Формирование и развитие общества и государства на примере деятельности политических лидеров Древних Афин на уроках обществознания в 7 классе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 8
1.1. Источники изучения темы: особенности изучения
политического лидера на уроках обществознания 8
1.2. Политическое лидерство: современное состояние методики
преподавания обществознания 12
1.3. Мерило всего - человек: история развития политической
мысли в Древних Афинах 15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ДРЕВНИХ АФИН 28
2.1. Политическая деятельность Драконта, Солона, Писистрата,
Клисфена 28
2.2. Методика изучения деятельности исторических лидеров на
уроках обществознания 42
2.3. Разработка урока по теме «Демократии в Древних Афинах
при Перикле» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 8
1.1. Источники изучения темы: особенности изучения
политического лидера на уроках обществознания 8
1.2. Политическое лидерство: современное состояние методики
преподавания обществознания 12
1.3. Мерило всего - человек: история развития политической
мысли в Древних Афинах 15
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ О РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ДРЕВНИХ АФИН 28
2.1. Политическая деятельность Драконта, Солона, Писистрата,
Клисфена 28
2.2. Методика изучения деятельности исторических лидеров на
уроках обществознания 42
2.3. Разработка урока по теме «Демократии в Древних Афинах
при Перикле» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Актуальность. Всем известно из истории, что одной из древнейших стран мира является Древняя Греция. Это государство дало нам многих известных ученых и философов, архитекторов и писателей и, конечно же, политиков. Изучая историю Древней Греции, я интересовался ее политической жизнью, ее политической системой.
Развитие исторического образования в современной школе далеко не завершено как в содержательном, так и в методическом отношении. Остаются не до конца решенными вопросы, связанные с охватом исторических личностей школьными курсами истории и обществознания, объемом и содержанием соответствующих сюжетов, методами и приемами обучения учащихся. В этом контексте особенно актуальна методика преподавания курса обществознания в общеобразовательной школе, насыщенного образами выдающихся исторических деятелей.
Изменения, происходящие на современном этапе жизни нашего общества, находят отражение в переосмыслении подходов к содержанию образования, в пересмотре целей и задач образования. В преподавании истории на протяжении многих десятилетий выявлялись объективные законы общественного развития, которые отождествлялись с безличностью и бессознательностью исторического процесса. Быт, традиции и обычаи, духовная культура и жизнь личности остались за пределами школьных курсов.
Универсальный курс истории, который учащиеся изучают в школе, содержит десятки имен выдающихся государственных и политических деятелей, вождей масс и талантливых полководцев, ученых и деятелей культуры. С другой стороны, именно в школьном возрасте возрастает интерес к другим людям, проявляется стремление понимать и оценивать их действия и поступки. Таким образом, как материал уроков истории, так и возрастные особенности учащихся открывают ряд положительных возможностей для решения задачи формирования знаний учащихся об исторических личностях. Эта проблема остро стоит перед учителями и заставляет их искать подходы к ее решению.
Изучение исторических лидеров не только способствует познанию истории, но и влияет на формирование личности школьника. Плодовитость и качество этого воздействия зависит от педагога. Решить эту задачу ему поможет знание идеальных форм и методов обучения, использование которых будет способствовать формированию специфического умения характеризовать и оценивать исторических деятелей. При работе над жизненным путем исторического деятеля могут быть использованы следующие формы обучения: урок, семинар, экскурсия (в школу, краеведческий, художественный музей, картинную галерею), просмотр научно-документального фильма, художественный фильм и их обсуждение; факультативные и факультативные курсы, консультации, конференции, самоподготовка.
Теперь, когда прошло несколько тысячелетий, мы можем наблюдать, как тень древнегреческой политики прослеживается в современном мире. Многие термины и понятия той эпохи были перенесены в наше время. Без сомнения, можно сказать, что они сохранятся и после нас.
Однако урок остается ведущей формой обучения. При этом как целое занятие, так и определенный его фрагмент может быть полностью посвящен незаурядной личности. Отбор осуществляется учителем с учетом особенностей темы и педагогико-методического обеспечения по своему усмотрению.
Следует отметить, что проблема изучения учащимися политических деятелей древних Афин всегда находила отражение в работах современных исследователей, среди которых стоит выделить работы О. В. Князевой, И. З. Сосновского, Д. С. Таракановой, В. Г. Щеглова и др. Параллельно было проведено специальное методологическое исследование по проблеме формирования знаний о роли лидера в истории в учениях общественных наук на примере политических лидеров Древних Афин, что определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются общество и государство в образовательном процессе на уроках обществознания в 7 классе.
