Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №153908

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 9
1.1. Одаренность как предмет исследования в зарубежной и
отечественной психологии 9
1.2 Характеристика признаков одаренности к изобразительному
искусству 20
1.3 Познавательный компонент в структуре одаренности к
изобразительному искусству 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 49
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Результаты исследования особенностей познавательной сферы
подростков, имеющих признаки одаренности к изобразительному искусству 62
2.3 Рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения развития познавательной сферы подростков, одаренных
в области изобразительного искусства 76
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 101

Актуальность. Выявление и сопровождение одаренных детей - одно из приоритетных направлений современной государственной образовательной политики, постулируемое концептуальными документами различного уровня: от федерального до муниципального. В последней редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2017 года) указано на то, что каждому ребенку должны быть созданы условия для развития его индивидуальных способностей [3]. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. выделяет одним из основных мероприятий выявление и поддержку одаренных детей и молодежи [1]. В Постановлении Правительства Российской Федерации №1239 от 17.11.2015 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» [2], указано, что педагоги в рамках образовательного процесса должны оценивать способности ребенка, и при выявлении детей с выдающимися способностями (одаренных детей), создавать особые условия для развития таких способностей.
Однако интерес к развитию в детях системы индивидуальных способностей, выявлению и поддержке их одаренности обусловлен не только требованиями нормативных документов. Данная проблема является одной из основных в педагогике и психологии и анализируется на протяжении многих веков. Еще такие античные исследователи, как Платон и Аристотель говорили о необходимости поддержания «лучей разума» в тех людях, в которых они есть. В современной психолого-педагогической литературе представлено множество теорий, взглядов и концепций одаренности зарубежных (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Э.П. Торренс и др.), а также отечественных: (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский,
В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, Н.С Лейтес, А.Н. Леонтьев,
A. В. Либин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич и др.) авторов.
Большинство исследований по вопросам одаренности посвящены изучению общей интеллектуальной одаренности личности. Проблема творческой одаренности исследована в значительно меньшей степени. Данное направление развивали Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин,
B. Н. Мясищев, А.А. Мелик-Пашаева, А.А. Никитин. Исследования одаренности к изобразительному искусству носят точечный характер и представлены в работах: В.В. Канащенковой, В.И. Кириенко, В.С. Кузина, И.Л. Левина, Ю.А. Полуянова, М.А. Озеровой и др. При этом, как отметил еще Л.С. Выготский, большинство психологических теорий «почти все исключают интеллектуальные процессы из сферы эстетического анализа» [16, с. 50].
Между тем, именно гармоничное развитие всех сфер одаренной личности необходимо не только для эффективного решения проблем, возникающих в различных аспектах человеческой деятельности, но и для успешной реализации собственных способностей.
В практической деятельности указанный разрыв между сопровождением познавательных и творческих компонентов одаренности усугубляется особенностями отечественной системы образования детей, разделяющей общее, дополнительное образование и предпрофессиональное образование. Дети, имеющие одаренность в области художественно­эстетической сферы, получают, как правило, образование в двух разных системах не взаимодействующих либо слабо взаимодействующих между собой. Даже при благоприятных условиях, воздействия по развитию одаренности таких детей идет по двум параллельным направлениям: общеобразовательная организация оказывает влияние на когнитивную сферу и интеллект ребенка, а образовательная организация дополнительного образования развивает специальные способности. При менее благоприятных условиях, и та и другая сторона, просто активно эксплуатирует выдающиеся способности ребенка. Говорить о гармоничном сопровождении развития одаренности и психики ребенка в целом не приходится....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящее исследование было направлено на изучение особенностей познавательной сферы подростков, имеющих признаки одаренности к изобразительному искусству.
Выявление и сопровождение одаренных детей - одно из приоритетных направлений современной государственной образовательной политики. Гармоничное развитие всех сфер одаренной личности необходимо не только для эффективного решения проблем, возникающих в различных аспектах человеческой деятельности, но и для успешной реализации потенциальных способностей. Создание психолого-педагогических условий развития детей одаренных в области изобразительного искусства должно быть направлено не только на развитие специальных способностей, но и развитие познавательной сферы как основы общей одаренности личности.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что познавательная сфера подростков с более высокими признаками одаренности в области изобразительного искусства характеризуются и более высоким уровнем развития познавательной сферы, познавательной активности, зрелостью когнитивных стилей.
