Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 7
1.1. Понятие здорового образа жизни в современной науке 7
1.2. Возрастные особенности формирования представлений детей старшего
дошкольного возраста о здоровом образе жизни 17
1.3. Возможности использования игры для формирования представлений о
здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 25
2.1. Ход и организация исследования 25
2.2. Анализ результатов изучения уровня сформированности представлений о
здоровом образе жизни детей старшего дошкольного возраста 29
2.3. Реализация комплекса дидактических игр, направленных на
формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего
дошкольного возраста 33
2.4. Анализ результатов проведенной экспериментальной работы 39
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Физическое развитие и воспитание подрастающего поколения является в настоящее время предметом множества наук, среди которых педагогика является одной из самых значимых. Согласованная с другими науками точка зрения о том, что необходимо как можно раньше формировать представление о здоровом образе жизни, демонстрирует важность организации ранних усилий по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста, в частности - старшего дошкольного возраста.
Проблема поиска средств, с помощью которых можно добиться результата, осложняется тем, что есть ряд затруднений в теоретической и практической реализации этой работы, вызванных физической и психической незрелостью детей дошкольного возраста, а также все еще продолжающимся поиском форм, средств и методов, направленных на формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста, как никогда актуальных из-за изменений условий жизни каждого последующего поколения (социальных, экономических, экологических).
В настоящее время не имеется гарантированных способов формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, поскольку каждый ребенок индивидуален психически и физически, а также личностно, и при этом необходимо сформировать представления о здоровом образе жизни в рамках современных образовательных стандартов. То есть, чтобы хотя бы на минимальном уровне они были одинаковы у всех детей старшего дошкольного возраста.
Одним из таких средств могут быть дидактические игры, которые хороши тем, что учитывают главную ведущую деятельность детей старшего дошкольного возраста - игровую. Эта ведущая деятельность открывает широкие возможности по формированию в ее рамках представлений о здоровом образе жизни.
Есть также проблема обобщения теоретических и практических сведений о формировании представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в рамках дидактической игры, так как существующие в настоящее время сведения разрозненны и часто являются предметом исследования таких наук, как медицина, педагогика и психология, социология, генетика и биология и т.п.
Противоречие изучаемой проблемы в том, что для формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста нет необходимого достаточно зрелого уровня развития личности и мышления, и именно они еще недостаточно сформированы. Поэтому требуется сформировать представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста, несмотря на незрелость их психики.
Данную проблему изучало множество отечественных исследователей, таких как Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова [1], И.И. Брехман [5], Э. Н. Вайнер [7], М. Воробьева [9], а также зарубежные исследователи, например, такие как К. Байер, Л. Шейнберг [4], и многие другие исследователи.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить возможность формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с помощью реализации специально созданного для этого комплекса дидактических игр.
Объект исследования: представления детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
Предмет исследования: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с помощью дидактических игр.
Гипотеза исследования: эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни возможно с помощью специально подобранного комплекса дидактических игр, направленных на когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий аспекты представлений.
Проведенное исследование проблемы формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни показало, что формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей старшего дошкольного возраста включает компоненты: целевой, содержательный, операционный и результативный, выполнение программных образовательных задач и соблюдение принципов формирования ЗОЖ. Основные направления деятельности по формированию ЗОЖ у детей включают в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия; познавательные занятия; опытно-экспериментальную деятельность самих детей; обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения; решение проблемнопрактических ситуаций. Условия формирования основ ЗОЖ в дошкольной образовательной организации: гигиеничная среда; наличие комплекса занятий обучения ЗОЖ; овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни; принцип резонанса при организации физического воспитания детей.
Средством формирования ЗОЖ могут быть дидактические игры, включаемые в образовательную деятельность как средство достижения программных задач. Эффективность дидактической игры основана на ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой, и в этой игре присутствуют и совмещаются два образовательных начала - познавательное и игровое. Главный принцип в использовании дидактических игр - их многократное повторение.
У детей старшего дошкольного возраста главные итоги развития связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием психических процессов, мотивации, личности и отношений со сверстниками.
На констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группе преобладали показатели преимущественно низкого 45
уровня сформированности представлений о ЗОЖ, и частично среднего уровня (у небольшой части детей). Отсутствие четких знаний и навыков здорового образа жизни не позволяет детям сформировать свои собственные адекватные представления о ЗОЖ, и сформировать деятельность, направленную на подержание этих представлений.
По итогам констатирующего исследования была выдвинута гипотеза о том, что эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни возможно с помощью специально подобранного комплекса дидактических игр, направленных на когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий аспекты представлений.
Комплекс занятий рассчитан для работы с детьми от 5 до 6 лет, срок ее реализации один учебный год. Занятия проводятся один раз (1 час равен одному занятию) в неделю в рамках совместной деятельности воспитателя и воспитанников. Средствами формирования представлений о ЗОЖ выступали: дидактические игры, упражнения. При проведении формирующей работы использовалась положительное оценивание, похвала, поощрение.
Для когнитивного аспекта представлений о ЗОЖ использовались беседы, такие как, например («Витамины укрепляют организм», «Здоровый образ жизни. Здоровье - наше богатство», «Берегите глаза и зрение», «Зубы - самые твердые части тела», «Правила гигиены», «Полезные и вредные привычки»).
Для эмоционально-оценочного аспекта представлений о ЗОЖ использовались такие дидактические игры, как («Скорая помощь», «Назови правильно», «Если кто-то заболел», «Чтобы не заболеть», «Мы - спасатели», «Назови правильно», «Чтобы кожа была здоровой», «Магазин полезных продуктов», «Мы ходили в магазин», «Дерево здоровья»)в.
Для мотивационно-поведенческого аспекта представлений о ЗОЖ использовались подвижные игры (например, «Ловушка», «Жмурки», «Подкинь - поймай», «Зеркало», «Клоуны», «Светофор», «Воробьи и вороны», «Рыбачек и рыбки», «Мышеловки», «Кот идет»)...
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 248 с.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Просвещение, 2019. 243 с.
3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье.3е изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 2017. 64 с.
4. Байер К. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 2018. 368 с.
5. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. СПб: Питер, 2019. 125 с.
6. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 240 с.
7. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. Ставрополь: СГУ, 2011, 246 с.
8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2013. 200 с.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
М.: Просвещение. 2013. 160 с.
10. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2020. 416 с.
11. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. Ярославль, 2019. 122 с.
12. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детсада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение,
2019. 209с.
13. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебник для вузов. М.: Академия, 2017. 446 с.
14. Воробьева М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. 59 с.
15. Волосова Е.А. Развитие ребёнка дошкольного возраста (основные показатели). М.: Л-Пресс, 2019. 69 с....39