Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №153955

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Проблема девиантного поведения в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте 15
1.3. Методы коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте.. 19
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Организация и методики исследования девиантного поведения
школьников подросткового возраста 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
2.3. Программа коррекции девиантного поведения у подростков и проверка
ее результативности 39
Выводы по Главе 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Актуальность исследования. В последние годы интерес к проблемам девиантного поведения школьников подросткового возраста значительно возрос, так как такой вид активности человека воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. К основным формам такого рода поведения можно отнести детскую преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию.
Изменения, происходящие в социуме в социально-экономической сфере, рост числа безработных, нестабильность ситуации в целом привели наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов девиантного поведения. Статистика свидетельствует о росте девиантного поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилось количество преступлений среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в
формированиях политических организаций. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Нас не может не волновать вопрос, в каком обществе нам жить и насколько мы будем чувствовать себя защищенными.
Проблемой девиантного поведения занимались такие ученые как Г.А. Аванесов, А.А. Александров, Б.Н. Алмазов, Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, Я.И. Гилинский, С.Н. Ениколопов, В.И.
Загвязинский, Н.А. Закатова, Ф.К. Зиннуров, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, Г.И. Колесникова, В.В. Ковалев, Ю.Ю. Комлев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, А.В. Мудрик, Р.В. Овчарова, Е.В. Руденский, П.С. Самыгин, Г.Н. Тигунцева, Е.Б. Усова, Д.А. Шестаков, Л.Б. Шнейдер и др.
Девиантное поведение для общества не является чем-то совершенно уникальным и новым. Однако, несмотря на большое количество работ по отклоняющемуся поведению, именно девиация в подростковом возрасте изучена в меньшей степени. Необходимо принятие мер, направленных на ее предупреждение, потому что сегодняшнее положение подростковой преступности может являться одним из основных условий, которое будет определять состояние взрослой преступности в будущем.
Цель исследования: коррекция девиантного поведения у школьников подросткового возраста.
Объект исследования: девиантное поведение школьников
подросткового возраста.
Предмет исследования: коррекция девиантного поведения школьников подросткового возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплекс занятий по коррекции девиантного поведения у школьников подросткового возраста будет способствовать снижению ситуативного проявления делинквентного, аддиктивного, агрессивного, аутоагрессивного поведения, повышению волевого контроля.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть сущность проблемы девиантного поведения в психолого-педагогической литературе.
2. Теоретически определить особенности девиантного поведения и определить методы коррекции девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Организовать и реализовать констатирующее исследование девиантного поведения у школьников подросткового возраста.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе обобщены результаты теоретического обзора литературы и опытно-экспериментальной работы по коррекции девиантного поведения у школьников подросткового возраста.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что девиантное поведение для общества не является чем-то совершенно уникальным и новым. Однако, несмотря на большое количество работ по отклоняющемуся поведению, именно девиация в подростковом возрасте изучена в меньшей степени. Необходимо принятие мер, направленных на ее предупреждение, потому что сегодняшнее положение подростковой преступности может являться одним из основных условий, которое будет определять состояние взрослой преступности в будущем.
Исследование имеет логическую последовательность и направлено на решение поставленных задач.
На основе анализа литературы раскрыта сущность понятия «девиантное поведение», под которым понимается отклонение от норм и правил поведения.
В подростковом возрасте девиации поведения проявляются в форме асоциального, антисоциального, делинквентного, саморазрушительного (автодеструктивного), аддиктивного, психопатологического,
патохарактерологического, диссоциального поведения и выражаются в следующих формах: преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, бродяжничество, вандализм. К возникновению данных форм проведения у школьников подросткового возраста приводят исследовательский интерес, скука, избыток свободного времени, стремление к самоутверждению.
С целью коррекции девиантного поведения у школьников подросткового возраста в рамках данного исследования было организована и реализована опытно-экспериментальная работа на базе Муниципального

