Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования здоровьесберегающей деятельности студентов ВУЗа 10
1.1. Теоретический анализ проблемы сохранения здоровья и
формирования здоровьесберегающей деятельности 10
1.2. Студенческий возраст: особенности физического развития и
функционального состояния 28
1.3. Организационно-педагогическое обеспечение здоровьесберегаю-щей деятельности студентов в вузе 41
Выводы по первой главе 54
Глава 2 Методы и организация исследований 56
2.1 Методы исследований 56
2.2 Организация исследования 61
Выводы по второй главе 65
Глава 3 Экспериментальная работа по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов 66
3.1 Модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры 66
3.2. Разработка и реализация программы формирования
здоровьесберегающей деятельности студентов 70
3.3. Разработка методических рекомендаций по формированию
здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях
физической культуры 78
Выводы по третьей главе 80
Заключение 81
Библиографический список 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность диссертационного исследования. В согласовании с приоритетными направлениями государственной политики и проектами, направленными на улучшение здоровья населения и создание ЗОЖ, возрастает необходимость совершенствования процесса физкультурно¬спортивного оздоровительного обучения в образовательных учреждениях, создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов средствами физической культуры и спорта, формированию культуры личности с учетом их личных возможностей, состояния здоровья и мотивации.
В наше время, одной из главных задач, является решение проблемы обеспечения здоровья обучающихся в ВУЗе. Сложность и уникальность проблемы студенческого здоровья подчеркивается взаимной вовлеченностью в решение проблемы, как со стороны органов здравоохранения, так и со стороны образовательных учреждений. Здоровье студентов следует рассматривать как один из показателей свойств подготовки специалистов высокой квалификации, как базу творческого долголетия профессиональных кадров [33, с. 10], и в этом смысле вуз является площадкой для формирования здоровьесберегающей деятельности студентов.
Современные условия в вузе диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям студенческой молодежи. Из-за перегрузки учебной деятельности у студентов все чаще наблюдается психическое перенапряжение и срыв в работе систем организма. Так, в последние годы самочувствие студенческого контингента имеет явно выраженную тенденцию к его ухудшению [116].
Занятия физическими упражнениями достигают оздоровительного эффекта тогда, когда достаточны объем и интенсивность физических нагрузок. Современные реалии таковы, что студенты мало бывают на свежем воздухе (норма 3-3,5 ч), нарушается режим проветривания, занижено естественное и искусственное освещение, не соблюдается режим правильного питания. Все эти факторы влекут за собой целый ряд отклонений как функционального, так и органического характера в состоянии здоровья студентов (неврозы, нарушения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения, обмена веществ и др.).
Студенческая молодежь подвержена вышеназванным стрессам более, чем люди других возрастов, в связи с тем, что ещё нет определения жизни в будущем, находятся в поиске нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства, что, в свою очередь, требует подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений. В этой связи, вуз является тем звеном, где происходит формирование здоровьесберегающей деятельности студентов.
Система образования - одна из самых наиболее важных структур, которая обеспечивает основами здорового образа жизни, тем самым способствуя сохранению физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.
Поступив в ВУЗ, студент оказывается в новых социальных условиях, а часто в новой климатической среде. Адаптация к комплексу неспецифических для него факторов, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. В процессе деятельности студентов возрастают умственные, информационные и психоэмоциональные перегрузки. Кроме того, нарастающая гиподинамия, частые нарушения режима труда, отдыха и питания приводят к срыву процессов адаптации и развитию целого ряда заболеваний [33, с.10].
Оценивая степень разработанности проблемы диссертационного исследования, необходимо обозначить, что научно-теоретическое обоснование здоровьесберегающей деятельности обучающихся сложилось в работах Э.М. Казина, Н.В. Третьяковой, Г.Н. Серикова, А.С. Москалевой, О.Н. Московченко, М.Г. Яновой. Аспекты взаимосвязи физической культуры студентов вуза с их подготовкой к здоровьесберегающей деятельности рассмотрены в работах Р.И. Айзмана, Э.Н. Вайнера, Н.Г. Аникеева и других. Значимый вклад в решение проблемы здоровьесберегающей деятельности молодежи внесли такие ученые, как Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.А. Литвинова.
В результате теоретического анализа научно-методической литературы и изучение опыта, накопленного в теории и практике физической культуры, нами сформированы следующие противоречия:
- между объективной потребностью общества в сохранении и укреплении здоровья будущих специалистов различных профессий, обладающих здоровьесберегающими навыками, способных эффективно трудиться в современных условиях и недостаточным уровнем сформированности здоровьесберегающей деятельности у выпускников ВУЗа;
- между потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза и недостаточной разработанностью программ данной направленности в профессиональной педагогике.
Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в научном обосновании и разработке организационно-педагогического обеспечения формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза.
Недостаточный уровень разработанности проблемы, ее актуальность и значимость определили выбор темы исследования: «Формирование здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры».
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования здоровьесберегающей деятельности студентов, разработать и реализовать модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность студентов.
Предмет исследования: процесс формирования здоровьесберегающей деятельности студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что занятия физической культурой будут способствовать формированию здоровьесберегающей деятельности у студентов агроуниверситета, если:
- проведен теоретический анализ проблемы сохранения здоровья и здоровьесберегающей деятельности студентов;
- разработана модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры;
- разработана и реализована программа по здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1) проанализировать состояние проблемы сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающей деятельности студентов;
2) разработать модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры;
3) разработать и реализовать программу по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры.
4) разработать методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы в области:
- в области физической культуры (В.А. Грибков, 1995; Г.А. Гришина, 2009; В.П. Кушманова, 1998; Н.Г. Озолин, 1988; М.С. Савосина, 2005; О.Н. Московченко, 2014);
- основы здорового образа жизни (Г.А. Кураев, 2003; С.Б. Бондарь, 2004; Б.Х. Ланда, 1999; Э.Н. Вайнер, 2001; М.Е. Коржова, 2009; А.М. Митяева, 2008; Н.П. Абаскалова, 2014);
- деятельности (А.Н. Леонтьев, 2004; С.Г. Сериков, 1999; О.Н. Московченко, 2014);
- исследование возрастных особенностей студенческого возраста (Б.Г. Ананьев, 1971; В.И. Андреев, 2000; А.Н. Семашко, 1969; Е.Л. Солдатова, 2004; Г.А. Федотова, 2010; М.Г. Янова, 2004);
- здоровьесберегающей деятельности (Н.Г. Аникеева, 2009; Э.Н. Вайнера, 2001; Э. М. Казин, 2002; О.Н. Московченко, 2013; Г.И. Семикин, 2012; Г.Д. Слесарева, 2011; М.Г. Янова, 2015);
- организационно-педагогической деятельности в области здоровьесбережения (С.Г. Палий, 1999; С.П. Романова, 2010; Н.В. Тамарская, 2002; Н.В. Третьякова, 2009; М.Г. Янова, 2014).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана модель «Формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры»;
2) разработана и реализована рабочая программа «Здоровьесберегающая деятельность на занятиях физической культуры».
Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний в области здоровьесберегающей деятельности, в определении теоретических положений формирования здоровьесберегающей деятельности студентов, в обосновании организационно-педагогических условий здоровьесберегающей деятельности. Теоретический анализ и выводы исследования могут быть применены при планировании и организации формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Практическая значимость полученных результатов заключается разработке и реализации модели и рабочей программы по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры. Полученные данные могут быть применены в организации здоровьесберегающей деятельности в ВУЗе.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации опубликованы: в журнале международные научные исследования: «Пути повышения пищевой ценности хлеба для питания спортсменов» - № 4, 2015 г; публикация статьи в Международной научно-практической конференции «наука, образование: опыт, проблемы, перспективы развития»: «Формирование здорового образа жизни студентов СМГ»; «Спортивное ориентирование как средство улучшения психологических качеств в подготовке будущих специалистов» - Красноярск, 2016 г.; во II Всероссийской научно-практической конференции, современные аспекты подготовки и профессиональной самореализации специалистов в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Красноярск. - 2015 г. («Здоровьесберегающая деятельность у студентов ВУЗа на занятиях по физической культуре»; «Психологический портрет команды КГПУ им. В.П. Астафьева по спортивному ориентированию»).
Положения, выносимые на защиту:
1) в основу формирования здоровьесберегающей деятельности положены идеи и принципы системного подхода к здоровьесбережению студентов в вузе.
2) модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры, разработанная для сохранения и укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей на основе знаний: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.
3) разработка и реализация рабочей программы «Здоровьесберегающая деятельность студентов на занятиях физической культуры» будет способствовать приобретению общих знаний в области здоровьесберегающей деятельности, совершенствование своих физических качеств, участие в спортивных мероприятиях, возможность проявить себя.
Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (128 источников), двух приложений; включает 4 таблицы, 3 рисунка.
