Формирование здорового образа жизни у детей старшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ОБРАЗ ЖИЗНИ», «ЗОЖ» 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
1.2.1. Методы формирования ЗОЖ у детей старшего школьного возраста....32
1.2.2. Средства формирования ЗОЖ у детей старшего школьного возраста...36
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ О ЗОЖ 37
2.2. СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗОЖ 42
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
3.1. Результат эффективности деятельности учителя и учащихся по
формированию представлений о здоровом образе жизни 46
3.2. Работа с контрольно-экспериментальными группами 51
ВЫВОД
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ОБРАЗ ЖИЗНИ», «ЗОЖ» 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
1.2.1. Методы формирования ЗОЖ у детей старшего школьного возраста....32
1.2.2. Средства формирования ЗОЖ у детей старшего школьного возраста...36
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ О ЗОЖ 37
2.2. СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗОЖ 42
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
3.1. Результат эффективности деятельности учителя и учащихся по
формированию представлений о здоровом образе жизни 46
3.2. Работа с контрольно-экспериментальными группами 51
ВЫВОД
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Выдающийся физиолог И.П.Павлов в 1935 году произнес замечательные слова: «Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным. И физиолог обязан научить людей, как правильно, то есть полезно и приятно, работать, отдыхать, питаться, как правильно думать, чувствовать и желать». (61, с. 20) А задолго до него, в середине IX века знаменитый английский философ и психолог Герберт Спенсер решил «рассматривать по степени важности главные предметы действия, составляющие человеческую жизнь», и на первое место поставил деятельность, непосредственно служащую самосохранению; а на второе - деятельность, помогающую в житейских нуждах и, следовательно, служащую самосохранению. Третье место занимает деятельность, ведущая к воспитанию и дисциплине детей и, лишь после этого, он поставил то, что собственно касается общественных и политических отношений, а также разнообразную деятельность, наполняющую свободную часть жизни, посвящаемую на удовлетворение вкуса и чувств». Великий философ писал: «Кроме сохранения своего тела от внешнего вреда и разрушения, необходимо охранять его от других причин - от болезни и смерти, которые следуют за нарушением физиологического закона. И если кто сомневается в важности знакомства с правилами физиологии как в средстве, ведущем к полноте жизни, то пусть посмотрит вокруг себя и увидит, много ли найдется совершенно здоровых мужчин и женщин средних и пожилых лет?» К сожалению, следует признать, что и через полтора века нарисованная Г.Спенсером картина вполне соответствует действительности. Более того, прошедшее десятилетие отмечено резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. А ведь общеизвестно, что состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально¬этической зрелости уровень заботы государства о здоровье своих граждан. В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность этой проблемы определила тему дипломной работы «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе».
ОБЪЕКТ: Педагогический процесс, направленный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
ПРЕДМЕТ: Педагогические условия, формирующие ценностное отношение младших школьников к здоровому образу жизни.
ЦЕЛЬ: Формирование у старших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в учебном процессе.
ГИПОТЕЗА: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе будет проходить эффективнее, если будут созданы следующие условия: проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни;
насыщение содержания уроков валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни;
обеспечение максимальной двигательной активности старших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
• Провести литературный обзор учебного материала по данной теме
• Провести анализ состояния проблемы в теории и практике школы.
• Определить условия формирования ценностного отношения старших школьников к здоровому образу жизни.
• Разработать методику, реализующию ценностное отношение к здоровому образу жизни младших школьников в учебном процессе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, моделирование формулирующего эксперимента.
Экспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми), фиксирование результатов обучения и развития, формулирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность этой проблемы определила тему дипломной работы «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе».
ОБЪЕКТ: Педагогический процесс, направленный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
ПРЕДМЕТ: Педагогические условия, формирующие ценностное отношение младших школьников к здоровому образу жизни.
ЦЕЛЬ: Формирование у старших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в учебном процессе.
ГИПОТЕЗА: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе будет проходить эффективнее, если будут созданы следующие условия: проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни;
насыщение содержания уроков валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни;
обеспечение максимальной двигательной активности старших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
• Провести литературный обзор учебного материала по данной теме
• Провести анализ состояния проблемы в теории и практике школы.
• Определить условия формирования ценностного отношения старших школьников к здоровому образу жизни.
• Разработать методику, реализующию ценностное отношение к здоровому образу жизни младших школьников в учебном процессе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, моделирование формулирующего эксперимента.
Экспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми), фиксирование результатов обучения и развития, формулирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.
Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.
Согласно цели и гипотезы нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
- строгое соблюдение режима дня;
- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
- проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;
- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
- санитарно-просветительская работа и др.
Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.
Преподавание курса ЗОЖ исследуемого класса способствовало:
- развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;
- формирование потребности вести ЗОЖ;
- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
- повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.
Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения.
В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.
Согласно цели и гипотезы нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
- строгое соблюдение режима дня;
- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
- проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;
- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
- санитарно-просветительская работа и др.
Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.
Преподавание курса ЗОЖ исследуемого класса способствовало:
- развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;
- формирование потребности вести ЗОЖ;
- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
- повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.
Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения.
В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста (Педагогика, психология, Сыктывкарский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Особенности развития представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (Педагогика и психология начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2017 - Развитие навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2022