На основании теоретического анализа нами было выделено, что одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренность может быть явной либо находится в латентном состоянии.
Одаренность к изобразительному искусству, в свою очередь, есть системное качество психики, связанное с художественно-эстетическими направленностями способностей. Об одаренности конкретной личности можно судить при наличии признаков одаренности, проявленных через инструментальный и мотивационный аспекты деятельности.
В качестве признаков одаренности к изобразительному искусству может выступать комплекс способностей, включающий способности, связанные с восприятием и передачей в материале объектов окружающего мира (специальные способности); личностные качества: интерес к изобразительной деятельности, способность актуализировать жизненный опыт, эстетическую и духовную направленность; когнитивные способности: познавательную активность, интеллектуальные качества личности; особенности мышления, воображения; внимания, памяти.
Выделенные признаки были положены нами в основу экспертной оценки индивидуальной творческой деятельности испытуемых, при проведении эмпирической части исследования, позволившей распределить испытуемых на группы по уровню выраженности признаков одаренности.
В теоретическом анализе было показано, что ведущей сферой при развитии и реализации одаренности к изобразительному искусству является познавательная сфера. Роль познавательных процессов в художественном творчестве описывают как сами художники, так и психологи, исследующие проблемы искусства. На основе анализа положений психологических теорий нами были выделены показатели изучения познавательной сферы подростков с признаками одаренности к изобразительному искусству, такие как:
• наличие развитых способов осуществления индивидуальной творческой деятельности;
• умение оперировать абстрактными понятиями, как показателя зрелости когнитивной сферы и развития абстрактно-символического мышления;
• уровень познавательной активности подростков;
• тип мышления подростков;
• индивидуальный познавательный стиль (стиль творческой деятельности по. Е.П. Ильину) аналитический либо синтетический;
• дивергентная продуктивность (конвергентность / дивергентность мышления по М.А. Холодной).
Исходя из вышеперечисленных критериев, было проведено исследование особенностей познавательной сферы подростков, имеющих разную выраженность признаков одаренности к изобразительному искусству.
Эмпирическое исследование позволило выделить особенности развития познавательной сферы подростков с разным уровнем выраженности признаков одаренности к изобразительному искусству, а также дефициты их познавательной сферы.
Познавательная сфера подростков, имеющих ярко выраженные признаками одаренности к изобразительному искусству, отличается явным преобладанием наглядно-образного типа мышления, снижением уровня развития словесно-логического и абстрактно-символического типа, что может препятствовать развитию и реализации их одаренности в дальнейшем. Для познавательной сферы подростков со средним проявлением признаков одаренности к изобразительному искусству дефицитом является мотивационный аспект одаренности, а также слабо развитая способность к абстрактному мышлению, преобладание незрелых когнитивных стилей. Познавательная сфера подростков с низким уровнем признаков одаренности отличается недостаточной сформированностью познавательных компонентов, отвечающих за развитие способов индивидуальной творческой деятельности.
На основании полученных выводов были сформулированы психолого­педагогические рекомендации организации работы по сопровождению развития познавательной сферы подростков с признаками одаренности к изобразительному искусству.
Работа по сопровождению познавательной сферы подростков с признаками одаренности к изобразительному искусству должна выстраиваться по всем направления, выделенным психологической наукой, с учетом принципов и специфики одаренности подростков, и направлена на устранение дефицитов развития познавательной сферы....


1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1239 от 17.11.2015 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
3. Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
4. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика. / Пер. с древнегреч.; Общ. Ред.
А.И. Доватура. Собрание сочинений: В 4-х т. М., 2014. 830с.
5. Арцишевская Е.В. Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными и языковыми способностями: автореф. дис. ...кднп.исин.уаук.М., 2008. 25 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Издательский центр Академия, 2007. 528 с.
7. Ахметова Л. В Когнитивная сфера личности - психологическая основа обучения // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 9 (87). С. 108-115.
8. Бабаева Ю.Д Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии / Режим доступа: http://www.zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osn-podhod.html (дата обращения 23.06.2016).
9. Бескова И.А. Творческая одаренность: природа, предпосылки, проявления // Эпистемология креативности. М.: Канон +; РООН Реабилитация, 2013. С. 204-271.
10. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО, 2005. 176 с.
11. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. 526 с.
12. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
13. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
14. Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчёк Н. М. и др. Всемирная история с 6 томах, т. 1: Каменный век. Минск, 2000. 531 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с...76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