Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе математической подготовки обучающихся 5 класса

Работа №153912

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2022
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
§1.1. Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметный образовательный результат 6
§1.2. Дидактические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике 12
Выводы по первой главе: 19
§2.1. Комплекс специальных заданий по математике для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса 21
§2.2. Результаты педагогического эксперимента по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5
класса в процессе их обучения математике 32
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определили новые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, среди которых коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся. Особое место при развитии всесторонней личности учащегося и его успешности в будущем занимают коммуникативные универсальные учебные действия. Данный факт объясняется тем, что современное общество испытывает потребность в людях, умеющих выстраивать взаимодействие с другими, способных занять активную позицию в организации совместной деятельности. Коммуникативные действия формируют умение слушать и вступать в диалог, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий рассматривали такие исследователи, как Г.А. Цукерман, А.В. Мудрик, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. [6, 49, 50]. Авторы отмечают, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одним из главных результатов современного образования, определяя успешность личности в социуме.
Метапредметные результаты обучения - совокупный результат освоения обучающимися образовательной программы. Каждая предметная область должна вносить свой вклад в достижение этого результата в зависимости от специфики ее потенциала и обеспечении предметной основы выполнения определенных универсальных учебных действий. При выборе содержания и форм организации обучения математике в 5 классе, особое внимание следует уделить специальному комплексу задач, формирующему коммуникативные навыки. Поиск результативных методик обучения математике, способствующих формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий остается одной из актуальных проблем математического образования.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у обучающихся и недостаточным количеством дидактических рекомендаций и методик обучения математике, направленных на формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Данное противоречие позволило выделить проблему нашего исследования: поиск результативных методик обучения математике, способствующих формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классе.
Предмет исследования: дидактические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике систематически использовать специальные дидактические приемы вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность, то это будет способствовать формированию и развитию коммуникативных УУД обучающихся.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся»;
2. Выявить и описать дидактические приемы вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность в процессе их обучения математике;
3. Разработать комплекс заданий по математике, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса;
4. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - педагогический эксперимент.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке комплекса специальных заданий по математике для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит введения, двух глав и заключения. В первой главе исследования мы поместили теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных УУД, аналитику влияния различных дидактических условий на формирование КУУД. Во второй главе исследования размещены следующие материалы: разработанный нами комплекс задач по математике и описание проведенного педагогического эксперимента по оценке эффективности внедрения комплекса в образовательный процесс изучения математики в 5 классе с целью повышения уровня подготовки школьников к использованию коммуникативных УУД. В заключении проведено обобщение результатов работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы являлось выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике. Одним из таких дидактических условий, способствующих формированию и развитию КУУД обучающихся, в рамках нашей работы, является использование на уроках математики специального комплекса заданий вовлекающих обучающихся в разнообразную коммуникативную деятельность.
В работе охарактеризовано понятие «коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся».
Выявлены и описаны дидактические приемы вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность в процессе их обучения математике.
Разработан комплекс заданий по математике, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
Проведен педагогический эксперимент, подтверждающий гипотезу исследования - если в процессе обучения математике систематически использовать специальные дидактические приемы вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность, то это будет способствовать формированию и развитию коммуникативных УУД обучающихся.
Разработанный нами и представленный в работе комплекс специальных заданий может быть дополнен и рекомендован практикующим учителям математики.
Все задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.



1. Авдеева Е.И. Формирование коммуникативных УУД: от учебного
взаимодействия к сотрудничеству [Электронный ресурс] / Авдеева Е.И., Саубанова Л.Р. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-kommunikativnyh-uud-ot-
uchebnogo-vzaimodeystviya-k-sotrudnichestvu (дата обращения: 21.05.2022).
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. // М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. М.: Казань, 2015. 568 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. М.: Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 608 с.
5. Апполонова, Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет- конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. 2015. 80- 86 с.
