ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕЙМОВ В
ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 10
1.1 Теоретическое состояние проблемы формирования и развития
познавательных УУД в обучении биологии 10
1.2 Теоретическое состояние проблемы применения фреймовой наглядности
в обучении биологии 14
1.3 Состояние проблемы в практике работы современной школы 21
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФРЕЙМОВОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 24
2.1 Состояние проблемы применения фреймовой наглядности в практике
работы современной школы 24
2.2 Фреймовая наглядность - средство формирования и развития
познавательных УУД в обучении биологии» и методические особенности её применения 26
ВЫВОДЫ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
На протяжении сотен лет от становления обучения как процесса усвоения знаний и до нашего времени эталоном образованности является способность обучающегося в полной мере выразить и использовать всё то, что он узнал от своего учителя - показать уровень владения инструментами и средствами познания, которыми являются умения схематически выражать усваиваемый материал или создавать его модели. При этом каждый учитель постоянно находится в поиске вещей, которые станут помощниками в его труде, то есть в поиске каких-либо средств обучения. Подобными средствами в данных исследованиях являются фреймовые модели биологической информации. В изучении биологии, дисциплине постигая которую человек связывается непосредственно с естественными законами и процессами, отвечает на задаваемые природой вопросы, читает язык живого, просто необходимо иметь полный объём знаний о действительности этих процессов, чтобы приобрести необходимые умения (универсальные учебные действия). В современной школе, где время для изучения биологии сведено до минимума, учащиеся по результатам исследований современных дидактов и педагогов не всегда имеют даже общего представления о структуре живого, законах эволюции, процессах жизнедеятельности организмов и других очень важных понятиях и учебных навыках. А основная задача учителя биологии - сформировать у каждого ученика чёткое представление о том, как он должен строить собственную учебную деятельность, т.е. обладать спектром универсальных навыков для получения знаний (познавательных УУД), выполняется только в случаях с отдельными учащимися. Поэтому проблема недостаточного развития познавательных УУД в современной школе требует непосредственного разрешения, что и будет освещено в данном исследовании, а также является требованием ФГОС.
В ФГОС начального общего образования одним из планируемых результатов обучения в разделе «Познавательные универсальные учебные действия» отмечается необходимость учащимся уметь «... использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач» в начальной школе, и как результат, получить возможность научиться «.создавать и преобразовывать модели и схемы.» в средних и старших классах [38].
По требованиям ФГОС основного общего образования, деятельность учащихся со средствами знаково-символической наглядности является неотъемлемым компонентом любого урока. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» ФГОС говорится об развитии и формировании у учащихся умений работать с учебным текстом с применением терминологии и символики, овладения символьным языком, построения и анализа построенных моделей, развития изобразительных умений и навыков, а также умений извлекать информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах и графиках [220, с. 15].
Кроме недостаточности количества отводимых уроков на показатель уровня развития познавательных УУД также влияет скудность средств обучения, которыми пользуется преподаватель и малая эффективность этих средств.
Изучение школьной биологии невозможно без наглядной демонстрации, поэтому в последнее время особо актуальным стал вопрос о повышении эффективности усвоения понятий и умений у учащихся на уроках биологии, посредством использования знаково-символических средств фреймовой наглядности, как одной из наиболее результативных из наглядных средств обучения.
Всё перечисленное выше позволяет сформулировать актуальность исследования, которая заключается в следующих тезисах:
- недостаточный уровень развития познавательных УУД учащихся 8 класса по биологии;
- недостаток современных средств обучения, в том числе знаково-символических средств фреймовой наглядности в практике работы учителей биологии;
- недостаточное владение методикой применения фреймовой наглядности как эффективного средства развития познавательных УУД.
Изучением проблемы развития познавательных УУД в естественнонаучном обучении занималось множество педагогов и исследователей. Само понятие «универсальные учебные действия» было сформулировано и довольно подробно рассмотрено А.Г. Асмоловым в 2010 г. Он разработал классификацию УУД, что помогло наиболее полно представить суть данного понятия и соответственно развить методики для определения уровня развития УУД. Наряду с А. Г. Асмоловым над данной проблемой работали Г.В Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов.
