ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
§1.1. Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметный образовательный результат 6
§1.2. Дидактические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике 12
Выводы по первой главе: 19
§2.1. Комплекс специальных заданий по математике для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса 21
§2.2. Результаты педагогического эксперимента по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5
класса в процессе их обучения математике 32
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определили новые требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, среди которых коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся. Особое место при развитии всесторонней личности учащегося и его успешности в будущем занимают коммуникативные универсальные учебные действия. Данный факт объясняется тем, что современное общество испытывает потребность в людях, умеющих выстраивать взаимодействие с другими, способных занять активную позицию в организации совместной деятельности. Коммуникативные действия формируют умение слушать и вступать в диалог, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий рассматривали такие исследователи, как Г.А. Цукерман, А.В. Мудрик, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. [6, 49, 50]. Авторы отмечают, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одним из главных результатов современного образования, определяя успешность личности в социуме.
Метапредметные результаты обучения - совокупный результат освоения обучающимися образовательной программы. Каждая предметная область должна вносить свой вклад в достижение этого результата в зависимости от специфики ее потенциала и обеспечении предметной основы выполнения определенных универсальных учебных действий. При выборе содержания и форм организации обучения математике в 5 классе, особое внимание следует уделить специальному комплексу задач, формирующему коммуникативные навыки. Поиск результативных методик обучения математике, способствующих формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий остается одной из актуальных проблем математического образования.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у обучающихся и недостаточным количеством дидактических рекомендаций и методик обучения математике, направленных на формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Данное противоречие позволило выделить проблему нашего исследования: поиск результативных методик обучения математике, способствующих формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 классе.
Предмет исследования: дидактические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике систематически использовать специальные дидактические приемы вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность, то это будет способствовать формированию и развитию коммуникативных УУД обучающихся.
Для достижения цели выделены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся»;
2. Выявить и описать дидактические приемы вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность в процессе их обучения математике;
3. Разработать комплекс заданий по математике, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса;
4. Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- эмпирические - педагогический эксперимент.
Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке комплекса специальных заданий по математике для формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит введения, двух глав и заключения. В первой главе исследования мы поместили теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных УУД, аналитику влияния различных дидактических условий на формирование КУУД. Во второй главе исследования размещены следующие материалы: разработанный нами комплекс задач по математике и описание проведенного педагогического эксперимента по оценке эффективности внедрения комплекса в образовательный процесс изучения математики в 5 классе с целью повышения уровня подготовки школьников к использованию коммуникативных УУД. В заключении проведено обобщение результатов работы.
Целью выпускной квалификационной работы являлось выявление, обоснование и экспериментальная проверка дидактических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса в процессе их обучения математике. Одним из таких дидактических условий, способствующих формированию и развитию КУУД обучающихся, в рамках нашей работы, является использование на уроках математики специального комплекса заданий вовлекающих обучающихся в разнообразную коммуникативную деятельность.
В работе охарактеризовано понятие «коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся».
Выявлены и описаны дидактические приемы вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность в процессе их обучения математике.
Разработан комплекс заданий по математике, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
Проведен педагогический эксперимент, подтверждающий гипотезу исследования - если в процессе обучения математике систематически использовать специальные дидактические приемы вовлечения обучающихся в коммуникативную деятельность, то это будет способствовать формированию и развитию коммуникативных УУД обучающихся.
Разработанный нами и представленный в работе комплекс специальных заданий может быть дополнен и рекомендован практикующим учителям математики.
Все задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
1. Авдеева Е.И. Формирование коммуникативных УУД: от учебного
взаимодействия к сотрудничеству [Электронный ресурс] / Авдеева Е.И., Саубанова Л.Р. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-kommunikativnyh-uud-ot-
uchebnogo-vzaimodeystviya-k-sotrudnichestvu (дата обращения: 21.05.2022).
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. // М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. М.: Казань, 2015. 568 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. М.: Казань: Центр инновационных технологий, 2015. 608 с.
5. Апполонова, Н.В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет- конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. 2015. 80- 86 с.
