Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция темпо-ритмических нарушений речи у старших дошкольников с заиканием посредством метода синхронизации речи с движением руки

Работа №153941

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы92
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения коррекции темпо­ритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с заиканием 9
1.1 Рассмотрение психо-физиологических основ изучения темпо-ритмической
стороны речи в онтогенезе 9
1.2 Общие закономерности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников
старшего возраста с нормальным речевым развитием 17
1.3 Особенности темпо-ритмических нарушений речи у старших
дошкольников с заиканием 21
1.4 Анализ современных методик коррекции нарушений темпо-ритмической
стороны речи у дошкольников с заиканием 27
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Экспериментальное изучение нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием 34
2.1 Структурное содержание методик определения темпо-ритмических
нарушений для проведения констатирующего эксперимента у старших дошкольников с заиканием 34
2.2 Анализ констатирующего эксперимента по определению темпо­ритмических нарушений старших дошкольников с заиканием 39
Выводы по 2 главе 53
Глава 3. Формирующий эксперимент и его анализ. Коррекционно - формирующие мероприятия по устранению темпо-ритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с заиканием 54
3.1 Методический комплекс коррекционно-педагогической работы по
устранению темпо-ритмических нарушений у старших дошкольников с заиканием посредством синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки 54
3.2 Проведение формирующего эксперимента по коррекции темпо -
ритмических нарушений у старших дошкольников посредством синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки, анализ результатов
и контрольный срез 62
Выводы по 3 главе 76
Заключение 79
Список использованных источников 85
Приложения 90

Актуальность исследования. Речь играет важную роль в системе психических функций человека, поскольку формирование мышления, когнитивных функций и становление личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности.
Развитие речи тесно связано с формированием темпо - ритмики, обусловленное связью между ритмической способностью и высшими психическими функциями, деятельностью и личностным поведением. Формирование ритмической способности можно отнести к средству пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения человека. Темпо-ритм координирует деятельности речевого периферического аппарата, тем самым, оказывая активное влияние на становления речевого онтогенеза. Формирование чувства ритма благотворно влияют на моторику, зрительную и двигательную координации, эмоциональную-волевую сферу, а также речевую деятельность.
Важно отметить, что в период активного формирования, а именно - в дошкольный возраст, речь подвержена влиянию неблагоприятных факторов.
Одной из форм нарушения просодического компонента звукопроизносительной стороны речи является заикание.
Отечественные педагоги, логопеды и ученые, такие как: Л.И. Белякова, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, М.Е. Хватцев в своих трудах и работах отмечали, исследуя речь детей с заиканием, характерное для данного речевого расстройства ускорение темпа и нарушение ритма в детской речи.
Заикание относится к расстройству речи, характеризующееся нарушением координации в работе мышц речевого аппарата, что приводит к судорожным запинкам в речи.
Актуальность исследуемой темы заключена в том, что в начальной стадии проявление заикания имеет легкую форму. Но едва заметное вначале рассматриваемое нарушение речи со временем имеет тенденцию к усилению проявления, приводящее к возникновению у ребенка переживаний, тревоги и страха перед речевой деятельностью. Без своевременной коррекционно­логопедической работы для заикания характерна стойкость проявления, влекущая за собой неизгладимые негативные последствия на психическом уровне развития ребенка.
Исходя из вышесказанного, развитие темпо-ритмической стороны речи для детей с нарушениями речи, в частности - с заиканием, характеризующийся нарушением координации речевых движений периферического аппарата в процессе высказывания, несет в себе особую актуальность и коррекционно­развивающую значимость.
Подводя итого к вышесказанному необходимо отметить, что дошкольный возраст ребенка играет значимую роль в общей проблеме заикания в силу того, что коррекционно-логопедическая работа в старшем дошкольном возрасте позволяет значительно снизить процент школьников, подростков и взрослых с вышеуказанным речевым нарушением.
Изучение проблематики организации коррекционной и
профилактической логопедической работы заикания отмечены в трудах и работах следующим ученых, педагогов и логопедов: Л.З. Арутюнян, Н.А. Власовой, Г.Л. Волковой, Е.Ф. Рау и других.
Основой методики устранения заикания Л.З. Арутюнян является дублирование речевого высказывания пальцами ведущей руки. Движения пальцами представлены в виде метронома, который позволяет удерживать необходимый темп и ритм. Данная методика используется в работе с детьми школьного возраста.
В устранении заикания у детей дошкольного возраста Г.А. Волковой был предложена методика «Игровой деятельности», включающая в себя дидактические игры, игры-драматизации, пальчиковый театр. Основополагающая цель вышеуказанной методики состоит не в снижении числового количества запинок в речевой деятельности детей дошкольного возраста с заиканием, а на воспитание форм поведения в обществе и развития в личности ребенка таких качеств, как подражательность, самостоятельность, общительность, активность, которые связаны с социальной реабилитацией дошкольника с заиканием....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель магистерской диссертации заключена в теоретическом обосновании, разработки и апробации методического комплекса по коррекции нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием посредством синхронизации речи с движением ведущей руки.
Для реализации поставленной цели в исследование были решены следующие задач.
Во-первых, выявлено современное состояние проблемы в психолого­педагогической литературе. Анализ психолого-педагогической литературы в рамках рассмотрения методик по коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании показал существование различных направлений для коррекционной работы по устранению заикания. Некоторые методики основаны на применении психологических и психотерапевтических методов коррекции (Л.З. Арутюнян, Р.Е. Левина, М.И. Лохов), другие - построены на использовании дыхательных упражнений и дыхательной гимнастики (Л.И. Белякова, Г.А. Волкова, Е.А. Дьяков).
Таким образом, результаты анализа научной литературы позволили актуализировать вопрос недостаточности проработки области применения эффективных методов и приемов коррекции темпо-ритмических нарушений речи у детей с рассматриваемым речевым нарушением.
Важно отметить, что основу методик, применяемых для устранения заикания в дошкольных образовательных учреждениях, составляет не сокращение количества и полное устранение запинок в речи с помощью логопедических методов и приемов коррекции темпо-ритмический стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием, а направление по развитию речи, обогащению лексического компонента речи и грамматическому оформлению высказывания.
Во-вторых, подобраны диагностические методики, проведен констатирующий эксперимент по уровню сформированности темпо­ритмической стороны у детей старшего дошкольного возраста с заиканием, проанализированы полученные результаты.
В исследовании принимало участие 16 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет, из них: 8 детей с нормальным речевым развитием, 8 детей с заиканием средней степени тяжести.
В исследовании для оценки уровня сформированности ритмической стороны речи были использованы диагностические методики Е.Ф. Архиповой, Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной, Л.В. Егоровой, О.И. Лазаренко.
Детям старшего дошкольного возраста предложены задания на воспроизведение ритмических моделей, воспроизведение ритмически организованных серий, воспроизведение ритмической модели знакомых песен и сформированности метрических способностей, воспроизведение ритмического рисунка фразы и задания на чувство ритма в движении.
Для оценки уровня сформированности темпа речи были использованы диагностические методики Е.Ф. Архиповой, Г.В. Дедюхиной, О.И. Лазаренко.
Детям старшего дошкольного возраста предложены задания на изменение темпа речи на отработанном ряду слов, на выбор темпа речи в стихотворном тексте, на регулирование темпа речи с использованием метронома и задание на регулирование темпа речи с использованием зрительно-двигательной координации.
Анализ результатов исследования уровня сформированности темпо­ритмической организации речи у детей старшего дошкольного возраста показал, что для дошкольников с заиканием характерен уровень сформированности процессов, взаимосвязь которых составляет темпо­ритмическую сторону речи: средний - 62,5% (5 человек) и ниже среднего - 37,5 (3 человека), при этом, отметим, что каждый ребенок в группе имеет среднюю степень тяжести заикания....


