Введение 9
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 20
1.1. Понятие и сущность коммуникативных универсальных учебных
действий 20
1.2. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР 29
1.3. Проблемы и подходы в формировании коммуникативных
универсальных учебных действий во внеурочной деятельности у
второклассников с ЗПР 37
1.4. Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников с задержкой психического развития 49
Выводы по I главе 53
ГЛАВА II. Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР 55
2.1. Констатирующий этап опытно -поисковой работы 55
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 63
Выводы по II главе 69
ГЛАВА III. Коррекционная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с ЗПР во внеурочной деятельности 70
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 70
3.2. Программа реализации коммуникативных универсальных учебных
действий у второклассников с задержкой психического развития во
внеурочной деятельности 81
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 92
Выводы по III главе 96
Заключение 98
Библиография 103
Приложения 117
Актуальность исследования. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день в образовании является рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и обучающиеся с задержкой психического развития.
Коммуникативные универсальные учебные действия представляют собой социальную компетентность и учет позиции других людей, умения слушать и слышать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении проблем, использовать правила общения, выстраивать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [112]. Коммуникативные навыки, как показывает практика и утверждения отечественных педагогов (Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, Л.И. Божовича и др.), формируются в условиях взаимодействия и общения людей друг с другом [16, с. 205]. На сегодняшний день не всем детям с задержкой психического развития легко дается усвоение правил и норм коммуникации в процессе ее становления. Для детей с задержкой психического развития характерны такие особенности, как низкий уровень речевой культуры, развития памяти и внимания, а также фрагментарного восприятия, трудности в осуществлении мыслительных действий. Актуальность проблемы заключается в социальном окружении ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого общения», вследствие повседневного использования электронных средств коммуникации (телефон, интернет и т.д) [92, с. 127¬129]. Отечественные ученые и педагоги Н.Г. Казанский, Т.С. Назаров, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, В.Д. Ширшов, исследуя эту проблему, утверждают, что уровень формирования социального и коммуникативного поведения детей напрямую зависит от общения со взрослыми и сверстниками [56, с. 28], [70, с. 444], [79, с. 26], [126, с. 78-87]. У младших школьников с задержкой психического развития возникают трудности при вхождении в социальный мир, таким образом, им труднее адаптироваться в новых условиях. Вследствие этих особенностей детям с ЗПР чрезвычайно трудно обучаться в школе, общаться со сверстниками и педагогами, соблюдать нормы и правило школьной жизни.
Современные педагоги М.Л. Баева, А.В. Федотова, И.Н. Коломыйцева и д.р. отмечают, на этапе обучения, главной целью является передать младшему школьнику ЗПР не только знания, а научить их к сотрудничеству, выстраивать межличностные отношения, успешно осваивать предметные области [12, с. 122-130], [61, с. 176], [114, с. 6]. В ходе совместной деятельности достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, альтернативным путем разрешать конфликты и регулировать свое поведение.
Актуальность исследования проблемы поддерживается с рядом нормативных документов Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказом Минобрнауки России от 19.05.14 г. № 1598 п.2.9.4. в стандарте прослеживается формирование
универсальных учебных действий (далее - УУД) у младших школьников, как основа любого вида деятельности, без которого невозможно добиться поставленных задач, как педагогу, так и обучающемуся. В основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития входит деятельностный и дифференцированный подход, вследствие которого предполагает развитие полноценной личности в соответствии с требованиями современного общества, который позволит обеспечить возможность и успешность социальной адаптации.
В Красноярском крае на доступное и качественное образование для всех детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется свыше 33 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет (включая 12 тысяч детей - инвалидов), что составляет около 5% от общей численности детского населения [137].