6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. // М.: Просвещение, 2008. 151 с
7. Бадмаева Л.С. Диалогическое взаимодействие, как фактор формирования коммуникативного УУД [Электронный ресурс] / Бадмаева Л.С., Егорова М.В. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialogicheskoe-vzaimodeystvie-kak-faktor- formirovaniya-kommunikativnogo-uud(дата обращения: 21.05.2022).
Барыленко В.В. Развитие коммуникации и общения ребенка [Электронный ресурс] // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL:
8. https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-kommunikatsii-i-obscheniya- rebenka(дата обращения: 01.12.2021)
9. Басюк В.С. Федеральные государственные образовательные
стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения [Электронный ресурс] / Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., Лазебникова А.Ю. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/federalnye-gosudarstvennye-obrazovatelnye-standarty- nachalnogo-i-osnovnogo-obrazovaniya-harakter-izmeneniy-i-problemy-vnedreniya(дата обращения: 21.05.2022).
10. Бориснёв С.В. Социальная коммуникация: учеб. пособие для ВУЗов // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 14 с.
11. Валиулина И.Е. Приемы технологии развития критического мышления, способствующих развитию коммуникативных УУД обучающихся / Валиулина И.Е., Задкова С.А. // Вестник научных конференций. 2017. № 2-1 (18). 27-29 с.
12. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий
учащихся во внеклассной работе по математике [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZformirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy- uchaschihsya-vo-vneklassnoy-rabote-po-matematike (дата обращения: 21.05.2022).
13. Вахрушева А.В. Констатирующий этап эксперимента как способ
диагностики уровня коммуникативных УУД [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №17. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZkonstatiruyuschiy-etap-eksperimenta-kak-sposob- diagnostiki-urovnya-kommunikativnyh-uud (дата обращения: 21.05.2022).
14. Волкова С.В. Дидактические условия реализации учащимися личностных смыслов в процессе обучения: автореф. дис. ... к-та педагог. наук: 13.00.01 // Карел. гос. пед. ун-т. Петрозаводск, 2002. 22 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь // М.: АСТ, 2011. 640 с.
16. Выготский Л.С. Проблема возраста // М.: Союз, 2014. 415 с
17. Гаврилова В.В. Внеурочная деятельность как условие формирования у школьника коммуникативных УУД // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. № 5-2. 25с.
18. Гайзулина К.А. Формирование коммуникативных УУД посредством использования дидактических игр на уроках математики // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее. Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). 2015. 400- 402 с.
19. Глоссарий ФГОС общего образования [Электронный ресурс] URL: https: //mo smetod.ru/metodicheskoe-pro stranstvo/srednyaya-i- starshaya- shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html (дата обращения: 18.11.2021)
20. Гребенникова Н.Л. Достижение метапредметных результатов
обучения в процессе изучения математики [Электронный ресурс] / Гребенникова Н.Л. Гадельшина А.А. // Кронос. 2022. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dostizhenie-metapredmetnyh-rezultatov-obucheniya-v- protsesse-izucheniya-matematiki(дата обращения: 21.05.2022).
21. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников // М.:
Просвещение, 2015. 233 с.
22. Доскалиева Г.И. Групповая работа на уроке как средство формирования коммуникативных УУД школьников // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1. 45 с.
23. Журавлёва Л.В. Веб-квест как технология формирования
коммуникативных универсальных учебных действий при изучении математики[Электронный ресурс] // RussianJournalofEducationandPsychology. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/veb-kvest-kak-tehnologiya-
formirovaniya-komunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-pri-izuchenii- matematiki (дата обращения: 21.05.2022).
24. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1987. № 1. 29-32 с.
25. Зимина С.Г. Развитие коммуникативных универсальных учебных
действий кадет на уроках математики [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №13. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh- deystviy-kadet-na-urokah-matematiki(дата обращения: 21.05.2022).
26. Зонова С.А. Оюразовательный веб-квест как средство формирования
универсальных учебных действий на уроках различного типа[Электронный ресурс] / Зонова С.А., Новосёлова Ю.А. // E-Scio. 2020. №7 (46). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-veb-kvest-kak-sredstvo-formirovaniya- universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-razlichnogo-tipa (дата обращения:
21.05.2022).