1. Абелева И.Ю., Синицына Н. Ф. Если ребенок заикается: пособие для родителей// М.: Просвещение, 1969. - 144 с.
2. Амосова Т.О. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой// M., 2018. - 64 с.
3. Арсеньева М.В. Характер нарушений репродуцирования текста у детей с задержкой психического развития и методика их коррекции // Специальное образование: научно-методический журнал. - Екатеринбург, 2021. № 1 (61). С. 5-20.
4. Арсеньева М.В. Развиваем связную речь дошкольников с нарушением речи. Знакомство с детской художественной литературой: учебное пособие// С-Пб, 2020. - 88 с.
5. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой
нормализации речи// М., 1993. -160 с.
6. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов// - М., 2018. - 319 с.
7. Алпатова Н.С., Фуреева Е.П., Ульянова И.А. Формирование речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игровой деятельности // М, 2022. № 3. С. 92-96.
8. Балчюниене И.К. Анализ нарративов у детей с недоразвитием речи // 2019. №3 (47). С. 32-43.
9. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы// М.: «Просвещение», 1977. - 96 с.
10. Болдырева Т.А. Психологическое исследование и коррекционная работа в системе медико-педагогического лечения затяжных форм заикания // М., 2019. - 45 с.
11. Борчев К.А. Взаимоотношение физического двигательного и интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи// М., 2019. - 75-78 с.
12. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей// М., 2019. - 64 с.
13. Буянов М.И. Заикание у подростков// М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
14. Васильева В.С. К вопросу об использовании информационно­коммуникационных технологий в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений // Балтийский гуманитарный журнал, 2020. № 4(33). С. 149-152.
15. Венгер Л.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования // 2018. - 318 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