Предметом исследования является деятельность политических деятелей древних Афин в становлении и развитии общества и государства в обществоведческом образовании в 7-м классе.
Цель исследования - выявить особенности представления и понимания деятельности политических деятелей Древних Афин в становлении и развитии общества и государства на уроках обществознания в 7 классе. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Определите круг рассматриваемых политических деятелей древних Афин.
2. Выявить роль и значение деятельности конкретных политиков древних Афин в развитии общества и государства.
3. Показать особенности использования примеров деятельности политических деятелей древних Афин для объяснения их роли в развитии общества и государства на уроках обществознания в 7 классе.
Методы исследования: методы анализа и синтеза, обработки и интерпретации источников (для изучения психолого-педагогической и научно-методической работы по проблеме исследования); методы сравнения, аналогии, систематизации и обобщения (для формирования теоретических основ (методы индукции и дедукции)).
Основой нашего исследования послужила работа В. С. Нерсянца. Эта работа представляет собой подробный обзор политических учений в Древней Греции. Важные сведения по теме данного исследования содержатся в работе Е. И. Сурикова, изучавшего становление древнегреческого законодательства на примере двух правителей — Дракона и Солона. А. С. Соловьев также описывает особенности философии и правления Дракона и Солона в своих исследованиях. Кроме того, детали реформ Солона анализировали А. А.
Володько и Т. А. Нестерова. В то же время деятельность Пизистрата и роль его политической пропаганды в жизни Афин описаны в работе А.В. Горохов. Роль продолжения идей Солона Клистеном подробно проанализировали Л. С. Кудряшов и О. В. Седышев. Этой проблемой занималась А. А. Мальченкова.
Поскольку данная работа направлена на изучение специфики изучения политического лидерства на уроках обществознания, стоит выделить работы, на которые мы опираемся в процессе ее написания. В этом контексте уместно упомянуть статью Г. К. Галеса, в которой освещаются основные проблемы школьного курса истории Древнего мира. Даны конкретные методические рекомендации по проведению большинства занятий. Рекомендации автора основаны на достижениях современной педагогической науки и личном педагогическом опыте.
В статье «Политические лидеры на уроках истории» освещаются общие методические вопросы преподавания истории. Даны рекомендации по изучению политических лидеров на примере личностей Дж. Вашингтона и Н. Бонапарта.
В учебнике «Методика изучения и преподавания истории» под редакцией А. Т. Степанищева представлен мировой опыт преподавания и изучения истории и исторических наук в школе. Особое внимание уделено современным проблемам исторического образования, его задачам, его структуре и содержанию. Темой особого рассмотрения в учебнике является развитие познавательных способностей учащихся при обучении истории, анализ методов и форм организации учебного процесса. Данное пособие также содержит концептуальные компоненты преподавания истории, теоретико-организационно-методические основы учебных занятий, общие и частные методики преподавания и изучения исторических деятелей в школе.
Практическая значимость исследования заключается в описании основных методических приемов, направленных на формирование знаний о роли личности в истории на уроках обществознания на примере политических деятелей Древней Эллады, а также в разработке урока по теме исследования. Полученные данные можно использовать в процессе преподавания уроков истории и обществознания в образовательном учреждении, а также на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания в институтах последипломного педагогического образования, на занятиях по методике преподавания истории и обществознания на исторических факультетах педагогических заведений высшего образования и т.д.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Развитие исторического образования в современной школе далеко не завершено как в содержательном, так и в методическом отношении. Остаются не до конца решенными вопросы, связанные с охватом исторических личностей школьными курсами истории и обществознания, объемом и содержанием соответствующих сюжетов, методами и приемами обучения учащихся. В этом контексте особенно актуальна методика преподавания курса обществознания в общеобразовательной школе, насыщенного образами выдающихся исторических деятелей.
Изменения, происходящие на современном этапе жизни нашего общества, находят отражение в переосмыслении подходов к содержанию образования, в пересмотре целей и задач образования. В преподавании истории на протяжении многих десятилетий выявлялись объективные законы общественного развития, которые отождествлялись с безличностью и бессознательностью исторического процесса. Быт, традиции и обычаи, духовная культура и жизнь личности остались за пределами школьных курсов.
