Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепт «Семья» в русской языковой картине мира (материалы для факультативного курса в 5 - 6 классах средней общеобразовательной школы)

Работа №153958

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие «концепт» в современной лингвистике 7
1.1. Понятие «лингвокультурный концепт» в современной лингвистике ...7
1.1.1. Определения понятия «концепт» 7
1.1.2. Концепт как объект исследования лингвоконцептологии 10
1.1.3. Концепт как элемент языковой картины мира 11
1.2. Методы исследования и описания лингвокультурных концептов 14
1.3. Выделение и исследование лексико-семантического поля концепта.18
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Анализ концепта «Семья» в русской языковой картине мира (на материале словарей русского языка) 24
2.1. Этимологический анализ лексико-семантического поля «Семья» 24
2.2. Анализ лексико-семантического поля «Семья» 26
2.3. Паремиологические средства выражения концепта «Семья» в русской
языковой картине мира 39
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Гиперо-гипонимические отношения в структуре лексемы
семья 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Схема лексико-семантического поля «Семья» 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Структура концепта «Семья» 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Пословицы и поговорки, отражающие семейные отношения 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Рабочая программа факультативного курса «Семья. Кто
в ней?» для обучающихся 5 - 6 классов средней общеобразовательной школы 69

На сегодняшний день отмечается повышенный интерес со стороны исследователей к лингвоконцептологии, которая активно развивается на стыке лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Лингвоконцептология занимается изучением конкретных культурных концептов. Именно эти конкретные в языке культурные концепты и представляют особый интерес для современных исследователей, на что указывает количество публикаций, посвященных изучению данного языкового феномена.
Обращение к концептуальному анализу обусловлено поиском объективного метода, позволяющего приблизиться к решению сложной проблемы понимания и интерпретации текста. Естественный язык понимается и рассматривается как неотъемлемая часть когнитивной системы, обеспечивающая познавательную и мыслительную деятельность человека.
Применение концептуального анализа представляется логичным для решения проблемы понимания и интерпретации текста, поскольку концепты определяются большинством исследователей как лингвоментальные образования, которые репрезентируются с помощью языка.
Актуальность исследования обусловлено тем, что в последнее время в лингвистике стал очень популярен вопрос изучения концептов в рамках лингвистических, когнитивных, лингвокультурологических и других исследований.
Семья - это необходимое условие существования человека и адаптации его в процессе жизни к внешнему миру. С момента рождения человек ощущает острую потребность быть в семье. В семье формируются основные базовые знания, умения и навыки, воспитываются традиции и обычаи, прививаются культура, мораль и нравственное осмысление своих поступков и поступков окружающих, формируется ценностная ориентация.
Исследуя концепт семья, Е.В. Добровольская приходит к выводу, что он отличается необычайной широтой, в сравнении с другими концептами, которые особенно важны для культуры русского человека: правда, добро, истина, благо, обязанность, долг и многие другие [Добровольская, 2011]. Семейные отношения настолько богаты и разнообразны, разветвлены, что изучать их с точки зрения языкового выражения достаточно сложно.
Исследование концепта «Семья» и особенностей его языкового выражения обусловлено тем, что современная наука, в том числе лингвистическая, стремится к антропоцентризму, поиску связей с человеком в мире «человек - мир - язык». С помощью языка человек вербализует то окружающее состояние вещей, которое есть в мире.
В целом же «Семья» как концепт - это совокупность предметов окружающего мира, одушевленных и неодушевленных, которые наделены различными качественными, пространственными, временными и другими характеристиками. В сознании русского человека концепт семья связан с положительной коннотацией и метафоричностью.
Актуальность исследования концепта «Семья» также объясняется тем, что это концепт является центральным компонентом русской культуры, он важен для сознания русского человека. Концептуальная модель семьи представляется как модель универсальная, включающая рассмотрение в двух основных плоскостях: общечеловеческой и этнической. С точки зрения общечеловеческого аспекта концепт семья описывает систему родственных отношений, а как этническая модель представляет собой ценностный ориентир, порождаемый сознанием русского человека.
