Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование и развитие общества и государства на примере деятельности политических лидеров Древних Афин на уроках обществознания в 7 классе

Работа №153967

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 8
1.1. Источники изучения темы: особенности изучения
политического лидера на уроках обществознания 8
1.2. Политическое лидерство: современное состояние методики
преподавания обществознания 12
1.3. Мерило всего - человек: история развития политической
мысли в Древних Афинах 15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ДРЕВНИХ АФИН 28
2.1. Политическая деятельность Драконта, Солона, Писистрата,
Клисфена 28
2.2. Методика изучения деятельности исторических лидеров на
уроках обществознания 42
2.3. Разработка урока по теме «Демократии в Древних Афинах
при Перикле» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Актуальность. Всем известно из истории, что одной из древнейших стран мира является Древняя Греция. Это государство дало нам многих известных ученых и философов, архитекторов и писателей и, конечно же, политиков. Изучая историю Древней Греции, я интересовался ее политической жизнью, ее политической системой.
Развитие исторического образования в современной школе далеко не завершено как в содержательном, так и в методическом отношении. Остаются не до конца решенными вопросы, связанные с охватом исторических личностей школьными курсами истории и обществознания, объемом и содержанием соответствующих сюжетов, методами и приемами обучения учащихся. В этом контексте особенно актуальна методика преподавания курса обществознания в общеобразовательной школе, насыщенного образами выдающихся исторических деятелей.
Изменения, происходящие на современном этапе жизни нашего общества, находят отражение в переосмыслении подходов к содержанию образования, в пересмотре целей и задач образования. В преподавании истории на протяжении многих десятилетий выявлялись объективные законы общественного развития, которые отождествлялись с безличностью и бессознательностью исторического процесса. Быт, традиции и обычаи, духовная культура и жизнь личности остались за пределами школьных курсов.
Универсальный курс истории, который учащиеся изучают в школе, содержит десятки имен выдающихся государственных и политических деятелей, вождей масс и талантливых полководцев, ученых и деятелей культуры. С другой стороны, именно в школьном возрасте возрастает интерес к другим людям, проявляется стремление понимать и оценивать их действия и поступки. Таким образом, как материал уроков истории, так и возрастные особенности учащихся открывают ряд положительных возможностей для решения задачи формирования знаний учащихся об исторических личностях. Эта проблема остро стоит перед учителями и заставляет их искать подходы к ее решению.
Изучение исторических лидеров не только способствует познанию истории, но и влияет на формирование личности школьника. Плодовитость и качество этого воздействия зависит от педагога. Решить эту задачу ему поможет знание идеальных форм и методов обучения, использование которых будет способствовать формированию специфического умения характеризовать и оценивать исторических деятелей. При работе над жизненным путем исторического деятеля могут быть использованы следующие формы обучения: урок, семинар, экскурсия (в школу, краеведческий, художественный музей, картинную галерею), просмотр научно-документального фильма, художественный фильм и их обсуждение; факультативные и факультативные курсы, консультации, конференции, самоподготовка.
Теперь, когда прошло несколько тысячелетий, мы можем наблюдать, как тень древнегреческой политики прослеживается в современном мире. Многие термины и понятия той эпохи были перенесены в наше время. Без сомнения, можно сказать, что они сохранятся и после нас.
Однако урок остается ведущей формой обучения. При этом как целое занятие, так и определенный его фрагмент может быть полностью посвящен незаурядной личности. Отбор осуществляется учителем с учетом особенностей темы и педагогико-методического обеспечения по своему усмотрению.
Следует отметить, что проблема изучения учащимися политических деятелей древних Афин всегда находила отражение в работах современных исследователей, среди которых стоит выделить работы О. В. Князевой, И. З. Сосновского, Д. С. Таракановой, В. Г. Щеглова и др. Параллельно было проведено специальное методологическое исследование по проблеме формирования знаний о роли лидера в истории в учениях общественных наук на примере политических лидеров Древних Афин, что определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются общество и государство в образовательном процессе на уроках обществознания в 7 классе.
Предметом исследования является деятельность политических деятелей древних Афин в становлении и развитии общества и государства в обществоведческом образовании в 7-м классе.
Цель исследования - выявить особенности представления и понимания деятельности политических деятелей Древних Афин в становлении и развитии общества и государства на уроках обществознания в 7 классе. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Определите круг рассматриваемых политических деятелей древних Афин.
2. Выявить роль и значение деятельности конкретных политиков древних Афин в развитии общества и государства.
3. Показать особенности использования примеров деятельности политических деятелей древних Афин для объяснения их роли в развитии общества и государства на уроках обществознания в 7 классе.
Методы исследования: методы анализа и синтеза, обработки и интерпретации источников (для изучения психолого-педагогической и научно-методической работы по проблеме исследования); методы сравнения, аналогии, систематизации и обобщения (для формирования теоретических основ (методы индукции и дедукции)).