27. Карабанова О.А. Возрастная психология // М.: Айрис-пресс, 2015. 240 с.
28. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 10. 50-51 с.
29. Комиссарова С.А. Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у учащихся школ при онлайн-обучении в системе предпрофильной подготовки[Электронный ресурс] / Комиссарова С.А., Клеветова Т.В. // Известия ВГПУ. 2021. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-universalnyh- uchebnyh-deystviy-u-uchaschihsya-shkol-pri-onlayn-obuchenii-v-sisteme-predprofilnoy(дата обращения: 21.05.2022).
30. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность,
перспективы // М.: Знание, 1991. 80 с.
31. Лисина М.И. Общение и речь //М.:Педагогика, 2011. 208 с.
32. Лысенкова Н.А. Викторина как форма развития познавательных и коммуникативных УУД кадет // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 13. 176-179 с.
33. Мартилова Н.В. Формирование коммуникативных УУД школьников средствами геоквестов/ Мартилова Н.В., Мороз Д.Ю. // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. 117 с.
34. Марченко Л.С. Методы формирования коммуникативных УУД /Л.С. Марченко, О.И. Шмидская, Я.В. Щагольчина // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. 130-131 с.
35. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: монография // М.: Баласс, 2015. 266 с.
36. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя // М.: Баласс, 2002. 86с
37. Мукашева Н.Ш. Викторина как форма развития коммуникативных и познавательных УУД кадет // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 16. 115-120 с.
38. Омарова М.А. Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2017. 80-82 с.
39. Поздеева С.И. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий в школе совместной деятельности [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2016. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyh- universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-shkole-sovmestnoy-deyatelnosti(дата обращения: 21.05.2022).
40. Попова Н.Е. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО [Электронный ресурс] /Попова Н.Е.,
Еремина О.А. // Педагогическое образование в России. 2015. №12. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/integratsiya-universalnyh-uchebnyh-deystviy- uchaschihsya-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-soo(дата обращения: 21.05.2022).
41. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения:
12.05.2022)
42. Приставко Е.Н. Принципы выбора и составления заданий,
формирующих УУД на уроках математики[Электронный ресурс] // Наука и образование сегодня. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-
vybora-i-sostavleniya-zadaniy-formiruyuschih-uud-na-urokah-matematiki (дата
обращения: 21.05.2022).
43. Сачкова, М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников // М.: 2011. c. 252-256.
44. Семьянова С.А. Беседа и игра как формы развития познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий кадет [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №17. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZbeseda-i-igra-kak-formy-razvitiya-poznavatelnyh-i- kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-kadet (дата обращения:
21.05.2022).
45. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов// М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
46. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех // М.: АСТ, 2017. 384 с.
47. Сурина Я.Ю., Михайлов П.Н. Понятие термина «групповая работа» на уроках математики [Электронный ресурс] / Сурина Я.Ю., Михайлов П.Н. //
StudNet. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZponyatie-termina-
gruppovaya-rabota-na-urokah-matematiki (дата обращения: 21.05.2022).
48. Удовикова В.А. Технология формирования коммуникативного УУД
«Планирование учебного сотрудничества» [Электронный ресурс] // Санкт- Петербургский образовательный вестник. 2016. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-kommunikativnogo-uud- planirovanie-uchebnogo-sotrudnichestva(дата обращения: 21.05.2022).
49. Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 2016. № 2.
50. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер // М.: ОИРО, 2010. 432 с.
51. Швец Е.А. Формирование коммуникативных УУД у школьников во
внеурочной деятельности / Швец Е.А., Казаева Е.А. // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития: сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. 361 с.
52. Шкерина Л.В. Бипредметный мониторинг результатов освоения
универсальных учебных действий обучающимися 7-9 классов в процессе обучения математике [Электронный ресурс] / Шкерина Л.В., Гаврилюк А.С., Табинова О.А., Шашкина М.Б. // ПНиО. 2020. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/bipredmetnyy-monitoring-rezultatov-osvoeniya- universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschimisya-7-9-klassov-v-protsesse- obucheniya(дата обращения: 21.05.2022).