Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений обучающихся 5-6 классов 7
1.1 Основные тенденции обучения математике в современной школе 7
1.2 Коммуникативные универсальные учебные действия как новые
образовательные результаты 12
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения математике в 5-6 классах 18
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Организация изучения темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», ориентированного на формирование коммуникативных универсальных действий 24
2.1 Основные содержательные линии курса математики в 5-6 классах и
планируемые результаты его освоения 24
2.2 Методическое обеспечение урока «открытие новых знаний» по теме
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», ориентированное на формирование коммуникативных действий 30
2.3 Методическое обеспечение уроков «закрепления знаний» и
«комбинированный урок» по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», ориентированное на формирование коммуникативных действий 40
2.4 Результаты опытно-экспериментальной работы 55
Вывод по главе 2 56
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложение 1. Схема наблюдения (Э. М. Александровская, Ст. Громбах) 65
Приложение 2 «Методика Л. А. Ясюковой» 69
Приложение 3 «Методика Дж.Моренко» 72
Приложение 4 «Оценка групповой сплоченности (Сишора - Ханина)»
Современное общество быстрыми шагами развивается, потоки информации различного содержания увеличивают свой объем, появляются новые профессии, при этом, из-за автоматизации работы, привычные перестают быть актуальными, возрастает конкурентоспособность. В эпоху постиндустриального общества главенствующую роль занимает сфера услуг, люди желают работать на себя. Для того чтобы удовлетворить экономические, личностные и социальные интересы общества, появляется необходимость в изменении требований к результатам нынешнего образования. На протяжении большого количества времени в школах обучались люди, которые будут работать в будущем, удовлетворяя потребности того общества.
В приоритете школьного образования должно стать обучение, направленное на формирование целеустремленной, творческой, критически мыслящей личности, готовой к постоянному совершенствованию своих навыков и реализации своего потенциала в различных сферах жизни.
Но, несмотря на то, что общество стремительно меняется, изменяются технологии, всегда будут оставаться актуальными некоторые умения и способности человека в независимости от сферы его деятельности. К таким умениям и навыкам можно отнести: умение излагать свои мысли, способность выслушать мнение другого человека, умение определить цель и способы ее достижения, способность дисциплинировать себя и так далее. Таких умений и качеств очень много, и если человек имеет в себе такие качества и умения, то он будет очень ценным специалистом в любой деятельности. На данный момент существует проблема: обучающиеся не умеют проговаривать свои мысли четко и однозначно, некоторые просто стесняются высказать идеи. Хотя потребность в этом возрастает, потому что возрастает популяризация писать посты в разных социальных сетях, делиться своими мыслями в историях, общаться с клиентами.
В 2012 году был установлен новый федеральный государственный общеобразовательный стандарт второго поколения. В нем были изменены требования к портрету выпускника школы и к результатам освоения общеобразовательной программы. Одним из направлений нового стандарта является сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации. Одним из критериев современного выпускника является умение уважать мнение других людей, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимание и успешного взаимодействия с людьми. К одним из требований, предъявляемых к результату освоения школьной программы, отнесли метапредметные умения. Метапредметные умения, в свою очередь, включают владение универсальными учебными действиями (УУД). Универсальные учебные действия классифицируются на регулятивные, познавательные и коммуникативные.
По мнению А.Г. Асмолова, Ю.В. Громыко, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, Г.П. Щедровицкого и др. перспективным вектором модернизации образования является разработка нового содержания и технологий образования, позволяющих выбрать те методы и приемы, с помощью которого будет достигнут необходимый уровень личностного и познавательного развития обучающихся на каждой ступени обучения.
Установленный новый стандарт ставит перед учителями и методистами важный вопрос: как должен быть организован процесс обучения предмету, чтобы достигнуть необходимых результатов? Исследованием этого вопроса занимаются многие ученые и методисты. Методическими вопросами формирования универсальных учебных действий и диагностики их сформированности занимались А.Г. Асмолов, Ж.В. Иванов, Е.А. Козьменко, Л.С. Метликина, С.А. Тюрикова и другие. Есть исследования О.В. Берсеневой, О.В. Тумашевой, Л.В. Шкериной и других авторов, в которых рассматриваются вопросы формирования и мониторинга универсальных учебных действий обучающихся. Их идеи и выводы будут использованы в нашем исследовании.
Но в образовательной практике недостаточно методических разработок, доведенных до уровня практической реализации. Школьные учителя математики испытывают затруднения с организацией образовательного процесса, направленного на формирование коммуникативных УУД, их измерением и оцениванием.
