Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 9
1.1. Одаренность как предмет исследования в зарубежной и
отечественной психологии 9
1.2 Характеристика признаков одаренности к изобразительному
искусству 20
1.3 Познавательный компонент в структуре одаренности к
изобразительному искусству 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 49
2.1. Организация и методы исследования 49
2.2. Результаты исследования особенностей познавательной сферы
подростков, имеющих признаки одаренности к изобразительному искусству 62
2.3 Рекомендации по организации психолого-педагогического
сопровождения развития познавательной сферы подростков, одаренных
в области изобразительного искусства 76
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Актуальность. Выявление и сопровождение одаренных детей - одно из приоритетных направлений современной государственной образовательной политики, постулируемое концептуальными документами различного уровня: от федерального до муниципального. В последней редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2017 года) указано на то, что каждому ребенку должны быть созданы условия для развития его индивидуальных способностей [3]. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. выделяет одним из основных мероприятий выявление и поддержку одаренных детей и молодежи [1]. В Постановлении Правительства Российской Федерации №1239 от 17.11.2015 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» [2], указано, что педагоги в рамках образовательного процесса должны оценивать способности ребенка, и при выявлении детей с выдающимися способностями (одаренных детей), создавать особые условия для развития таких способностей.
Однако интерес к развитию в детях системы индивидуальных способностей, выявлению и поддержке их одаренности обусловлен не только требованиями нормативных документов. Данная проблема является одной из основных в педагогике и психологии и анализируется на протяжении многих веков. Еще такие античные исследователи, как Платон и Аристотель говорили о необходимости поддержания «лучей разума» в тех людях, в которых они есть. В современной психолого-педагогической литературе представлено множество теорий, взглядов и концепций одаренности зарубежных (Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, Э.П. Торренс и др.), а также отечественных: (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский,
В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, Н.С Лейтес, А.Н. Леонтьев,
A. В. Либин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич и др.) авторов.
Большинство исследований по вопросам одаренности посвящены изучению общей интеллектуальной одаренности личности. Проблема творческой одаренности исследована в значительно меньшей степени. Данное направление развивали Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин,
B. Н. Мясищев, А.А. Мелик-Пашаева, А.А. Никитин. Исследования одаренности к изобразительному искусству носят точечный характер и представлены в работах: В.В. Канащенковой, В.И. Кириенко, В.С. Кузина, И.Л. Левина, Ю.А. Полуянова, М.А. Озеровой и др. При этом, как отметил еще Л.С. Выготский, большинство психологических теорий «почти все исключают интеллектуальные процессы из сферы эстетического анализа» [16, с. 50].
Между тем, именно гармоничное развитие всех сфер одаренной личности необходимо не только для эффективного решения проблем, возникающих в различных аспектах человеческой деятельности, но и для успешной реализации собственных способностей.
В практической деятельности указанный разрыв между сопровождением познавательных и творческих компонентов одаренности усугубляется особенностями отечественной системы образования детей, разделяющей общее, дополнительное образование и предпрофессиональное образование. Дети, имеющие одаренность в области художественноэстетической сферы, получают, как правило, образование в двух разных системах не взаимодействующих либо слабо взаимодействующих между собой. Даже при благоприятных условиях, воздействия по развитию одаренности таких детей идет по двум параллельным направлениям: общеобразовательная организация оказывает влияние на когнитивную сферу и интеллект ребенка, а образовательная организация дополнительного образования развивает специальные способности. При менее благоприятных условиях, и та и другая сторона, просто активно эксплуатирует выдающиеся способности ребенка. Говорить о гармоничном сопровождении развития одаренности и психики ребенка в целом не приходится....
Настоящее исследование было направлено на изучение особенностей познавательной сферы подростков, имеющих признаки одаренности к изобразительному искусству.
Выявление и сопровождение одаренных детей - одно из приоритетных направлений современной государственной образовательной политики. Гармоничное развитие всех сфер одаренной личности необходимо не только для эффективного решения проблем, возникающих в различных аспектах человеческой деятельности, но и для успешной реализации потенциальных способностей. Создание психолого-педагогических условий развития детей одаренных в области изобразительного искусства должно быть направлено не только на развитие специальных способностей, но и развитие познавательной сферы как основы общей одаренности личности.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что познавательная сфера подростков с более высокими признаками одаренности в области изобразительного искусства характеризуются и более высоким уровнем развития познавательной сферы, познавательной активности, зрелостью когнитивных стилей.
