Введение 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.1. Основное понятие и структура концепта 5
1.2. Теория концепта и концептуальное пространство 9
1.3. Концепт как ментальный культурно значимый конструкт 12
1.4. Проблема типологии концептов в современной лингвистике 23
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА ЯЗЫК В ПОЭЗИИ ИОСИФА БРОДСКОГО
2.1. «Лингвоцентризм» поэтики Иосифа Бродского 29
2.2. Основные концепты поэзии И.А. Бродского 31
2.3. Развитие концепта язык в поэтическом цикле «Часть речи» 36
2.4. Место концепта язык в концептосфере И. Бродского и его лексическая
репрезентация 42
2.5. Звукобуква как средство реализации концепта язык в поэзии И.
Бродского» 50
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
3.1. Этапы работы с концептом на уроке русского языка 57
3.2. Методическая разработка 65
3.2.1 Пояснительная записка 65
3.2.2. План-конспект урока по русскому языку в 10-11 классах на тему:
«Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского» 66
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Творчество писателя Иосифа Александровича Бродского является индикатором, во многом определившим историю изящной словесности второй половины ХХ века в целом и развитие современной русской поэзии в частности. Ученые лингвисты в своих трудах отмечают колоссальный масштаб личности и творчества художника, который предполагает нарастающий к ним интерес многих поколений филологов.
В современном литературоведении складывается направление, которое объединяет его сторонников особым вниманием к разным проявлениям творческой индивидуальности И. Бродского. Фундаментальные основы «бродсковедения» заложены такими выдающимися исследователями, как Ю. Лотман и М. Лотман, Л. Лосев, В. Куллэ, А. Жолковский, А. Ранчин, Я. Гордин, В. Полухина [Вельмезова, 1991: с. 135].
В то же время исследование поэтического наследия писателя в лингвистическом аспекте является новым и набирает свою популярность. Что и обусловливает особую актуальность лингвостилистического анализа сложного и многогранного феномена лирики И. Бродского. Соответственно целью нашего исследования является анализ концепта «Язык» в поэтическом наследии И.А. Бродского.
Поставленная цель требует решение следующих задач:
1) Провести анализ монографической литературы по теме исследования, раскрыть содержание понятия «концепт»;
2) Определить место концепта «Язык» в концептосфере
И.А. Бродского;
3) Выделить и описать основные средства вербальной экспликации концепта «Язык» в лексической структуре поэтических текстов И.А. Бродского в коммуникативном аспекте;
4) Разработать План-конспект урока по русскому языку в 10-11 классах.
Объектом исследования является концепт «Язык» в художественном тексте. Предметом исследования - особенности репрезентации концепта «Язык» в творчестве И.А. Бродского.
Материалом для исследования послужил поэтический цикл И.А. Бродского: «Часть речи» и другие его произведения.
В ходе исследования применялись следующие методы: метод контекстного анализа; описательный метод; лингвистический метод; статистический метод; общий функциональный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы могут применяться при организации внеклассной работы по русскому языку в школе, а также послужить основой для проведения факультативного курса.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Проведенное нами исследование концепта «Язык» показало, что этот концепт играет огромную роль в творчестве И.А. Бродского, так как он один из важнейших аспектов поэтического мира Бродского. Нам удалось выяснить, что «Язык» для Бродского является высшей ценностью и высшей тайной бытия, это ключевой концепт для поэзии и мировоззрения Бродского. В поэтическом мире Бродского не человек является центром вселенной, а язык является Абсолютом, к которому восходит человек. Самые разные явления внешнего мира и внутренней жизни человека концептуализируются в поэзии Бродского через категории и единицы языка.
По мнению Бродского, Язык всемогущ, он охватывает все стороны человеческого бытия, формирует систему взглядов и философию автора, определяет его роль и место в мире, отношение к действительности, культуре и социуму. Фундаментальная идея связи и зависимости человека от языка и умаления роли человека выражается, в частности, в установке на деперсонализацию художественной личности, на растворение лирического «я» в языке.