Также образовательные услуги на дому получают 1087 детей с ОВЗ, в общеобразовательных школах. На территории Красноярского края функционируют 68 психолого-медико-педагогических комиссий, из них 1 центральная, которая имеет филиалы в городах Ачинске, Канске, Лесосибирске, Минусинске, и 67 территориальных ПМПК. С 1 сентября 2016 года вступили в силу приказы Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 и № 1599, на основании которых учебный процесс реализуется в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Для современной школы стоит главная задача, создать оптимальные условия для их успешной адаптации и обучение по адаптированным программам. Коммуникативная деятельность достаточно разработана в педагогической психологии, и педагоги часто обсуждают в публикациях учебный процесс, какими способами можно реализовать потенциальные возможности обучающихся с задержкой психического развития. Главная задача нашего исследования определяется тем, что в нем рассматривается проблема овладения коммуникативными навыками, что позволит обучающимся с задержкой психического развития успешно сотрудничать при работе в паре и группе, свободно строить общение в соответствии с поставленной задачей, в целом формировать продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Актуальность данного исследования обусловлена на социально - педагогическом, научно -теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить труды Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, Р.В. Овчаровой и других известных педагогов [8, с. 11], [21, с. 21], [85, с. 33], [109, с. 17]. Авторами работ по данной проблеме выявлена сущность коммуникативных умений, где определены четкие границы, критерии их развития, способы и методы формирования коммуникативных навыков. Формирования данных умений у младших школьников с задержкой психического развития авторы Е.А. Архипова, О.А. Веселкова, Ю.В. Касаткина, Р.В. Овчарова и другие педагоги рекомендуют включать в педагогический процесс, а также во внеурочной деятельности беседы, игры и коммуникативные упражнения. Обучающиеся начальных классов испытывают трудности в обучении от 15% до 60%, так как у них не сформированы коммуникативные универсальные учебные действия, в своих исследованиях подтверждают педагоги А.Ф. Ануфриева, В.С. Казанская и Е.В. Коротаева [54, с. 34-44]. В отечественной и зарубежной науке ряд исследований посвящен таким аспектам проблемы как общения и рассмотрены в многочисленных работах В.А. Канн-Калика, Л.А. Петровской, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Г.А. Цукерман, М.С. Каган и др. [30 с. 61¬73], [55], [58, с. 72-80], [65, с. 320], [89, с. 14], [122, с. 9]. Разработкой педагогических аспектов «коммуникативного общения» стало основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Преодоления трудностей в общении исследователи отмечают, что необходимо создать специальные условия разными способами для младших школьников с ЗПР. Этой проблемой занимались педагоги А.В. Мудрик, Д.Б. Эльконин, Г.А. Гришанова и д.р. [36, с. 165-168], [80, с. 414], [127, с. 112].
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в работах многих ученых, например А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др., определяют, что коммуникативные универсальные учебные действия необходимо формировать в младшем школьном возрасте, поскольку данный возраст является благоприятным для включения ребенка в коммуникативную среду [9, с. 9]. Использования грамотного подхода к получению положительных результатов обучения, представлены теоретически в работах отечественных ученых В.А. Болотовой, И.А. Зимней, А.К. Марковой [18, с. 39], [51, с. 188], [96, с. 33]. Изучение данной проблемы являются философские труды М.М. Бахтина, С.Л. Франка, К. Ясперца. Направление работ представленных авторов, сводится к тому, что условия для достижения и понимания окружающей среды, является становление личности в течение всей жизни [14, с. 6], [117, с. 97], [131, с. 425]. В педагогике вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий рассматривали многие педагоги, такие исследователи, как И.А. Гришанова, А.В. Цукерман, и др. [35, с. 39], [123, с. 27]. Авторы исследования отмечают, что сформированность коммуникативных универсальных учебных действий оказывает влияние на учебную деятельность младшего школьника ЗПР и является одним из главных результатов современного образования, определяя успешность младшего школьника в повседневной и будущей жизни. В концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, делать выбор, имеет право на образование, учиться и переучиваться. Для достижения таких целей младшему школьнику необходимо развивать не только регулятивные, личностные, познавательные, но и коммуникативные навыки.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что развития коммуникативных УУД является как основная база обучающихся с задержкой психического развития для дальнейшего получения образования и успешной адаптации в современном мире. Как считают, исследователи особое внимание стоит уделять научно - методическому обеспечению по проблеме формирования. Рассмотрим на примере, несколько вариантов. Л.Н. Харченко считает, что создание научно - методического материала, будет являться как один из способов повышения качества образования младших школьников [119, с. 114]. Следующий автор С.М. Вишнякова, утверждает, что научно-методическое оснащение должно быть разработано современным требованиям педагогической практики и науки, в которых включено методические, дидактические и методологические разработки [23, с. 538]. А.М. Новиков утверждает, что необходимо внедрять в процесс реализации коммуникативных универсальных учебных действий - комплексное методическое обеспечение, планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно - методической документации и средств обучения [83, с. 268]. Формирование коммуникативной успешности у обучающихся с задержкой психического развития, достаточно разработана в психолого-педагогической литературе. Педагоги-практики в своих статьях, на конференциях, вебинаров часто предлагают, какими способами можно реализовать учебный процесс, с целью формирования коммуникативных компетенции у младших школьников с задержкой психического развития.