Изучение концепта «Семья» лингвистическими методами, позволяет не только определить особенности не только проследить соотношение концепта, понятия и лексического значения, но также и заполнить «лакуны» концептуальных исследований, в частности не достаточной изученности такого ключевого для русской культуры концепта как «Семья». В том числе актуальность исследования обусловлена необходимостью обратить внимание на универсальность и особенность концепта «Семья» в контексте языковой картины мира, на его фундаментальность.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате изучения различных подходов к определению понятия «концепт», было установлено, что концепт представляет собой единицу лингвокультурологии, многомерное образование, которое отражает знание и опыт отдельной личности и лингвокультурного сообщества в ментальном пространстве.
Рассмотрев методы исследования и описания концепта, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день в лингвистике представлено достаточно большое количество подходов к исследованию и описанию концепта, при этом выбор методики предопределяется целью, которую ставят перед собой исследователи.
Изучение вопроса выделения и исследования лексико-семантического поля концепта, позволило прийти к выводу о том, что лексико-семантическое поле - это совокупность лексем, обозначающих определенное понятие в широком смысле этого слова, которая включает в свой состав слова различных частей речи. Лексико-семантическое поле включает в свой состав также фразеологизмы, слова, ограниченные в употреблении сферой использования, территорией и др. Лексико­семантические поля изучаются в настоящее время в контексте синхронном и генетическо-диахронном.
Современные представления лингвистов о семантических полях связаны с научными разработками Й. Трира и Й.Л. Вайсгербера. До сих пор в научной среде ведутся споры о разделении границ внутри лексической системы языка. Эта проблема ставит, с одной стороны, под вопрос саму эту системность, а с другой - организует элементы этой системы воедино. Вопрос о структуре лексико­семантического поля неоднозначен. Границы между лексико-семантическими полями, лексико-семантическими группами, синонимическими рядами, лексемами и фрагментами поля довольно размыты. Все же возможно выделить общие структурные элементы лексико-семантических полей. Это ядро и периферия (ближняя, дальняя и крайняя), а также фрагменты поля.
Поскольку целью настоящего исследования было моделирование и вербализация концепта «Семья» на материале лексикографии, паремиологии русского языка, нами были использованы такие методы изучения концепта, как: этимологический анализ, анализ словарных дефиниций, анализ гиперо- гипонимических отношений, выделение лексико-семантического поля, фреймо­слотовый анализ на материале паремиологического фонда концепта, сопоставительный анализ. Этимологический анализ лексемы «семья» позволил выяснить первоначальное значение слова и время его появления в языке. Согласно данным этимологических словарей лексема «семья» происходит от «съмь» - «работник, домочадец»; украинское «с1мя», древне-русское «смиа» - «челядь, домочадцы, семья; муж, жена». Родственно литовское «seima», «seimyna» - «семья», «челядь»; латышское «saime» - «семья, домочадцы»; древне­прусское «seimins» - «челядь»; украинское - «ехмя»; болгарское - «семейство».
Анализ лексико-семантического поля «Семья» позволил прийти к выводу о том, что словарный состав любого языка представляет собой многоаспектное явления, в котором элементы связаны между собой и упорядочены посредством системных отношений. Благодаря проведенному анализу лексико-семантического поля «Семья» в русском языке, удалось сформировать более наглядное и верное представление об особенностях структуры лексико-семантического поля, в том числе о семантике слова, о том, как связаны значения слов, об их расположении в рамках семантического поля.
Фреймовый анализ концепта «Семья» на основе паремиологического фонда позволил заключить, что концепт «Семья» является одним из древнейших. В основе данного концепта лежат семейные отношения с прослеживающейся кровной и иной связью между членами, а также душевной привязанностью друг к другу.