Мир Бродского состоит из множества фрагментов - хаотичных, не складывающихся в единое, законченное целое. Но, стремясь преодолеть этот хаос и обрести точку опоры, Бродский находит эту опору и рациональное начало в языке. Язык для Бродского, в буквальном смысле, создает человека и им же манипулирует. Связь человека с языком и восприятие своего существования и себя через естественный язык - фундамент творчества поэта. В повседневной языковой коммуникации носители языка обмениваются высказываниями. Бродский же, отталкиваясь от высказывания, обращается к словам, грамматическим категориям, синтаксическим конструкциям.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что концепт - это семантическое образование, которое отмечено культурной спецификой языка и так или иначе характеризует носителей определенной этнокультуры, отражает ментальность народа. Концепт не возникает из того, что он отражает лексическое значение слова, он появляется тогда, когда сталкивается словарное значение слова с опытом человека, и потому концепт окрашен эмоционально, он несет в себе оценочность и экспрессию. Структура концепта очень сложна и многомерна, и поэтому нет однозначного подхода к ее изучению, так же, как и к самому определению концепта.
В рамках изучения концепта, на сегодняшний день разработано достаточно большое количество методик анализа концепта, выбор какой-либо конкретной методики зависит от целей, которые ставит перед собой исследователь. И.А. Бродский - поэт, стремящийся заново осмыслить основания культуры, он задается вопросом о природе культурного кризиса эпохи-кризиса представлений о слове, времени, истории и их онтологии. Именно это позволяет выделить такие яркие черты творчества Бродского, как философичность, наличие мотивов трагизма, лингвоцентризм, стремление осмыслить и изобразить категории времени и пространства.
Представленная в поэзии И. Бродского разветвленная многомерная структура концепта «Язык» и его основных фрагментов, таких как: «Лингвистические термины и понятия», «Письмо», «Звукобуквы» отражает «лингвоцентризм» концептуальной картины мира автора - ее сущностное свойство, обеспечивающее осознание читателем исключительной значимости концепта «Язык» в творчестве поэта посредством особой системы «лингвоориентированных» средств и способов его вербальной экспликации.
Стабильная ассоциативно-смысловая соотнесенность концепта «Язык» с другими ключевыми концептами мировидения поэта (человек, природа, время, смерть, творчество и др.) служит лексическому воплощению уникальной личностной лингвофилософской концепции автора, основанной на феноменах гипостазирования, онтологизации и сакрализации языка. Эта концепция представлена в смысловом развертывании поэтических текстов И. Бродского взаимодействием (пересечением, наложением) разных концептов, обусловленным включенностью вербальных репрезентантов каждого концепта в ассоциативные параллели и переклички.
Важной особенностью репрезентации концепта «Язык» в лирике И. Бродского является концептуализация звукобуквы - приобретение ею способности функционировать в лексической структуре поэтических текстов художника в статусе полноценной двусторонней единицы, основанной на эстетической актуализации в сознании читателя графического облика и фонетической значимости звукобуквенного символа. Это происходит благодаря графическому выделению буквы в отдельную, суверенную единицу текста; перифрастическому описанию буквы и использованию звукоподражательных лексем. В механизме ассоциативно-смыслового развертывания концепта «Язык» в поэтическом творчестве И. Бродского явно доминирует закон эстетически обусловленной смысловой «избыточности», регулирующий познавательную деятельность читателя в процессе его приобщения к эстетическому смыслу текстов....
1. Аскольдов (Алексеев) С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.
2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. 104 с.
3. Блох М.Я. Диктема в уровневой системе языка // Вопросы языкознания. 2000. № 4. С. 56-67.
4. Блох М.Я. Проблема понятия концепта и картины мира в философии языка // Преподаватель: XXI век. 2007. № 1. С. 101-105.
5. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.
6. Бродский И.А. Письма римскому другу: Стихотворения. — СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010. — 288 с.
7. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. 173 с.
8. Воркачев С.Г. Лингвокультурная концептология и ее терминосистема // Политическая лингвистика. 2014. № 3. С. 12-20.
9. Глазунова О.И. Иосиф Бродский: американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции. — СПб., 2005. — 376 с.
10. Демьянков В.З. Цивилизационные и культурные ограничения на
трансфер знаний в свете концепции В.Н. Телия // Язык, сознание, коммуникаци: Сб. стате й / Отв. Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.:
МАКС Пресс, 2016. - Вып. 53. - С. 86-90.
11. Карасик В.И. Культурные доминанты в язык // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград, Архангельск: Перемена, 1996. С. 3-16.
12. Карасик В.И. Языковая матрица культуры. М.: Гнозис, 2013. 320 с.
13. Козлов В.И. Четыре подступа к циклу И. Бродского «Часть речи» // Пристальное прочтение Бродского. Сборник статей. — Ростов-на-Дону, 2010. — С. 87-146.
14. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.
15. Концептуальное пространство языка: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. Е.С. Кубряковой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. 492 с....34