В результате анализа литературных источников по проблеме исследования, выявлены следующие противоречия между:
- низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития ее значимостью для всестороннего развития детей, их успешной социализации.
- недостаточной организации педагогических условий и использования научно-методического обеспечения в данном процессе.
- методический инструментарий для педагогов не имеет четких критериев и практической системы для формирования коммуникативной успешности у детей.
Выявленные несоответствия и противоречия определили актуальность проблемы нашего исследования, которая заключается в поиске оптимальных путей, методов, приемов и средств, направленных на формирования коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия у второклассников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс реализации коррекционной- развивающей программы по формированию коммуникативных УУД у второклассников с ЗПР во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, изучить и определить содержание программы коррекционной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития (вариант обучения 7.2) во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при условии коррекционно-развивающей программы в работе с второклассниками ЗПР существенно повысит уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности с рассматриваемой группой обучающихся.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезе предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого -педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить и подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей развития коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста с ЗПР;
3. Провести эмпирическое исследование сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты;
5. На основании полученных результатов разработать программу внеурочной деятельности для второклассников с ЗПР и реализовать ее в ходе внеурочных мероприятий.
6. Организовать и провести контрольный эксперимент.
Теоретико-методологической основой исследования являются: анализ и обобщение научной методической литературы по проблеме исследования:
1. Теории о формировании коммуникативных универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Г.В. Бурменской, O.A. Карабанова и других педагогов) [9, с. 9].
2. Исследования по проблеме формирования коммуникативных компетенции, в которых исследуются различные аспекты: Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касаткиной, Р.В. Овчаровой, В.А. Канн-Калика, М.С. Каган, Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, А.Ф. Ануфриева и др. [4, с. 416], [5, с. 224], [8, с. 11], [21, с. 21], [29, с. 19], [30, с. 61-73], [55], [58, с. 72-80], [65, с. 320], [85,с. 33], [89, с. 14], [109, с. 17].
3. Научно-методические подходы: Л.Н. Харченко, С.М. Вишнякова, А.М. Новиковой [23, с. 538], [83, с. 268], [119, с. 114].
Методы исследования: опираясь в соответствии с поставленными задачами применялись как теоретические, так и эмпирические методы.
К теоретическим методам относятся:
-Анализ и обобщение научно -методической литературы по проблеме исследования;
К эмпирическим методам относятся:
- Педагогическое наблюдение, беседа;
- Диагностические задания;
- Констатирующий и формирующий эксперимент (количественный и качественный анализ экспериментальных работ).
База исследования: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская школа № 11». В психолого-педагогическом эксперименте приняли участие 24 обучающихся с задержкой психического развития 8-9 лет. Данный эксперимент проходил в 4 этапа:
На I этапе - изучение и анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования, подбор диагностического инструментария;
На II этапе - проведение констатирующего эксперимента, разработка и внедрение коррекционно -развивающей программы во внеурочной деятельности, направленное на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития.
На III этапе - проведение формирующего эксперимента;
На IV этапе - проведение контрольного эксперимента с целью выявление у второклассников с ЗПР динамику развития.
Теоретическая значимость: заключалась в определении понятие сущности коммуникативных универсальных учебных действий, выявление проблемы и подходов исследования, обзор диагностических и коррекционных методик, а также психолого-педагогический эксперимент.
Практическая значимость: исследования заключалось разработке и реализации программы внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с задержкой психического развития. Данная программа может быть использована в работе учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей и учителей начальных классов во внеурочной деятельности по развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Новизна работы заключается: в разработке программы внеурочной деятельности, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьного возраста с ЗПР с комплекса коррекционных мероприятий: кружок театральной студии, совместное участие детей в художественной деятельности «Мастерская творчества», групповые занятия с использованием сенсорной интеграции, игры и упражнения на формирования коммуникативных действий.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- Участие VIII Международный научно -образовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» 2019 г. Красноярск (сертификат).
