Проведено эмпирическое исследования.
Выборка: 22 человека, возраст 8-9 лет.
Не указана база исследования. Таким образом, можно подставить любую база исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие эмоциональной реакции. Виды эмоциональных реакций 5
1.2 Возрастные особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников 11
1.3 Составляющие эмоционального интеллекта младших школьников 16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1 Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников 22
2.2 Приемы развития эмоционального интеллекта младших школьников 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
В последнее время проблема эмоционального развития ребенка все чаще привлекает внимание психологов исследователей. Это неудивительно, так как к концу XX века стало очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни лежит в основе практически всех психологических аспектов.
Первое проявление исследовательского поведения у ребенка отображается эмоциональной реакцией на новый объект или ситуацию. Первое правило усваивается вместе с эмоциональной реакцией со стороны матери.
Любой психолог-практик, работающий с детьми, мог бы продолжить этот список бесконечно. Несмотря на то, что все исследователи детства в разной степени обращаются к эмоциональному развитию и уже накоплен огромный опыт, вопрос теоретического понимания этой проблемы остается весьма актуальным.
В настоящее время значительная часть студентов сталкивается с трудностями в обучении. Согласно имеющимся данным, около 70% учащихся общеобразовательных школ нуждаются в психологической помощи и коррекции; 20% младших школьников имеют различные морфологические и функциональные отклонения и около 20% - отклонения психоневрологического характера. Современное традиционное школьное образование во многом основано на поддержании определенного уровня тревожности среди учащихся.
Самыми распространенными факторами, способствующими их тревожности, являются учитель, система оценок и экзаменов, а также неподходящие ожидания родителей относительно школьных успехов детей. Высокая тревожность - это субъективное проявление психологического стресса, что может приводить к общей дезорганизации деятельности и нарушению ее направленности и эффективности.
Тем не менее, влияние эмоционального состояния на интеллектуальную деятельность детей является очень значимым, особенно у младших школьников. Обусловлено это несовершенной функцией коры головного мозга, что проявляется в особенностях их поведения, организации деятельности и эмоциональной сфере: младшие школьники легко отвлекаются, не могут длительное время концентрироваться, склонны к возбудимости и эмоциональности.
Цель исследования: провести исследование эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект младших школьников.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы развития эмоциональных реакций младших школьников;
провести практическое изучение развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы
- метод наблюдения
- метод тестирования
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.
Изучение эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста является важным аспектом в педагогическом процессе. Действительно, эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, а особенно в период раннего детства, когда у ребенка формируется его эмоциональная основа.
Дети младшего школьного возраста обладают разнообразным спектром эмоций, которые они проявляют в ответ на различные стимулы и ситуации. Изучение этих эмоциональных реакций позволяет понять, как дети воспринимают окружающий мир и как они справляются с различными эмоциональными вызовами.
Одной из ключевых эмоций, с которой дети сталкиваются в младшем школьном возрасте, является страх. Новая среда, новые учителя и одноклассники, регулярные оценки и испытания – все это может вызывать у детей страх перед неизвестным и неопределенностью. Некоторые дети могут проявлять страх в форме тревожности, нервозности или рассеянности, в то время как другие могут стать закрытыми и избегать общения. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и воспринимает ситуации по-своему.
Кроме страха, дети младшего школьного возраста часто проявляют радость и восторг. Они могут быть эмоционально вовлечены в учебный процесс, успешно справляться с заданиями и радоваться своим достижениям. Радость может проявляться в виде улыбки, смеха, а иногда даже прыжков радости. Эти эмоциональные реакции отражают не только успех ребенка, но и его эмоциональное состояние и уровень самооценки.
Важной эмоцией, которую дети этого возраста могут проявлять, является гнев. Разочарование, непонимание, конфликты с другими детьми или взрослыми – все это может вызывать у детей гнев и ярость. Они могут выражать свою злость криком, плачем, агрессией или даже отказом выполнить задание. Важно помнить, что гнев является естественной реакцией ребенка на сложные ситуации и его необходимо принимать и помогать ребенку разобраться в своих эмоциях.
С другой стороны, дети младшего школьного возраста также могут проявлять грусть и печаль. Они могут испытывать печальные эмоции из-за разлуки с близкими, неудач в учебе или потери. Грусть может проявляться в виде слез, пассивности или отстраненности. В такие моменты важно предоставить ребенку поддержку и помочь ему справиться с негативными эмоциями.
Интересно отметить, что эмоциональные реакции детей младшего школьного возраста не всегда остаются постоянными. Дети могут быстро переходить от одной эмоции к другой, в зависимости от ситуации или внешних условий. Поэтому важно создать для детей безопасную и поддерживающую среду, в которой они смогут осознавать и управлять своими эмоциональными реакциями.