общеобразовательная школа № X» города Шарыпово.
Первоначально в исследовании принимали участие 30 школьников подросткового возраста в возрасте 15-16 лет. На первом этапе исследования приняли участие все 30 школьников подросткового возраста, среди которых по результатам исследования были отобраны школьники подросткового возраста с признаками наличия разных форм девиаций - 15 школьников подросткового возраста с высоким и средним уровнем (показатели находятся в верхних пределах нормативных значений) склонности к девиантному поведению.
Коррекционная работа реализовывалась с данной группой школьников подросткового возраста. На контрольном этапе исследования измерялась динамика проявления девиантного поведения у респондентов в этой же группе.
По результатам эмпирического исследования получены данные о том, что для 15 опрошенных школьников подросткового возраста (50%) свойственна склонность к ситуативному проявлению делинквентного, аддикивного, агрессивного, аутоагрессивного поведения, проявления склонности к нарушению норм и правил, снижение волевого контроля эмоций, что обусловливает необходимость коррекции девиантного поведения у данных школьников подросткового возраста.
На основе полученных данных на констатирующем этапе исследования была предложена и реализована программа коррекции девиантного поведения.
Программа составлена на основе программ профилактики и коррекции девиантного поведения у школьников подросткового возраста таких авторов, как Г.К. Шагивалиевой, Е.О. Косовой, В.С. Кубарева, Н.И. Нелюбина.
Реализован ряд мероприятий, направленных на коррекцию различных форм девиантного поведения у школьников подросткового возраста: делинквентного, аддиктивного, агрессивного, аутоагрессивного; повышение уровня сформированности навыка волевого контроля поведения и эмоций; формирование альтернативных способов выражения агрессии, безопасных для себя и окружающих; формирование у школьников подросткового возраста конструктивных форм поведения в конфликтных ситуациях.
После реализации программы с целью проверки ее результативности проведен контрольный этап исследования, на котором подтвердилась ее результативность, т.к. после ее реализации сократилось количество школьников подросткового возраста, склонных к делинквентному, аддиктивному, агрессивному, аутоагрессивному поведению. У школьников подросткового возраста наблюдается повышение уровня волевого контроля над поведением и эмоциональными проявлениями.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.


1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика. Учебно­методический комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164с.
2. Анфимова А.С. Роль арт-технологий в коррекции девиантного по­ведения подростков // Педагогика и психология: перспективы развития: Сбор­ник материалов Международной научно-практической конференции, Чебок­сары, 06 августа 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 142-143.
3. Базайкина Т.В., Кундозерова Л.И., Милинис С.М. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков // Современные наукоемкие технологии, 2004. №5. С. 44-45.
4. Беличева С.А. Этот опасный возраст. М.: Знание, 1982. 93 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001073625 (дата обращения: 14.01.2023)
5. Вингендер И. Социально-психологические аспекты девиаций в Венгрии // Психологическая наука и образование. 2000. №3. С.5-15.
6. Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних / по материалам США и Великобритании. СПб.: Речь,
2014. 190 с.
7. Гладышева Т.А. Отечественный и зарубежный опыт социальной коррекции девиантного поведения подростков // Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2015: Сборник научных трудов 2-й Международной научно-практи­ческой конференции: В 2-х томах, Курск, 01-02 октября 2015 года / Ответ­ственный редактор Горохов А.А.. Том 1. Курск: Закрытое акционерное обще­ство «Университетская книга», 2015. С. 277-280.
8. Гурьев М.Е. Анализ психологических особенностей подростков склонных к девиантным формам поведения в отечественной и зарубежной психологической литературе // В сборнике: В мире научных открытий.
Материалы XVII международной научно-практической конференции. М.: ЦНМ, 2015. С. 109-118.
9. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. №4. С.28-32.
10. Ефимова В.С., Афанасьева Л.И. Коррекция девиантного поведе­ния у подростков // Новые технологии в социально-гуманитарных науках и об­разовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития: Сбор­ник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях, Белгород, 28 апреля 2018 года / Под общей редак­цией Е.П. Ткачевой. Том Часть II. Белгород: Общество с ограниченной ответ­ственностью «Агентство перспективных научных исследований», 2018. С. 65­67.
11. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. СПб.: Питер, 2017. 352 с.
12. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося по­ведения): учебное пособие. М.: Академия, 2003. 288 с.
13. Иванова О.А. Факторы формирования девиантного поведения в подростковом возрасте // Научные исследования XXI века. 2021. № 4(12). С. 135-138.
14. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: моно­графия. М.: Алеф-Пресс, 2014. 231 с.
15. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019. 290 с....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