Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование применения интернет-мемов в процессе развития лексического навыка на уроке иностранного языка на среднем этапе обучения 7
1.1. Содержание понятия «лексический навык» и особенности его развития
у обучающихся средних классов 7
1.2. Интернет-мем как вид креолизованного текста 13
1.3. Методические основы применения интернет-мема в процессе развития
лексического навыка на уроке иностранного языка 18
1.3.1. Лингвокультурный аспект интернет-мема 18
1.3.2. Обучающие возможности интернет-мема 20
1.3.3. Психолого-педагогический аспект интернет-мема 26
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию иноязычного лексического навыка обучающихся 7 класса посредством интернет-мема 31
2.1. Анализ УМК Английский язык «Сферы» для 7 класса в лексическом
аспекте обучения 31
2.2. Методическая разработка упражнений с применением интернет-мема направленных на развитие лексического навыка обучающихся на уроке английского языка в 7 классе на основе УМК Английский язык «Сферы» 34
2.3. Практическое применение интернет-мема на уроках английского языка
в 7 классе 42
2.3.1. Диагностический этап опытно-экспериментальной работы 42
2.3.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 45
2.3.3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А 65
Приложение Б 67
В связи с быстрым развитием современного общества и ускоренным научно-техническим прогрессом меняются не только окружающие нас вещи, но и сами люди. В связи с этим система образования также требует совершенствования и внедрения современных технологий, так как традиционные методы обучения быстрыми темпами теряют свою эффективность. На сегодняшний день в процесс обучения необходимо включать разнообразные новые приемы, которые связаны с развитием жизнедеятельности людей, подходы к организации процесса обучения и методики для формирования и развития достойной личности.
Интернет как особая информационно-коммуникативная среда открыл новые возможности для реализации всевозможных интеллектуальных и творческих потребностей современного человека. На сегодняшний день интернет-мем как вид креолизованного текста стал набирать огромную популярность среди молодежи, большую часть которой составляют дети школьного возраста, подростки. В школе обучающиеся активно используют мемы в общении.
Обучение лексической стороне речи является одной из основных целей иноязычного образования, так как лексика - это фундамент изучения иностранного языка, ключ к овладению речевыми навыками. Для того чтобы иметь возможность участвовать в реальных коммуникативных ситуациях, говорящему необходимо владеть значительным словарным запасом и уметь пользоваться этим запасом в соответствии с ситуацией. Так, работа с лексикой носит сознательный характер и выступает в речи в единстве с фонетической и грамматической сторонами речи. Она же лежит в основе обучения всем видам речевой деятельности: письму, чтению, аудированию, говорению.
В связи с ростом развития информационных технологий и тенденцией экранного восприятия информации, возникает потребность исследования инновационных методов и подходов к обучению иностранного языка. Поэтому интернет-мем приобретает весьма широкую популярность не только, как способ развлечения и отдыха, но и как педагогический инструмент.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что использование возможности интернет-технологий в качестве эффективного средства обучения способствует формированию информационно-образовательной среды, которая позволяет в полной мере реализовать современные технологии обучения. В этих условиях использование креолизованного текста как педагогического инструмента становится крайне актуальной областью исследования, что подтверждает необходимость интегрирования в образование технических инноваций и нахождения эффективных путей использования интернет-мема для совершенствования лексических навыков.
Объект исследования - процесс развития лексических навыков обучающихся на уроке английского языка на уровне основного общего образования.
Предмет исследования - применение интернет-мема в процессе развития лексических навыков обучающихся на уроке английского языка в 7 классе.
Цель исследования - теоретически обосновать эффективность применения интернет-мема как способа развития лексического навыка у обучающихся на уровне основного общего образования, разработать и применить на практике упражнения с применением данного средства обучения английскому языку.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить научно-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Исследовать обучающие возможности интернет-мема в контексте развития лексического навыка на этапе основного общего образования;
3. Дать определение лексического навыка и выявить специфику его развития у обучающихся средних классов;
4. Проанализировать учебно-методический комплекс Английский язык «Сферы» для 7 класса;
5. Разработать и апробировать дидактический материал, направленный на развитие лексического навыка с использованием интернет-мема.....
В процессе теоретического и практического анализа вопроса развития лексического навыка обучающихся средних классов мы пришли к пониманию, что креолизованный текст представляет собой систему знаков, включающую в себя как вербальные, так и невербальные элементы: текстовое описание и изображение описываемого объекта. Рассматривая интернет-мемы как форму креолизованного текста, мы фокусируемся на их существовании в современном цифровом формате, а не в традиционных формах, таких как печатные тексты или комиксы. Основная функция интернет-мема в коммуникации заключается в передаче эмоций и создании юмористического эффекта.
