Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) при изучении лексики в 5 классе

Работа №153933

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3 стр.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1 Сущность КУУД 8 стр.
1.2 Диагностика КУУД 11 стр.
1.3 Потенциал раздела «Лексика и фразеология» для формирования КУУД учащихся 5 класса 16 стр.
1.4 Потенциал проектной деятельности для формирования КУУД учащихся 5 класса при изучении лексики 27 стр.
1.5 Технологическое обеспечение процесса формирования КУУД
учащихся 5 класса 30 стр.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
2.1 Организация экспериментальной работы 39 стр.
2.2 Содержание работы в контрольном классе 44 стр.
2.3 Содержание работы в экспериментальном классе 50 стр.
2.4 Содержание проектной деятельности в рамках экспериментального обучения 62 стр.
2.5 Анализ полученных результатов 64 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ


В условиях современного информационного общества сформировались новые требования, предъявляемые к школьному образованию. Возникли принципиально новые запросы социальных институтов и требования государства к сфере обучения школьников. Перед российскими педагогами была поставлена глобальная цель - обеспечение социализации человека, внедрение продуктивной интеграции личности обучающегося в конкурентное высокотехнологичное общество.
Такое целеполагание выявило необходимость смены образовательных ориентиров российской школы, которая предполагает смену роли учителя. Из человека, транслирующего знание, он превращается в наставника, помогающего ученику сформировать собственную уникальную мировоззренческую систему, в рамках которой ребенок способен обучаться и взаимодействовать с окружающим миром.
Формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), согласно существующему ФГОС, основанному на системно-деятельностном подходе, разработанном Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эльконином, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.Г. Асмоловым и компетентностном подходе, предложенном Н. Хомским, Р. Уайтом, Дж. Равеном, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.В. Хуторским, в рамках школьного образования является важнейшим элементом культивирования личности такого ученика.
Цель магистерской диссертации - разработка продуктивной методической базы, обеспечивающей успешное формирование коммуникативных УУД у учащихся 5 класса при изучении раздела «Лексика и фразеология».
Для достижения обозначенной цели необходимо сформулировать и решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические положения, раскрывающие сущность универсальных учебных действий, выявить особенности формирования коммуникативных УУД.
2. Сопоставить определение коммуникативных УУД с понятием коммуникативной компетенции.
3. Выявить потенциально возможные пути и способы формирования коммуникативных УУД при изучении лексики в пятом классе.
4. Определить наиболее успешные с точки зрения формирования коммуникативных УУД педагогические технологии.
5. Разработать методику формирования обозначенных УУД на уроках русского языка при изучении лексики и фразеологии.
6. Опытным путём утвердить эффективность разработанной методики в рамках учебного эксперимента.
Собственный опыт работы учителем в школе, осознанное наблюдение за учебным процессом, изучение психолого-педагогических трудов и подготовка к учебному эксперименту позволили автору настоящей работы выдвинуть следующую гипотезу: при постоянной ориентации педагога на коммуникативно-деятельностную стратегию обучения русскому языку формирование коммуникативных универсальных учебных действий становится продуктивным и позволяет достигнуть поставленных задач обучения.
Объектом в рамках данной исследовательской работы является процесс формирования коммуникативных учебных действий учащихся 5 класса при изучении лексики.
Предметом настоящего исследования выступают методы и приёмы обучения лексике и фразеологии с ориентацией на формирование коммуникативных УУД.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения ряда поставленных задач автором были использованы следующие методы исследовательской работы:
1. Анализ учебно-методической литературы, охватывающей относящиеся к заявленной в ходе исследования проблеме вопросы;
2. Наблюдение за работой учителей русского языка (посещение уроков, беседы);
3. Анализ собственного опыта как учителя русского языка и литературы;
4. Синтез методического материала, полученного из наблюдений и учебной литературы;
5. Проведение учебного эксперимента.
Актуальность данного исследования определяется тем фактом, что с 1 сентября 2022 года ученики, переведённые в пятый класс общеобразовательных учреждений РФ, будут проходить обучение в соответствии с обновлённым ФГОС, включающим в себя поправки от 31.05.2021г. В указанном документе формированию коммуникативно развитой языковой личности обучающегося уделяется особо тщательно внимание, формулируются конкретные требования к учащемуся. В связи с этим учителям-словесникам необходимы новые функциональные и эффективные средства достижения чётко обозначенных в образовательном стандарте целей.
Научная новизна работы опирается на актуальность и предполагает разработку, тестирование и практическое использование дидактических материалов, способствующих формированию универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС с поправками от 31.05.2021, известным как «ФГОС третьего поколения».
