении учебного года проведены круглые столы на темы здоровье человека, составляющие здорового образа жизни, вредных привычек. Проведение учебно-тренировочных занятий согласно программы «спортивные игры». Участие в универсиада г. Красноярска и Красноярского края среди высших учебных заведении. В течение учебного года.
Проведение внутри вузовских соревновании по игровым видам спорта и спортивным единоборствам Январь-Июнь 2018
4. Сформированы критерии здорового образа студентов:
- состояние здоровья (медицинский осмотр, состояние здоровья, курение, употребление спиртных напитков, употребление наркотиков, наследственность, наличие заболеваний);
- условия жизни студентов (экономические условия, экологические условия, бытовые условия, уровень стресса, отношения в семье, установка на здоровый образ жизни, круг общения);
- Развитие физических качеств.
5. В ходе исследования подтверждена результативность разработанной комплексной программы студенческого клуба здоровья по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни курсантов СиБЮИ МВД РФ. Согласно результатами исследования, в целом динамика изменений наблюдается в положительную сторону в уровне стресса, отношения в семье, установке на здоровый образ жизни и круга общения. Согласно результатам, динамика изменения состояния здоровья студентов за период исследования изменилась в положительную сторону. Изменения произошли в характеристиках медицинского осмотра, состояния здоровья, курение, наркотиков, алкоголя, наследственности, заболевания.
1. Абдельмунем, М.М. культура физическая и здоровье / М.Ш. Абдельмунем, Багдад, 2004.- 157.
2. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др.Казань: «Медицина», 2007. - 220 с.
3. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. - Ташкент: Издательство АН УзССР, 1956. - 827 с.
4. Адольф В.А. Организация учебно-профессиональной деятельности студентов на основе здоровьесберегающих технологии // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологии материалы IV Всероссийской научно-практической кон-ференции с международным участием. ответственный редактор М. Л. Махрова. 2017. С. 21-25.
5. АЛЕКСАХИНА Е.М. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ! ПЕДВУЗОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: АВТОРЕФ. ДИС. КАНД. ПЕД. НАУК / Е.М. АЛЕКСАХИНА. М.,1989. - 15С.
6. АЛЬ-РИКАБИ А.М. ФОРМИРОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ, В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ДИС. КАНД. ПЕД. НАУК /А.М. АЛЬ¬РИКАБИ. ВОРОНЕЖ, 2010. - 171 С.
7. АМОНАШВИЛИ Ш.А. РАЗМЫШЛЕНИЕ О ГУМАННОСТИ ПЕДАГОГИКИ / Ш.А.АМОНАШВИЛИ. М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ, 1996. - 496С.
8. АМОСОВ Н.М. ЛИЧНОСТЬ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ / H.A. АМОСОВ. М., 1979. - 192 С.
9. АНОХИНА Г.М. ЛИЧНОСТНО АДАПТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ / Г.М. АНОХИНА.
ВОРОНЕЖ: ВОИПКРО, 2002. - 322С.
10. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова. - Москва : МГОУ,
2004. - 100с.
11. АНТРОПОВА А.П. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ДИСС. . КАНД. ПЕД.
НАУК / А.П. АНТРОПОВА. ЧЕЛЯБИНСК, 2001.- 171 С.
12. АНТРОПОВА М.В. УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ / М.В. АНТРОПОВА, Г.В. БАРДИНА,JI.M. КУЗНЕЦОВА // ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. 1998.-Т.24. - №5. - С.80-84
13. П.АНУШКЕВИЧ Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ДИСС. . КАНД. ПЕД. НАУК/ Н.В. АНУШКЕВИЧ. -БАРНАУЛ, 2005. -171 С.
14. АНЦИФЕРОВА Л.И. ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / Л.И. АНЦИФЕРОВА. М.: НАУКА,.1981. - 188 С.
15. АПАНАСЕНКО Г.Л. ЭВОЛЮЦИЯ БИОЭНЕРГЕТИКИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / Г.Л. АПАНАСЕНКО. СПБ.: РЕСПУБЛИКА, 1992. - 123С.
16. АРТЮХОВА И:С. ЦЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЕ / И.С. АРИОХОВА // ПЕДАГОГИКА.-1999.-№4.- С. 117-121.
17. АСМОЛОВ А.Г. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УСТАНОВКА / А.Г.АСМОЛОВ. М.: МГУ, 1979.-217С.
18. АХМЕД М.К. ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА / М.К. АХМЕД, АБДЕЛЬ-ШУН М.Ш. АЛЕКСАНДРИЯ, 2007. - 175 С.
19. БАБАНСКИЙ Ю.К. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ : ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / Ю.К.
БАБАНСКИЙ. М. : ПЕДАГОГИКА, 1982. - 182 С.
