Введение 3
1. Теоретико-методологические основы обучения ИЯ 6
1.1. Из истории развития обучения иностранному языку 6
1.2. Факторы, обуславливающие специфику целей современного иноязычного
образования 9
1.3. Общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся - цель
современного иноязычного образования 16
1.4. Системообразующие принципы современных целей обучения
иностранному языку 25
Выводы по главе 36
2. Новые приоритеты в системе школьных занятий по английскому
языку 38
2.1. Современный урок в условиях реализации новых стандартов 38
2.2. Проектирование современного учебного занятия по английскому
языку 47
Выводы по главе 57
3. Анализ современных УМК по английскому языку на соответствие
ФГОС второго поколения 58
Выводы по главе 80
Заключение 81
Библиографический список 84
Приложение 89
Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.
Сегодня общество выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться и проходить переквалификацию. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Постепенно нарастает неудовлетворенность общества образовательным результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиями. Данное недовольство обусловлено прежде всего устаревшей направленностью системы школьного образования, которая нацелена на формирование узкопредметных образовательных результатов и характеризуется репродуктивным характером образовательным процессом, где ориентиром являются знания и умения по отдельным учебным предметам.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не конечным результатом образования. Востребованным становиться человек, способный мыслить самостоятельно, готовый как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознающий последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Новые потребности общества коренным образом меняют смысл и значение образования, которое представляется собой не просто процесс усвоения знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Таким образом, происходит смена парадигмы образования - от парадигмы знаний, умений, навыков к парадигме развития личности учащегося. Следовательно, главной целью образования становиться не передача знаний и социального опыта, а развитие личности учащегося, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря -формирование умения учиться.
Решение данного противоречия представлено в Федеральном Государственном Стандарте II поколения, в котором обозначены основные результаты обучения и воспитания, которые впервые представлены не как система требований к предметному содержанию образования и ученику, а как целостная система требований ко всей системе образования страны. Таким образом, реализация новых требований ФГОС II поколения требует перестройки образовательного процесса, а именно новой структуры урока, новых приемов и форм работы, что подтверждает актуальность темы данной ВКР.
Целью данной работы является анализ современных целей и новых ориентиров иноязычного образования
Объект исследования - процесс обучения ИЯ на среднем этапе школьного обучения.
Предмет исследования - универсальные учебные действия как ядро современной цели иноязычного образования
Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
• рассмотреть как изменялась цель иноязычного образования в ходе истории отечественной методики;
• рассмотреть факторы, влияющие на цели современного иноязычного образования;
• раскрыть суть современной концепции иноязычного образования;
• рассмотреть основополагающие принципы и подходы современной цели иноязычного образования;
• выделить основные изменения в современной урочной системе иноязычного образования в условиях реализации новых стандартов;
• обозначить необходимые условия для создания современной модели образования;
• проанализировать как современные УМК по английскому языку способствуют реализации современных целей иноязычного образования.
Для достижения поставленных целей мы использовали такие методы исследования как анализ научных источников по теме исследования, метод сплошной выборки, сопоставление.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные источники по теме исследования таких авторов как А.А.Миролюбов, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Е.Н. Соловова.
Практическая значимость заключается в том, что полученные выводы могут быть интересны для практикующих школьных преподавателей. Материалы так же могут быть использованы студентами при прохождении педагогической практики в школе.
Исследование тенденций образования показывают социальную и динамичную природу цели иноязычного образования, которая под влиянием
различных социально-экономических, политических, социально
педагогических, социально-культурных, методических и индивидуальных формулировалась по-разному, однако всегда подразумевала позитивное влияние на учащихся и практическое овладение иностранным языком.
