Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ 8
1.1. Понятие «воображение» и «творческое воображение» в психолого
педагогической науке: сущность понятия, классификация, механизмы реализации 8
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Развивающий потенциал игр-драматизаций в контексте развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ 30
2.1. Методы и организация исследования 30
2.2. Констатирующий эксперимент 34
2.3. Программа формирующего эксперимента 39
2.4. Результаты контрольного эксперимента 46
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования обусловлена тем, что нынешние преобразования в обществе говорят нам о необходимости формировать творчески активную личность, способную нетрадиционно подходить к любым изменениям, а также обладающую способностью качественно и нестандартно решать жизненные проблемы. В этой связи перед дошкольными организациями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса. Тема развития воображения детей актуальна потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в целом.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуя саморазвитию личности. Поэтому если воображение у ребенка плохо развито, то в будущем от него можно ожидать низкую обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельностей и, как следствие из всего этого, психологическую неспособность к обучению.
С течением времени интерес педагогов и ученых в разных сферах образования к процессу развития творческого воображения и творческого потенциала детей в целом только увеличивается. Пути и средства наиболее эффективного развития творческого воображения детей в разные периоды рассмотрены многими педагогами и психологами: М. Арнаудовым, Л.С. Выготским, В.А. Левиным, Б.М. Тепловым, П.М. Якобсоном и др. Большой вклад внесен в разработку психолого-педагогических принципов творческого развития детей Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Венгер и др. Также различные педагогические и психологопедагогические аспекты развития творческой личности рассмотрели в своих работах А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, Н.М. Сокольникова, О.К. Тихомиров, Е.П. Торренс, Т.Я. Шпикалова и др.
Творческое развитие является необходимым условием
жизнедеятельности человечества, поскольку без творческих проявлений не представляется возможным прогресс в целом. На современном этапе творческое развитие выступает в качестве приоритетного направления в процессе формирования гармоничной личности ребенка. В соответствии с данными ориентирами Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогических работников строить всю образовательную работу, исходя из самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Именно поэтому на первый план выходит игровая деятельность, как основной вид творческой деятельности детей дошкольного возраста. Считаем, что существенным потенциалом в данной связи обладает игра-драматизация как специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений.
Однако, при наличии разнообразия исследований творческого развития личности, недостаточно освещенной остается проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста. В этой связи требует разрешения противоречие, возникающее между необходимостью развития творческого воображения у детей дошкольного возраста и недостаточным количеством методических разработок в аспекте практической реализации данного процесса. Наше видение данной проблемы и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами игр-драматизаций.
Цель исследования - теоретически обосновать и практическим путем доказать возможность использования игр-драматизаций с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при использовании в работе с детьми игр-драматизаций.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач исследования.
1. Рассмотреть понятие «воображение» и «творческое воображение» как психический познавательный процесс.
2. Охарактеризовать особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать и обобщить развивающий потенциал игр- драматизаций в контексте развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
5. Разработать и реализовать работу по развитию творческого воображения дошкольников средствами игр-драматизаций (формирующий эксперимент).
6. Выявить эффективность проведенной опытно-практической работы (контрольный эксперимент).
Методы исследования - теоретический: анализ научной литературы, наблюдение; беседа; оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов.
Методики исследования:
• методика 1 «Нарисуй что-нибудь» (Т.Д. Марцинковская);
• методика 2 «Придумай рассказ» (Р.С. Немов).
Научная новизна исследования заключается в разработке направлений работы по развитию творческого воображения дошкольников средствами игр-драматизаций....
Анализ литературы по проблеме исследования, а также результаты опытно-практической работы, позволяет сделать следующие выводы.
Воображение психологи рассматривают как одну из форм отражательной деятельности сознания. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени. Различают несколько видов воображения. По степени активности воображение делится на пассивное, то есть не стимулирует человека к деятельности и активное создание образов, которые в последствие реализуются в практической деятельности человека.
Творческое воображение есть высшая психическая функция, которая присуща только человеку. Оно возникает и развивается в творческой деятельности не спонтанно и в своем развитии подчиняется закону развития психических функций. Развитие творческого воображения происходит ступенчато, в несколько этапов от непроизвольного - к произвольному, от пассивного - к активному, творческому.
Игра-драматизация дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, органически входит в процесс воспитания и обучения дошкольников и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности. Такой вид театрализованной деятельности является наиболее перспективной формой развития творческого воображения и творческих способностей старших дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ города Красноярск. Педагогический эксперимент был реализован в период с октября 2019 г. по март 2020 г. Цель проведения опытно-экспериментальной работы - выявление эффективности игры-драматизации в контексте развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 30человек в возрасте 5-6 лет. Из них 15 детей вошли в экспериментальную группу; 15 детей - контрольная группа.
Результаты опытно-практической работы позволяют сделать вывод о том, целенаправленная и специально организованная работа в данном направлении оказывает положительное влияние на развитие творческого воображения старших дошкольников. Данный вывод подтверждают результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе. После проведенной работы дети демонстрируют умения фантазировать и воображать, «вживаться» в образ героя. В процессе игрового взаимодействия воспитанники проявляют умение передавать образ изображаемого героя с помощью разнообразных средств выразительности, как вербальных, так и невербальных, демонстрируют навыки импровизации по ходу игры. Верно определяют необходимость использования нужных игровых атрибутов в конкретной игровой ситуации с целью более точной передачи образа. Характеризуются чувственностью и эмоциональностью, имеют развитую способность самоконтроля в рамках игровой ситуации.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при использовании в работе с детьми игр-драматизаций, находит свое подтверждение.
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. М.: ТЦ Сфера, 2016. 128 с.
2. Акулова О. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.24-32.
3. Бучковская И.В. Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 113118.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.С. Белкин. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 192 с.
5. Белошистая А.В. Волшебные краски: Пособие для занятий с детьми / А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. М.: Аркти, 2008. 232 с.
6. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2014. 134 с.
7. Бердюгина О.М. Развитие творческого воображения у старших
дошкольников в интегрированной художественной деятельности. Статья в сборнике трудов конференции. 2015. 104с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. 2-е изд. / Л.И. Божович. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
9. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Вузов/Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: «Академия», 2016. 894 с.
10. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. М.: Эксмо-Пресс,
2014. 296 с.
11. Винокурова, О.В. Социо-эмоциональное развитие как инструмент формирования ключевых компетенций у старших дошкольников/ О.В. Винокурова// Компетентностный подход в образовании, отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск.: Зебра., 2016., С. 196-205.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. М.:ЧеРо, 2015. 336 с.
13. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие / Н.С. Глуханюк. 4-е изд, стер. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института, 2009. 208 с.
14. Гречко, С.А. Развитие воображения дошкольников. М.: «Первое сентября», 2013. 186 с.
15. Губанова Н.Ф. Формирование игровой культуры дошкольников // Теория и практика социокультурного развития личности: Сб. науч. статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции / под общ.ред. Н.Ф. Губановой. Государственный социально-гуманитарный университет. Коломна - Егорьевск: ГСГУ, 2016. 308 с....60