Формирование здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования здоровьесберегающей деятельности студентов ВУЗа 10
1.1. Теоретический анализ проблемы сохранения здоровья и
формирования здоровьесберегающей деятельности 10
1.2. Студенческий возраст: особенности физического развития и
функционального состояния 28
1.3. Организационно-педагогическое обеспечение здоровьесберегаю-щей деятельности студентов в вузе 41
Выводы по первой главе 54
Глава 2 Методы и организация исследований 56
2.1 Методы исследований 56
2.2 Организация исследования 61
Выводы по второй главе 65
Глава 3 Экспериментальная работа по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов 66
3.1 Модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры 66
3.2. Разработка и реализация программы формирования
здоровьесберегающей деятельности студентов 70
3.3. Разработка методических рекомендаций по формированию
здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях
физической культуры 78
Выводы по третьей главе 80
Заключение 81
Библиографический список 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Глава 1 Теоретические основы формирования здоровьесберегающей деятельности студентов ВУЗа 10
1.1. Теоретический анализ проблемы сохранения здоровья и
формирования здоровьесберегающей деятельности 10
1.2. Студенческий возраст: особенности физического развития и
функционального состояния 28
1.3. Организационно-педагогическое обеспечение здоровьесберегаю-щей деятельности студентов в вузе 41
Выводы по первой главе 54
Глава 2 Методы и организация исследований 56
2.1 Методы исследований 56
2.2 Организация исследования 61
Выводы по второй главе 65
Глава 3 Экспериментальная работа по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов 66
3.1 Модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры 66
3.2. Разработка и реализация программы формирования
здоровьесберегающей деятельности студентов 70
3.3. Разработка методических рекомендаций по формированию
здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях
физической культуры 78
Выводы по третьей главе 80
Заключение 81
Библиографический список 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Актуальность диссертационного исследования. В согласовании с приоритетными направлениями государственной политики и проектами, направленными на улучшение здоровья населения и создание ЗОЖ, возрастает необходимость совершенствования процесса физкультурно¬спортивного оздоровительного обучения в образовательных учреждениях, создания условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья студентов средствами физической культуры и спорта, формированию культуры личности с учетом их личных возможностей, состояния здоровья и мотивации.
В наше время, одной из главных задач, является решение проблемы обеспечения здоровья обучающихся в ВУЗе. Сложность и уникальность проблемы студенческого здоровья подчеркивается взаимной вовлеченностью в решение проблемы, как со стороны органов здравоохранения, так и со стороны образовательных учреждений. Здоровье студентов следует рассматривать как один из показателей свойств подготовки специалистов высокой квалификации, как базу творческого долголетия профессиональных кадров [33, с. 10], и в этом смысле вуз является площадкой для формирования здоровьесберегающей деятельности студентов.
Современные условия в вузе диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям студенческой молодежи. Из-за перегрузки учебной деятельности у студентов все чаще наблюдается психическое перенапряжение и срыв в работе систем организма. Так, в последние годы самочувствие студенческого контингента имеет явно выраженную тенденцию к его ухудшению [116].
Занятия физическими упражнениями достигают оздоровительного эффекта тогда, когда достаточны объем и интенсивность физических нагрузок. Современные реалии таковы, что студенты мало бывают на свежем воздухе (норма 3-3,5 ч), нарушается режим проветривания, занижено естественное и искусственное освещение, не соблюдается режим правильного питания. Все эти факторы влекут за собой целый ряд отклонений как функционального, так и органического характера в состоянии здоровья студентов (неврозы, нарушения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения, обмена веществ и др.).
Студенческая молодежь подвержена вышеназванным стрессам более, чем люди других возрастов, в связи с тем, что ещё нет определения жизни в будущем, находятся в поиске нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства, что, в свою очередь, требует подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений. В этой связи, вуз является тем звеном, где происходит формирование здоровьесберегающей деятельности студентов.
Система образования - одна из самых наиболее важных структур, которая обеспечивает основами здорового образа жизни, тем самым способствуя сохранению физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.