Современные условия в вузе диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям студенческой молодежи. Из-за перегрузки учебной деятельности у студентов все чаще наблюдается психическое перенапряжение и срыв в работе систем организма. В итоге, в последние годы самочувствие студенческого контингента имеет явно выраженную тенденцию к его ухудшению. Изучение ряда подходов и анализ теоретических предпосылок проблемы научного обоснования и разработки организационно-педагогического обеспечения формирования
здоровьесберегающей деятельности студентов вуза, разработанных и описанных в научной литературе, позволило доказать новые варианты решения намеченной проблемы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы и исследование состояния проблемы сохранения здоровья показал, что проблема формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза исследована недостаточно полно;
2. В процессе исследования нами разработана модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры, с целью приобретения студентами здорового образа жизни к физическим занятиям, физкультурно-оздоровительным мероприятиям, развития совершенствования физического состояния, формирования здоровьесбережения на занятиях физической культуры;
3. Разработана и реализована программа формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры, с включением в программу теоретических занятий по здоровьесберегающей деятельности и практических занятий по спортивному ориентированию, которые оказывают влияние на формирование здорового образа жизни и направленные на сохранение и укрепление здоровья;
4. Разработаны методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культурой.
В исследовании реализованы цель и поставленные задачи. Положения, выносимые на защиту, отражены в теоретической и экспериментальной частях исследовательской работы.
1. Абаскалова, Н.П. Педагогика здоровья: новый этап развития / Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин, А.Г. Маджуга // Стерлитамак: Фобос, 2014. - 242 с.
2. Агишева, Н.К. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов / Н.К. Агишева и др. - Киев. - Здоровья, 1982. - 296 с.
3. Адольф, В.А. Магистерская диссертация: на пути становления профессионала в сфере образования: учебно-методическое пособие / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова. - Красноярск, 2011. - 244 с.
4. Акимова, Л.А. Педагогика здоровья / Е.М. Голикова, Н.В. Сократов, П.П. Тиссен. - Оренбург: Экспресс-печать, 2013. - 428 с.
5. Акимова, Л.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство сохранения, укрепления, формирования здоровья обучающихся, психологии и педагогики. / Л.А. Акимова // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики», сборник статей Международной научно - практической конференции. - Уфа, Аэтерна, 2015. - 6-9 с.
6. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева // Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996 г. - 384 с.
7. Ананьев, Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека / Б.Г. Ананьев // Возрастная психология взрослых. - 1971 г.
8. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Ананьев // Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.
9. Аникеева, Н.Г. Формирование здоровьесберегающей
компетенции студентов при профессиональной подготовке в ВУЗе / Н.Г. Аникеева // дис. ... канд.пед.наук. Тюмень, 2009 г.
10. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин // М.: Медицина, 1976. - 447 с.
11. Артюшкин, О.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры личности обучающегося средствами информатизации: дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2005. - 255 с.
12. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М. - 1982.
13. Баевский, P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / P.M. Баевский. М.: Медицина, 1979. - 298 с.
14. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - с. 208.
15. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В. Безобразова. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2006. - 72 с.
16. Белоус, В.А. Организация научных исследований по физической культуре в вузе / В.А. Белоус, В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин // учебно¬методическое пособие. - СПб: СПбГУИТ - МО, 2005. - 72 с.
17. Бирюкович, А.А. Биоритмы сердечной деятельности и движения в онтогенезе человека / А.А. Бирюкович // автореф. дис. докт. биол. наук. - М. -1973. - 36 с.
18. Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента / учебное пособие / А.А. Бишаева. - М.: КНОРУС, 2016. - 304 с.
19. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Уч.пособие для педвузов. - Москва - Ростов-на-Дону: Творческий центр "Учитель". - 1999. - 55 с.
20. Бондарь, С.Б. Вопросы методологии развития физической культуры // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: матер.междунар.конгр. - М., 2004.- 175 с.
21. Бондин, В.И. Валеология: физическое состояние и здоровье человека / В.И. Бондин. - Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ. - 1998. - 163 с.
Т1. Бордуков, М.И. Функциональная производительность организма
при двигательной деятельности и методы её оценки / М.И. Бордуков // учебное пособие. - Красноярск, 2014. - 156 с.
23. Борисова, Л.Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня их образования / Л.Н. Борисова // автореф. дис. канд. пед. Наук. - 1990. - 16 с.
24. Вайнер, Э.Н., Педагог-валеолог / Э. Вайнер, М.Н. Костикова, Н.Г. Яроненко. - М. - 1997.
25. Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта, 2001. - 414 с.
26. Воложин, А.И. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин. - М.: Медицина, 1998. - 480 с.
27. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
28. Гаркави, Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова. - Ростов-на-Дону: Издательство РГУ, 1990. - 224 с.
29. Гогунов, E.H. Интеллектуальные задачи как педагогическое средство подготовки спортсменов к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера (стрельба из лука): автореф. дисс. канд. пед. наук / E.H. Гогунов. - Тольятти, 1998.