- Научно-практическая конференция «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» в рамках XXI международного форума студентов, аспирантов и молодых ученных «Молодежь и наука XXI века» Красноярск, 14 мая 2020 года (сертификат участника).
- Участие в Международной научно-практической конференции «Постнеклассическая наука: междисциплинарность, проблемно - ориентированность и прикладной характер», 29-30 июня 2021 год (диплом участника).
- Публикация статьи И.Б. Агаева, А.В Злотникова. М.В Касымова «Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2-х классов с ЗПР во внеурочное время» (Журнал eLIBRARY 2020 г).
-Публикация статьи А.В. Злотникова М.В. Касымова «Формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2-х классов с ЗПР во внеурочное время» (Журнал «Агентство международных исследований»: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 13.02. 2020 г.) -
Стерлитамак: АМИ, 2020. - с. 28).
- Публикация статьи И.Б. Агаева, М.В. Касымова «Сформированность коммуникативных учебных действий у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития» «Постнеклассическая наука: междисциплинарность, проблемно -ориентированность и прикладной характер»: сборник научных статей по итогам международной научно - практической конференции. 29-30 июня 2021 года, Санкт-Петербург. - СПБ.: Изд-во СПбЭУ, 2021. - с.56).
Структура и объем. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы содержащего 138 наименований из них 5 источников зарубежной литературы. Работа проиллюстрирована 4 гистограммами и приложениями. Общий объем работы составляет 157 страниц.
Изучение особенностей сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития, проведённое нами, имеет теоретическую и практическую значимость и основывается на актуальности рассматриваемого вопроса. Проблемой изучения коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников занимались отечественные педагоги А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Н.Г. Казанский, О.А. Карабанова, С.В. Молчанова, А.В. Мудрик и т.д., указавшие в своих трудах о необходимости формировать у детей коммуникативные навыки. Актуальность работы определяется запросом системы российского образования, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, а также в необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Достижению поставленной цели способствовали следующие задачи:
В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирования коммуникативных универсальных учебных действий на сегодняшний день становится важнейшей проблемой на этапе начальной школы, вследствие чего уровень универсальных учебных действий представляет собой школьную готовность обучающихся. Педагоги-практики и ученые отмечают, что у детей с задержкой психического развития преобладают игровые интересы над учебными. Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности: эмоциональная незрелость, ограничен запас об окружающем мире, медленное овладение способностью принимать и сохранять учебную инструкцию, трудности в планировании своей деятельности, низкий уровень сформированности коммуникативных умений, а также снижена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. В рамках решения первой задачи, нами были проанализированы психолого- педагогические источники по проблеме нашего исследования. Анализ литературы и обзор диагностических методик показал, для того чтобы качественно провести оценку сформированности коммуникативных универсальных учебных действий необходимо подобрать диагностический материл и адаптировать его исходя возможности и потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Во второй главе мы провели эмпирическое обследование по выявлению особенностей сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития. Исследованием было охвачено 24 обучающихся второго класса с задержкой психического развития, по варианту обучения 7.2 на базе Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Красноярская школа № 11» города Красноярска. Нами были подобраны и адаптированы три методики, позволяющие оценить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, а также составлен комплекс критерии и его описания. По представленным методикам Г.В. Бурменская «Совместная сортировка», Г.А. Цукерман «Кто прав», «Флаг моего класса» были выделены: высокий, средний, низкий уровень. Полученные результаты по трем методикам показали средний и низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития. На констатирующем эксперименте по методике «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской, показали результаты 50% среднего и 50% низкого уровня. Обучающиеся второго класса с задержкой психического развития нарушали правила инструкции, конфликтовали, не могли договорится между собой или отказывались выполнять задания. По результатам проведенного обследования по методике Г.А. Цукермана «Кто прав», получены следующие данные: низкий уровень составил 50%. С низким уровнем детям требовалось больше времени на понимание прочитанного вслух текста, были не корректны в своих суждения, не учитывали возможность разных точек зрения. По методике «Флаг моего класса», мы получили следующие результаты: средний и низкий уровень составил по 50%. Обучающиеся с задержкой психического развития с низким уровнем не могли договориться между собой, игнорировали партнера в паре, постоянно конфликтовали, нарушали инструкции, каждый рисовал по своему замыслу.
