Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Работа №153972

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Здоровье и здоровый образ жизни младшего школьного возраста, его
актуальность 9
1.2. Педагогические условия формирования здорового образа жизни
младших школьников 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 34
2.1. Методы исследования 34
2.2. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1 Программа для школьников 3 года обучения «Быть здоровыми хотим» 44
2.2 Результаты проверки эффективности разработанной программы
экспериментальной работы в «МБОУ СОШ № 172» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение А 60
Приложение Б 63
Приложение В


Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «Ученик». Именно в младшем школьном и возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни, взрослого человека. Стандарт нового поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.
О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. до н.э.), Гиппократ (IV- V вв. до н.э.), Эмпедокл (IV в. до н.э.), утверждающие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.
Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах таких учёных, как Амосов Н.М., Пирогов Н.И., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. и других. В 70-х начале 80-х годов двадцатого столетия были разработаны школьные программы обучения ЗОЖ.
Но результаты оказались намного ниже предполагаемых, несмотря на усилия, вложенные в разработку и реализацию программ. объяснялось это трудностями изменения поведенческих привычек, так как многие формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы, и не подготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
Во второй половине 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе, гигиену обучения и воспитание школьников, факторы риска для здоровья детей.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм ребенка. По данным Минздрава, до 60% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 - 25 %. Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению.
С введением нового Федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС) направление здоровьесберегающей работы школы является одним из центральных. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением стандарта - комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями и родителями детей младшего школьного возраста, для формирования и совершенствования здорового образа жизни детей младших школьников.
Проблема: Современная ситуация характеризуется противоречием между осознанием обществом необходимости поддержания здоровья и работоспособности личности как важной характеристики каждого индивида, особенно детей младшего школьного возраста - как как будущего члена общества и строителя будущей жизни, и несовершенством образовательной системы формирования необходимых качеств личности младших школьников, таких как трудолюбие, патриотизм, нравственность. Необходимо найти оптимальные пути формирования здорового образа жизни младших школьников посредством выявления педагогических условий его существования.
Из актуальности и проблемы сформулирована тема: Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы: обосновать педагогические условия формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста и проверить их эффективность экспериментальным путем.
Объект исследования - формирование здорового образа жизни в общеобразовательной школе.
Предмет - педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Раскрыть основы содержания понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Определить сущность, структуру, факторы формирования здорового образа жизни младших школьников;
2. Изучить методы определения уровня сформированности основ
здорового образа жизни у младших школьников;
3. Разработать программу формирования здорового образа жизни младших школьников в образовательном учреждении;
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной
программы по формированию здорового образа жизни младших школьников в образовательном учреждении.
В соответствии с задачами, на различных этапах исследования, использовались методы:
1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент.
3. Аналитические: обобщение и интерпретация полученных данных.
Гипотеза: формирование здорового образа жизни учащихся младшей школы в образовательном процессе возможно при следующих условиях:
- Повысить уровень информированности младших школьников о понятии «здоровье» и «здоровый образ жизни» используя теоретические методы;
- Будут исследованы методы определения уровня ЗОЖ по средством бесед, опросов, анкетирования и тестирования;
- Сформировать ответственное отношение к своему здоровью по средством внедрения разработанной программы «Быть здоровыми хотим», которая включает в себя упражнения на повышение двигательной активности: утренние зарядки, физкультминутки во время уроков (упражнения «Скалка», «Игра на клавишах», «Мороз»), динамических пауз во время перемен, прогулок (походы в лес, сплавы), тематических классных часов («Что такое режим дня», «Правильное питание»), физкультурных праздников («Веселые старты»);
- Закрепить в них навыки ведения здорового образа жизни, проверенного экспериментально программой.
Исследование проходило в 3 этапа:
I. Подготовительный - Сентябрь 2019 - Декабрь 2019
Выбор темы исследования, утверждение темы. Определение цели, задач, структуры работы. Сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме исследования. Определение основных понятий, выдвижение гипотезы. Составление программы исследования.
II. Основной - Январь 2020 - Апрель 2020
Подбор и обоснование методов исследования. Составление плана (программы) эмпирического исследования. Реализация составленной программы исследования, сбор данных.
III. Заключительный - Май 2020 - Июнь 2020
Качественный и количественный анализ полученных данных, обобщение, интерпретация результатов. Формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования. Подтверждение или не подтверждение гипотезы. Оформление ВКР, подготовка её к защите.
Во введении обозначена актуальность темы выпускной квалификационной работы, цель, задачи, предмет и объект исследования, а также практическая значимость работы.
В первой главе изучены теоретические основы здорового образа жизни, дано определение «здоровье» и «здоровый образ жизни» и выявлены факторы, влияющие на здоровье человека, рассмотрены проблемы, элементы и методы формирования ЗОЖ в начальных классах.
Во второй главе описаны методы и организация исследования формирования основ здорового образажизни младших школьников.
Во третьей главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ ЗОЖ у школьников младших классов, выявлены проблемы и составлена программа «Формирования основ здорового образа жизни школьников младших классов в условиях МБОУ «СОШ № 172».