Изучение эмоциональных реакций детей младшего школьного возраста является важным аспектом в педагогической практике. Знание о том, как дети проявляют и управляют своими эмоциями, помогает педагогам адаптировать образовательный процесс и создавать благоприятную атмосферу для эмоционального развития каждого ребенка.
Для развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте можно использовать такой метод, как психогимнастика. Это курс специальных уроков, направленных на развитие и коррекцию различных аспектов детской психики, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Основная цель психогимнастики - преодоление барьеров в общении, формирование лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, беспокойства и организация возможностей для самовыражения
1. Айгунова Ольга Александровна Особенности эмоционального интеллекта у математически одаренных в юношеском возрасте // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-u-matematicheski-odarennyh-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 18.04.2024).
2. Болаева, Г. Б., Максимовских, А. С. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста путем общения в исследованиях отечественных психологов // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta-putem-obscheniya-v-issledovaniyah-otechestvennyh-psihologov (дата обращения: 18.04.2024).
3. Гукаленко Ольга Владимировна РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-kak-faktor-uchebnoy-i-sotsialnoy-uspeshnosti-shkolnikov-teoreticheskiy-obzor (дата обращения: 18.04.2024).
4. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. No4. с.63-70. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70
5. Добрин, А. В. Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психологосоциальной адаптации к начальной школе // Вестник НГПУ. 2020. №3.
7. Касимова, Р. Ш., Сиразиева, М. А. Формирование эмоциональной сферы младших школьников в условиях детсткого коллектива // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2.
8. Лаута, В. Н., Власенко, С. В, Корягина, О. В. Факторы академической неуспеваемости младших школьников // IIMI’/S&R. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-akademicheskoy-neuspevaemosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.04.2024).
9. Чакова, И. Работа педагогов по формированию эмоциональной культуры в условиях образовательной преемственности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-pedagogov-po-formirovaniyu-emotsionalnoy-kultury-v-usloviyah-obrazovatelnoy-preemstvennosti (дата обращения: 18.04.2024).
10. Нгуен, М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника [Текст] / М.А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. - 2022. - № 1. - С. 83 - 85.
11. Майер Г. Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М., 2021. - С. 123 - 129.
12. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестн. практ. психол. образования. - 2021. - №1(6). - С. 30 - 38.
13. Адаптация теста Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» на русскоязычной выборке / Е.А. Сергиенко и др. // Психологический журнал. - 2020. - Т.31. - №1. - С. 55-73.
14. Степанов И.С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 2010. C. 165
15. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2022. - № 5. - С. 57 - 65.
16. Белоконь, О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст]. - М., 2022. - 22 с.
17. Завьялова, Ж. Эмоциональный интеллект EQ [Текст] / Ж. Завьялова // Управление персоналом. - 2021. - № 7. - С. 40 - 42.
18. Изотова, М.А. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / М.А. Изотова, Е.В. Никифорова. - М., 2020. - 288 с.
19. Мнения по поводу эмоционального интеллекта (Harvard Business Review, 1, 2003) [Текст] / Справочник по управлению персоналом. - 2020. - № 10. - С. 116 - 118.
20. Робертс, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Текст] / Р.Д. Робертс [и др.] // Психология: журнал Высшей Школы Экономики. - 2021. - Т. 1. - № 4. - С. 28 - 35.
21. Ибахаджиев А.Х., Ибахаджиева Л.А. Развитие эмоционально-волевой сферы детей в младшем дошкольном возрасте // Теоретические и практические аспекты развития современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 115-118.
22. Изард К.Е. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. С. 34-50.
23. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. -Москва: Академия, 2021. - 288 с.
24. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2019. 576 c.
25. Ильина И. С. Нейропсихологическое изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2018. № 4 (23). С. 32-38.
26. Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь. 2023. С. 101-107.
27. Карамышева, Е.О. Эмоции человека / Е.О. Карамышева, Д. А. Головченко // Молодой ученый. - 2019. - №23. - С. 433-437.
28. Касимова З.Ш., Воробьева К.Р. Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста // News of Science and Education. 2019. Т. 2. № 3. С. 64-67.
29. Кириллова Д.С. Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников // Наука сегодня: задачи и пути их решения. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 192-193.
30. Коробкина, Е.С. Я - концепция исследования младшеклассника: сформированность. Упражнение в соответствии с возрастом / Е.С. Коробкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2019. - № 24. - С. 28 - 34.
31. Королева Д. О. Современные психологические подходы к пониманию эмоций // Человек. Общество. Культура. Социализация. Материалы XVI Международной молодёжной научно-практической конференции. 2020. С. 329-335.