Методологической базой представленной исследовательской работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённые изучению понятий современного русского языка (Ю.Д. Апресян, В.А. Белошапкова, П.А. Лекант, Н.М. Шанский, Н.Д. Зарубина, Л.В. Успенский и др.), методики преподавания русского языка (М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, В.В. Бабайцева, Т.А. Ладыженская, Е.А. Быстрова и др.), психологии и развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.), психолингвистики и коммуникации (Н. Хомский, Дж. Грин и др.).
Практический этап исследования проводился на базе МАОУ «Лицей №1» г. Красноярска в 2021-2022 учебном году в 5Б и 5Г классах.
Практическая значимость работы заключается в актуальном методическом материале, который прошёл успешную апробацию на уроках русского языка в пятом классе общеобразовательной школы и может быть использован широким кругом учителей-словесников. Кроме того, теоретическая часть настоящего исследования может быть использована при обучении студентов-бакалавров педагогических ВУЗов, при формировании учебно-методической базы для курсов повышения квалификации действующих учителей русского языка общеобразовательных школ, при составлении современных учебно-методических пособий и учебной литературы.
Помимо практического использования в рамках профессиональной деятельности автора по обучению русскому языку в 5 классе, материалы данного исследования были представлены на XI научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры , проходившей 25 мая 2022 года на базе Красноярского государственного педагогического университета имени Виктора Петровича Астафьева. Материалы выступления опубликованы в сборнике докладов научно-практической конференции: Голощапов С.В. О потенциале формирования коммуникативных УУД при изучении лексики в школе // XI научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры в рамках ХХШ Междунар. научно-практ. форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ! века»: сборник докладов научно-практ. конф., 25 мая 2022 г., Красноярск / КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022.На момент защиты данной магистерской диссертации обозначенный сборник находится в печати.
Структура выпускной работы включает в себя реферат, введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Направленность образовательного процесса на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обусловлена содержанием ФГОС ООО третьего поколения. Документ, в отличие от стандарта второго поколения, предъявляет более точные и конкретные формулировки требований к образовательному процессу и формируемым у ученика способностям и умениям. В рамках перечня таких требований особое место занимает развитие коммуникативных качеств личности обучающегося.
Исходя из этого, была выдвинута и подтверждена гипотеза, обозначенная во введении настоящей магистерской диссертации. Рассмотрение данной гипотезы производилось с точки зрения коммуникативно-деятельностной организации учебного процесса; теоретических положений формирования КУУД; особенностей организации обучения русскому языку.
В ходе исследования теоретических положений и организации экспериментальной работы было выявлено, что осуществление профессиональной деятельности педагога с постоянной ориентацией на коммуникативно-деятельностную стратегию обучения русскому языку с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий является продуктивным инструментом достижения поставленных ФГОС задач, в том числе основополагающей - научить учиться.
В рамках подтверждения гипотезы была достигнута цель настоящего исследования. Исследователем сформирован комплекс дидактических материалов, имеющий своей целью активное формирование коммуникативных компетенций учащихся. Комплекс прошёл успешное апробирование при проведении учебного эксперимента.
В результате учебного эксперимента были получены следующие выводы:
1. Изучение раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе обладает достаточным потенциалом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих качественную коррекцию результатов учебного процесса.
2. Коммуникативно-деятельностная парадигма образовательного процесса благоприятно влияет на уровень мотивированности учеников, их самостоятельное активное включение в учебную деятельность.
3. Организация обучения с упором на формирование КУУД способствует социализации детей, имеющих потребность в преодолении психологических и эмоциональных коммуникативных барьеров.
4. Уникальные практико-ориентированные задания, имеющие творческую направленность, обеспечивают качество выполнения домашних работ: исключается возможность списывания, повышается уровень интереса к выполнению заданий.
Данное исследование перспективно в рамках обучения школьников русскому языку, так как коммуникативно-ориентированное обучение способствует высокому уровню усвоения учебного материала учащимися и, помимо предметных компетенций, позволяет формировать метапредметные навыки и умения, необходимые для успешной социализации личности.



1. Авдеева, Е. И. Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству / Е. И. Авдеева, Л. Р. Саубанова. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2016. — № 4. — С. 26 - 30.
2. Агафонова, И. Н. Формирование у детей умения сотрудничать в
команде: коммуникативная компетентность учащихся / И. Н.
Агафонова // Управление начальной школой. — 2009. — № 4. — C. 3 - 19.
3. Алексеев, Ф. С. Русский язык. Сборник упражнений. 5 - 7 классы / Ф. С. Алексеев. — М. : АСТ, 2021. — 130 с.