Вследствие чего, нашей целью стало разработать программу внеурочной деятельности по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся вторых классов с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей их формирования. В разработанной программе «Мастерская общения» представлены внеурочные занятия с использованием коммуникативных игр и упражнений, тренингов, парной работы и театрализованной деятельностью, которые были направлены на развитие устного общения.
В экспериментальную группу вошли 12 обучающихся с задержкой психического развития, которые показали на констатирующем эксперименте низкие результаты.
В третьей главе был представлен контрольный эксперимент, который показал положительную динамику по трем методикам.
1. Методика «Совместная сортировка» Г.В. Бурменской динамика составила 33% от первоначального. Обучающиеся с задержкой психического развития научились работать в паре, слышать инструкцию взрослого, договариваться друг с другом, предлагать свои идеи и сохранять доброжелательное поведение друг к другу, в ситуации столкновения интересов и конфликтов. Но, есть также обучающиеся с задержкой психического развития, которые не смогли, справиться с полученным заданием составило 17%. Во время диагностического обследования нарушалась ими дисциплина, дети не понимали инструкции, распределяли фишки не верно.
2. Методика Г.В. Цукермана «Кто прав» показало 42% положительной динамики. Младшие школьники с задержкой психического развития отвечали на вопросы взрослого, адекватно аргументировали свой выбор, но при этом учитывали возможность разных точек зрения других людей, соблюдали культуру поведения. Обучающийся с ЗПР с низким уровнем 8%, вначале приступил к заданию, затем отказался. Ребенок не мог сосредоточится на заданиях, не понимал смысл текста, отвлекался, имелись нарушения в поведении.
3. Методика «Флаг моего класса» с 50% до 83%, показатель динамики составил 68%. Обучающиеся с задержкой психического развития при парной работе могут между собой распределять обязанности, корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию, задавать вопросы, повысился познавательный интерес к творческой деятельности, конфликтных ситуации в детском коллективе стало меньше. Испытуемые с низким уровнем показали 17%. Во время работы дети с ЗПР не слушали инструкцию педагога, нарушали дисциплину, разговаривали между собой, в конце эксперимента копировали рисунки своих одноклассников.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что большинство обучающихся вторых классов с задержкой психического развития с низкими показателями достигли среднего уровня. Эффективность проделанной работы увеличилось в среднем на 67%.
В конце учебного года дети научились бесконфликтно работать в паре, строить диалог со сверстниками, обращаться за помощью, слушать собеседника. Следовательно, разработанная программа на основе комплекса внеклассных мероприятий, является эффективной в развитии навыков общения и может быть использована педагогами. Доступные задания и упражнения позволяют у обучающихся с задержкой психического развития сформировать коммуникативные универсальные учебные действия и созданные условия педагогами.
Таким образом, цели и задачи нашей работы достигнуты, гипотеза доказана, что коррекционно -развивающая работа с применением внеурочных мероприятий, позволило повысить результаты по сравнению полученных ранее на констатирующем эксперименте.
1. Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника // Наука и современность. 2013. № 25/1. - С. 68.
2. Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»:
программа / И.Н. Агафонова. - СПб., 2003.
3. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа
формирования метапредметных результатов / Н.Н. Аксенова - СПБ.: Реноме, 2012. С 140-142.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. - с 416.
5. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997-224 с.
6. Апполонова, Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. Ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. 2015. С. 80.
7. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78
8. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников / Е.В. Архипова // - 2005. - №5. - с.11.
9. Асмолов, А.Г. Бурменская, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А., Салмина, Н.Г., Молчанов, С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2008. - С.9.
10. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно -историческое
понимание развития человека / А.Г. Асмолов. М.: Академия, 2007. 234 с.
11. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009.-№4. - С. 18-22.
12. Баева, М.Л. Формирование УУД во внеурочной деятельности / М.Л. Баева // Народное образование. - 2015. - №4. - С. 122-130.
13. Барахоева, И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта / И.Б. Барахоева // Журнал Фундаментальные исследования. -
2014. - № 8 (часть 2) - С. 437.
14. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1986. - с.6.
15. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев.- СПб, 2007.-134 с.