Проблема исследования состоит в отсутствии конкретной методики обучения математике, ориентированной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов.
Цель исследования состоит в разработке методического обеспечения обучения математике 5-6 классов, ориентированного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Объектом исследования выступает процесс обучения математике в 5-6 классах.
Предметом исследования является методика обучения математике, ориентированная на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 класса.
Гипотеза исследования: если при обучении математике в школе применять специально разработанную методику, основанную на идеях А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова и других, то это будет способствовать формированию у обучающихся 5 -6 классов коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать коммуникативные универсальные учебные действия как новые образовательные результаты .
2. Определить методы, формы и средства обучения математике 5-6 классов в контексте формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Описать особенности содержания уроков по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» по типу «открытия новых знаний» и «комплексного применения знаний и умений» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий .
4. Разработать и апробировать уроки по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», ориентированные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены основные тенденции развития современного математического образования, коммуникативные универсальные учебные действия и возрастные особенности обучающихся 5-6 классов. Во второй приведена методическая разработка уроков по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», а также результаты опытно-экспериментальной работы.
Постоянное движение и быстрые темпы развития являются характерной особенностью современного общества. Рост объема доступной информации приводит к тому, что школьные знания, полученные ребенком, устаревают или нуждаются в коррекции. Поэтому целью обучения становятся не конкретные знания по предмету, а умение учиться, добывать знания, то есть универсальные учебные действия. В процессе обучения математике, возможно успешно формировать УУД, в частности коммуникативные. При формировании метапредметных умений обучающийся учится учиться, что является одной из первостепенной задачей, которая ставится перед учителями в новом федеральном стандарте.
Формирование умений должно быть регулярным. Для эффективного формирования необходимы специально разработанные задания. Для развития положительной мотивации у обучающихся рекомендуем использовать различные формы работы на уроке, с включением различных технологий и цифровых образовательных ресурсов.
Содержание предмета математики не поменялось, но изменились формы, приемы и методы изучения содержания. При формировании коммуникативных действий необходимо использовать различные виды деятельности, особенно организовывая уроки в 5-6 классах.
Коммуникативные УУД подразумевают овладение: навыком общения и взаимодействия с людьми для выполнения совместной деятельности; способностью действовать, учитывая позицию партнера, умение договариваться; умение организовать групповую работу; способностью соблюдения морально-этических принципов общения и сотрудничества [2].
В ходе проделанной работы было рассмотрено содержание обучения математике в 5-6 классах, ориентированное на формирование коммуникативных УУД. Поставленные задачи выполнены: описаны
коммуникативные УУД как новые образовательные результаты; выделены особенности обучения математике 5-6 классов в условиях реализации ФГОС; приведена характеристика содержания основных линий школьного курса математики 5-6 классов и его планируемые результаты; подобрано содержание уроков по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», ориентированное на формирование коммуникативных УУД. Рассмотрев КУУД в связи со структурными этапами уроков «открытия нового знания» и «комплексного применения знаний и умений», можно сделать вывод, что коммуникативные действия формируются на всех этапах урока.
Поставленная цель перед началом исследования была выполнена, нами было разработано методическое обеспечение для обучения математике 6 классов, направленное на формирование КУУД. Предположение о том, что если при обучении применять специально разработанную методику, то формирование универсальных учебных действий, в частности коммуникативных, будет более эффективным.
Поставленные задачи выполнены: в ходе исследования охарактеризованы коммуникативные действия как новый результат обучения; определены методы и приемы, направленные на формирование коммуникативных умений; приведены особенности содержания уроков по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» для формирования коммуникативных умений; разработаны и апробированы уроки по данной теме, направленные на формирование КУУД.
В дальнейшем результатами данного исследования могут воспользоваться учителя общеобразовательных школ. В основе развития коммуникативных умений должно лежать систематическое включение в познавательный процесс трех видов диалога: учитель - ученики, ученик - ученики, ученик - ученик. Мы рекомендуем использовать такие приемы: взаимный диктант, работа по вопросам, решение задач и примеров с развернутым комментарием решения, выполнения групповых и парных работ.
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.: Просвещение, 2010. - С. 151.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.
3. Байбазарова Р. Р., Брекина О. В. Особенности адаптации младших школьников к обучению в среднем звене // Студенческая наука Подмосковью. 2016. С. 73 - 75
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
5. Бочарова О.Е., Жиленкова Е.С. Формирование умений построения доказательства различными способами при решении задач // DISCOVERY SCIENCE RESEARCH. 2020. С. 93-98.
6. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 4: Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. - М., 1998.
9. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.,
1996. -544 с.
11. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс. Часть 1. - Изд. 2-е, перераб. / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - М.: Издательство «Ювента», 2016. - 176 с.
12. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Часть 3. - Изд. 2-е, перераб. / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - М.: Издательство «Ювента», 2016. - 176 с.
13. Дроздова О. А. К истории становления коммуникативных
универсальных учебных действий // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=24749.- (дата обращения: 10.02.2021)
14. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах. - М.: Народное просвещение, 2004. -352 с.
15. Жаворонкина О. В. Конструирование современного урока математики // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 1503-1510.
16. Зубарева И.И. Математика. 5 класс: учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 14-е изд., испр. и доп. - М.: Мнемозина, 2015. - 270 с.
17. Иванова Ж. В., Сурин Т. Л. О применении современных образовательных технологий при преподавании математических дисциплин // ВЕСН1К В1ЦЕБСКАГА ДЗЯРЖАУНАГА УН1ВЕРС1ТЭТА. 2020. №2. С. 115-118
18. Казанская В. Подросток. Трудности взросления. - 2-е издание, дополненное. - СПб.: Питер, 2008.
19. Казьменко Е. А. Системно-деятельностный подход в обучении математике // Певзнеровские чтения. 2013. №1. С. 23-26
20. Крутецкии В.А. психология: учебник для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1980.
21. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: ТЦ «Сфера». 1999. - 192 с
22. Кулюткин Ю. Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. СПб.: СпецЛит, 2001. 74 с.
23. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1989. -127 с.
24. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. пособие для студентов физ. -мат. спец. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; под ред. Е.И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988.
25. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 351 с.
26. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. организации с прил. на электрон. носителе / [Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. -240 с.
27. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - 30-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 288 с.
28. Матлашевская Л.П. Возможности математики в формировании метапредметных умений обучающихся 5-6-х классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - №515. - 0,2 п.л. - URL: http://e- koncept.ru/2016/76177/htm.
29. Меньшикова М.В. Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках математики средствами игровых технологий // Заочная Всероссийская научно-практическая конференция 2017 г. «Проблемы математики, ее истории и методики преподавания на современном этапе». Пермь, 7-9 декабря 2017 года.
30. Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентанта-Граф, 2014. 304 с.: ил.
31. Метликина Л. С. Особенности формирования коммуникативных учниверсальных учебных действий на уроках русского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-2. - С. 117-120.
32. Педагогический глоссарий - универсальные учебные действия.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://’№’№№.вокабула.рф/справочники/педагогическийглоссарий/универсальные-учебные-действия (Дата обращения: 14.10.20)
33. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: АСТ. 2007. - 560 с
34. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №143 (ред. от
29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 №24480)
35. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С. 104-110.
36. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные
проекты и программы в образовании. - 2014. №2. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos
37. Сопелкин Д.Н. Особенности коммуникации с воспитанниками с учетом возрастной динамики психических процессов // Индивидуальный формат педагогического роста. 2019. С. 290-311.
38. Тест оценки коммуникативных умений. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: В 2 т. - М. 2001. Т. 2. - 312с
39. Троицкая Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения // Вектор науки Тольягтинского государственного университета. 2012. №1. - С. 289-292.
40. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Структурно-содержательная модель процесса обучения математике в условиях реализации системно¬деятельностного подхода // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. №4 (34). С. 62 -65.
41. Федотова И.И. Формирование УУД на уроке математики - основа метапредметных результатов обучения // Математическое образование: современные методики и инновации, опыт практического применения. 2016. С. 6-13.
42. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Волдарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 159 с.
43. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. - М., 1991.
44. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009.
45. Хрестина Н.М. Развитие коммуникативных учебных действий на уроках математики [Электронный ресурс]. - URL.: https://open-lesson.net/4713/ , свободный. - (дата обращения: 05.10.2020)
46. Шипицына Л.М. Основы коммуникации / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. - СПб., 1995. -176 с.
47. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Берсенева О.В., Журавлева Н.А. Мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов обучения математике в 5 классах: учебное пособие / [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018.
48. Шкерина Л.В., Кейв М.А., Журавлева Н.А., Берсенева О.В. Методика диагностики универсальных учебных действий учащихся при обучении математике // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №3 (41). С.17-29.
49. Яковлева Е.В., Макусева Т.Г. Разработка и применение специальных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий // Вестник Казанского университета. 2010. № 12. С. 383-388.