4. Андреева, И. В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И. В. Андреева. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2013. — № 11. — С. 139 - 146.
5. Бадмаева, Л. С. Диалогическое взаимодействие, как фактор формирования коммуникативного УУД / Л. С. Бадмаева, М. В. Егорова. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2016. — № 8. — С. 52 - 56.
6. Белкова Е.А. Активные и инновационные методы обучения. Обучение взрослых. / Е.А. Белкова. — Ярославль: Академия Пастухова, 2010. — 259 с
7. Бочарникова, М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М. А. Бочарникова // Молодой учёный. — 2009. — № 8. — C. 130 - 132.
8. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В.
Брушлинский. — Москва: Издательство Московского
психологосоциального института, 2008. — 348 с.
9. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, А. Г. Лидерс, О. А. Карабанова. — М. : МГУ, 1990. — 368 с.
10. Вартаньян, Э. С. Путешествие в слово / Э. С. Вартаньян. — М. : Просвещение, 2011. — 145 с.
11. Вахрушева, А. В. Констатирующий этап эксперимента как способ диагностики уровня коммуникативных УУД / А. В. Вахрушева. // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2014. — № 11(2). — С. 61 - 66.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : АСТ, 2008. — 214 с.
13. Горбачик, А.Л. Лексика русского языка. Сборник упражнений / А. Л. Горбачик, Г. А. Битехтина, И. П. Слесарева [и др.]. — М. : Флинта, 2003. — 377 с.
14. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2016. — 68 с.
15. Донецких, Л. И. Теоретические и практические аспекты реализации технологии проблемного обучения на уроках русского языка в средней школе / Л. И. Донецких, Е. В. Туктангулова. // Филологический класс.
— 2018. — № 6. — С. 139 - 146.
16. Жаналина, Л. Е. Метод проблемного обучения в преподавании русского языка и литературы / Л. Е. Жаналина. // Педагогическая наука и практика. — 2021. — № 2. — С. 92 - 94.
17. Железнеченко, Ю. А. Технология проблемного обучения на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников / Ю. А. Железнеченко, В. И. Шадрова. // Концепт. — 2017. — № 52. — С. 1-6.
18. Животова, Е. П. Увлекательная лексика. Урок русского языка в пятом классе / Е. П. Животова. — Электронный ресурс // Инфоурок : [сайт].
— Режим доступа: https://infourok.ru/uvlekatelnaya-leksika-urok-
russkogo-yazyka-v-pyatom-klasse.html (дата обращения: 18.03.2021).
19. Жданова, Е. Ю. Темы исследовательских работ по лексике. 5 класс / Е.
Ю. Жданова. — Электронный ресурс // Инфоурок : [сайт]. — Режим доступа: https://infourok.ru/temy-issledovatelskih-rabot-po-leksike-5-
klass.html (дата обращения: 6.07.2021).
20. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — Спб. : Альянс-Дельта, 2003. — 192 c.
21. Зиганов, М. А. Русский язык. Сборник развивающих упражнений. 5 класс. Диагностика достижений / М. А. Зиганов. — Спб. : Клевер,
2014. — 245 c.
22. Иванова, Н. В. Психолого-педагогические исследования образовательной среды школы: направления и перспективы / Н. В. Иванова. // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 64-69.
23. Кайдашева, Г. Г. Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы / Г. Г. Кайдашева. // Евразийский Союз Учёных. — 2015.
— № 8. — С. 26 - 32.
24. Козловская, Л. А. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы / Л. А. Козловская. // Вестник Марийского государственного университета. — 2018. — № 11. — С. 58 - 64.
25. Колесова, О. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при использовании технологии развития критического мышления / О. В. Колесова, С. А. Зайцева, Н. В. Сухаренко. // Евразийский Союз Учёных. — 2015. — № 11. — С. 41 - 42.
26. Куренбаева, Г. И. Задания для групповой работы на уроке русского
языка / Г. И. Куренбаева. — Электронный ресурс // Инфоурок : [сайт]. — Режим доступа: https://infourok.ru/zadaniya-dlya-gruppovoy-
raboti.html (дата обращения: 23.04.2021).
27. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младшего школьника. Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. — М. :Вентана-Графф, 2012. — 112 c.
28. Минаева, Е. В. Особенности развития внутреннего плана действий на разных возрастных этапах / Е. В. Минаева, М. В. Казакова. // Вестник Мининского университета. — 2014. — № 4. — С. 14 - 18.
29. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 "Общая педагогика" / Минкина ФанияФатыховна ; Казанский государственный педагогический университет. — Казань, 2000. — 28 c.