Поступив в ВУЗ, студент оказывается в новых социальных условиях, а часто в новой климатической среде. Адаптация к комплексу неспецифических для него факторов, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. В процессе деятельности студентов возрастают умственные, информационные и психоэмоциональные перегрузки. Кроме того, нарастающая гиподинамия, частые нарушения режима труда, отдыха и питания приводят к срыву процессов адаптации и развитию целого ряда заболеваний [33, с.10].
Оценивая степень разработанности проблемы диссертационного исследования, необходимо обозначить, что научно-теоретическое обоснование здоровьесберегающей деятельности обучающихся сложилось в работах Э.М. Казина, Н.В. Третьяковой, Г.Н. Серикова, А.С. Москалевой, О.Н. Московченко, М.Г. Яновой. Аспекты взаимосвязи физической культуры студентов вуза с их подготовкой к здоровьесберегающей деятельности рассмотрены в работах Р.И. Айзмана, Э.Н. Вайнера, Н.Г. Аникеева и других. Значимый вклад в решение проблемы здоровьесберегающей деятельности молодежи внесли такие ученые, как Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.А. Литвинова.
В результате теоретического анализа научно-методической литературы и изучение опыта, накопленного в теории и практике физической культуры, нами сформированы следующие противоречия:
- между объективной потребностью общества в сохранении и укреплении здоровья будущих специалистов различных профессий, обладающих здоровьесберегающими навыками, способных эффективно трудиться в современных условиях и недостаточным уровнем сформированности здоровьесберегающей деятельности у выпускников ВУЗа;
- между потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза и недостаточной разработанностью программ данной направленности в профессиональной педагогике.
Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в научном обосновании и разработке организационно-педагогического обеспечения формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза.
Недостаточный уровень разработанности проблемы, ее актуальность и значимость определили выбор темы исследования: «Формирование здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры».
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования здоровьесберегающей деятельности студентов, разработать и реализовать модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность студентов.
Предмет исследования: процесс формирования здоровьесберегающей деятельности студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что занятия физической культурой будут способствовать формированию здоровьесберегающей деятельности у студентов агроуниверситета, если:
- проведен теоретический анализ проблемы сохранения здоровья и здоровьесберегающей деятельности студентов;
- разработана модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры;
- разработана и реализована программа по здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1) проанализировать состояние проблемы сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающей деятельности студентов;
2) разработать модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры;
3) разработать и реализовать программу по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры.
4) разработать методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы в области:
- в области физической культуры (В.А. Грибков, 1995; Г.А. Гришина, 2009; В.П. Кушманова, 1998; Н.Г. Озолин, 1988; М.С. Савосина, 2005; О.Н. Московченко, 2014);
- основы здорового образа жизни (Г.А. Кураев, 2003; С.Б. Бондарь, 2004; Б.Х. Ланда, 1999; Э.Н. Вайнер, 2001; М.Е. Коржова, 2009; А.М. Митяева, 2008; Н.П. Абаскалова, 2014);
- деятельности (А.Н. Леонтьев, 2004; С.Г. Сериков, 1999; О.Н. Московченко, 2014);
- исследование возрастных особенностей студенческого возраста (Б.Г. Ананьев, 1971; В.И. Андреев, 2000; А.Н. Семашко, 1969; Е.Л. Солдатова, 2004; Г.А. Федотова, 2010; М.Г. Янова, 2004);
- здоровьесберегающей деятельности (Н.Г. Аникеева, 2009; Э.Н. Вайнера, 2001; Э. М. Казин, 2002; О.Н. Московченко, 2013; Г.И. Семикин, 2012; Г.Д. Слесарева, 2011; М.Г. Янова, 2015);
- организационно-педагогической деятельности в области здоровьесбережения (С.Г. Палий, 1999; С.П. Романова, 2010; Н.В. Тамарская, 2002; Н.В. Третьякова, 2009; М.Г. Янова, 2014).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана модель «Формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры»;
2) разработана и реализована рабочая программа «Здоровьесберегающая деятельность на занятиях физической культуры».
Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний в области здоровьесберегающей деятельности, в определении теоретических положений формирования здоровьесберегающей деятельности студентов, в обосновании организационно-педагогических условий здоровьесберегающей деятельности. Теоретический анализ и выводы исследования могут быть применены при планировании и организации формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Практическая значимость полученных результатов заключается разработке и реализации модели и рабочей программы по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры. Полученные данные могут быть применены в организации здоровьесберегающей деятельности в ВУЗе.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации опубликованы: в журнале международные научные исследования: «Пути повышения пищевой ценности хлеба для питания спортсменов» - № 4, 2015 г; публикация статьи в Международной научно-практической конференции «наука, образование: опыт, проблемы, перспективы развития»: «Формирование здорового образа жизни студентов СМГ»; «Спортивное ориентирование как средство улучшения психологических качеств в подготовке будущих специалистов» - Красноярск, 2016 г.; во II Всероссийской научно-практической конференции, современные аспекты подготовки и профессиональной самореализации специалистов в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Красноярск. - 2015 г. («Здоровьесберегающая деятельность у студентов ВУЗа на занятиях по физической культуре»; «Психологический портрет команды КГПУ им. В.П. Астафьева по спортивному ориентированию»).
Положения, выносимые на защиту:
1) в основу формирования здоровьесберегающей деятельности положены идеи и принципы системного подхода к здоровьесбережению студентов в вузе.
2) модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры, разработанная для сохранения и укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей на основе знаний: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.
3) разработка и реализация рабочей программы «Здоровьесберегающая деятельность студентов на занятиях физической культуры» будет способствовать приобретению общих знаний в области здоровьесберегающей деятельности, совершенствование своих физических качеств, участие в спортивных мероприятиях, возможность проявить себя.
Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (128 источников), двух приложений; включает 4 таблицы, 3 рисунка.
В наше время, одной из главных задач, является решение проблемы обеспечения здоровья обучающихся в ВУЗе. Сложность и уникальность проблемы студенческого здоровья подчеркивается взаимной вовлеченностью в решение проблемы, как со стороны органов здравоохранения, так и со стороны образовательных учреждений. Здоровье студентов следует рассматривать как один из показателей свойств подготовки специалистов высокой квалификации, как базу творческого долголетия профессиональных кадров [33, с. 10], и в этом смысле вуз является площадкой для формирования здоровьесберегающей деятельности студентов.
Современные условия в вузе диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям студенческой молодежи. Из-за перегрузки учебной деятельности у студентов все чаще наблюдается психическое перенапряжение и срыв в работе систем организма. Так, в последние годы самочувствие студенческого контингента имеет явно выраженную тенденцию к его ухудшению [116].
Занятия физическими упражнениями достигают оздоровительного эффекта тогда, когда достаточны объем и интенсивность физических нагрузок. Современные реалии таковы, что студенты мало бывают на свежем воздухе (норма 3-3,5 ч), нарушается режим проветривания, занижено естественное и искусственное освещение, не соблюдается режим правильного питания. Все эти факторы влекут за собой целый ряд отклонений как функционального, так и органического характера в состоянии здоровья студентов (неврозы, нарушения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения, обмена веществ и др.).
Студенческая молодежь подвержена вышеназванным стрессам более, чем люди других возрастов, в связи с тем, что ещё нет определения жизни в будущем, находятся в поиске нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства, что, в свою очередь, требует подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений. В этой связи, вуз является тем звеном, где происходит формирование здоровьесберегающей деятельности студентов.
Система образования - одна из самых наиболее важных структур, которая обеспечивает основами здорового образа жизни, тем самым способствуя сохранению физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.
Поступив в ВУЗ, студент оказывается в новых социальных условиях, а часто в новой климатической среде. Адаптация к комплексу неспецифических для него факторов, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизический процесс, который сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. В процессе деятельности студентов возрастают умственные, информационные и психоэмоциональные перегрузки. Кроме того, нарастающая гиподинамия, частые нарушения режима труда, отдыха и питания приводят к срыву процессов адаптации и развитию целого ряда заболеваний [33, с.10].