Основой нашего исследования послужила работа В. С. Нерсянца. Эта работа представляет собой подробный обзор политических учений в Древней Греции. Важные сведения по теме данного исследования содержатся в работе Е. И. Сурикова, изучавшего становление древнегреческого законодательства на примере двух правителей — Дракона и Солона. А. С. Соловьев также описывает особенности философии и правления Дракона и Солона в своих исследованиях. Кроме того, детали реформ Солона анализировали А. А.
Володько и Т. А. Нестерова. В то же время деятельность Пизистрата и роль его политической пропаганды в жизни Афин описаны в работе А.В. Горохов. Роль продолжения идей Солона Клистеном подробно проанализировали Л. С. Кудряшов и О. В. Седышев. Этой проблемой занималась А. А. Мальченкова.
Поскольку данная работа направлена на изучение специфики изучения политического лидерства на уроках обществознания, стоит выделить работы, на которые мы опираемся в процессе ее написания. В этом контексте уместно упомянуть статью Г. К. Галеса, в которой освещаются основные проблемы школьного курса истории Древнего мира. Даны конкретные методические рекомендации по проведению большинства занятий. Рекомендации автора основаны на достижениях современной педагогической науки и личном педагогическом опыте.
В статье «Политические лидеры на уроках истории» освещаются общие методические вопросы преподавания истории. Даны рекомендации по изучению политических лидеров на примере личностей Дж. Вашингтона и Н. Бонапарта.
В учебнике «Методика изучения и преподавания истории» под редакцией А. Т. Степанищева представлен мировой опыт преподавания и изучения истории и исторических наук в школе. Особое внимание уделено современным проблемам исторического образования, его задачам, его структуре и содержанию. Темой особого рассмотрения в учебнике является развитие познавательных способностей учащихся при обучении истории, анализ методов и форм организации учебного процесса. Данное пособие также содержит концептуальные компоненты преподавания истории, теоретико-организационно-методические основы учебных занятий, общие и частные методики преподавания и изучения исторических деятелей в школе.
Практическая значимость исследования заключается в описании основных методических приемов, направленных на формирование знаний о роли личности в истории на уроках обществознания на примере политических деятелей Древней Эллады, а также в разработке урока по теме исследования. Полученные данные можно использовать в процессе преподавания уроков истории и обществознания в образовательном учреждении, а также на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания в институтах последипломного педагогического образования, на занятиях по методике преподавания истории и обществознания на исторических факультетах педагогических заведений высшего образования и т.д.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования были проанализированы подходы исследователей-методистов к проблеме изучения политических лидеров на уроках обществознания в школе.
Понятие «освещение исторических личностей в школьных курсах истории и обществознания» следует понимать как фрагменты учебного материала, соответствующие школьной программе и представленные в учебниках, пособиях и других способах обучения. Они преподаются на уроке или обрабатываются школьниками при выполнении познавательных заданий.
Традиционно под историческими личностями понимаются политики и государственные деятели (короли, императоры, правители и т. д.) или полководцы. Это можно рассматривать как односторонний подход к выяснению понятия исторической личности в истории. Безусловно, эти люди в силу своего социального положения, дающего им возможность принимать судьбоносные решения, могут влиять на ход истории, политику государства, а потому подпадают под понятие «выдающаяся личность». Но такими личностями могут быть и деятели науки, литературы, искусства, сыгравшие исключительную роль в своей сфере деятельности.
Проанализировав современное состояние методики изучения политических лидеров в школе, установлено, что приемов изучения политических лидеров достаточно много, но при использовании каждого из них учитель и ученик должен помнить про объективную оценку политического лидера. Системность использования приемов позволяет прийти к положительному результату.
Однако составление исторического портрета изучаемой исторической личности можно отнести к современным методам изучения исторической личности в школе. Исследователи выделяют следующие основные типы политического портрета:
• политико-идеологический (политико-мировоззренческий);
• политико-психологический;
• исторический портрет;
• политическая биография.
При этом важно учитывать, в каком стиле проводится портретная диагностика - информационном или же ценностном.
При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики.
Также в данном исследовании была изучена и описана политическая деятельность Перикла на основании чего была предложена разработка урока по теме «Демократия на примере Древних Афин в современном мире». Предполагается, что предложенная разработка будет способствовать всестороннему изучению государственной власти на уроке обществознания.



1. Блинов Е. Н. Республиканский либерализм Бенжамена Констана между реакцией и террором // Философия. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - Т. 3. - № 2. - С. 191-204.
2. Великая С. А. Особенности использования интерактивных методов обучения на уроках обществознания: опыт применения // Научное знание современности. - 2018. - № 8 (20). - С. 12-17.
3. Галес Г. К. Методика работы с историческими источниками на уроках всеобщей истории в 6 классе при изучении темы: "Образование славянских государств" // История Петербурга. - 2019. - № 3 (76). - С. 106-108.
4. Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры: учебное пособие. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2013. — 196 с.
5. Князева О. В. Методики изучения исторической личности Александра Невского на уроках истории в школе // Траектория образования. - 2022. - Т. 1. - № 1. - С. 9-14.
6. Маркевич М. Ю. Исторические документы как средство формирования навыков исследовательской работы в 10-11 классах средней школы // Вестник науки и образования. - 2015. - № 6 (8). - С. 12-15.
7. Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики). - Санкт-Петербург: Гуманитарная Академия, 2001. - 510 с.
8. Платон. Диалоги / перевод с древнегреческого А. Егунова, В. Карпова. - Санкт-Петербург: Азбука: Азбука-Аттикус, печ. 2021. - 795 с.
9. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a 6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/
10. Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Пояснительная записка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eor.pushkimnstitute.ru/images/showcase/%D0%A1%D0%9E.%D0%9 E%D0%B1 %D 1 %89%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D0%BE%D0 %B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf
11. Ракитянский Н. М. О политико-психологическом портретировании // Вестник политической психологии. - 2003. - № 1 (4). - С. 18-23.
12. Сосновский И. З. Методология и методика изучения исторической личности на факультативных занятиях по православной культуре // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. - 2017. - № 1. - С. 57-65.
13. Страхова Н. В. Обновление подходов в преподавании обществознания в современной школе: методические рекомендации. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. - 63 с.
14. Суриков И. Е. Политические деятели Древней Греции. - 2-е изд., испр. - Москва: Академический проект, 2022. - 652 с.
15. Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. - Москва: Яз. славян. культуры, 2004. - 144 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
16. Абрамов А. Е. Возникновение естественно-правового мышления в Древней Греции: софисты, Сократ: учебное пособие / А. Е. Абрамов, Е. А. Баженова. - Владимир: ВлГУ, 2020. - 163 с.
17. Володько А. А., Нестерова Т. А. Оценка реформ Солона для Аттики в исторической науке // Общество. - 2021. - № 1 (20). - С. 25-28.
18. Гавриленко Ю. М. Развитие познавательного интереса у младших школьников к предмету обществознания на примере исторических личностей // Наука и образование в жизни современного общества. - 2013. - С. 34-35.
19. Горохова А. В. Роль пропаганды Писистрата в политической жизни Афин в VI в. до н.э. // Национальная Ассоциация Ученых. - 2015. - № 2-9 (7). - С. 25-26.
20. Корноухова Б. А. Исторические источники и их использование на уроках в школе // Всероссийский педагогический форум. - 2021. - С. 46-49.
21. Кудряшов Л. С., Седышев О. В. Клисфен и упрочение
«солоновской демократии» в Афинах // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных,
этноконфессиональных процессах. - 2020. - С. 148-152.
22. Лагунова И. С. Социально-политический лидер XXI века: каков его портрет? // Социально-политические науки. - 2018. - № 1. - С. 93-97.
23. Мальченкова А. А. Ликург и начало спартанского полиса // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах. - 2019. - С. 98-103.
24. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. - Москва : Наука. - 1979. - 264 с.
25. Реймер М. В., Тимохина Н. А. Изучение исторических личностей на уроках истории в современной школе // Вопросы педагогики. - 2019. - № 7-2. - С. 102-106.
26. Соборнов П. Е. История политических и правовых учений: курс лекций. - 2-е изд., доп. и перераб. - Нижний Новгород: НА МВД России, 2021. - 272 с.
27. Соловьева А. С. Состав и направленность законодательства Драконта // Filo Ariadne. - 2018. - № 4 (12). - С. 51-60.
28. Соловьева А. С. Философия Солона: развитие личностного начала и понятия меры // Цифровой ученый: лаборатория философа. - 2018. - Т. 1. - № 2. - С. 148-159.
29. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения
истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва:
ВЛАДОС, 2002. - 210 с.
30. Сухорукова О. А. История политических и правовых
учений древнего мира, средневековья, возрождения и нового времени: учебное пособие. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2021. - 126 с.
31. Таранкова Д. С. Портрет Ивана Грозного: современные методики изучения исторических личностей в средней школе // Исторический опыт мировых цивилизаций и Россия. - 2021. - С. 596¬602.
32. Толстиков В. А. Идеальное государство Платона как первая социалистическая утопия // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 9. - № 12. - С. 81-83.
33. Трубникова Н. В. Французская историческая школа "Анналов" = L'ecole historique Frangaise des Annales. - Москва: Квадрига, 2020. - 335 с.
34. Ушинский К. Д. Моя система воспитания. О нравственности. - Москва: АСТ, 2018. - 572 с.
35. Целыковский А. А. Политические учения Античной Греции: диалектика мифологии и философии // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 7 (403). - С. 27-32.
36. Чуфарова Н.А. Исторический портрет [Электронный
ресурс]. - режим доступа:
http://natalyachufarova.blogspot.com/2016/02/blog-post 4.html
37. Шусть В. В. Становление политических ценностей в учениях философов Древней Греции и Рима // Молодий вчений. - 2015.
- № 3-2 (18). - С. 142-146.
38. Щеглова В. Г. Современные методики изучения исторической личности // Актуальные вопросы современной науки и образования. - 2021. - С. 407-411.
39. Эргеев В. Н. Особенности изучения исторических источников в среднеобразовательной школе // 10 корпус. - 2017. - № 3.
- С. 118-121.
40. Юсупова М. И. Необходимость использования исторических источников на уроках истории // IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. - 2019. - С. 431-435.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