Использовать фреймовую наглядность в обучении биологии предлагали Марвин Минский, О.П. Зайцева, Т.Н. Колодочка, Р.В. Гурина, Н.А. Черабаева приводящие её подробные описания, помогающие дать чёткое представление о её различных формах. Проблема использования наглядности в процессе обучения, изучалась психологами И.В. Богословским, А.В. Петровским, А.В. Занковым, И.Ф. Харламовым, методистами Е.П. Бруновтом, Н.М. Верзилиным, Б.Е. Райковым и другими учёными, но и настоящее время она остаётся актуальной.
Из вышесказанного становится ясно, что использование наглядности имеет уже весьма долгий срок в процессе обучения биологии. Но в реальности до сих пор не существует достаточно хорошо разработанных основ использования фреймовой наглядности в обучении этому предмету и ещё меньше проводится исследований, посвящённых внедрению её в педагогический процесс. На эту тему очень мало публикаций, в них отсутствуют целостные системы и определения фреймовой наглядности, нет единства в их классификации, а также практически не определяются условия влияния этой разновидности наглядности на отдельные познавательные УУД учащихся.
Вышесказанное определяет цель данного исследования: разработка методических условий развития познавательных УУД учащихся 9-х классов по биологии через использование знаково-символических средств фреймовой наглядности.
Объектом исследования является процесс обучения биологии.
Предмет исследования - методика применения знаково-символических средств фреймовой наглядности, способствующих развитию познавательных УУД на уроках биологии в 8-х классах при изучении раздела «Живой организм. Животные».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в качестве гипотезы было выдвинуто предложение о том, что уровень развития познавательных знаково-символических УУД можно повысить через использование фреймовой наглядности на уроках биологии по разделу «Живой организм. Животные»», если соблюдать следующие условия:
- использовать фреймовую наглядности на различных этапах и видах уроков; -рационально сочетать наглядные методы со словесными и практическими, знаковую наглядность с натуральной наглядностью;
-демонстрировать фреймы и условные изображения, привлекающие максимальное внимание и наиболее кратко и точно характеризующие рассматриваемое понятие.
-организовать совместную работу с учащимися, направленную на выделение в предоставляемой информации определённых символов и поиск смысловых связей между ними, для побуждения учащихся к самостоятельному структурированию информации в знаково-символические модели в ходе дальнейшего обучения.
Реализация данной гипотезы осуществляется посредством решения следующих задач:
1. Провести анализ литературы и периодической печати по проблеме использования фреймовой наглядности и других знаково-символических средств наглядного обучения.
2. Изучить состояние проблемы исследования в практике современной школы.
3. Разработать модель развития познавательных УУД учащихся 8-х классов по биологии через использование знаково-символических средств фреймовой наглядности.
4. Определить условия реализации процесса развития познавательных УУД учащихся 8-х классов по биологии через использование фреймовой наглядности.
Методологическими основами, послужившими опорными трудами, при написании выпускной квалификационной работы и предоставившими необходимые научные подходы и принципы, стали работы И.А. Зоркова, Н.З Смирновой., В.И. Загвязинского и Р. Атаханова «Методология и методы психолого-педагогического исследования» - 2010 г., Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе» - 2010 г, отражающие основные философские положения о сущности процесса познания объективной реальности, классификацию методов, методических приёмов и форм организации учебной деятельности связанной с использованием фреймовой и знаковой наглядности, положения теории поэтапного формирования умственных действий и взаимосвязи логического и чувственного уровней познания.
Чтобы реализовать выдвинутые цели и задачи и подтвердить рабочую гипотезу использовались нижестоящие методы:
1. Метод теоретического исследования.
2. Метод изучения педагогического опыта.
3. Метод педагогического эксперимента.
4. Метод моделирования.
Работа выполнена в течении 2016-2018 гг. Процесс исследования можно разделить на следующие этапы:
Первый этап (28 июня 2016 - 3 сентября 2017гг.) - аналитико-теоретический - включал в себя анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме. На этом этапе были определены цель, задачи, объект, предмет исследования, выработана его гипотеза. Также установлена целесообразность уровня повышения познавательных УУД учащихся в процессе обучения по биологии на основе включения фреймовой наглядности в школьный курс биологии в 9 классах. Параллельно теоретической работе над проблемой осуществлялся подбор диагностических методик для проведения педагогического эксперимента.