Оценивая степень разработанности проблемы диссертационного исследования, необходимо обозначить, что научно-теоретическое обоснование здоровьесберегающей деятельности обучающихся сложилось в работах Э.М. Казина, Н.В. Третьяковой, Г.Н. Серикова, А.С. Москалевой, О.Н. Московченко, М.Г. Яновой. Аспекты взаимосвязи физической культуры студентов вуза с их подготовкой к здоровьесберегающей деятельности рассмотрены в работах Р.И. Айзмана, Э.Н. Вайнера, Н.Г. Аникеева и других. Значимый вклад в решение проблемы здоровьесберегающей деятельности молодежи внесли такие ученые, как Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.А. Литвинова.
В результате теоретического анализа научно-методической литературы и изучение опыта, накопленного в теории и практике физической культуры, нами сформированы следующие противоречия:
- между объективной потребностью общества в сохранении и укреплении здоровья будущих специалистов различных профессий, обладающих здоровьесберегающими навыками, способных эффективно трудиться в современных условиях и недостаточным уровнем сформированности здоровьесберегающей деятельности у выпускников ВУЗа;
- между потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза и недостаточной разработанностью программ данной направленности в профессиональной педагогике.
Указанные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в научном обосновании и разработке организационно-педагогического обеспечения формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза.
Недостаточный уровень разработанности проблемы, ее актуальность и значимость определили выбор темы исследования: «Формирование здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры».
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования здоровьесберегающей деятельности студентов, разработать и реализовать модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность студентов.
Предмет исследования: процесс формирования здоровьесберегающей деятельности студентов.
Гипотеза исследования состоит в том, что занятия физической культурой будут способствовать формированию здоровьесберегающей деятельности у студентов агроуниверситета, если:
- проведен теоретический анализ проблемы сохранения здоровья и здоровьесберегающей деятельности студентов;
- разработана модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры;
- разработана и реализована программа по здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1) проанализировать состояние проблемы сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающей деятельности студентов;
2) разработать модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры;
3) разработать и реализовать программу по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры.
4) разработать методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы в области:
- в области физической культуры (В.А. Грибков, 1995; Г.А. Гришина, 2009; В.П. Кушманова, 1998; Н.Г. Озолин, 1988; М.С. Савосина, 2005; О.Н. Московченко, 2014);
- основы здорового образа жизни (Г.А. Кураев, 2003; С.Б. Бондарь, 2004; Б.Х. Ланда, 1999; Э.Н. Вайнер, 2001; М.Е. Коржова, 2009; А.М. Митяева, 2008; Н.П. Абаскалова, 2014);
- деятельности (А.Н. Леонтьев, 2004; С.Г. Сериков, 1999; О.Н. Московченко, 2014);
- исследование возрастных особенностей студенческого возраста (Б.Г. Ананьев, 1971; В.И. Андреев, 2000; А.Н. Семашко, 1969; Е.Л. Солдатова, 2004; Г.А. Федотова, 2010; М.Г. Янова, 2004);
- здоровьесберегающей деятельности (Н.Г. Аникеева, 2009; Э.Н. Вайнера, 2001; Э. М. Казин, 2002; О.Н. Московченко, 2013; Г.И. Семикин, 2012; Г.Д. Слесарева, 2011; М.Г. Янова, 2015);
- организационно-педагогической деятельности в области здоровьесбережения (С.Г. Палий, 1999; С.П. Романова, 2010; Н.В. Тамарская, 2002; Н.В. Третьякова, 2009; М.Г. Янова, 2014).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1) разработана модель «Формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры»;
2) разработана и реализована рабочая программа «Здоровьесберегающая деятельность на занятиях физической культуры».
Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний в области здоровьесберегающей деятельности, в определении теоретических положений формирования здоровьесберегающей деятельности студентов, в обосновании организационно-педагогических условий здоровьесберегающей деятельности. Теоретический анализ и выводы исследования могут быть применены при планировании и организации формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры.
