Только Word
Введение - 3 -
Глава 1. Профильное обучение математике: сущность и принципы организации- 7 -
1.1 Основные направления модернизации математического образования в России - 7 -
1.2. Профильное обучение как одна из ступеней общего образования ....- 13 -
1.3. Курсы по выбору и основные требования к их организации - 19 -
Глава 2. Организация обучения в рамках курса по выбору «Геометрическое приложение комплексных чисел» - 24 -
2.1. Анализ содержания различных школьных учебников профильного уровня на предмет рассмотрения раздела «Г еометрические приложения комплексных
чисел» - 24 -
2.2. Принципы отбора содержания курса по выбору «Геометрические
приложения комплексных чисел» - 30 -
2.3. Программа курса по выбору «Геометрические приложения комплексных
чисел» - 33 -
2.3.1. Занятие 1. Нахождение образов и прообразов при отображениях,
осуществляемых комплексными функциями - 36 -
2.3.2. Занятие 2. Сферическая модель множества комплексных чисел...- 42 -
2.4. Апробация разработанного курса - 46 -
Заключение - 47 -
Библиографический список - 48 -
Большинство образовательных учреждений России помимо основных занятий по математике реализуют и дополнительные, входящие в состав профильного обучения. Профильное обучение является основополагающей частью образовательного процесса, так как развивает у учащихся способности в интересующей их сфере науки.
Идея профилизации в общеобразовательных учреждениях направлена на осознание выпускником необходимости выбора профилирующего направления, связанного с будущей профессиональной деятельностью. Поэтому профильное обучение является основным средством дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, направленного на формирование
профессиональной ориентации обучающихся. Помимо этого, такое обучение представляет собой целую систему, реализующую психологическую, организационную, педагогическую, информационную поддержку
старшеклассников, содействующую их самоопределению по завершению основного общего образования.
Организация профильного обучения, в основном, направлена на:
1) углублённое изучение интересующей области научного знания;
2) создание индивидуальных программ, свойственных определенному уровню развития школьников;
3) создание равных условий для различных групп обучающихся, обладающих определенным уровнем знаний и различными профессиональными предпочтениями;
4) подготовку к освоению программ высших учебных заведений.
Одной из форм организации профильного обучения являются курсы по выбору, направленные на формирование метапредметных образовательных результатов в ходе изучения определенного раздела той или иной области науки. Организация профильного обучения предполагает обеспечение условий для создания учащимся индивидуального образовательного плана, который позволит школьнику посещать несколько курсов по выбору. Общеобразовательные учреждения должны предлагать элективные курсы разной направленности, ориентированные на разные группы школьников. В настоящее время нет достаточного количества таких разработанных курсов. Разработка их содержания и методического обеспечения является весьма актуальной.
На наш взгляд, курс по выбору «Геометрические приложения комплексных чисел» может быть востребован в системе профильной подготовки учащихся 11 класса по следующим причинам.
Во-первых, понятие комплексного числа обогащает и завершает одну из основных идей школьной математики - идею обобщения понятия числа. Знание комплексных чисел позволяет учащимся глубже осмыслить такие разделы школьной программы как решение уравнений и неравенств, тригонометрические функции.
Во-вторых, аппарат комплексных чисел является эффективным аналитическим средством для решения различных геометрических задач. Использование комплексных чисел позволяет решать планиметрические задачи по готовым формулам прямым вычислением, с помощью элементарных выкладок. Выбор этих формул с очевидностью диктуется условиями задачи и ее требованием.
В-третьих, в образовательной практике мало внимания уделяется изучению темы «Комплексные числа», и мало отводится часов на решение задач по данной теме.
Комплексные числа важны как область математики, содержание которой позволяет широко использовать знания, умения и способы деятельности, сформированные у учащихся при изучении различных разделов алгебры и геометрии (тригонометрия, решение алгебраических уравнений любой степени, векторы на плоскости, многоугольники и др.). Именно, к старшим классам школьники обладают уже достаточно зрелым уровнем развития математической культуры, чтобы в состоянии понимать и уважать нужды самой математической науки. Введение комплексных чисел представляет собой едва ли не самую яркую на протяжении ШКМ иллюстрацию диалектического развития математических понятий, логической простоты и завершенности, благодаря которому понятие о числе выстраивается в единое стройное целое.
