ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 7
1.1. Понятие здорового образа жизни в современной науке 7
1.2. Возрастные особенности формирования представлений детей старшего
дошкольного возраста о здоровом образе жизни 17
1.3. Возможности использования игры для формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 25
2.1. Ход и организация исследования 25
2.2. Анализ результатов изучения уровня сформированности представлений о
здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Реализация комплекса дидактических игр, направленных на
формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего
дошкольного возраста 33
2.4. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы 39
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 7
1.1. Понятие здорового образа жизни в современной науке 7
1.2. Возрастные особенности формирования представлений детей старшего
дошкольного возраста о здоровом образе жизни 17
1.3. Возможности использования игры для формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 25
2.1. Ход и организация исследования 25
2.2. Анализ результатов изучения уровня сформированности представлений о
здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Реализация комплекса дидактических игр, направленных на
формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего
дошкольного возраста 33
2.4. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы 39
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Физическое развитие и воспитание подрастающего поколения является в настоящее время предметом множества наук, среди которых педагогика является одной из самых значимых. Согласованная с другими науками точка зрения о том, что необходимо как можно раньше формировать представление о здоровом образе жизни, демонстрирует важность организации ранних усилий по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста, в частности - старшего дошкольного возраста.
Проблема поиска средств, с помощью которых можно добиться результата, осложняется тем, что есть ряд затруднений в теоретической и практической реализации этой работы, вызванных физической и психической незрелостью детей дошкольного возраста, а также все еще продолжающимся поиском форм, средств и методов, направленных на формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста, как никогда актуальных из-за изменений условий жизни каждого последующего поколения (социальных, экономических, экологических).
В настоящее время не имеется гарантированных способов формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, поскольку каждый ребенок индивидуален психически и физически, а также личностно, и при этом необходимо сформировать представления о здоровом образе жизни в рамках современных образовательных стандартов. То есть, чтобы хотя бы на минимальном уровне они были одинаковы у всех детей старшего дошкольного возраста.
Одним из таких средств могут быть дидактические игры, которые хороши тем, что учитывают главную ведущую деятельность детей старшего дошкольного возраста - игровую. Эта ведущая деятельность открывает широкие возможности по формированию в ее рамках представлений о здоровом образе жизни.
Есть также проблема обобщения теоретических и практических сведений о формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в рамках дидактической игры, так как существующие в настоящее время сведения разрозненны и часто являются предметом исследования таких наук, как медицина, педагогика и психология, социология, генетика и биология и т.п.
Противоречие изучаемой проблемы в том, что для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста нет необходимого достаточно зрелого уровня развития личности и мышления, и именно они еще недостаточно сформированы. Поэтому требуется сформировать представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, несмотря на незрелость их психики.
Данную проблему изучало множество отечественных исследователей, таких как Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова [1], И.И. Брехман [5], Э. Н. Вайнер [7], М. Воробьева [9], а также зарубежные исследователи, например, такие как К. Байер, Л. Шейнберг [4], и многие другие исследователи.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить возможность формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с помощью реализации специально созданного для этого комплекса дидактических игр.
Объект исследования: представления детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с помощью дидактических игр.
Гипотеза исследования: эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни возможно с помощью специально подобранного комплекса дидактических игр, направленных на когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий аспекты представлений.
Проблема поиска средств, с помощью которых можно добиться результата, осложняется тем, что есть ряд затруднений в теоретической и практической реализации этой работы, вызванных физической и психической незрелостью детей дошкольного возраста, а также все еще продолжающимся поиском форм, средств и методов, направленных на формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста, как никогда актуальных из-за изменений условий жизни каждого последующего поколения (социальных, экономических, экологических).
В настоящее время не имеется гарантированных способов формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, поскольку каждый ребенок индивидуален психически и физически, а также личностно, и при этом необходимо сформировать представления о здоровом образе жизни в рамках современных образовательных стандартов. То есть, чтобы хотя бы на минимальном уровне они были одинаковы у всех детей старшего дошкольного возраста.
Одним из таких средств могут быть дидактические игры, которые хороши тем, что учитывают главную ведущую деятельность детей старшего дошкольного возраста - игровую. Эта ведущая деятельность открывает широкие возможности по формированию в ее рамках представлений о здоровом образе жизни.
Есть также проблема обобщения теоретических и практических сведений о формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в рамках дидактической игры, так как существующие в настоящее время сведения разрозненны и часто являются предметом исследования таких наук, как медицина, педагогика и психология, социология, генетика и биология и т.п.
Противоречие изучаемой проблемы в том, что для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста нет необходимого достаточно зрелого уровня развития личности и мышления, и именно они еще недостаточно сформированы. Поэтому требуется сформировать представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, несмотря на незрелость их психики.
Данную проблему изучало множество отечественных исследователей, таких как Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова [1], И.И. Брехман [5], Э. Н. Вайнер [7], М. Воробьева [9], а также зарубежные исследователи, например, такие как К. Байер, Л. Шейнберг [4], и многие другие исследователи.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить возможность формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с помощью реализации специально созданного для этого комплекса дидактических игр.
Объект исследования: представления детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с помощью дидактических игр.
Гипотеза исследования: эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни возможно с помощью специально подобранного комплекса дидактических игр, направленных на когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий аспекты представлений.
