ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ОБРАЗ ЖИЗНИ», «ЗОЖ» 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
1.2.1. Методы формирования ЗОЖ у детей старшего школьного возраста....32
1.2.2. Средства формирования ЗОЖ у детей старшего школьного возраста...36
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ О ЗОЖ 37
2.2. СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗОЖ 42
ГЛАВА III. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
3.1. Результат эффективности деятельности учителя и учащихся по
формированию представлений о здоровом образе жизни 46
3.2. Работа с контрольно-экспериментальными группами 51
ВЫВОД
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Выдающийся физиолог И.П.Павлов в 1935 году произнес замечательные слова: «Человек - высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным. И физиолог обязан научить людей, как правильно, то есть полезно и приятно, работать, отдыхать, питаться, как правильно думать, чувствовать и желать». (61, с. 20) А задолго до него, в середине IX века знаменитый английский философ и психолог Герберт Спенсер решил «рассматривать по степени важности главные предметы действия, составляющие человеческую жизнь», и на первое место поставил деятельность, непосредственно служащую самосохранению; а на второе - деятельность, помогающую в житейских нуждах и, следовательно, служащую самосохранению. Третье место занимает деятельность, ведущая к воспитанию и дисциплине детей и, лишь после этого, он поставил то, что собственно касается общественных и политических отношений, а также разнообразную деятельность, наполняющую свободную часть жизни, посвящаемую на удовлетворение вкуса и чувств». Великий философ писал: «Кроме сохранения своего тела от внешнего вреда и разрушения, необходимо охранять его от других причин - от болезни и смерти, которые следуют за нарушением физиологического закона. И если кто сомневается в важности знакомства с правилами физиологии как в средстве, ведущем к полноте жизни, то пусть посмотрит вокруг себя и увидит, много ли найдется совершенно здоровых мужчин и женщин средних и пожилых лет?» К сожалению, следует признать, что и через полтора века нарисованная Г.Спенсером картина вполне соответствует действительности. Более того, прошедшее десятилетие отмечено резким ухудшением состояния здоровья всех возрастных категорий населения страны. А ведь общеизвестно, что состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества; выступает и как мерило его социально¬этической зрелости уровень заботы государства о здоровье своих граждан. В последнее время обоснованную тревогу вызывает здоровье школьников. По данным НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья.
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками. Увеличение распространенности среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей не только в организованных коллективах, но и в семье.
В связи с этим, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать формирование у учащихся ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Актуальность этой проблемы определила тему дипломной работы «Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе».
ОБЪЕКТ: Педагогический процесс, направленный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников.
ПРЕДМЕТ: Педагогические условия, формирующие ценностное отношение младших школьников к здоровому образу жизни.
ЦЕЛЬ: Формирование у старших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в учебном процессе.
ГИПОТЕЗА: Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников в учебном процессе будет проходить эффективнее, если будут созданы следующие условия: проявление положительных эмоций реагирования на необходимость формирования здорового образа жизни;
насыщение содержания уроков валеологическими знаниями, мотивирующими детей на здоровый образ жизни;
обеспечение максимальной двигательной активности старших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
• Провести литературный обзор учебного материала по данной теме
• Провести анализ состояния проблемы в теории и практике школы.
• Определить условия формирования ценностного отношения старших школьников к здоровому образу жизни.
• Разработать методику, реализующию ценностное отношение к здоровому образу жизни младших школьников в учебном процессе.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, моделирование формулирующего эксперимента.
Экспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми), фиксирование результатов обучения и развития, формулирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.
Здоровье - высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.
Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.
Согласно цели и гипотезы нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
- строгое соблюдение режима дня;
- обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
- проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;
- проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
- санитарно-просветительская работа и др.
Эти условия способствовали избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.
Преподавание курса ЗОЖ исследуемого класса способствовало:
- развитию у детей ценности представления о здоровом человеке, его ЗОЖ;
- формирование потребности вести ЗОЖ;
- развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
- повышению уровня здоровья детей.
Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся исследуемого нами класса, в ходе нашего исследования мы выявили возможности, предупреждающие разрушение здоровья ребенка.
Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом, что, безусловно, обеспечивает не только новое качество образования, высокую мотивацию, но и сохранение здоровья ребенка, новое сознание учителя, его отношение к ребенку: не ценность знаний, а ценность здоровья. Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира ребенка, но и показывает пути их решения.
В свою очередь валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков. Валеологические знания позволяют развивать врожденные свойства природы человека, уточнить его вкус и «не загромождать» ум массой бесполезных фактов.
1. Закон РФ «Об образовании» // Школа 1996. - № 3. - С. 2-26.
2. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.
3. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. - М., 1998.
4. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.
5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.
6. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.
7. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 49-60.
8. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 33-48.
9. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2, с. 35-37.
10. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
11. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. - М., «Физкультура и спорт», 1990.
12. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
13. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.
14. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.
15. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с.
16. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.
17. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на- Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
18. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. - М., «Физкультура и труд», 1986.
19. Гарбузов В.И.Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
20. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 19-39.
21. Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника.В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. - М., 1971.
22. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.
23. Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997.
24. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. - М.: АПН СССР, 1989.
25. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. - М.: Флинта, 1999.
26.Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.
27.Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.
28.Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
29. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
30. Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4, с. 75-82.
31. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. - СПб., 1992.
32. Коростель Н. Б. От А до Я. - М., «Физкультура и спорт», 1995
33. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. - СПб., 1997.
34. Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. - М., «Педагогика», 1988.
35. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. - М., «Физкультура и спорт», 1995.
36. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
37. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.
38. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.
39. Мерклина Л.А., Понедельник С.В. Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 133-134.
40. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. - М., «Физкультура и спорт», 1998.
41. Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. - М., «Физкультура и спорт», 1978.
42. Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. - М., 1981.
43. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 132-133.
44. Попов С.В. Валеология в школе и дома //О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.
45. Психология. - Под ред. В. М. Мельникова. - М., «Физкультура и спорт», 1987.
46. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990, 494 с.
47. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3, с. 56-61.
48. Советская система физического воспитания. / Под ред. Г. И. Кукушкина. - М., «Физкультура и спорт», 1975.
49. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.
50.Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому обраозу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.
51.Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.
52.Шабунин А. В. Лесгафт в Петербурге. - Л., 1989.
53.Чернов Ю.А. Динамика физической подготовленности юношей IX и Х классов под влиянием уроков физической культуры // В сб.: Повышение физической подготовленности юношей IX и Х классов общеобразовательных школ. — М., 1990. — С.13-24.
54. Поездник А.Н., Чичикин В.Т. Физическая подготовленность и физическое развитие 8-15 лет, обучающихся в условиях общеобразовательной школы и интернате // Тезисы V научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1972. — С.187-183.
55. Любомирский Л.Е., Чернов Ю.А. Медико-педагогические аспекты повышения двигательной подготовленности учащихся старших классов // В сб.: Повышение физической подготовленности юношей IX и Х классов общеобразовательной школы. — М., 1981. — С.3-12.
56. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Минск, 1987. — 169с.
57. Лях В.И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания // Физическая культура в школе. — 1996. — № 2. — С.2-6.
58. Мартовский А.Н. Эффективность различных методов развития мышечной силы у юношей 15-17 лет // В. сб.: Материалы научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1986. — С.11-12
59. Ратушная Л.И. Для комплексного развития двигательных качеств у юношей старших классов // Физическая культура в школе. — 1985. — №12. — С.32-33.
60. Романенко В.А. Двигательные способности человека. — Донецк.: Новый мир, 1999. — С.262-266.
61. Волков В.М. Индивидуальные различия в развитии двигательных качеств у подростков // Теория и практика физической культуры. — 1982. — № 10. — С.16-18.
62. Бондаревский Е.А., Данилов С.П. Информативность тестов, используемых для характеристики физической подготовленности // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 1. — С.17-18.
63. Кузьмин В.А. Комплексное развитие двигательных качеств у детей школьного возраста // В сб.: Проблемы физического воспитания детей и подростков. — М., 1986. — С.17-19.
64. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. — М.: Просвещение. — С.28-32
65. Донской Д.Д. Методика исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 196с.
66. Фомин Н.А., Филин В.Б. Физиологические основы двигательной подготовленности. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 211с.
67. Кузнецова З.И. Необходимое условие о контроле за двигательной подготовленностью школьников // Физическая культура в школе. — 1980. — № 8. — С.12-14.
68. Мейксон Г.П., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Методология разработки нормативов двигательной подготовленности учащихся общеобразовательных школ. — М.: 1987. — 15с.
69. Зайцев А.И. Развитие двигательных качеств у детей школьного возраста в связи с особенностями их биологического развития: Автореферат. кандидатская диссертация. Пед. Наук, М., 1972. — 18с.
70. Сермеев Б.В. Развитие двигательных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры. — Одесса, 1988. — 77с.
71. Герчикова Г.Ф. Некоторые данные физической подготовленности и физического развития учащихся I-Х классов Восточно-Казахстанской области // Тезисы V научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1972. — С.105-106.
72. Тщесневский Р.С. Влияние различного объема двигательной активности детей на их физическое развитие и физическую подготовленность // Тезисы III научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1966. — С.41-42.
73. Жданов Л.Н. Системный подход оценки уровня физической подготовленности детей, подростков и юношей // Тезисы доклада на всесоюзно научном конгрессе. — М., 1965. — С.40-41.
74. Грешенков С.С. Динамические наблюдения за развитием двигательных качеств у школьников // Тезисы III научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1966. — С.6-7.
75. Босенко А.И., Дышель Г.А., Безсонов А.А. Физическое развитие и физическая подготовленность мальчиков младшего школьного возраста г. Одессы // Тезисы II научно-практической международной конференции. — Одесса, 1998. — С.27-29.
76. Положение о государственных тестах и нормативы оценки физической подготовленности населения Украины. — К.: 1996. — 31с.
77. Круцевич Т.Ю. Оценка физической подготовленности детей и подростков // В кн.: методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания. — К.: 1999. — С.129-153.
78. Гужаловский А.А. Особенности физической подготовленности школьников различных климатогеографических регионов // Тезисы доклада Всесоюзной научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. — М., 1983. — С.86-87.
79. Патрусов А.В. Сила, как один из компонентов физической подготовленности // В сб.: Международный научный конгресс — физическая культура, спорт, туризм — в новых условиях развития стран СНГ. — Минск, Тесей, 1999. — С.125-127