20. БАЛЬСЕВИЧ В.К. КОНЦЕПЦИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / В.К.БАЛЬСЕВИЧ // ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ТРЕНИРОВКА. 1996. - №1. -
С. 23-25.
21. БАЛЬСЕВИЧ В.К. ОНТОКИНЕЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / В.К. БАЛЬСЕВИЧ. -М.: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, 2000. 275 С.
22. БАРЫШЕВА П.В. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / П.В. БАРЫШЕВА. САМАРА: СГУ, 1995. - 251 С.
23. БЕЗДУХОВ В.П. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ / В.П.БЕЗДУХОВ. КУЙБЫШЕВ: ИЗД-ВО KLНИ, 1990.-С.84-92.
24. БЕЗРУКИХ М.М. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ШКОЛА / М.М.БЕЗРУКИХ. М.: МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, 2004Г. - 240 С.
25. БЕЛЕНОВ В.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯСТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: АВТОРЕФ. ДИС. КАНД. ПЕД. НАУК/В.Н. БЕЛЕНОВ,- САМАРА, 2000.¬18С.
26. БРЕХМАН, И. И. ВАЛЕОЛОГИЯ - НАУКА О ЗДОРОВЬЕ / И. И. БРЕХМАН. - 2-Е ИЗД. - МОСКВА :ФИС, 2000. - 208 С.
27. ВАЙНЕР, Э. Н. ЗОЖ КАК ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ/Э. Н. ВАЙНЕР//ОБЖ. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ. - 2009. - №3. - С.39-46;
28. ВАЙНЕР Э.Н .ВАЛЕОЛОГИЯ / Э. Н. ВАЙНЕР. - МОСКВА : ФЛИНТА: НАУКА,
2005.
29. ГАФАРОВ, В.В. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ: НЕПРОТОРЕННАЯ ДОРОГА / В.В. ГАФАРОВ И ДР. - НОВОСИБИРСК: ИЗД-ВО СО РАН, 2008. - 280 С.
30. ГЛИНЕНКО, В. М. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА : ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТУД. МЕДИЦИНСКИХ И ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВЫСШИХ УЧЕБ.ЗАВЕДЕНИЙ / В. М. ГЛИНЕНКО, А. А. ИВАНОВ, С. А. ПОЛИЕВСКИЙ. - МОСКВА : ГОУ ВПО МГМСУР, 2010. - 209 С.
31. ГРИЦЕНКО, Г.А. КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - ЕКАТЕРИНБУРГ: УИОЦМ, 2008. - 72С.
32. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ : СБ. НАУЧ. ТР. / ПОД РЕД. С. А. СИМБИРЦЕВА. -
2008. - 72 С.
33. ИБН-СИНА. КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ : В 5 КН. / ИБН-СИНА ; ПЕР. С АРАБ. - ТАШКЕНТ : ФАН, 2004. - КН. 1. - 55 С.
34. ИСТОМИНА, А. В. «МОДЕРАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ», КАК ФОРМА ОБОБЩЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. - 2011. - № 4. - С. 8-12.
35. КОЛЕСНИКОВА, М.Г. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ /М.Г. КОЛЕСНИКОВА // ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ.-2005.- №5.- С.52-55.
36. КУПЧИНОВ, Р. И. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ : ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И КУРАТОРОВ ГРУПП СРЕДНИХ СПЕЦ. И ВЫСШ. УЧЕБ.ЗАВЕДЕНИЙ / Р. И. КУПЧИНОВ. - МИНСК :УП «ИВЦ МИНФИНА», 2004. - 211 С.
37. НАЗАРОВА, Е. Н. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ / Е. Н. НАЗАРОВА, Ю.Д. ЖИЛОВ. - М.: АКАДЕМИЯ, 2007. - 255 С.
38. НАУМЕНКО, Ю.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ/ Ю.В. НАУМЕНКО// ПЕДАГОГИКА.-2005.- №6. - С.37-44.
39. ОСТРОУМОВ, А. А. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ / А. А. ОСТРОУМОВ. - МОСКВА : МЕДГИЗ, 2000. - 328 С.
40. ОРЛОВ, А. Н. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛОВОМ / А. Н. ОРЛОВ. - КРАСНОЯРСК : ИЗД-ВО КРАСНОЯРСКОГО УН-ТА, 1999. - 512 С.
41. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ : УЧЕБ.-МЕТОД. ПОСОБИЕ / М-ВО СЕЛ. ХОЗ-ВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСП. БЕЛАРУСЬ ; ГРОДНЕН. ГОС. АГРАРНЫЙ УН-Т. - ГРОДНО : ГГАУ, 2006. - 136 С.
42. ПЕДАГОГИКА. / Под РЕД. В.В. БЕЛОРУСОВОЙ И И.Н. РЕШЕТЕНЬ. - МОСКВА, «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ», 2008. - 117 С.