6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. // М.: Просвещение, 2008. 151 с
7. Бадмаева Л.С. Диалогическое взаимодействие, как фактор формирования коммуникативного УУД [Электронный ресурс] / Бадмаева Л.С., Егорова М.В. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskoe-vzaimodeystvie-kak-faktor- formirovaniya-kommunikativnogo-uud(дата обращения: 21.05.2022).
Барыленко В.В. Развитие коммуникации и общения ребенка [Электронный ресурс] // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL:
8. https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-kommunikatsii-i-obscheniya- rebenka(дата обращения: 01.12.2021)
9. Басюк В.С. Федеральные государственные образовательные
стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения [Электронный ресурс] / Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А.Ю. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/federalnye-gosudarstvennye-obrazovatelnye-standarty- nachalnogo-i-osnovnogo-obrazovaniya-harakter-izmeneniy-i-problemy-vnedreniya(дата обращения: 21.05.2022).
10. Бориснёв С.В. Социальная коммуникация: учеб. пособие для ВУЗов // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 14 с.
11. Валиулина И.Е. Приемы технологии развития критического мышления, способствующих развитию коммуникативных УУД обучающихся / Валиулина И.Е., Задкова С.А. // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). 27-29 с.
12. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий
учащихся во внеклассной работе по математике [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZformirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy- uchaschihsya-vo-vneklassnoy-rabote-po-matematike (дата обращения: 21.05.2022).
13. Вахрушева А.В. Констатирующий этап эксперимента как способ
диагностики уровня коммуникативных УУД [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №17. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZkonstatiruyuschiy-etap-eksperimenta-kak-sposob- diagnostiki-urovnya-kommunikativnyh-uud (дата обращения: 21.05.2022).
14. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения: автореф. дис. ... к-та педагог. наук: 13.00.01 // Карел. гос. пед. ун-т. Петрозаводск, 2002. 22 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь // М.: АСТ, 2011. 640 с.
16. Выготский Л.С. Проблема возраста // М.: Союз, 2014. 415 с
17. Гаврилова В.В. Внеурочная деятельность как условие формирования у школьника коммуникативных УУД // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2. 25с.
18. Гайзулина К.А. Формирование коммуникативных УУД посредством использования дидактических игр на уроках математики // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). 2015. 400- 402 с.
19. Глоссарий ФГОС общего образования [Электронный ресурс] URL: https: //mo smetod.ru/metodicheskoe-pro stranstvo/srednyaya-i- starshaya- shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html (дата обращения: 18.11.2021)
20. Гребенникова Н.Л. Достижение метапредметных результатов
обучения в процессе изучения математики [Электронный ресурс] / Гребенникова Н.Л. Гадельшина А.А. // Кронос. 2022. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dostizhenie-metapredmetnyh-rezultatov-obucheniya-v- protsesse-izucheniya-matematiki(дата обращения: 21.05.2022).
21. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников // М.:
Просвещение, 2015. 233 с.
22. Доскалиева Г.И. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД школьников // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1. 45 с.
23. Журавлёва Л.В. Веб-квест как технология формирования
коммуникативных универсальных учебных действий при изучении математики[Электронный ресурс] // RussianJournalofEducationandPsychology. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-kak-tehnologiya-
formirovaniya-komunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-pri-izuchenii- matematiki (дата обращения: 21.05.2022).
24. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 1. 29-32 с.
25. Зимина С.Г. Развитие коммуникативных универсальных учебных
действий кадет на уроках математики [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №13. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh- deystviy-kadet-na-urokah-matematiki(дата обращения: 21.05.2022).
26. Зонова С.А. Оюразовательный веб-квест как средство формирования
универсальных учебных действий на уроках различного типа[Электронный ресурс] / Зонова С.А., Новосёлова Ю.А. // E-Scio. 2020. №7 (46). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-veb-kvest-kak-sredstvo-formirovaniya- universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-razlichnogo-tipa (дата обращения:
21.05.2022).
