ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1.Воображение как психическое явление 5
1.2.Виды воображения 9
1.3. Функции воображения 12
1.4. Свойства воображения 14
ГЛАВА II. ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Особенности воображения детей дошкольного возраста 16
2.2.Способы развития воображения дошкольников 21
ГЛАВА III. МЕТОДЫ, ФОРМЫ, ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ВЫВОДЫ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Воображение – особая форма психики человека, оно стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Из всех видов млекопитающих, только для человека воображение характерно. Благодаря воображению человек придумывает идеи, которые превращаются в невероятные творения, планирует свою будущую жизнь и деятельность, а также управляет ими [3]. Его материальная, духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. С помощью воображения человек может воссоздать моменты из прошлого, пофантазировать о будущем. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
Воображение постоянно направлено на практическую деятельность человека. Перед выполнением задачи, вне зависимости от её сложности, человек представляет свой порядок действий при её выполнении [12]. Таким образом, любой человек мысленно воссоздает весь процесс создания чего-либо. Из-за данной способности, умение представлять процесс и его конечный итог, человек в своей деятельности отличается от «деятельности» животных.
Д.И. Писарев писал: «Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать, если бы он не мог изредка забегать вперёд, и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, - тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни».
Каждый день перед человеком ставится масса задач. И у человека не ко всем задачам есть способ их решения. В данной ситуации в решении проблемы, задачи подключается воображение: оно складывает, придумывает новые способы применения уже имеющихся знаний, сведений [21]. Воображение увеличивает, расширяет сам процесс познания. Оно необходимо для другого виденья объективного мира. Чтобы применить какие-либо изменения в практической части, человек мысленно вносит данные изменения. Таким образом, актуальность и важность данной темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Данная тема также подтверждает, что воображение помогает прогрессу во всех сферах деятельности человека.
Цель исследования: изучение проблемы воображения в психолого-педагогической литературе и его диагностика.
Объект исследования: воображение как психический познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности воображения у детей дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие “воображение” в трудах отечественных и зарубежных психологов;
2) охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития у дошкольников.
3) изучить особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте
Теоретическую основу работы составили труды: О.В. Боровика «Развитие воображения», Ю.А. Полуянова «Воображение и способности», В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой «Феномен воображения», Т.И. Лях, М.В. Лях «ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов».
Методы исследования: теоретического уровня – анализ, сравнение, обобщение литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения; теоретической части; заключение; вывода; списка литературы.
В заключение данного исследования следует подчеркнуть, что воображение является главным двигателем творческого процесса человека и имеет огромное значение в его жизни. Это происходит потому, что каждое аспект жизнедеятельности в большей или меньшей степени связан с актом творчества, начиная от готовки домашней еды и заканчивая созданием литературных произведений или изобретениями. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Без использования творческого подхода сложно решить любую задачу, поэтому с раннего детства важно развивать у человека творческие способности.
Основная ответственность за развитие творческих способностей ребенка лежит на его родителях, которые должны постоянно уделять время и внимание этому процессу.
Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и творческих способностей человека. Успех в развитии конкретного ребенка и, в итоге, всего человеческого потенциала государства зависит от профессионализма педагогов, качества и интересности учебной программы.
В ходе исследования были достигнуты поставленные цели: изучены проблемы воображения, а также его диагностика в психолого-педагогической литературе. Мы ознакомились с основными аспектами развития воображения. Учитывая важность и значимость данного аспекта, важно постоянно развивать воображение и использовать его для улучшения учебной деятельности.
Исключительно важным аспектом является потребность в новых впечатлениях и общении с людьми, которые открывают новые способы получения впечатлений.
Развитие воображения не достигается простым обучением, а происходит за счет постепенно увеличивающейся творческой активности и механизмов саморазвития воображения. Эти механизмы включают в себя варьирование и моделирование элементов опыта, схематизацию и детализацию образов..
Отмечается, что воображение представляет собой уникальную характеристику человеческого разума. Благодаря воображению человек способен творчески планировать и контролировать свою деятельность.
ВЫВОДЫ
Воображение представляет собой способность сознания формировать образы, представления и идеи, а также управлять ими. Оно играет важную роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра и человеческая память. У индивида можно выделить основные формы воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Воображение детей активно развивается и формируется под воздействием разнообразных видов деятельности, таких как игры, художественное творчество, лепка, конструирование, чтение сказок, просмотр мультфильмов, написание собственных текстов и другие.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М.: Владос пресс,2012.
2. Битянова М.И. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. М.: Генезис,2011.
3. Боровик О.В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2012.
4. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. - М.: Эксмо,2010
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ,Астрель, 2010
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 2011
7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод.
Пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество
России, 2012
8. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология:
Учебное пособие. М.: Гардарики , 2003. 480 с.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Знание,2011
10. Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного
возраста. М.: Владос, 2011
11. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психоло-
гический журнал .2012
12. Маклаков А.Г. Общая психология . М.: Знание, 2012
13. Мухина В.С. Возрастная психология . М.: Наука, 2012
14. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2011
15. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2012
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология 3 изд.М.: Академия,
2012
17. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2011
18. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2012
19. Брушлинский А.В. Воображение и познание. // Вопросы философии. - 1967. - №11.
20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1
М.: Владос 2012
21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн.Книга 2 М.: Владос, 2011
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2011
23.Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2012
24.Справочник дошкольного психолога / под ред. Широковой Г.А. М.: Феникс, 2012
25.Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2011
26.Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2012
27.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2012
28.Шерагина Л.И. Логика воображения .М.: Союз,2012