Важно подчеркнуть, что интернет-мемы играют активную роль в образовательном процессе: они могут быть использованы на различных этапах урока и при работе с языковым материалом. Потенциал интернет- мемов выходит за рамки их развлекательной функции. Феномен интернет- мемов заключается в их способности превращать развлечение в обучение и творческую деятельность. Благодаря своей многофункциональности, интернет-мемы способствуют эффективному и динамичному изучению иностранных языков, помогают обучающимся преодолеть страх перед ошибками, способствуют созданию позитивной атмосферы на уроке и стимулируют активность каждого ученика.
Применение интернет-мемов на занятиях по иностранному языку направлено на развитие ряда ключевых умений: усовершенствование речевых навыков, формирование коммуникативных способностей, погружение в культурные аспекты, контекстное запоминание лексических единиц, стимулирование интереса к изучению, а также развитие критического мышления.
Использование интернет-мемов как формы креолизованного текста в обучении иностранным языкам значительно улучшает учебный процесс, особенно в аспекте изучения лексики. Мемы эффективно способствуют развитию лексических навыков, которые включают способность автоматически выбирать и правильно комбинировать лексические единицы в соответствии с задумкой в активной речи, а также автоматически воспринимать и ассоциировать слова с их значениями в пассивной речи. Креолизованные тексты также способствуют непроизвольному запоминанию лексического материала и расширению словарного запаса обучающихся.
Анализ УМК по английскому языку «Сферы. Английский язык для 7 класса» на предмет развития лексических навыков показал, что данный учебник предлагает недостаточное количество лексических упражнений, что обусловило необходимость разработки и апробации дополнительных лексических упражнений на уроках английского языка в 7 классе.
Исследование, проведенное в седьмых классах, подтвердило эффективность использования лексических игр. В процессе формирующего этапа эксперимента были апробированы упражнения, включающие интернет- мемы, целью которых было отработать лексический материал. После завершения серии занятий с использованием интернет-мемов обучающиеся с уверенностью применяли новые лексические единицы, что свидетельствует о развитии лексического навыка по теме «Describing character». Результаты контрольного тестирования указывают на то, что креолизованные тексты, а именно интернет-мемы и задания с их использованием, способствуют эффективному усвоению лексических навыков, при этом обучающиеся экспериментальной группы продемонстрировали лучшие результаты по сравнению с контрольной группой. Эмпирическое исследование доказывает, что лексические задания с использованием интернет-мемов значительно повышают понимание и усвоение учебного материала обучающимися, пробуждают их интерес, стимулируют к умственной и речевой активности, что способствует закреплению лексического материала.
1. Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 446 с.
2. Андреева Е.А., Белопольский И.В., Блинникова И.В. [и др.]. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Когито-Центр", 1998. - 320 с.
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е.Е. Анисимова. - М.: Издательский центр «Академия». 2003. 128 с.
4. Анисимова Е.Е. Креолизованные тексты XXI века. Взаимодействие вербального и паралингвистического в тексте [Текст]. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во. 1999. 148 с.
5. Ашкеров А.А. Эволюция медиа-вирусов / Интернет - Russia.ru. 2011. №
10.
6. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М., Будько А.Ф., Чепик И.В. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие. Изд. 2-е, стер. М.: Минск. 2003. 288 с.
7. Банина Н.В. Основы теории и практики стилистики английского языка:
учебник / Н.В. Банина, М.В. Мельничук, В.М. Осипова. - М.:
Финансовый университет. 2017. 136 с.
8. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М.: Высшая школа, 1970. 232 с.
9. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // СИСП, 2011. №4 [Электронный ресурс]. URL: http: //cyberleninka.ru
10. Вепрева Т.Б. Лексика в обучении иностранным языкам. 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://rucont.ru/efd/236337
11. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2007. №23. 73-78 с.
12. Гавриш А.С. Мемы в преподавании английского языка для
профессиональных целей (в вузе) // Проблемы современного
филологического образования. Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции. Москва-Ярославль. 2021. 301-308 с.
13. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка: опыт систематизации выразительных средств / И. Р. Гальперин; И. Р. Гальперин. - Изд. 2-е, испр.. - Москва: URSS, 2011. - 375 с.
14. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Издательский центр «Академия». 2005. 336 с.
15. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического
навыка [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kriterii-otsenki-sformirovannosti- leksicheskogo-navyka...50