30. Михайлова, Ю. Н. Организация проектной деятельности в начальной школе на основе требований ФГОС / Ю. Н. Михайлова. // Концепт. —
2015. — № 6. — С. 59 - 64.
31. Нарушевич, А. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий при изучении лексики и фразеологии / А. Г. Нарушевич, В. С. Анохина. // Современное педагогическое образование. — 2019. — № 11. — С. 157 - 160.
32. Нечаева, Н. В. Педагогическая система развивающего обучения / Н. В. Нечаева, Н. Н. Рощина. — Самара : Фёдоров, 2014. — 256 с.
33. Параничева Т.М. Возрастные и половые особенности психического здоровья детей 10-11 лет / Т. М. Параничева, , Е. А. Бабенкова, Е. В. Тюрина. // Новые исследования. — 2013. — № 4. — С. 115 - 125.
34. Павловская, С. В. Урок по лексике в 5 классе / С. В. Павловская. —
Электронный ресурс // Инфоурок : [сайт]. — Режим доступа: https://infourok.ru/urok-po-leksike-v-5-klasse.html (дата обращения:
23.04.2021).
35. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. — М, :Римис, 2008. — 258 c.
36. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М. : Академия, 2013. — 171 c.
37. Попова, Т. А. Проектная деятельность в образовательном пространстве / Т. А. Попова. // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. — 2020. — № 3. — С. 236 - 254.
38. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов Бабайцевой В.В. - М.: Дрофа, 2016. 173 с.
39. Программа по русском языку к учебникам для 5-9 классов
Ладыженской Т.А. - М.: Дрофа, 2015. 190 с
40. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов
Разумовской М.М. - М.: Дрофа, 2016. 185 с.
41. Русский язык : 5 класс. В 2 ч. : учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В. И. Капинос и др. 11-е изд., стереотип.- М. : Просвещение, 2021.
42. Рыжкова, Е. В. Словцо, словечко, слово. Сборник упражнений по русскому языку. 5 - 7 класс / Е. В. Рыжкова. — Спб. : БХВ - Петербург, 2013. — 169 c.
43. Семёнова, Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н. А. Семёнова. // Вестник ТПГУ. — 2012. — № 11. — С. 17 - 22.
44. Слепенкова, Е. А. Проектные технологии в изучении педагогических дисциплин / Е. А. Слепенкова. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — № 2. — С. 265 - 269.
45. Ступницкая, М. А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. — 2012. — М. : Первое сентября, 2012. — 213 с.
46. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. — 2003. — № 6 (2003). — C.97-110
47. Тюрикова, С. А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С. А. Тюрикова. // Вестник евразийской науки. — 2014. — № 3. — С. 18 - 26.
48. Удовикова, В. А. Технология формирования коммуникативного УУД «Планирование учебного сотрудничества» / В. А. Удовикова. // Санкт- Петербургский образовательный вестник. — 2016. — № 6. — С. 48 - 54.
49. Фаргиева З.С. Информационно-коммуникационные технологии в обучении / З. С. Фаргиева, М. М. Цурова, М. И. Мурзабекова, Р. А. Шаухалова. // Проблемы педагогики. — 2016. — № 8. — С. 63 - 68.
50. ФГОС Основное общее образование [Электронный ресурс] // ФГОС
Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения:
01.04.2022).
51. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция). — [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [сайт]. — URL: http://www.consuttant.ru/cons_doc_LAW_61801/(дата обращения: 22.01.2022).
52. Фостер К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления / К.К. Фостер // Перемена. — 2004. — № 4 (2004). — C.38- 43.
53. Цукерман, Г. А. Диагностика умения учиться / Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова. — М. : Авторский клуб, 2016. — 64 с.
54. Шарафутдинова, Г. М. Проектная деятельность как средство развития личности / Г. М. Шарафутдинова. // Вестник науки и образования. — 2017. — № 1. — С. 48 - 54.
55. Шевченко, К. А. Возрастные и физиологические особенности
пятиклассников в период адаптации к новой школьной среде / К. А. Шевченко, О. С. Гисцева, Э. Г. Рогожина.// Вестник научных
конференций. — 2019. — № 11-2(51). — С. 115 - 117.
56. Широкий, В. А. Универсальные учебные действия: научно¬
методические подходы к содержанию и структуре / В. А. Широкий. // Общество: социология, педагогика, психология. — 2016. — № 11. — С. 16 - 24.
57. Шклярова, Т. В. Сборник упражнений по русскому языку 5 класс / Т. В. Шклярова. — М. : Грамотей, 2020. — 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