РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ 8
1.1. Понятие «воображение» и «творческое воображение» в психолого
педагогической науке: сущность понятия, классификация, механизмы реализации 8
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Развивающий потенциал игр-драматизаций в контексте развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ 30
2.1. Методы и организация исследования 30
2.2. Констатирующий эксперимент 34
2.3. Программа формирующего эксперимента 39
2.4. Результаты контрольного эксперимента 46
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ 8
1.1. Понятие «воображение» и «творческое воображение» в психолого
педагогической науке: сущность понятия, классификация, механизмы реализации 8
1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Развивающий потенциал игр-драматизаций в контексте развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ 30
2.1. Методы и организация исследования 30
2.2. Констатирующий эксперимент 34
2.3. Программа формирующего эксперимента 39
2.4. Результаты контрольного эксперимента 46
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Актуальность исследования обусловлена тем, что нынешние преобразования в обществе говорят нам о необходимости формировать творчески активную личность, способную нетрадиционно подходить к любым изменениям, а также обладающую способностью качественно и нестандартно решать жизненные проблемы. В этой связи перед дошкольными организациями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса. Тема развития воображения детей актуальна потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в целом.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуя саморазвитию личности. Поэтому если воображение у ребенка плохо развито, то в будущем от него можно ожидать низкую обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельностей и, как следствие из всего этого, психологическую неспособность к обучению.
С течением времени интерес педагогов и ученых в разных сферах образования к процессу развития творческого воображения и творческого потенциала детей в целом только увеличивается. Пути и средства наиболее эффективного развития творческого воображения детей в разные периоды рассмотрены многими педагогами и психологами: М. Арнаудовым, Л.С. Выготским, В.А. Левиным, Б.М. Тепловым, П.М. Якобсоном и др. Большой вклад внесен в разработку психолого-педагогических принципов творческого развития детей Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Венгер и др. Также различные педагогические и психологопедагогические аспекты развития творческой личности рассмотрели в своих работах А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, Н.М. Сокольникова, О.К. Тихомиров, Е.П. Торренс, Т.Я. Шпикалова и др.
Творческое развитие является необходимым условием
жизнедеятельности человечества, поскольку без творческих проявлений не представляется возможным прогресс в целом. На современном этапе творческое развитие выступает в качестве приоритетного направления в процессе формирования гармоничной личности ребенка. В соответствии с данными ориентирами Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогических работников строить всю образовательную работу, исходя из самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Именно поэтому на первый план выходит игровая деятельность, как основной вид творческой деятельности детей дошкольного возраста. Считаем, что существенным потенциалом в данной связи обладает игра-драматизация как специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений.
Однако, при наличии разнообразия исследований творческого развития личности, недостаточно освещенной остается проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста. В этой связи требует разрешения противоречие, возникающее между необходимостью развития творческого воображения у детей дошкольного возраста и недостаточным количеством методических разработок в аспекте практической реализации данного процесса. Наше видение данной проблемы и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами игр-драматизаций.
Цель исследования - теоретически обосновать и практическим путем доказать возможность использования игр-драматизаций с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при использовании в работе с детьми игр-драматизаций.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач исследования.
1. Рассмотреть понятие «воображение» и «творческое воображение» как психический познавательный процесс.
2. Охарактеризовать особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать и обобщить развивающий потенциал игр- драматизаций в контексте развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
5. Разработать и реализовать работу по развитию творческого воображения дошкольников средствами игр-драматизаций (формирующий эксперимент).
6. Выявить эффективность проведенной опытно-практической работы (контрольный эксперимент).
Методы исследования - теоретический: анализ научной литературы, наблюдение; беседа; оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов.
Методики исследования:
• методика 1 «Нарисуй что-нибудь» (Т.Д. Марцинковская);
• методика 2 «Придумай рассказ» (Р.С. Немов).
Научная новизна исследования заключается в разработке направлений работы по развитию творческого воображения дошкольников средствами игр-драматизаций....
Как показывают исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуя саморазвитию личности. Поэтому если воображение у ребенка плохо развито, то в будущем от него можно ожидать низкую обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельностей и, как следствие из всего этого, психологическую неспособность к обучению.
С течением времени интерес педагогов и ученых в разных сферах образования к процессу развития творческого воображения и творческого потенциала детей в целом только увеличивается. Пути и средства наиболее эффективного развития творческого воображения детей в разные периоды рассмотрены многими педагогами и психологами: М. Арнаудовым, Л.С. Выготским, В.А. Левиным, Б.М. Тепловым, П.М. Якобсоном и др. Большой вклад внесен в разработку психолого-педагогических принципов творческого развития детей Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Венгер и др. Также различные педагогические и психологопедагогические аспекты развития творческой личности рассмотрели в своих работах А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев, Н.М. Сокольникова, О.К. Тихомиров, Е.П. Торренс, Т.Я. Шпикалова и др.
Творческое развитие является необходимым условием
жизнедеятельности человечества, поскольку без творческих проявлений не представляется возможным прогресс в целом. На современном этапе творческое развитие выступает в качестве приоритетного направления в процессе формирования гармоничной личности ребенка. В соответствии с данными ориентирами Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогических работников строить всю образовательную работу, исходя из самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Именно поэтому на первый план выходит игровая деятельность, как основной вид творческой деятельности детей дошкольного возраста. Считаем, что существенным потенциалом в данной связи обладает игра-драматизация как специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений.