43. ПОПОВ, С. И. ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, МОРАЛЬ: СОЦИАЛЬНО¬НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕСТРОЙКИ / С. И. ПОПОВ. - МОСКВА : ПОЛИТИЗДАТ,
2009. - 240 С.
44. ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ / ПОД РЕД. Н. А. ГЕППЕ. - МОСКВА: ГЭОТАР-МЕДИА, 2008. - 144 С.
45. ПАВЛЮЧЕНКО, Т. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ИНТЕГРАЦИЯ И ПАРТНЕРСТВО Т. ПАВЛЮЧЕНКО // ЗДАРОВЫ ЛАД ЖЫЦЦЯ. - 2010. - № 12. - С. 54-57.)
46. (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / В. М. НАСКАЛОВ [И ДР.] // ВЕСТНИК
ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. Е, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. - 2010. - № 11. - С. 152-159.
47. САХНО, А. В. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / А. В. САХНО, А. С. ЧУБУКОВ. - МОСКВА, 2000. - 100 С.
48. СПОСОБСТВУЮЩИЙ СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗ ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ / ДОКУМЕНТ, РАЗРАБОТАННЫЙ ПО ПОРУЧЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БЮРО ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВОООХР. - ДРЕЗДЕН, 2005. - 131 С.
49. СЫТИН, Г.Н. МЫСЛИ, ТВОРЯЩИЕ КРЕПКИЙ ИММУНИТЕТ / Г.Н. СЫТИН. СПБ.: ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ВЕСЬ», 2006. - 224 С.
50. СТРАТЕГИЯ ВОЗ «ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ВСЕХ В 21 ВЕКЕ». - РЕЖИМ ДОСТУПА: WWW.GOV.CAP.RU
51. ФУРМАНОВ, А. Г. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОНУКЛИДНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ / А. Г. ФУРМАНОВ, Ю. Н. КНЯЗЕВ // МИР СПОРТА. - 2001. - № 3. - С. 52-55.
52. ЧЕРНОСВИТОВ, Е.В. ЛЕКЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЕ. - МОСКВА : ВЛАДОС, 2001. - 145 С.
53. ШМАКОВ, С. ДЕТЯМ О ЗДОРОВЬЕ//С. ШМАКОВ// ЗДОРОВЬЕ ВСЕХ ОТ А ДО Я. - 2007. - №2. - С.94-128.
54. ШУХАТОВИЧ, В. Р. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ/ В. Р. ШУХАТОВИЧ // ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИОЛОГИИ. - МИНСК : КНИЖНЫЙ ДОМ, 2003. - С. 79 - 79.
55. ШЕРШАКОВ, Н. В. ВЕТРУ И СОЛНЦУ НАВСТРЕЧУ / Н. В. ШЕРШАКОВ. - М. :ФИС, 1999. - 173 С.
56. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИОЛОГИИ, ПОД РЕД. ГРИЦАНОВА А. А. - МОСКВА : «КНИЖНЫЙ ДОМ», 2003.
57. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОЦИОЛОГИИ, ПОД РЕД. ГРИЦАНОВА А. А. - МОСКВА : «КНИЖНЫЙ ДОМ», 2008.
58. РОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] : «МЕТАОПИСАНИЕ РЕСУРСА ПРЕДОСТАВЛЕНО». - МОСКВА 2008. - РЕЖИМ ДОСТУПА:http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
59. КОЗУБ М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ: ДИСС.
КАНД. ПЕД. НАУК /М.В. КОЗУБ. ЕЛЕЦ, 2007. -221 С.
60. INGHAM A.G., BEAMISH R. DIDN'T CYCLOPS LOSE HIS VISION? AN EXERCISE IN SOCIOLOGICAL OPTOMETRY // SOCIOLOGY OF SPORT JOURNAL, 14, 1997. P. 160¬186.
61. MALINA R.M. SECULAR CHANGES IN GROUTH, MATURATION AND PHYSICAL PERFORMANCE 11 EXERCISE AND SPORT SCIENCES, REVIEWS. PHILADELPHIA, 1987, V. 6, P. 204-255.
62. ROWE D., MCKAY J. &LAWRENCE G. (). OUT OF THE SHADOWS : THE CRITICAL SOCIOLOGY OF SPORT IN AUSTRALIA, 1986 TO 1996 // SOCIOLOGY OF SPORT JOURNAL. VOL. 14. №4, 1997. P. 340-361
63. MORGAN W.P. PHISICAL ACTIVITY AND MENTAL HEALTH// IN THE ACADEMY PAPERS. CHAMPAIGN, H.K.P., 1994, P. 132-145.
64. YIANNAKIS A., GREENDORFER S.L. (EDS). APPLIED SOCIOLOGY OF SPORT, CHAMPAIGN, ILLINOIS: HUMAN KINETICS BOOKS, 1992. P.5