30. Годовникова, Л.П. Мониторинг целостного развития / Л.П. Годовникова, С. Лычева // Здоровье детей. - 2008. - С. 35-87.
31. Гончаров, B.C. Психологические особенности: поиска решения задач с типом мышления: автореф. дисс. канд. психол. наук / B.C. Гончаров. - М. - 1981. - 16 с.
32. Грибков, В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности студентов, средствами физической; культуры в процессе учебно-трудовой деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук / В.А. Грибков. - М. - 1995.
33. Гришина, Г.А. Физическая культура. Основы здоровья / Г.А. Гришина, Р.Я. Проходовский, О.Н. Московченко. - Иркутск, 2009. - 181 с.
34. Губина, Т. Н. Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя в процессе разработки мультимедиа урока // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. - М. - Буки- Веди, 2012. - С. 329-334.
35. Давиденко, Д.Н. Этюды валеологии / Д. Н. Давиденко, В.И. Петленко, Г.А. Хомутов. - СПб: СПбГТУ, БПА. - 2001. - с. 25.
36. Давыдов, В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогического исследования /В.П. Давыдов. - М.: Академия ФСБ, 1997.
37. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого¬педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр. - Академия, 2001.
38. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья / Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова // образовательные программы по валеологии. - СПб. - 1994.
39. Закон Российской Федерации "Об образовании". Юридическая литература. - М.: Изд-во Омега-Л, 2008. - 32 с.
40. Звягинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Звягинский. - М.: Издат.центр «Академия», 2008. - 176 с.
41. Измайлова, В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия. Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2.
42. Иванова, Т.С. Формирование здорового образа жизни студентов СМГ / Т.С. Иванова, Л.Н. Калинина, А.В. Козин // Международная научно¬практическая конференция «Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития». - Красноярск, 2016. - № 1. - С. 35.
43. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: Гуманитарный изд. центр «Владос», 2000. - 192 с.
44. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб.пособие / Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2013. - 443 с.
45. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования /Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман и др. - М.: Омега-Л, 2014. - 575 с.
46. Казначеев, В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере / В.П. Казначеев. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. - 248 с.
47. Калинина, Л.Н. Физическая культура студентов специальной медицинской группы в вузе: учеб.пособие / Л.Н. Калинина, Н.М. Сапрутько, Л.А. Бартновская. - Красноярск, 2011. - 90 с.
48. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.
49. Кисляков, П.А. Психолого-педагогические основы управления качеством здоровьеформирующего образования в педагогическом вузе: Монография / П.А. Кисляков. - Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. - 172 с.
50. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В. И. Ковалько. М. - 2004. - 296 с.
51. Козырева, Е.Ч. Педагогические условия повышения уровня педагогической культуры сельского учителя / Е.Ч. Козырева // дис. ... канд. пед. Наук. - Омск, 1999. - 226 с.
52. Колбанов, В.В. Валеологическая служба образовательной системы Санкт-Петербурга / В. В. Колбанов // Состояние и перспективы валеологической службы образовательной системы Санкт-Петербурга: материалы науч.-практ. семин. - СПб. - 2000. - С. 3-9.
53. Колесникова, М. Г. Анализ направлений валеологической работы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга / М. Г. Колесникова // Состояние и перспективы валеологической службы образовательной системы Санкт-Петербурга: материалы науч.-практ. семин. - СПб., 2000. - 60 с.
54. Коржова, М.Е. Здоровьесберегающие технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях СПО / М.Е. Коржова // автореферат дисс. ... канд.пед.наук по спец. - Челябинск, 2007 - с. 26.
55. Корниенко, И.А. и др. Возрастные изменения некоторых показателей аэробной производительности у мальчиков 7-16 лет // Физиология человека. 1978. - № 1. - С. 61-67.
56. Кохановский, В.П. Философия и методология науки / В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: - Феникс, 1999.
57. Коц, Я.М. Физиологические основы физических (двигательных) качеств / Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт. - 1986. - С. 53.
58. Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для
педагогов-исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун¬та, 2001. - 244 с.
59. Куинджи, Н.И. Валеология. Пути формирования здоровья школьников / Н.И. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 139 с.
60. Куклин JI.A. Массовое обучение студентов старших курсов педагогического института спортивному ориентированию / JI.A. Куклин //Теория и практика физической культуры. 1982. - № 10. - С. 42-44.
61. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. Д.: Медицина, 1984. - 216 с.
62. Куликов, Н.М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников: автореф..дис...канд.пед.наук / Н.М. Куликов. - Челябинск, 2000. - 22 с.