В заключении сделаны выводы по проблеме формирования основ ЗОЖ младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Здоровье - это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.
Проблема формирования здорового образа жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.
Современная тенденция к улучшению здоровья детей, обучающихся в классе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является основополагающей задачей школьного начального образования. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни. Содержание, которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности профилактика различных кишечных инфекций, выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.
Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье
Итак, мои цели и задачи в полной мере реализованы. Мною были раскрыты понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», определена сущность, структура, факторы формирования основ здорового образа жизни младших школьников: правильный режим дня, правила питания, привычки.
Подобраны методы определения уровня сформированности основ здорового образа жизни, экспериментально проверена эффективность разработанной системы формирования здорового образа жизни младших школьников в образовательном Учреждении. Разработали программу «Быть здоровыми хотим».
Даже в одном классе у ребят могут быть различные потребности, проблемы и интересы. Это следует учитывать при работе с учениками. Интересные задания, конкурсы, соревнования, физминутки, песни - все это благотворно влияет на детей. Разнообразные формы работы помогают учителю достичь заинтересованности учеников, сделать уроки более яркими, интересными, эмоциональными и запоминающимися.
Результаты педагогического эксперимента по привитию ученикам знаний о здоровье и здоровом образе жизни показали их положительное влияние на познавательный компонент отношения к физической активности и здоровья в целом.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей.
Разумеется, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Однако, если каждый из учителей, задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети - наше будущее.



- Акопова С.Ю., Бондаренко Д.С., Айвазова Е.С. Закаливание организма
как важнейший компонент здорового образа жизни. Символ науки, 2016 [ ййрз://сУЬег1ешпка.ш/агйс1е/п/7ака11уаше-огдат7ша-как-
уагйпеУзЫУ-кошропеп1-7Йогоуодо-оЬгага-7Ы7т ] (дата обращения
17.04.2020)
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.— 3-е изд., доп., перераб.— М.: Физкультура и спорт, 1987.— 64 с., ил.— (Физкультура и здоровье).
- Большая советская энциклопедия. БСЭ [ ййрз://4ош-
кшд.сош/геай_439869-47 ] (дата обращения 15.04.2020)
- Вайнбаум Я. С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А.Родионова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 — 240 с.
- Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
- Виноградов П.А., Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков - М. : Советский спорт, 2015. - 172 с.
- Виноградова Н.И. Акмеология профессиональной деятельности
педагогов дошкольного и начального общего образования :
монография / Н.И. Виноградова, А.И. Улзытуева, Н.М. Шибанова. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2012 - 256 с.
- Волков Н.И. Теория и практика физической культуры. Двигательная активность и рациональное питание школьников. М.: 2001, № 8 С. 9-12.
- Гимнастика для глаз. [ ййрз://ойа1шо1од1Уа.т1Ь/18-д1шпазйка-ШУа-ц1а/.1Щн1 ]
- Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под. общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУИТМО, 2005. - 124 с.
- Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования
здорового образа жизни населения России. Теория и практика физической культуры. Научно теоретический журнал №8 - 2002 г. [ ййр://11Ь.зрог1ейи.ги/Ргезз/ТРГК/2002П8/р2-5.й1ш ] (дата обращения
20.04.2020)
- Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология [Текст] : Учебное пособие для педагогических вузов / Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушкин ; под общ. ред. В. С. Кукушина. - Москва. ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. - 527 с. : ил. - (Педагогическое образование).
- Закаливание организма [ ййрз://шршо.гн/агсй1уез/6687 ] (дата
обращения 10.04.2020)
- Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации [Текст] / В.П. Казначеев. - Новосибирск, 1980.- 192 с.
- Кобяков Ю. П. Физическая культура. основы здорового образа жизни; Феникс - Москва, 2014. - 256 с.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе / В.И. Ковалько. - м. : вако, 2004. - 296 с.
- Конышев В.А. Все о правильном питании [Текст] / В. А. Конышев. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 301 с.
- Коростелев Н.Б. Слагаемые здоровья / Н. Б. Коростелев. - М. : Знание, 1990. - 188 с. : ил.
- Корпоративная социальная ответственность : Учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, о. Н. Александрова, С. А. Антонов [и др.] ; под ред. Э. М. Короткова. — М. : Издательство Юрайт, 2013 — 445 с. — Серия : Бакалавр. Базовый кУрс.
- Кучма В.Р., Гигиена детей и подростков [Электронный ресУрс] : Учебник / Кучма В.Р. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТ АР-Медиа, 2015. - 528 с. [ ййр://’№№№.з1ийшеШ1Ь.ги/Ьоок/18ВК9785970434987.й1ш1 ] (дата обращения 17.04.2020)
- Лаптев А.П. Гигиена : [Учеб. для ин-тов и техникумов физ. культуры] / А. П. Лаптев, С. А. Полиевский. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 367 с.
- Лебедев, В.Г. Валеология : текст лекций / В.Г. Лебедев; Яросл. гос. Ун¬т. - Ярославль : ЯрГУ, 2008 - 68 с.
- Лисицын Ю.П. Слово о здоровье / Ю. П. Лисицин. - М.: Просвещение, 2010 - 149с.
- Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от
научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И.
Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский, И.В. Манжелей, С.Н. Литвиненко, Е.А. Черепов, Н.В. Пешкова, М.А. Родионова, А.Г. Поливаев, А.Н. Кондратьев, М.В. Базилевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017 - 200 с.
- Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура. Науч.- метод. журнал. - 2004 г. - № 6 - С. 16-21.
- Лукьяненко В.П. Физическая культура: Основы знаний : Учебное пособие по физической культуре для учащихся старших классов общеобразовательной школы / В. П. Лукьяненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Советский спорт, 2007. - 227 с.
- Маленьких Н.А., Пономарева Л.И., ФГБОУ ВО «Шадринский
Государственный Педагогический Университет», - «К вопросу о формировании представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Вестник 03.2014
[http: //shgpi .edu.ru/files/nauka/vestnik/2014Z2014-3-14.pdf] (дата
обращения 15.04.2020)
- Маммедова, Т. Г. Методы формирования знаний о здоровом образе
жизни у учащихся начальных классов / Т. Г. Маммедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 810-813. [ https://mоluch.ru/archive/106/25192/ ] (дата обращения:
24.04.2020).
- Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи. - Знание.
понимание. Умение 2004 [ https://cУberleninka.ru/article/nZzdоrоvУУ-
оЬга/-/111/п1-то1ос1е/111/зеуег ] дата обращения: (12.04.2020).
- Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников. - М. : Просвещение, 1991. - 191 с. : ил.
- Нарзулаев С. Б. [и др.] Адаптация организма детей при занятиях
физической культурой // Валеопедагогические аспекты
здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы : материалы III Всероссийской научно- пракической конференции, 14 апреля 2006 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - С. 231-234. [
ййр://е1аг.^ри.ги^апС1е/123456789/8156?шоСе=Ги11 ] (дата обращения 13.04.2020)
- Никифорова Н. С. Здоровая личность / Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь. 2013 - 367с.
- Основы общей валеологии. [ https://шir/nanii.cошZaZ151133-10/оsnоvУ-оbshcheУ-va1eо1оgii-10/ ] (дата обращения 05.04.2020)
- Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьника; Школьные технологии - Москва, 2013. - 128 с.
- Проблемы развития физической культуры и спорта в новом
тысячелетии: материалы 2-ой международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 7 марта 2013 г. / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. ун-т». Под общей редакцией канд. пед. наук, доц., С.В. Гурьева
- Сивых О.И. Мотивационный фактор как способ формирования профессиональных качеств с ростом интереса к занятиям физической культурой и спортом. Белгородский государственный технологический Университет им. В.Г. Шухова. [ ййр://сз-а11егпаЙуа.гиЛех1/2154 ] (дата обращения 20.04.2020)
- Современные тенденции обновления профессиональной подготовки
педагогов дошкольного и начального образования [Текст]; Российская акад. естествознания [Виноградова Н.И. и др.]. - Москва : Акад.
естествознания, 2013. - 255 с.
[ййрз://шоподгарЫез.ги/еп/Ьоок/зес1юп?14=6343] (дата обращения
22.04.2020)
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. - М. : Медицина, 1991. - 270 с. : ил.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и
подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. - 2000 - 44-53 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск : Нар. асвета, 1981. - 288 с.
- Тихомирова И. А., Физиологические основы здоровья / курс лекций по
валеологии / Министерство науки и образования Российской
Федерации ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический Университет им. К. Д. Ушинского», [http://cito-
’№еЬ.Узрн.огд/1тк1/ше1ой/ше1:73/ше1:73.й1ш1] (дата обращения
24.04.2020)
- Трещева О.Л. Программно-методические основы обучения здровому образу жизни учащихся образовательных школ. Теория и практика
физической культуры. Научно теоретический журнал №10 -2000 г. [ http://sportlib.info/Press/TPFK/2000N10/p29-34.htm ] (дата обращения
15.04.2020)
- Фетисов A.C. Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние :моногр. / A. С. Фетисов. — Воронеж : Лист, 2013 — 176 с.
- Физкультминутки и подвижные упражнения в течение урока [ https://multiurok.ru/files/fizkul-tminutki-i-podvizhnУie-uprazhnienпa-v-Ьее.Ыт1 ]
- Часть 1: Курс лекций. Проведение профилактических мероприятий для специальности 34.02.01 Сестринское дело / Элементы здорового образа жизни. [ https://megaobuеhalka.ru/6/10527.html ] (дата обращения 14.04.2020)
- Яковлева Т. Не займемся профилактикой - замучаемся с болезнями / Т. Яковлева // Российская Федерация сегодня. - 2010 - № 14 - е. 21-22.
- Ярлыкова О.В., Белышева М.С. Физическое воспитание детей
младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности. Гуманитарный научный журнал, 2017 [
https://еУberleninka.ru/artiеle/n/fiziеheskoe-vospitanie-deteУ-mladshego-shkolnogo-vozrasta-imeУusеhih-raznУУ-uroven-fiziеheskoУ-podgotovlennosti/viewer ]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