27. Карабанова О.А. Возрастная психология // М.: Айрис-пресс, 2015. 240 с.
28. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 10. 50-51 с.
29. Комиссарова С.А. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у учащихся школ при онлайн-обучении в системе предпрофильной подготовки[Электронный ресурс] / Комиссарова С.А., Клеветова Т.В. // Известия ВГПУ. 2021. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-universalnyh- uchebnyh-deystviy-u-uchaschihsya-shkol-pri-onlayn-obuchenii-v-sisteme-predprofilnoy(дата обращения: 21.05.2022).
30. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы // М.: Знание, 1991. 80 с.
31. Лисина М.И. Общение и речь //М.:Педагогика, 2011. 208 с.
32. Лысенкова Н.А. Викторина как форма развития познавательных и коммуникативных УУД кадет // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 13. 176-179 с.
33. Мартилова Н.В. Формирование коммуникативных УУД школьников средствами геоквестов/ Мартилова Н.В., Мороз Д.Ю. // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. 117 с.
34. Марченко Л.С. Методы формирования коммуникативных УУД /Л.С. Марченко, О.И. Шмидская, Я.В. Щагольчина // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. 130-131 с.
35. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: монография // М.: Баласс, 2015. 266 с.
36. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя // М.: Баласс, 2002. 86с
37. Мукашева Н.Ш. Викторина как форма развития коммуникативных и познавательных УУД кадет // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 16. 115-120 с.
38. Омарова М.А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2017. 80-82 с.
39. Поздеева С.И. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий в школе совместной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2016. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyh- universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-shkole-sovmestnoy-deyatelnosti(дата обращения: 21.05.2022).
40. Попова Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО [Электронный ресурс] /Попова Н.Е.,
Еремина О.А. // Педагогическое образование в России. 2015. №12. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/integratsiya-universalnyh-uchebnyh-deystviy- uchaschihsya-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-soo(дата обращения: 21.05.2022).
41. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения:
12.05.2022)
42. Приставко Е.Н. Принципы выбора и составления заданий,
формирующих УУД на уроках математики[Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-
vybora-i-sostavleniya-zadaniy-formiruyuschih-uud-na-urokah-matematiki (дата
обращения: 21.05.2022).
43. Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // М.: 2011. c. 252-256.
44. Семьянова С.А. Беседа и игра как формы развития познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий кадет [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №17. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZbeseda-i-igra-kak-formy-razvitiya-poznavatelnyh-i- kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-kadet (дата обращения:
21.05.2022).
45. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов// М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
46. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех // М.: АСТ, 2017. 384 с.
47. Сурина Я.Ю., Михайлов П.Н. Понятие термина «групповая работа» на уроках математики [Электронный ресурс] / Сурина Я.Ю., Михайлов П.Н. //
StudNet. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZponyatie-termina-
gruppovaya-rabota-na-urokah-matematiki (дата обращения: 21.05.2022).
48. Удовикова В.А. Технология формирования коммуникативного УУД
«Планирование учебного сотрудничества» [Электронный ресурс] // Санкт- Петербургский образовательный вестник. 2016. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-kommunikativnogo-uud- planirovanie-uchebnogo-sotrudnichestva(дата обращения: 21.05.2022).
49. Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 2016. № 2.
50. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер // М.: ОИРО, 2010. 432 с.
51. Швец Е.А. Формирование коммуникативных УУД у школьников во
внеурочной деятельности / Швец Е.А., Казаева Е.А. // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития: сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. 361 с.
52. Шкерина Л.В. Бипредметный мониторинг результатов освоения
универсальных учебных действий обучающимися 7-9 классов в процессе обучения математике [Электронный ресурс] / Шкерина Л.В., Гаврилюк А.С., Табинова О.А., Шашкина М.Б. // ПНиО. 2020. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bipredmetnyy-monitoring-rezultatov-osvoeniya- universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschimisya-7-9-klassov-v-protsesse- obucheniya(дата обращения: 21.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