Введение
Глава 1. Теоретические аспекты чтения
1. Особенности чтения как вида речевой деятельности 6
2. Цели и задачи изучения предмета «иностранный язык» по ФГОС 8
3. Виды чтения 10
3.1. Изучающее чтение 11
3.2. Ознакомительное чтение 12
3.3. Просмотровое чтение 13
4. Формы чтения 14
3.1 Чтение про себя 14
3.2 Чтение вслух 15
4. Требования к текстам при обучении чтению 15
5. Этапы работы с текстами 17
5.1. Предтекстовый этап 17
5.2. Чтение текста 18
5.3. Послетекстовый этап 19
6. Упражнения, направленные на развитие техники чтения 21
7. Сравнение методов обучения чтению 24
7.1 Традиционный метод обучения чтению 24
7.2 Метод «целого слова» при обучении чтению 25
7.3 Методика обучения чтению М.Уэста 26
8. Трудности при обучении навыкам чтения 5-7 классов и способы их
преодоления 36
9. Психологические особенности учащихся 5-7 классов общеобразовательной средней школы 36
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Экспериментальные исследования по обучению чтению школьников
1. Содержание эксперимента, анализ, обработка результатов 39
2. Комплекс упражнений для учащихся 5-7 классов общеобразовательной
средней школы 42
2.1. Отработка навыков техники чтения с помощью метода целого
слова 42
2.2. Отработка навыков техники чтения с помощью традиционного метода
45
2.3. Отработка навыков техники чтения с помощью метода М. Уэста
48
3. Рекомендации по обучению средних школьников чтению на английском
языке 53
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Приложения
Список использованной литературы
В современном мире государство поддерживает общество в потребности качественного и полноценного языкового образования. Это доказано тем, что еще в 2012 году был принят Государственный стандарт начального образования, который включает в себя образовательную отрасль «иностранные языки». Одним из главных направлений отрасли «иностранные языки» является речевая линия, включающая в себя совершенствование и развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности, в том числе и чтения на иностранных языках.
Чтение, безусловно, играет одну из важнейших ролей в обучении иностранным языкам, в том числе английского. Чтобы научиться читать и понимать прочитанное, школьнику придется преодолеть множество трудностей и препятствий, изучить буквы и звуки присущие английскому языку и выполнить целый комплекс упражнений. Важно подчеркнуть, что само умение читать формируется лишь однажды. Школьник, который смог осуществить слитно синтез букв и слогов и узнавший значение полученного слова, навсегда преодолел барьер чтения. Он научился читать. Все что происходит потом - это только улучшение навыков исходного умения. Когда обучающийся только начинает развитие своих навыков, то есть находится на начальном этапе обучения чтению, он полностью поглощён техникой, боязнью совершить ошибку при чтении, неправильно произнести слово. Одним из важных факторов успеха в овладении навыком чтения на иностранном языке, является развитие познавательного интереса и увлечения учащихся в процесс чтения. Чтобы этого добиться, необходимо подбирать тексты для чтения, таким образом, чтобы они были интересны для обучающегося, содержали увлекательную информацию именно для возраста обучающегося себя. Более того необходимо учитывать и индивидуально-психологические особенности детей; включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Например, им можно предоставить проведения части урока (проверить домашнее задание, если таковое связано с чтением). Соответствующим образом формируются и лидеры в классе.
Итак, можно отметить, что правильно подобранный метод является важным фактором успешного овладения навыками чтения.
Объект исследования: Процесс обучения технике чтения на английском языке.
Предмет исследования: разные методы обучения технике чтения на английском языке в 5-7 классах: традиционный метод, метод «целого слова» и метод обучения чтению Майкла Уэста.
Целью исследования является выявление наиболее эффективного метода обучения чтению на уроках английского языка в средних классах общеобразовательной школы: традиционного, метода «целого слова» и метода обучению чтению М. Уэста.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
1) Определить особенности чтения как вида речевой деятельности, рассмотреть виды чтения, функции и формы;
2) Раскрыть содержание обучения чтению;
3) Проанализировать метод «целого слова», традиционный метод в обучении чтению, метод обучения чтению М. Уэста;
4) Разработать комплекс эффективных упражнений по обучению чтению на английском языке.
Решение указанных задач предполагает использование следующих методов:
1) Эксперимент;
2) Описательный метод;
3) Сравнительный метод;
Педагогическое наблюдение....
Как известно, необходимость овладения английским языком становится все более насущной в современном мире. В нашей работе, посвященной проблеме обучения техники чтения на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе нами были рассмотрены психологические, педагогические и методические проблемы организации процесса обучения иностранному языку, изучены различные подходы к обучению чтению, а также психологические особенности школьников среднего звена.
Мы проанализировали литературу по данной теме и привели примеры упражнений, которые являются достаточно эффективными в процессе обучения чтения на английском языке.
Учитывая теоретическую и практическую значимость данного исследования, его основные положения и комплекс упражнений могут быть использованы в практике преподавания иностранных языков в общеобразовательной школе, а именно будут выступать дополнением к основному УМК «Millennium English» для более эффективного осуществления процесса техники чтения.
1. Аракин В.Д. Методика преподавания английского языка в 5-7 классах средней школы. - М.: Просвещение, 1950 - 124с.
2. Барышников, Н.В. Обучение английскому языку в средней школе: вопросы и ответы. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 128 с.
3. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
4. Бурлаков М.А. Какой должна быть система упражнений. ИЯШ, 1987, № 4.
5. Вайсбурд М.Л. Синтетическое чтение на английском языке. - М.: Просвещение, 1969 - 75с.
6. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности. Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 1997 - 245с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.:АРКТИ, 2003 - 153с.
8. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика. - М.: Изд. центр Академия, 2009. - 336 с.
9. Демьяненко М. Я., Лазаренко К.А. Основы общей методики обучения иностранным языкам. - Киев, 1984. - 126с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.- 175с.
11. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991 - 124с.
12. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. - М.: Издательство центр «Академия», 2009 - 77с.
13. Клычникова.З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983 -252с.
14. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1973 - 213с.
15. Клюева Н.В. Педагогическая психология. - М.:Владос-пресс, 2006 - 323с....31