На основании теоретического анализа нами было выделено, что одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренность может быть явной либо находится в латентном состоянии.
Одаренность к изобразительному искусству, в свою очередь, есть системное качество психики, связанное с художественно-эстетическими направленностями способностей. Об одаренности конкретной личности можно судить при наличии признаков одаренности, проявленных через инструментальный и мотивационный аспекты деятельности.
В качестве признаков одаренности к изобразительному искусству может выступать комплекс способностей, включающий способности, связанные с восприятием и передачей в материале объектов окружающего мира (специальные способности); личностные качества: интерес к изобразительной деятельности, способность актуализировать жизненный опыт, эстетическую и духовную направленность; когнитивные способности: познавательную активность, интеллектуальные качества личности; особенности мышления, воображения; внимания, памяти.
Выделенные признаки были положены нами в основу экспертной оценки индивидуальной творческой деятельности испытуемых, при проведении эмпирической части исследования, позволившей распределить испытуемых на группы по уровню выраженности признаков одаренности.
В теоретическом анализе было показано, что ведущей сферой при развитии и реализации одаренности к изобразительному искусству является познавательная сфера. Роль познавательных процессов в художественном творчестве описывают как сами художники, так и психологи, исследующие проблемы искусства. На основе анализа положений психологических теорий нами были выделены показатели изучения познавательной сферы подростков с признаками одаренности к изобразительному искусству, такие как:
• наличие развитых способов осуществления индивидуальной творческой деятельности;
• умение оперировать абстрактными понятиями, как показателя зрелости когнитивной сферы и развития абстрактно-символического мышления;
• уровень познавательной активности подростков;
• тип мышления подростков;
• индивидуальный познавательный стиль (стиль творческой деятельности по. Е.П. Ильину) аналитический либо синтетический;
• дивергентная продуктивность (конвергентность / дивергентность мышления по М.А. Холодной).
Исходя из вышеперечисленных критериев, было проведено исследование особенностей познавательной сферы подростков, имеющих разную выраженность признаков одаренности к изобразительному искусству.
Эмпирическое исследование позволило выделить особенности развития познавательной сферы подростков с разным уровнем выраженности признаков одаренности к изобразительному искусству, а также дефициты их познавательной сферы.
Познавательная сфера подростков, имеющих ярко выраженные признаками одаренности к изобразительному искусству, отличается явным преобладанием наглядно-образного типа мышления, снижением уровня развития словесно-логического и абстрактно-символического типа, что может препятствовать развитию и реализации их одаренности в дальнейшем. Для познавательной сферы подростков со средним проявлением признаков одаренности к изобразительному искусству дефицитом является мотивационный аспект одаренности, а также слабо развитая способность к абстрактному мышлению, преобладание незрелых когнитивных стилей. Познавательная сфера подростков с низким уровнем признаков одаренности отличается недостаточной сформированностью познавательных компонентов, отвечающих за развитие способов индивидуальной творческой деятельности.
На основании полученных выводов были сформулированы психологопедагогические рекомендации организации работы по сопровождению развития познавательной сферы подростков с признаками одаренности к изобразительному искусству.
Работа по сопровождению познавательной сферы подростков с признаками одаренности к изобразительному искусству должна выстраиваться по всем направления, выделенным психологической наукой, с учетом принципов и специфики одаренности подростков, и направлена на устранение дефицитов развития познавательной сферы....
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1239 от 17.11.2015 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
3. Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
4. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика. / Пер. с древнегреч.; Общ. Ред.
А.И. Доватура. Собрание сочинений: В 4-х т. М., 2014. 830с.
5. Арцишевская Е.В. Индивидуально-типологические особенности подростков с художественно-изобразительными и языковыми способностями: автореф. дис. ...кднп.исин.уаук.М., 2008. 25 с.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Издательский центр Академия, 2007. 528 с.
7. Ахметова Л. В Когнитивная сфера личности - психологическая основа обучения // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 9 (87). С. 108-115.
8. Бабаева Ю.Д Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии / Режим доступа: http://www.zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osn-podhod.html (дата обращения 23.06.2016).
9. Бескова И.А. Творческая одаренность: природа, предпосылки, проявления // Эпистемология креативности. М.: Канон +; РООН Реабилитация, 2013. С. 204-271.
10. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО, 2005. 176 с.
11. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2012. 526 с.
12. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
13. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
14. Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчёк Н. М. и др. Всемирная история с 6 томах, т. 1: Каменный век. Минск, 2000. 531 с.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с...76