Проведенное исследование проблемы формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни показало, что формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей старшего дошкольного возраста включает компоненты: целевой, содержательный, операционный и результативный, выполнение программных образовательных задач и соблюдение принципов формирования ЗОЖ. Основные направления деятельности по формированию ЗОЖ у детей включают в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия; познавательные занятия; опытно-экспериментальную деятельность самих детей; обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения; решение проблемнопрактических ситуаций. Условия формирования основ ЗОЖ в дошкольной образовательной организации: гигиеничная среда; наличие комплекса занятий обучения ЗОЖ; овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни; принцип резонанса при организации физического воспитания детей.
Средством формирования ЗОЖ могут быть дидактические игры, включаемые в образовательную деятельность как средство достижения программных задач. Эффективность дидактической игры основана на ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой, и в этой игре присутствуют и совмещаются два образовательных начала - познавательное и игровое. Главный принцип в использовании дидактических игр - их многократное повторение.
У детей старшего дошкольного возраста главные итоги развития связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием психических процессов, мотивации, личности и отношений со сверстниками.
На констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группе преобладали показатели преимущественно низкого 45
уровня сформированности представлений о ЗОЖ, и частично среднего уровня (у небольшой части детей). Отсутствие четких знаний и навыков здорового образа жизни не позволяет детям сформировать свои собственные адекватные представления о ЗОЖ, и сформировать деятельность, направленную на подержание этих представлений.
По итогам констатирующего исследования была выдвинута гипотеза о том, что эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни возможно с помощью специально подобранного комплекса дидактических игр, направленных на когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий аспекты представлений.
Комплекс занятий рассчитан для работы с детьми от 5 до 6 лет, срок ее реализации один учебный год. Занятия проводятся один раз (1 час равен одному занятию) в неделю в рамках совместной деятельности воспитателя и воспитанников. Средствами формирования представлений о ЗОЖ выступали: дидактические игры, упражнения. При проведении формирующей работы использовалась положительное оценивание, похвала, поощрение.
Для когнитивного аспекта представлений о ЗОЖ использовались беседы, такие как, например («Витамины укрепляют организм», «Здоровый образ жизни. Здоровье - наше богатство», «Берегите глаза и зрение», «Зубы - самые твердые части тела», «Правила гигиены», «Полезные и вредные привычки»).
Для эмоционально-оценочного аспекта представлений о ЗОЖ использовались такие дидактические игры, как («Скорая помощь», «Назови правильно», «Если кто-то заболел», «Чтобы не заболеть», «Мы - спасатели», «Назови правильно», «Чтобы кожа была здоровой», «Магазин полезных продуктов», «Мы ходили в магазин», «Дерево здоровья»)в.
Для мотивационно-поведенческого аспекта представлений о ЗОЖ использовались подвижные игры (например, «Ловушка», «Жмурки», «Подкинь - поймай», «Зеркало», «Клоуны», «Светофор», «Воробьи и вороны», «Рыбачек и рыбки», «Мышеловки», «Кот идет»)...
Средством формирования ЗОЖ могут быть дидактические игры, включаемые в образовательную деятельность как средство достижения программных задач. Эффективность дидактической игры основана на ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой, и в этой игре присутствуют и совмещаются два образовательных начала - познавательное и игровое. Главный принцип в использовании дидактических игр - их многократное повторение.
У детей старшего дошкольного возраста главные итоги развития связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием психических процессов, мотивации, личности и отношений со сверстниками.
На констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группе преобладали показатели преимущественно низкого 45
уровня сформированности представлений о ЗОЖ, и частично среднего уровня (у небольшой части детей). Отсутствие четких знаний и навыков здорового образа жизни не позволяет детям сформировать свои собственные адекватные представления о ЗОЖ, и сформировать деятельность, направленную на подержание этих представлений.
По итогам констатирующего исследования была выдвинута гипотеза о том, что эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни возможно с помощью специально подобранного комплекса дидактических игр, направленных на когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий аспекты представлений.
Комплекс занятий рассчитан для работы с детьми от 5 до 6 лет, срок ее реализации один учебный год. Занятия проводятся один раз (1 час равен одному занятию) в неделю в рамках совместной деятельности воспитателя и воспитанников. Средствами формирования представлений о ЗОЖ выступали: дидактические игры, упражнения. При проведении формирующей работы использовалась положительное оценивание, похвала, поощрение.
Для когнитивного аспекта представлений о ЗОЖ использовались беседы, такие как, например («Витамины укрепляют организм», «Здоровый образ жизни. Здоровье - наше богатство», «Берегите глаза и зрение», «Зубы - самые твердые части тела», «Правила гигиены», «Полезные и вредные привычки»).
Для эмоционально-оценочного аспекта представлений о ЗОЖ использовались такие дидактические игры, как («Скорая помощь», «Назови правильно», «Если кто-то заболел», «Чтобы не заболеть», «Мы - спасатели», «Назови правильно», «Чтобы кожа была здоровой», «Магазин полезных продуктов», «Мы ходили в магазин», «Дерево здоровья»)в.
Для мотивационно-поведенческого аспекта представлений о ЗОЖ использовались подвижные игры (например, «Ловушка», «Жмурки», «Подкинь - поймай», «Зеркало», «Клоуны», «Светофор», «Воробьи и вороны», «Рыбачек и рыбки», «Мышеловки», «Кот идет»)...
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного пространства дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СИСТЕМНЫХ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017