Практическая значимость полученных результатов заключается разработке и реализации модели и рабочей программы по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры. Полученные данные могут быть применены в организации здоровьесберегающей деятельности в ВУЗе.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации опубликованы: в журнале международные научные исследования: «Пути повышения пищевой ценности хлеба для питания спортсменов» - № 4, 2015 г; публикация статьи в Международной научно-практической конференции «наука, образование: опыт, проблемы, перспективы развития»: «Формирование здорового образа жизни студентов СМГ»; «Спортивное ориентирование как средство улучшения психологических качеств в подготовке будущих специалистов» - Красноярск, 2016 г.; во II Всероссийской научно-практической конференции, современные аспекты подготовки и профессиональной самореализации специалистов в области физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Красноярск. - 2015 г. («Здоровьесберегающая деятельность у студентов ВУЗа на занятиях по физической культуре»; «Психологический портрет команды КГПУ им. В.П. Астафьева по спортивному ориентированию»).
Положения, выносимые на защиту:
1) в основу формирования здоровьесберегающей деятельности положены идеи и принципы системного подхода к здоровьесбережению студентов в вузе.
2) модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры, разработанная для сохранения и укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей на основе знаний: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни.
3) разработка и реализация рабочей программы «Здоровьесберегающая деятельность студентов на занятиях физической культуры» будет способствовать приобретению общих знаний в области здоровьесберегающей деятельности, совершенствование своих физических качеств, участие в спортивных мероприятиях, возможность проявить себя.
Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (128 источников), двух приложений; включает 4 таблицы, 3 рисунка.
Современные условия в вузе диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям студенческой молодежи. Из-за перегрузки учебной деятельности у студентов все чаще наблюдается психическое перенапряжение и срыв в работе систем организма. В итоге, в последние годы самочувствие студенческого контингента имеет явно выраженную тенденцию к его ухудшению. Изучение ряда подходов и анализ теоретических предпосылок проблемы научного обоснования и разработки организационно-педагогического обеспечения формирования
здоровьесберегающей деятельности студентов вуза, разработанных и описанных в научной литературе, позволило доказать новые варианты решения намеченной проблемы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы и исследование состояния проблемы сохранения здоровья показал, что проблема формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза исследована недостаточно полно;
2. В процессе исследования нами разработана модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры, с целью приобретения студентами здорового образа жизни к физическим занятиям, физкультурно-оздоровительным мероприятиям, развития совершенствования физического состояния, формирования здоровьесбережения на занятиях физической культуры;
3. Разработана и реализована программа формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры, с включением в программу теоретических занятий по здоровьесберегающей деятельности и практических занятий по спортивному ориентированию, которые оказывают влияние на формирование здорового образа жизни и направленные на сохранение и укрепление здоровья;
4. Разработаны методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культурой.
В исследовании реализованы цель и поставленные задачи. Положения, выносимые на защиту, отражены в теоретической и экспериментальной частях исследовательской работы.
здоровьесберегающей деятельности студентов вуза, разработанных и описанных в научной литературе, позволило доказать новые варианты решения намеченной проблемы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы и исследование состояния проблемы сохранения здоровья показал, что проблема формирования здоровьесберегающей деятельности студентов вуза исследована недостаточно полно;
2. В процессе исследования нами разработана модель формирования здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культуры, с целью приобретения студентами здорового образа жизни к физическим занятиям, физкультурно-оздоровительным мероприятиям, развития совершенствования физического состояния, формирования здоровьесбережения на занятиях физической культуры;
3. Разработана и реализована программа формирования здоровьесберегающей деятельности студентов на занятиях физической культуры, с включением в программу теоретических занятий по здоровьесберегающей деятельности и практических занятий по спортивному ориентированию, которые оказывают влияние на формирование здорового образа жизни и направленные на сохранение и укрепление здоровья;
4. Разработаны методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей деятельности студентов агроуниверситета на занятиях физической культурой.
В исследовании реализованы цель и поставленные задачи. Положения, выносимые на защиту, отражены в теоретической и экспериментальной частях исследовательской работы.