Второй этап (18 - 30 октября 2023 г.) - собственно разработка проекта - посвящался разработке проекта - методической системы знаково¬символических средств фреймовой наглядности. На этом этапе осуществлялся постоянный поиск и разработка фреймовых моделей для различных этапов урока. Разработан комплекс фреймов, направленный на развитие познавательных УУД учащихся, осуществлена первоначальная диагностика уровня познавательных УУД учащихся в контрольном и экспериментальном классах (стадия поиска).
Третий этап (14 февраля - 19 марта и 6 ноября - 19 декабря 2023 г.) - апробация проекта - стал временем для внедрения разработанной методической системы в процесс обучения по биологии в ходе педагогической практики 2024 г. (стадия формирующего эксперимента (14 февраля - 19 марта и 6 ноября - 19 декабря 2024 г.)). Была проведена диагностика уровня КЗ учащихся и уровня познавательных знаково¬символических УУД в контрольном и экспериментальном классах с последующим сравнением, обобщением и систематизацией полученных результатов, обоснована эффективность разработанной системы (стадия теоретико-обобщающей деятельности (14 февраля - 19 марта и 6 ноября - 19 декабря 2024 г.)
Базой исследования является МАОУ СШ № 153 г. Красноярска
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведено обобщение сведений по проблеме повышения уровня познавательных УУД учащихся, использования знаково-символической наглядности (фреймовой наглядности); сделана попытка обосновать возможность повышения уровня познавательных УУД 8-х классов через внедрение в урок фреймовой наглядности.
Практическая значимость и новизна - подготовленное тематическое планирование, поурочные планы, комплекс фреймов могут быть использованы учителями биологии в собственной педагогической деятельности.
Апробация материала и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с его основными этапами в ходе теоретической и экспериментальной работы. Теоретические положения, материалы и результаты исследования были представлены на XV Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции «Инновации в естественно-научном образовании» (2023 г.)
1. Анализ литературы и периодической печати, проведённый в ходе разработки проекта, показал, что проблема развития УУД посредством применения фреймовой наглядности не является в педагогике новейшей, однако актуальность её решения не теряется до сегодняшнего времени и постоянно растёт. Вопросу использования фреймовой наглядности, как фактора повышения развития УУД, в литературе и периодической печати уделяется недостаточно внимания.
2. Состояние вопроса использования фреймовой наглядности в практике работы современной школы свидетельствует о недостаточном внимании учителей к данной проблеме, в силу ряда объективных трудностей, возникающих при организации процесса обучения.
3. Система фреймовой наглядности, предлагаемая в ВКР, разработанная с учётом предполагаемых затруднений и методических условий позволила устранить противоречия между значимостью проблемы и её недостаточной разработанностью в теории и практике.
4. Для эффективной реализации разработанной системы фреймовой наглядности необходимо соблюдать следующие условия:
-использовать фреймовую наглядности на различных этапах и видах уроков ; -рационально сочетать наглядные методы со словесными и практическими, знаковую наглядность с натуральной наглядностью;
-демонстрировать фреймы и условные изображения, привлекающие максимальное внимание и наиболее кратко и точно характеризующие рассматриваемое понятие.
-организовать совместную работу с учащимися, направленную на выделение в предоставляемой информации определённых символов и поиск смысловых связей между ними, для побуждения учащихся к самостоятельному структурированию информации в знаково-символические модели в ходе дальнейшего обучения
I. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков. М.: Наука, 2000. 364с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
3. Большая Российская энциклопедия / Под ред. Н.Г. Бим-Бад, В.А. Безруцких, Л.С. Глебова, В.А. Болотова и др. М.: Знание, 2003. 528 с.
4. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 304 с.
5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова А.В. Духавнёва, В.С. Кукушин. М.: Март, 2004. 336 с.
6. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В.М. Корсунская. М.:Просвещение, 1976. 384с.
7. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Педагогика, 1974. 324с.
8. Веселов. В.В. Наглядность - нестареющий принцип обучения// Педагогика. 1999. Т. 2. № 5. С. 124-125.