Универсальный курс истории, который учащиеся изучают в школе, содержит десятки имен выдающихся государственных и политических деятелей, вождей масс и талантливых полководцев, ученых и деятелей культуры. С другой стороны, именно в школьном возрасте возрастает интерес к другим людям, проявляется стремление понимать и оценивать их действия и поступки. Таким образом, как материал уроков истории, так и возрастные особенности учащихся открывают ряд положительных возможностей для решения задачи формирования знаний учащихся об исторических личностях. Эта проблема остро стоит перед учителями и заставляет их искать подходы к ее решению.
Изучение исторических лидеров не только способствует познанию истории, но и влияет на формирование личности школьника. Плодовитость и качество этого воздействия зависит от педагога. Решить эту задачу ему поможет знание идеальных форм и методов обучения, использование которых будет способствовать формированию специфического умения характеризовать и оценивать исторических деятелей. При работе над жизненным путем исторического деятеля могут быть использованы следующие формы обучения: урок, семинар, экскурсия (в школу, краеведческий, художественный музей, картинную галерею), просмотр научно-документального фильма, художественный фильм и их обсуждение; факультативные и факультативные курсы, консультации, конференции, самоподготовка.
Теперь, когда прошло несколько тысячелетий, мы можем наблюдать, как тень древнегреческой политики прослеживается в современном мире. Многие термины и понятия той эпохи были перенесены в наше время. Без сомнения, можно сказать, что они сохранятся и после нас.
Однако урок остается ведущей формой обучения. При этом как целое занятие, так и определенный его фрагмент может быть полностью посвящен незаурядной личности. Отбор осуществляется учителем с учетом особенностей темы и педагогико-методического обеспечения по своему усмотрению.
Следует отметить, что проблема изучения учащимися политических деятелей древних Афин всегда находила отражение в работах современных исследователей, среди которых стоит выделить работы О. В. Князевой, И. З. Сосновского, Д. С. Таракановой, В. Г. Щеглова и др. Параллельно было проведено специальное методологическое исследование по проблеме формирования знаний о роли лидера в истории в учениях общественных наук на примере политических лидеров Древних Афин, что определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются общество и государство в образовательном процессе на уроках обществознания в 7 классе.
Предметом исследования является деятельность политических деятелей древних Афин в становлении и развитии общества и государства в обществоведческом образовании в 7-м классе.
Цель исследования - выявить особенности представления и понимания деятельности политических деятелей Древних Афин в становлении и развитии общества и государства на уроках обществознания в 7 классе. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Определите круг рассматриваемых политических деятелей древних Афин.
2. Выявить роль и значение деятельности конкретных политиков древних Афин в развитии общества и государства.
3. Показать особенности использования примеров деятельности политических деятелей древних Афин для объяснения их роли в развитии общества и государства на уроках обществознания в 7 классе.
Методы исследования: методы анализа и синтеза, обработки и интерпретации источников (для изучения психолого-педагогической и научно-методической работы по проблеме исследования); методы сравнения, аналогии, систематизации и обобщения (для формирования теоретических основ (методы индукции и дедукции)).
Основой нашего исследования послужила работа В. С. Нерсянца. Эта работа представляет собой подробный обзор политических учений в Древней Греции. Важные сведения по теме данного исследования содержатся в работе Е. И. Сурикова, изучавшего становление древнегреческого законодательства на примере двух правителей — Дракона и Солона. А. С. Соловьев также описывает особенности философии и правления Дракона и Солона в своих исследованиях. Кроме того, детали реформ Солона анализировали А. А.
Володько и Т. А. Нестерова. В то же время деятельность Пизистрата и роль его политической пропаганды в жизни Афин описаны в работе А.В. Горохов. Роль продолжения идей Солона Клистеном подробно проанализировали Л. С. Кудряшов и О. В. Седышев. Этой проблемой занималась А. А. Мальченкова.
Поскольку данная работа направлена на изучение специфики изучения политического лидерства на уроках обществознания, стоит выделить работы, на которые мы опираемся в процессе ее написания. В этом контексте уместно упомянуть статью Г. К. Галеса, в которой освещаются основные проблемы школьного курса истории Древнего мира. Даны конкретные методические рекомендации по проведению большинства занятий. Рекомендации автора основаны на достижениях современной педагогической науки и личном педагогическом опыте.
В статье «Политические лидеры на уроках истории» освещаются общие методические вопросы преподавания истории. Даны рекомендации по изучению политических лидеров на примере личностей Дж. Вашингтона и Н. Бонапарта.
