Адаптация младших школьников к школьному обучению в условиях полярной ночи.
|
Только Word
Глава 1. Теоретическое обоснование адаптации младших школьников к школьному обучению в условиях полярной ночи 7
1.1. Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Влияние полярной ночи на психику ребенка 21
1.3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста 27
Глава 2. Организация исследования адаптации младших школьников к
школьному обучению в условиях полярной ночи 40
2.1.Этапы и методы исследования 40
2.2. Разработка коррекционных занятий с использованием метарт-
терапии 48
2.3. Анализ полученных результатов 61
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложение 78
Глава 1. Теоретическое обоснование адаптации младших школьников к школьному обучению в условиях полярной ночи 7
1.1. Школьная адаптация как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Влияние полярной ночи на психику ребенка 21
1.3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста 27
Глава 2. Организация исследования адаптации младших школьников к
школьному обучению в условиях полярной ночи 40
2.1.Этапы и методы исследования 40
2.2. Разработка коррекционных занятий с использованием метарт-
терапии 48
2.3. Анализ полученных результатов 61
Заключение 71
Библиографический список 74
Приложение 78
Актуальность выбранной темы обусловленное тем, что начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих
в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Помимо этого детям, проживающим в условиях полярной ночи период адаптации к школьному обучению проходит, гораздо сложнее. Это обусловлено тем, что полярная ночь оказывает тяжелое воздействие на психику ребенка. При изучении воздействия темноты на психическое состояние было выявлено, что даже у здоровых людей, работающих в затемненных помещениях на кинофабриках, в фотоателье, в полиграфической промышленности и пр., нередко развиваются невротические состояния, выражающиеся в появлении раздражительности, плаксивости, расстройств сна, страхов, депрессии и галлюцинаций.
По данным исследований, нервно-психическая заболеваемость на Крайнем Севере на несколько порядков выше по сравнению с умеренными и
южными районами России. В одном из экспериментов были получены данные, показывающие, что у 41,2 % обследуемых жителей г. Норильска, живущих в условиях полярной ночи, повышена тревожность и напряженность, а у 43,2 % наблюдается снижение настроения с оттенком депрессии.
Цель исследования: изучить адаптацию младших школьников к
школьному обучению в условиях полярной ночи.
Объект исследования: адаптация младших школьников к школьному обучению.
Предмет исследования: Адаптация младших школьников к
школьному обучению в условиях полярной ночи.
Гипотеза исследования: послужило предположение, что процесс адаптации младших школьников к школьному обучению в условиях полярной ночи будет, проходит белее успешней, если:
• в процессе работы с детьми будут реализованы специальные психолого-педагогические занятия с использованием метода арт- терапии направленные на снижение уровня тревожности и агрессивности в результате сенсорной депривации.
• организованна просветительская работа с родителями.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к данной проблеме;
2) изучить процесс адаптации младших школьников к школе;
3) организовать и провести исследование адаптации младших
школьников к школьному обучению в условиях полярной ночи;...
в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Помимо этого детям, проживающим в условиях полярной ночи период адаптации к школьному обучению проходит, гораздо сложнее. Это обусловлено тем, что полярная ночь оказывает тяжелое воздействие на психику ребенка. При изучении воздействия темноты на психическое состояние было выявлено, что даже у здоровых людей, работающих в затемненных помещениях на кинофабриках, в фотоателье, в полиграфической промышленности и пр., нередко развиваются невротические состояния, выражающиеся в появлении раздражительности, плаксивости, расстройств сна, страхов, депрессии и галлюцинаций.
По данным исследований, нервно-психическая заболеваемость на Крайнем Севере на несколько порядков выше по сравнению с умеренными и
южными районами России. В одном из экспериментов были получены данные, показывающие, что у 41,2 % обследуемых жителей г. Норильска, живущих в условиях полярной ночи, повышена тревожность и напряженность, а у 43,2 % наблюдается снижение настроения с оттенком депрессии.
Цель исследования: изучить адаптацию младших школьников к
школьному обучению в условиях полярной ночи.
Объект исследования: адаптация младших школьников к школьному обучению.
Предмет исследования: Адаптация младших школьников к
школьному обучению в условиях полярной ночи.
Гипотеза исследования: послужило предположение, что процесс адаптации младших школьников к школьному обучению в условиях полярной ночи будет, проходит белее успешней, если:
• в процессе работы с детьми будут реализованы специальные психолого-педагогические занятия с использованием метода арт- терапии направленные на снижение уровня тревожности и агрессивности в результате сенсорной депривации.
• организованна просветительская работа с родителями.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к данной проблеме;
2) изучить процесс адаптации младших школьников к школе;
3) организовать и провести исследование адаптации младших
школьников к школьному обучению в условиях полярной ночи;...
В результате проведенного исследования нами был проведен анализ теоретических подходов к проблеме адаптации младших школьников к школьному обучению в условиях полярной ночи. Мы пришли к следующим выводам.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Успешная адаптация детей к школьному обучению - одна из важных задач психологической службы в системе образования.
Дезадаптированные ученики создают немало проблем и учителям, и родителям, но прежде всего, страдают от этого они сами.
Адаптация - это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям в целом.
Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции.
Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышления, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
Помимо этого детям, проживающим в условиях полярной ночи период адаптации к школьному обучению проходит гораздо сложнее. Это обусловлено тем, что полярная ночь оказывает тяжелое воздействие на психику ребенка. Ребенок находится в условиях сенсорной депривации, что неблагоприятно сказывается на общем состоянии детей, это проявляется в их общей слабости, вялости, повышенной утомляемости, снижении работоспособности, сонливости.
Полярная ночь - это недостаток солнечной активности, постоянная темнота (сумерки 2 - 3 часа в день), низкие температуры, сильные ветры, резкие смены погоды в короткие промежутки времени, метели, магнитные бури....
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Успешная адаптация детей к школьному обучению - одна из важных задач психологической службы в системе образования.
Дезадаптированные ученики создают немало проблем и учителям, и родителям, но прежде всего, страдают от этого они сами.
Адаптация - это приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям в целом.
Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря адаптации создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции.
Адаптация связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышления, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
Помимо этого детям, проживающим в условиях полярной ночи период адаптации к школьному обучению проходит гораздо сложнее. Это обусловлено тем, что полярная ночь оказывает тяжелое воздействие на психику ребенка. Ребенок находится в условиях сенсорной депривации, что неблагоприятно сказывается на общем состоянии детей, это проявляется в их общей слабости, вялости, повышенной утомляемости, снижении работоспособности, сонливости.
Полярная ночь - это недостаток солнечной активности, постоянная темнота (сумерки 2 - 3 часа в день), низкие температуры, сильные ветры, резкие смены погоды в короткие промежутки времени, метели, магнитные бури....