В XXI веке под влиянием основных социально-экономических, политических факторов - глобализации и перехода к постиндустриальному обществу, важнейшим ресурсом развития общества становиться творческий потенциал личности, компетентной в выполнении своих социальных и профессиональных функций, ответственной в принятии решений, способной к самооорганизации, самообразованию, обладающей опытом самостоятельного познания окружающей действительности, умеющей находить решения нестандартных жизненных ситуаций, что полностью отражает современные социальные потребности. Современный социальный заказ, отраженный в ФГОС II поколения ставит во главу угла школьного образования воспитание и развитие личности, преобразуя цель современного образования, которую можно озвучить как формирование общеучебных навыков в образовательном процессе любых предметных областей. Это значит, что стратегическая цель современного иноязычного обучения звучит как формирование универсальных учебных действий при помощи общей модели развития иноязычной коммуникативной компетенции.
Такая трактовка цели делает новое понятие - УУД («умение учиться») во главу образовательного процесса, что, безусловно, требует нового подхода, меняя основные принципы построения учебного процесса. В приоритете на сегодняшний день находится система личностного, деятельностного, компетентностного подходов, ведущими принципами становятся принцип, развивающего обучения, когнитивной и социальной направленности обучения, межпредметного обучения, рефлексии, принцип диалога культур, соизучения языка и культуры, взимосвязного обучения разным видам речевой деятельности.
Смещение акцентов в основных принципах обучения иностранному языку отражаются на практике через изменения урочной системы, так как именно потенциал школьного занятия является основной реализации современной цели иноязычного образования, которая приносит такие изменения как изменения в целеполагании, формах взаимодействия учителя и ученика, структуре, типах учебных занятий и методах преподавания. Г оворя, о новых тенденциях в системы школьных занятий, основной можно отметить новый подход к построению урока - проектирование, которое в противовес традиционному планированию отличается вариативностью, акцент делается именно на учебную деятельность учащихся.
Современное проектирование учебного занятия довольно сложный и многогранный процесс, так как включает в себя преобразование школы в «модель» жизни, что, безусловно, бросает вызов современному учителю, который ограничен в средствах и методах. Реализация современных целей образования довольно сложный и трудоемкий процесс для школы. В таких условиях главной опорой и поддержкой остается УМК, которые является частью содержания современного образования.
Анализ показал, что современные учебные курсы можно в общем и целом учитывают современные стандарты образования, так как несмотря на некоторые недостатки, в системе упражнений прослеживается работа над формированием универсальных учебных действий. Недостатки учебных курсов призван компенсировать преподаватель, который в условиях смены парадигмы образования и реализации новых образовательных стандартов, должен быть готов работать в инновационном поле и решать актуальные задачи качества иноязычной подготовки обучаемых.
1. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб: «Златоуст», 1999. - 472 с.
2. Андреева И.А. Содержание образования: факторы развития и обновления // Теория и практика общественного развития. - 2013.- № 7. - c.68-75.
3. Анохина Г.М. Модель образовательного процесса, реализующего требования ФГОС и запросы личности ученика // Инновации в образовании. - 2014.-№1-с.5-18.
4. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
5. Багрова А.Я. Основные компоненты содержания обучения иностранному языку в общеобразовательной школе// Наука и молодежь -2011.-С.10-15
6. Барышников Н.В. Обучение иностранным языкам и культурам: методология, цель, метод// ИЯШ.- 2014.-№9-с.2-9.
7. Биболетова М.З. Тенденции российского школьного образования в современном российском социуме // ИЯШ. -2010.-№2.- с.6-12.
8. Бим И.Л. Что означает личностная ориентация образования применительно к деятельности учителя// ИЯШ.- 2010.-№3.-с.2-9.
9. Борзова Е.В Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам// ИЯШ.- 2013.-№7.- с.10-17.
10. Борисова Л.С. Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка// ИЯШ.- 2012.-№5.-с.28-30.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 248с.
12. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков// ИЯШ.- 2014.-№4.-с.67-76.
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. -М.: "АРКТИ", 2003- 192 с.
14. Гальскова Н.Д., Дёмина М.Г., Манукян К.М. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки // ИЯШ.- 2012.- №5.- с.2-11.
15. Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в современной концепции образования в области иностранных языков // ИЯШ.- 2009.-№7.-с.9-15....58