16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. СПб.: Питер, 2010. - с. 205
17. Болотникова, А.А. Групповая работа как средство формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Совушка. 2017.-14.
18. Болотов, В. А.. Вальдман, И.А. Условия эффективного использования результатов оценки образовательных достижений школьников // Педагогика. - 2012. - № 6. - с. 39.
19. Болтвина, И.Г., Малков, И.М. Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 - с. 148.
20. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их / Е. С. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
21. Веселкова, О.А. Педагогические условия актуализации
коммуникативно нравственной культуры младших школьников: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук - Омск, 2000. с. 21.
22. Виноградова, Н.Ф. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий // Начальное образование. 2016. Т.4, №2. с. 5.
23. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика/С.М.Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999.—538 с.
24. Воровщиков, С.Г. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011.-208 с. - С. 102-106.
25. Воронцов, А.Б. Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.- М.: «РассказовЪ», 2004.- с. 303.
26. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного
воспитания / Б.З. Вульфов // Педагогика. - 1992. - № 5/6. - С.45-49.
27. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2011— 14 с.
28. Высоцкая, Е.П. Способы формирования УУД у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в урочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 11 с. 2.
29. Гальперин, П.Я. Проблема деятельности в советской психологии // Тез. докл. к V Всесоюзному съезду Общества психологов (Москва, 27 июня - 2 июля 1977 г.). Ч. I. М., 1977. С. 19.
30. Гальперин, П.Я., Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - 1963. - № 5. - с. 61-73.
31. Голикова, Л.В. Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО // Молодой ученый. - 2020. - №3. - С. 411.
32. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. - С. 6.
33. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
34. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006 с. 10.
35. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования
коммуникативной успешности младших школьников [Текст] : автореф. дис. 68 д-ра педагог. наук : 13.00.01 / И.А. Гришанова; Удмурт. гос. ун-т. -
Ижевск, 2010.-39 с.
36. Гришанова, И.А. Формирование коммуникативных качеств личности
обучающегося средствами педагогики [Текст] / И.А. Гришанова // Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста: сб. материалов II всерос. науч.-практ. конф. (24-25 ноября 2006 г.). -
Стерлитамак: Стерлит. гос. пед. акад., 2006. - с. 165-168.
37. Давидовская, П. В. Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях / П.В. Давидовская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 45 - С. 231.
38. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.-544 с.
39. Данилов, М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. - М.:Уч. педгиз, 1960.-300 с.
40. Диагностические методики для младших школьников. - М., 2007. - с. 21, 24.
41. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции: автореф. дис. д -ра психол. наук. - Л., 1990.¬403 с.
42. Ершова, Т. В., Петрова Е.Ю. Реализация внеурочной деятельности по географии при взаимодействии школы и педагогического университета // Научно-педагогическое обозрение 2017. № 3 (17). С. 162-170.
43. Жан, Пиаже Речь и мышление ребенка. - М.: Римис, 2008. - с 196.
44. Жуковина, Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2015. № 1 (2). С. 59.
45. Жуковина, Ю.В. Формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. №1-2 (123). С. 80.
46. Журнал символ науки / Новичкова А.С. № 12-2 / 2020 - с. 105.
47. Завадская, И.Ю. Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников / И.Ю. Завадская, Д.М. Каирова // Молодой ученый. - 2020. - № 12 (302). - С. 262.
48. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроках. - М.: Просвещение, 2004.-361 с.
49. Захаров, К.П. «Истоки коллективного взаимного обучения» - содиалог Ривин А.Г. (часть I) Учебное пособие Санкт-Петербург 2016. с. - 13.
50. Зимнякова, И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников / И.Ю. Зимнякова //Наука и образование: новое время.
2015. — № 1 (6). - С. 532.
51. Зимняя, И.А. Общая стратегия воспитания в образовательной системе
России: личностно-деятельностный подход как основа организации
образовательного процесса / И.А. Зимняя. - М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 - с. 188.
52. Зотова, И.Н. Характеристика коммуникативных УУД / И.Н. Зотова. // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» №13(68), Таганрог: 2006. — С. 225 - 227
53. Игумнова, Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление / Е.А. Игумнова //- 2011. - № 3. - С. 33-39.
54. Кабардов, M.K. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская, - М.: Вопросы психологии, 1996. - № 1. - С. 34-44.