Таким образом, концепт «Семья» в русском языке представлен ядерной зоной, ближней периферией, дальней периферией, экспрессивно-образной зоной. Ядро данной лексемы составляет - слово семья; в ближнюю периферию вошли следующие лексемы: объединение, родство, отношения, союз, единство; в
дальнюю периферию - лексемы: социальная система, состав, поколения, член семьи, человек, индивид, быт, дом, кровь, муж, жена, супруг (супруга), ребенок (дети), свекор, свекровь, тесть, теща, деверь, золовка, шурин, свояченица, свояк, зять, сноха, невестка, сват, сватья, дед (дедушка), бабушка, двоюродный дед, двоюродная бабушка, внук (внучка), племянник (племянница), внучатый племянник (племянница), дядька (дядя, дядюшка), тетка (тетя, тетушка), единоутробные (брат, сестра), единокровные (брат, сестра), сводные (брат, сестра),
двоюродный брат, двоюродная сестра, кум, кума, мачеха, отчим, пасынок,
падчерица, приемный зять (примак), любовь, дружба, интерес, хозяйство, взаимоподдержка, брак, ответственность, взаимопомощь.
Экспрессивно-образная зона концепта «Семья» представлена следующими фреймами: «Характеристики родственных связей», «Мир ценностей»,
«Социально-ролевые обязанности».


1. Алефиренко Н.Ф. Научная статья «Фразеологическое значение в свете фреймовой семантики» / Н. Ф. Алефиренко // Ученые записки Забайкальского государственного университета // Филология, история, востоковедение. - 2011. - № 2. - С. 13.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. - Т. II. Интегральное описание языка
и системная лексикография / Ю.Д. Апресян. - М.: Школа «Языки русской
культуры», 2015. - 516 с.
3. Байдак А.В. Экспериментальные методы исследования концептов «жизнь» и «смерть» / А.В. Байдак // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. - 2010. - Т. 316. - № 6. - С. 228-232.
4. Вайсгербер Й.Л. Язык и философия / Й.Л. Вайсгербер // Вопросы языкознания. - 1993. - №2. - С. 17-29.
5. Валеева Д.Р. Методы изучения базовых общечеловеческих концептов (на примере концепта «Дом») / Д.Р. Валеева // Лингвистические исследования: сборник научно-методических работ / Под общ. ред. Н.В. Габдреевой, Г.Ф. Зинатуллиной. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2009. - С.22-27.
6. Валюкевич Т.В. Семантикоэтимологический анализ
лингвокультурного концепта ВНЕШНОСТЬ / Т.В. Валюкевич //Весник Харковского национального университета им. В.Н.Каразина. - Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 1964. - N973: Серия: Романогерманськая филология. Методика преподавания иностранных языков. - 2011. - № 68. - С. 155-159.
7. Вежбицкая А. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека / А. Вежбицкая // Вопросы языкознания. -2000. - №6. - С. 33-38.
8. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1980. - 432 с.
9. Винокур Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция / Т.Г. Винокур // Язык и личность. - М.: Наука, 1989. - С. 11-23.
10. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентричекской парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки, 2001. - 224 с.
11. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии / С.Г. Воркачев // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. — Воронеж, 2002. — 150 с.
12. Воркачев С.Г. Постулаты лингвоконцептологии / С.Г. Воркачев / под ред. В.И. Карасик, И.А. Стернин. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 325 с.
13. Диброва Е.И. Лексико-семантическое поле и авторские проекции художественного текста / Е.И. Диброва. - М: Наука, 2018. - 428 с.
14. Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: определение, подходы к изучению / О.А. Дмитриева // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 6 (15). - Волгоград: ВолгГАСУ, 2005. - С.217 - 223.
15. Дмитриева О.А. Об этнокультурной специфике пословиц и афоризмов / О.А. Дмитриева // Языковая личность: культурные концепты. — Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. - С.67-74....62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