В учебнике «Методика изучения и преподавания истории» под редакцией А. Т. Степанищева представлен мировой опыт преподавания и изучения истории и исторических наук в школе. Особое внимание уделено современным проблемам исторического образования, его задачам, его структуре и содержанию. Темой особого рассмотрения в учебнике является развитие познавательных способностей учащихся при обучении истории, анализ методов и форм организации учебного процесса. Данное пособие также содержит концептуальные компоненты преподавания истории, теоретико-организационно-методические основы учебных занятий, общие и частные методики преподавания и изучения исторических деятелей в школе.
Практическая значимость исследования заключается в описании основных методических приемов, направленных на формирование знаний о роли личности в истории на уроках обществознания на примере политических деятелей Древней Эллады, а также в разработке урока по теме исследования. Полученные данные можно использовать в процессе преподавания уроков истории и обществознания в образовательном учреждении, а также на курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания в институтах последипломного педагогического образования, на занятиях по методике преподавания истории и обществознания на исторических факультетах педагогических заведений высшего образования и т.д.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
В рамках данного исследования были проанализированы подходы исследователей-методистов к проблеме изучения политических лидеров на уроках обществознания в школе.
Понятие «освещение исторических личностей в школьных курсах истории и обществознания» следует понимать как фрагменты учебного материала, соответствующие школьной программе и представленные в учебниках, пособиях и других способах обучения. Они преподаются на уроке или обрабатываются школьниками при выполнении познавательных заданий.
Традиционно под историческими личностями понимаются политики и государственные деятели (короли, императоры, правители и т. д.) или полководцы. Это можно рассматривать как односторонний подход к выяснению понятия исторической личности в истории. Безусловно, эти люди в силу своего социального положения, дающего им возможность принимать судьбоносные решения, могут влиять на ход истории, политику государства, а потому подпадают под понятие «выдающаяся личность». Но такими личностями могут быть и деятели науки, литературы, искусства, сыгравшие исключительную роль в своей сфере деятельности.
Проанализировав современное состояние методики изучения политических лидеров в школе, установлено, что приемов изучения политических лидеров достаточно много, но при использовании каждого из них учитель и ученик должен помнить про объективную оценку политического лидера. Системность использования приемов позволяет прийти к положительному результату.
Однако составление исторического портрета изучаемой исторической личности можно отнести к современным методам изучения исторической личности в школе. Исследователи выделяют следующие основные типы политического портрета:
• политико-идеологический (политико-мировоззренческий);
• политико-психологический;
• исторический портрет;
• политическая биография.
При этом важно учитывать, в каком стиле проводится портретная диагностика - информационном или же ценностном.
При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики.
Также в данном исследовании была изучена и описана политическая деятельность Перикла на основании чего была предложена разработка урока по теме «Демократия на примере Древних Афин в современном мире». Предполагается, что предложенная разработка будет способствовать всестороннему изучению государственной власти на уроке обществознания.
Понятие «освещение исторических личностей в школьных курсах истории и обществознания» следует понимать как фрагменты учебного материала, соответствующие школьной программе и представленные в учебниках, пособиях и других способах обучения. Они преподаются на уроке или обрабатываются школьниками при выполнении познавательных заданий.
Традиционно под историческими личностями понимаются политики и государственные деятели (короли, императоры, правители и т. д.) или полководцы. Это можно рассматривать как односторонний подход к выяснению понятия исторической личности в истории. Безусловно, эти люди в силу своего социального положения, дающего им возможность принимать судьбоносные решения, могут влиять на ход истории, политику государства, а потому подпадают под понятие «выдающаяся личность». Но такими личностями могут быть и деятели науки, литературы, искусства, сыгравшие исключительную роль в своей сфере деятельности.
Проанализировав современное состояние методики изучения политических лидеров в школе, установлено, что приемов изучения политических лидеров достаточно много, но при использовании каждого из них учитель и ученик должен помнить про объективную оценку политического лидера. Системность использования приемов позволяет прийти к положительному результату.
Однако составление исторического портрета изучаемой исторической личности можно отнести к современным методам изучения исторической личности в школе. Исследователи выделяют следующие основные типы политического портрета:
• политико-идеологический (политико-мировоззренческий);
• политико-психологический;
• исторический портрет;
• политическая биография.
При этом важно учитывать, в каком стиле проводится портретная диагностика - информационном или же ценностном.
При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики.
Также в данном исследовании была изучена и описана политическая деятельность Перикла на основании чего была предложена разработка урока по теме «Демократия на примере Древних Афин в современном мире». Предполагается, что предложенная разработка будет способствовать всестороннему изучению государственной власти на уроке обществознания.