Из всего вышеизложенного следует актуальность темы выпускной квалификационной работы «Курс по выбору «Геометрические приложения комплексных чисел» в системе профильной подготовки учащихся».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и апробация курса по выбору «Геометрические приложения комплексных чисел» в системе профильной подготовки учащихся.
Объект исследования: профильное обучение в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: курс по выбору «Геометрические приложения комплексных чисел».....
В ходе написания данной работы были получены следующие результаты:
• произведен анализ литературы, содержание которой включает основные аспекты модернизации отечественного образования, цели и задачи профильного обучения и ряда школьных учебников, рекомендованных при изучении математики на профильном уровне;
• составлена программа курса по выбору «Геометрические приложения комплексных чисел», состоящая из пояснительной записки, методического планирования и методических рекомендации нескольких ее занятий;
• частично реализована апробация данного курса по выбору на базе муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №6 Перспектива» в 10 классе. Темы нескольких занятий курса по выбору для апробации были выбраны самостоятельно и реализованы в соответствии с методическими рекомендациями, указанными в данной работе.
В итоге, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была частично подтверждена. К сожалению, из-за недостатка времени не удалось провести полностью все занятия разработанного курса по выбору. Как показали результаты проведенных занятий курса, данный курс будет способствовать повышению качества математической подготовки обучающихся. Поэтому данный курс является полным и эффективным для его реализации в 10-11 классах образовательных учреждений с математическим профилем.
1) Атанасян С.Л. Элективные курсы по математике и
организация самостоятельной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-po-
matematike-i-organizatsiya-samostoyatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 23.03.2016).
2) Багачук А.В., Каминская К.В., Тетерина Ж.С. Дидактические возможности формирования мотивации исследовательской деятельности у студентов - будущих учителей математики [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/113-11657 (дата обращения 25.02.2016).
3) Багачук А.В., Каминская К.В., Тетерина Ж.С.
Организационно-методические возможности формирования
исследовательской деятельности студентов - будущих учителей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1 .С. 40-40.
4) Виленкин Н. Я. Алгебра и математический анализ для 10 класса : Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики. М. : Просвещение, 1992. 335 с. : ил.
5) Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика, М.:НМЦ СПО,1999.
6) Иванова Е.О., ОсмоловскаяИ.М., Шалыгина И.В. Содержание образования: культурологический подход//Педагогика.2005.№1.С 13-19.
7) Каминская К.В. О содержании элективного курса «геометрические приложения комплексных чисел » в системе профильной подготовки учащихся // Молодежь и наука XXI в.: материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции; г.Красноярск,19-20 мая 2015 г. Красноярск: Изд-во РИО ГОУ ВПО КГПУ им.В.П.Астафьева, 2015. С.49-52.
8) Каминская К.В., Багачук А.В. Системно-деятельностный подход на уроках математики в профильном классе // Современные тенденции развития науки и технологий.2016.№1-2. С.42-44.
9) Каминская К.В. Анализ содержания школьного курса математике по теме «Комплексные числа» в системе профильной подготовки учащихся// Молодежь и наука XXI в.: материалы XV Всероссийской научно-методической конференции; г.Красноярск,19-26 мая 2014 г. Красноярск: Изд-во РИО ГОУ ВПО КГПУ им.В.П.Астафьева, 2014. С.29-31.
10) Киселева А.П. Алгебра. 8-10 класс. В 2 ч. Ч.2. учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Физматлит, 2005. 248 с.: ил.
11) Калягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа. 11
класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и
профильный уровни. М.: Просвещение,2010. 336 с.: ил.
12) Концепция профильного обучения на старшей ступени
общего образования [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eidos.ru/journal/index.htm (дата обращения 1.04.2016).
13) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа.2003.№1.
14) Ларин С.В. Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2015.192 с.
15) Лысаковская Е.Г. Элективные курсы. Некоторые вопросы [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/580559...31