Однако, при наличии разнообразия исследований творческого развития личности, недостаточно освещенной остается проблема развития творческого воображения детей дошкольного возраста. В этой связи требует разрешения противоречие, возникающее между необходимостью развития творческого воображения у детей дошкольного возраста и недостаточным количеством методических разработок в аспекте практической реализации данного процесса. Наше видение данной проблемы и обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций».
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами игр-драматизаций.
Цель исследования - теоретически обосновать и практическим путем доказать возможность использования игр-драматизаций с целью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при использовании в работе с детьми игр-драматизаций.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач исследования.
1. Рассмотреть понятие «воображение» и «творческое воображение» как психический познавательный процесс.
2. Охарактеризовать особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать и обобщить развивающий потенциал игр- драматизаций в контексте развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
5. Разработать и реализовать работу по развитию творческого воображения дошкольников средствами игр-драматизаций (формирующий эксперимент).
6. Выявить эффективность проведенной опытно-практической работы (контрольный эксперимент).
Методы исследования - теоретический: анализ научной литературы, наблюдение; беседа; оценивание результатов деятельности детей, качественная и количественная обработка результатов.
Методики исследования:
• методика 1 «Нарисуй что-нибудь» (Т.Д. Марцинковская);
• методика 2 «Придумай рассказ» (Р.С. Немов).
Научная новизна исследования заключается в разработке направлений работы по развитию творческого воображения дошкольников средствами игр-драматизаций....
Анализ литературы по проблеме исследования, а также результаты опытно-практической работы, позволяет сделать следующие выводы.
Воображение психологи рассматривают как одну из форм отражательной деятельности сознания. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени. Различают несколько видов воображения. По степени активности воображение делится на пассивное, то есть не стимулирует человека к деятельности и активное создание образов, которые в последствие реализуются в практической деятельности человека.
Творческое воображение есть высшая психическая функция, которая присуща только человеку. Оно возникает и развивается в творческой деятельности не спонтанно и в своем развитии подчиняется закону развития психических функций. Развитие творческого воображения происходит ступенчато, в несколько этапов от непроизвольного - к произвольному, от пассивного - к активному, творческому.
Игра-драматизация дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, органически входит в процесс воспитания и обучения дошкольников и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности. Такой вид театрализованной деятельности является наиболее перспективной формой развития творческого воображения и творческих способностей старших дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ города Красноярск. Педагогический эксперимент был реализован в период с октября 2019 г. по март 2020 г. Цель проведения опытно-экспериментальной работы - выявление эффективности игры-драматизации в контексте развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 30человек в возрасте 5-6 лет. Из них 15 детей вошли в экспериментальную группу; 15 детей - контрольная группа.
Результаты опытно-практической работы позволяют сделать вывод о том, целенаправленная и специально организованная работа в данном направлении оказывает положительное влияние на развитие творческого воображения старших дошкольников. Данный вывод подтверждают результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе. После проведенной работы дети демонстрируют умения фантазировать и воображать, «вживаться» в образ героя. В процессе игрового взаимодействия воспитанники проявляют умение передавать образ изображаемого героя с помощью разнообразных средств выразительности, как вербальных, так и невербальных, демонстрируют навыки импровизации по ходу игры. Верно определяют необходимость использования нужных игровых атрибутов в конкретной игровой ситуации с целью более точной передачи образа. Характеризуются чувственностью и эмоциональностью, имеют развитую способность самоконтроля в рамках игровой ситуации.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при использовании в работе с детьми игр-драматизаций, находит свое подтверждение.
Воображение психологи рассматривают как одну из форм отражательной деятельности сознания. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени. Различают несколько видов воображения. По степени активности воображение делится на пассивное, то есть не стимулирует человека к деятельности и активное создание образов, которые в последствие реализуются в практической деятельности человека.
Творческое воображение есть высшая психическая функция, которая присуща только человеку. Оно возникает и развивается в творческой деятельности не спонтанно и в своем развитии подчиняется закону развития психических функций. Развитие творческого воображения происходит ступенчато, в несколько этапов от непроизвольного - к произвольному, от пассивного - к активному, творческому.
Игра-драматизация дошкольников - это специфический вид художественно-творческой деятельности, органически входит в процесс воспитания и обучения дошкольников и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности. Такой вид театрализованной деятельности является наиболее перспективной формой развития творческого воображения и творческих способностей старших дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ города Красноярск. Педагогический эксперимент был реализован в период с октября 2019 г. по март 2020 г. Цель проведения опытно-экспериментальной работы - выявление эффективности игры-драматизации в контексте развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 30человек в возрасте 5-6 лет. Из них 15 детей вошли в экспериментальную группу; 15 детей - контрольная группа.
Результаты опытно-практической работы позволяют сделать вывод о том, целенаправленная и специально организованная работа в данном направлении оказывает положительное влияние на развитие творческого воображения старших дошкольников. Данный вывод подтверждают результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе. После проведенной работы дети демонстрируют умения фантазировать и воображать, «вживаться» в образ героя. В процессе игрового взаимодействия воспитанники проявляют умение передавать образ изображаемого героя с помощью разнообразных средств выразительности, как вербальных, так и невербальных, демонстрируют навыки импровизации по ходу игры. Верно определяют необходимость использования нужных игровых атрибутов в конкретной игровой ситуации с целью более точной передачи образа. Характеризуются чувственностью и эмоциональностью, имеют развитую способность самоконтроля в рамках игровой ситуации.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при использовании в работе с детьми игр-драматизаций, находит свое подтверждение.
Подобные работы
- Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Казанский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023