63. Кураев, Г. А. Программа «Здоровье и образование» / Г.А. Кураев Проект МО РФ. - М. - 2003. - 98 с.
64. Кушманова, В.П. Динамика основных показателей
физической подготовленности студентов технического вуза и изучение их ценностных ориентаций: автореф. дисс. канд. пед. наук / В.П. Кушманова. - Малаховка (Моск. обл.), 1998. - 21 с.
65. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки показателей здоровья: учеб.пос. / Б.Х. Ланда. - Казань: Школа, 1999. - 117 с.
66. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 496 с.
67. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие для вузов / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 346 с.
68. Летунов, С.П. Методика врачебно-педагогических наблюдений за спортсменами / С.П. Летунов, P.E. Мотылянская, Н.Д. Граевская. - М., Физкультура и спорт, 1962. - 400 с.
69. Лисовский, В.Т. Личность студента / В.Т. Лисовский, А.В. Дмитриев. - Л., Изд-во Ленинградского университета, 1974. - 183 с.
70. Матвеев, Л.П. Введение в теорию физической культуры / Л.П. Матвеев - М.: «Физкультура и спорт», 1983. - 128 с.
71. Матусевич, А.М. Реализация организационно-педагогических условий здоровьесбережения в классе / А.М. Матусевич, Л.В. Кубышко // Молодой ученый. - 2014. - №15. - С. 288-292.
72. Мильнер, Б.З. Методы анализа и формирования организационных структур управления: опыт системного исследования / Б. З. Мильнер // Системные исследования. - М., 1981. - 134 с.
73. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. - 2008. - 192 с.
74. Москалева, А.С. Модель формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих социальных педагогов / А.С. Москалева // Профессиональное образование. - Столица, 2010. - №4. - С. 45.
75. Московченко, О.Н. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / О.Н. Московченко // Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях различного типа в условиях
реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно-практической
конференции. - Абакан, 2013. - С. 38-45.
76. Московченко, О.Н. Рабочая тетрадь для магистров по дисциплине «Мониторинг физического и психофизиологического состояния в процессе занятий физической культурой и спортом». - Красноярск, 2014. - 106 с.
77. Московченко, О.Н. Педагогическая деятельность магистра: учебное пособие / О.Н. Московченко. - Красноярск, 2014. - 148 с.
78. Нелюбов, С.А. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции школьника в учебной деятельности / С.А. Нелюбов. - Новосибирск: Изд-во НИП-КиПРО, 2003. - 172 с.
79. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. - Спб.: КАРО, 2006. - 176 с.
80. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1983.
81. Озолин, Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. - М.:
Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
82. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения http: //www.who. int/ru.
83. Палаткин, И.В. Подготовка студентов ВУЗа к здоровьесберегающей деятельности / И.В. Палаткин // автореф. ... дис. канд. пед.наук. - 2015. - 23с.
84. Палий, С.Г. Организационно-педагогические условия валеологизации педагогического процесса в общеобразовательной школе: дис. канд. пед. наук. - Калининград, 1999. - С. 82.
85. Петровский, А.В. Общая психология. - М., 1976.
86. Погудин, С.М. Критерии профессионального становления учащейся молодежи в вузах военно-спортивного профиля // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 7.
87. Попов, С.В. Валеология в школе и дома / С.В. Попов. - СПб.: Союз, 1998.
88. Попов, В.Б. Юный легкоатлет: пособие для тренеров ДЮСШ / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, E.H. Ливадо. - М.,«ФиС», 1984. - 224 с.
89. Протасова, И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: дис. ... канд. пед. наук / И. В. Протасова. - Кострома, 2001. - 235 с.
90. Психология: Учебник для инс-тов физич. культуры / Под ред. В. М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 367 с.
91. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов технических вузов: учеб.пособие / Р.Т. Раевский. - М.: Высш. шк., 1985. - 136 с.
92. Репин С.А., Сериков С.Г. Документационное обеспечение здоровьесбережения в образовательных учреждениях: научно-методическое пособие / С.А. Репин, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 1999. - 230 с.
93. Решетников, Н.В. Физическая культура: учеб. пособие для студ.сред.проф.учеб.заведений / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - М.: Мастерство, 2002. - 152 с.
94. Романова, С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры // дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово. - 2010. - 249 с.
95. Рубинштейн, СЛ. О мышлении и путях его исследования. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Акад. наук СССР, 1958. - 147 с.
96. Савосина, М.Н. Активизация физкультурной деятельности студентов на основе формирования ответственности за личное здоровье / дис. ... канд.пед.наук. - Чебоксары, 2005.