9. Воронцов Н.Н. Эволюция органического мира: учеб. пособие для 9-10 кл. средн. шк. / Л.Н. Сухорукова. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
10. Высоцкая Л.В. Общая биология: учеб. для 10 - 11 кл. с углубл. изучением биологии в шк. 5-е изд., перераб. / Л.В. Высоцкая С.М. Глаголев., Г. М. Дымшиц и др. М.: Просвещение, 2005. 462 с.
II. Гостар А. А. Особенности использования знаково-символических средств дошкольниками с задержкой психического развития: автореф дисс. к.п.н. Москва, 2008. 25 с.
12. Зайцева, О. П. Фреймовое представление естественнонаучных знаний как способ интенсификации учебного процесса: Первая международная научно-практическая конференция: сб. тез.: 13-16 сентября 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 48-50.
13. Знаково-символическая наглядность в обучении биологии:
методическое пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 108 с.
14. Каменецкий С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и др. М.: Академия, 2000. 154 с.
15. Кассирер, Э. Опыт о человеке / Пер. А. Муравьева // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 3-30.
16. К вопросу о формировании знаково-символических УУД в процессе
обучения решению текстовых задач / Балашов Ю. В. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф., г. Уфа, май 2014 г. Уфа: Лето, 2014. С. 83-86. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5621/ (дата обращения:
10.05.2018).
17. Коган В.М., Коробкова Э.А. Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. Методическое письмо. М. 1967. 54с.
18. Коджасрирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: Март, 2005. 448 с.
19. Колесов Д.В. Валеология // Биология. 2000. № 7. С. 19-21.
20. Корсунская В.М. Уроки общей биологии: пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н Мироненко, З.А Мокеева., Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1977. 319 с.
21. Корсунская В.М. Уроки общей биологии: пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н Мироненко, З.А Мокеева., Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1986. 288 с.
22. Курганова Н. А. Развитие знаково-символической деятельности
учащихся в процессе обучения информатике на основе семиотического подхода: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Омск, 2006. 25 с.
23. Лёрнер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знание, 1978. 48с.
24. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей / Г.М. Муртазин. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
25. Нахеева В.И Использование идеограмм при формировании биологических понятий // Биология в школе. 2001. № 3. С. 19-20.
26. Нефедова Е.А., Сысоева Н.В., Писаренко Н.А., Евстратова С.Ю. Форум учителей биологии [Электронный ресурс] // Tih.doc (21.07.2009).
27. Петров А.В. Классификация средств наглядности в современной системе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 2. С. 88-92.
28. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов. М.: Владос, 1999. 576с.
29. Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ И.Н. Пономарёва, В.П. Соломин, Г.Д. Седельникова. М.: Академия, 2003. 272с.
30. Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студ. пед. Вузов / И.Н. Пономарёва. М.: Академия, 2005. 242с.
31. Преессман Л. П. Методика и техника эффективного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе. М.: Наука, 1985. 260 с.
32. Притуляк С.П. Лабораторные работы по анатомии, физиологии для 11 классов // Биология. 2003. № 19. С. 29-32.
33. Рапацевич Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия. Мн.: Современ. Слово, 2002. - 720 с.
34. Садовская И.Л. Классификация методов обучения. Новый взгляд // Биология в школе, 2001. № 8. С. 22-26.
35. Сидорова Н.А. Математическое моделирование при изучении темы «Генетика и эволюция популяций» // Биология в школе. 2001. № 8. С. 21-24.
36. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
37. Смирнова Н. З., Зорков И. А. Знаково-символические системы как средство повышения эффективности обучения биологии // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». Апрель 2012, ART 1247. Киров, 2012 г. URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1247.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. ISSN 2225-1618.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Р.Ф. М.: Просвещение, 2011. 48с.
39. Филлмор Ч. Дж. Фреймы и схематика понимания. М.: Прогресс, 1999.
40. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
41. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов. М.: Университетское, 2002. 560 с.
42.Черабаева Н.А. Методические рекомендации к использованию фреймовых опор на уроках биологии // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL:http://pedagog-
portal.ru/2015/03/1809.