55. Каган, М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб.,1998.
56. Казанский, Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). Н.Г.Казанский, Т.С.Назарова. М.: Просвещение, 1978. - с. 28
57. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с
58. Канн-Калик, В.А., Ковалёв, Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 72 - 80.
59. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
60. Климанова, Н.С. Коммуникативные универсальные учебные действия /Н.С. Климанова // Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. - 2016 с. 82.
61. Коломыйцова, И.Н. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время в начальной школе / И.Н. Коломыйцова // Народное образование. - 2013. - №7. - С.176-200.
62. КонсультантПлюс Методические рекомендации Минобрнауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О внеурочной деятельности» с.3.
63. Леонов, Н. И. Психология общения : учеб. пособие для СПО / Н.И. Леонов. - 5-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019 - с.8.
64. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. - с 82 .
65. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.
2 / А. Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1983. - с. 320.
66. Леонтьев, А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии // Вопр. психологии. 1986. № 4. С. 109.
67. Ликай И.В. Изучение и формирование коммуникативных УУД младших школьников инклюзивного образования средствами проектной деятельности / И.В. Ликай // Молодой ученый. - 2018. - № 48 (234). - С. 306.
68. Личность как объект психологического и педагогического воздействия: сб. статей Международной научно -практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). В 2 ч. Ч.1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016.-217 с.
69. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/ И.Ю. Локтионова // Начальная школа. - 2010.
- № 12. - С. 9.
70. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: НАУКА, 1984. - с. 444
71. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2012.
72. Лысенкова С.Н Методом опережающего обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. с. 8-9.
73. Мамонова Е.Б. Суворова О.В., Персонова А.А. Групповые и индивидуальные маршруты развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников // Наука и Мир. 2016. Т. 2, №4(32). С. 88.
74. Марахова В.А. Основные трудности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / В.А. Марахова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2013. - № 3. - С. 26.
75. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с нарушением интеллекта: методическое пособие / сост. А.В. Чистохина, О.А. Сидоренко, В.Н. Бутенко, В.С. Попов, И.В. Хабарова - Красноярск, 2017.- Красноярск, 2017. - с. 28.
76. Мзокова, Л.А. Совершенствование коммуникативных ууд у младших школьников как условие повышения качества образования. Актуальные вопросы профессионального образования. 2019. № 1 (14). С. 66.
77. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО от 12 мая 2011 г. N 03-296 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. 1
78. Мостова, О.Н. Агафонова И. Н. Индивидуально -типологические особенности общения младших школьников/ Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вые. 9.- СП б.: ЛА1111О, 2005.-288 с.
79. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 26 с.
80. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - Москва, 1980. - с. 414.
81. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред.
А. Бодалёва.-М.: Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. —356 с.
82. Никуленко, Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб. пособие для вузов - М.: Феникс, 2006. - с.31.
83. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.:Изд. Центр ИЭТ, 2013. - с. 268.
84. Обносов, Н.С. К вопросу о содержании понятия неподготовленной речи и классификации упражнений, направленных на ее развитие// Иностранные языки в школе. 1968. №3. С. 51-57.
85. Овчарова Р.В. Практикум по социальной психологии. - Курган.: Изд- во Курганского государственного университета, 2012 . - с.33.
86. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - с. 61.
87. Падерова, Н.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени в условиях реализации ФГОС /Н.Г. Падерова // Проблемы образования в условиях инновационного развития. -2014. - № 1. - С. 151.
88. Переслени, Л.И., Мастюкова, Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, // Вопросы психологии. 2003. № 1. С5-8.
89. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально - психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М., 1989 - с.14.
90. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - с. 17.
91. Поваляева, М.А., Рутер, О.А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 352 с.
92. Поликарпова, И. Э. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ / И. Э. Поликарпова. - // Молодой ученый. - 2020. - № 37 (327). - с. 127-129.
93. «Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» (одобрена решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з).
94. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 1-4 классов. Методы:, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуально развития /сост. И.В. Возняк [и д.р.]. - Волгоград: Учитель, 2016 с. 4-5.
95. Психология детей c задержкой психического развития/ О.В. Защиринская - «Санкт-Петербургский государственный университет», 2019 С.16.
96. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. - Москва : Педагогика, 1974 . - с. 33.
97. Рубцов, В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии 1998 с. 50.