ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Особенности развития изобразительной деятельности детей 7
1.2. Технологии и приемы развития навыков рисования детей дошкольного
возраста 15
1.3 Роль организации предметно пространственной среды в развитии изобразительной деятельности 23
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ 33
2.1. Аннотация проекта 33
2.2. Изучение особенностей развития изобразительной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 37
2.3. Организация предметно-пространственной среды с целью развития
навыков изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста 43
2.4. Методическая разработка организации образовательно-воспитательной
работы с детьми в центре изобразительного творчества 50
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Данная работа посвящена изучению развития творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством организации предметно - пространственной среды.
Актуальность данной темы заключается в том, что согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования в содержании программы дошкольного образовательного учреждения должна быть представлена образовательная область «художественно-эстетическое развитие». Оно подразумевает, что у детей дошкольного возраста, сообразно своему уровню развития, предполагается развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства, в нашем случае изобразительного, формирование начальных представлений о видах искусства, а также реализацию самостоятельной творческой деятельности.
Развитию всех предпосылок к изобразительной деятельности в первую очередь способствуют воспитатели и родители, так как большую часть времени они находятся с ребенком. Именно они организуют процесс творчества, предоставляя необходимые материалы, знания и способы применения средств изобразительной деятельности. Так же необходимо учитывать предметно-пространственные условия дома и в образовательной организации. Все вышесказанное относиться к организации предметно - пространственной среды, которая является неотъемлемой частью развития изобразительной деятельности детей.
Т.С. Комарова утверждает: «Часто бытует мнение, что рисование для детей лишь игра, забава. Однако без применения трудового усилия изображение создать невозможно» [12, с. 6-14].
Развитие изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, в свою очередь, связано с развитием мелкой моторики и координацией движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики руки крайне важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Кроме того, творческая 3 деятельность способствует развитию произвольной, нравственной сферы детей, что является необходимыми компонентами психологической готовности ребенка к школе.
К.Д. Ушинский так же отмечал, что рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. По этой причине он рекомендовал шире вводить рисование в процесс обучения и в качестве самостоятельного предмета, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов [29, с. 354-378.].
Но, в современное время, популярность изобразительной деятельности детей дошкольного возраста падает, так как современные технологии, гаджеты и телевизор вытесняют данную деятельность. Родители часто полагают, что телевизионные программы и различные интернет ресурсы более эффективны для обучения детей. Взрослые, желая быстрее приобщить ребенка к современным технологиям и новым способам обучения, тем самым лишь ограничивают возможность ребенка получать необходимую ему информацию с помощью органов чувств. Изучение детьми мира происходит в движении, опоре на осязательный и двигательный образ предмета, в том числе — и при зрительном восприятии [12]. Для ребенка-дошкольника основой развития остается обобщение его чувственного опыта.
Следует отметить, что в рамках реализации образовательной программы педагоги осуществляют обучение детей различным техникам и навыкам рисования, раскрывают особенности использования выразительных средств деятельности. Но, далее, эти навыки не находят своего закрепления, выражения в самостоятельной деятельности детей при отсутствии интереса и условий реализации изобразительной деятельности. Зачастую образовательные достижения ребенка в изобразительной деятельности недостаточно поддерживаются в условиях семейного воспитания, т.к. родители считают, что ребенку важнее усваивать техники использования современных средств информатизации. Такое положение, зачастую, не 4
позволяет закреплять и совершенствовать навыки рисования, т.к. отсутствуют стимулирующие механизмы к самостоятельному осуществлению изобразительной деятельности. В связи с этим, хочется подчеркнуть, что для реализации творческого потенциала, на примере изобразительной деятельности, необходимо предусмотреть не только обучение детей техникам, приемам и средствам рисования, но и создавать условия для стимуляции самостоятельной изобразительной деятельности детей. Данные положения подчеркивают актуальность темы исследования....
Опираясь на федеральный государственный стандарт, можно сказать, что развитие творческих способностей дошкольников необходимая часть их полноценного развития, а творческие способности можно развивать с помощью изобразительной деятельности. И на сегодняшний день, в век информационных технологий проблема развития изобразительной деятельности особенно важна.
В ходе исследования было выяснено, что изобразительная деятельность детей имеет определенные этапы развития рисунка, и у разных авторов это отмечается через разные, но в то же время, похожие теоретические положения.
Изобразительная деятельность предполагает наличие у дошкольников определенных знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Для того, чтобы такой продукт был создан, необходимо творческое воображение, мышление и фантазия, а также навыки и способы рисования. Данные сферы можно развивать с помощью организации предметно-пространственной среды, которая является важной составляющей развития детского творчества и изобразительной деятельности.
Развитие навыков изображения в первую очередь зависит от того, как педагоги и родители организуют деятельность детей, какие материалы предоставят для полноценной работы, от этого зависит заинтересованность детей к изобразительной деятельности.
Была произведена исследовательская работа, которая позволила выявить уровень развития навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали несовершенство таких навыков как: раскрашивание (размах руки), регуляция силы нажима, уровень самостоятельности, эмоциональное отношение к деятельности (некоторое количество детей было безразлично к выполнению данной деятельности).
Полученные сведения указывают на направления работы с детьми по совершенствованию навыков изобразительной деятельности. На основе оценки навыков был выявлен уровень развития изобразительной деятельности у каждого ребенка.
На основе полученных результатов была организована предметно - пространственная среда, определены психолого-педагогические условия её эффективного функционирования с целью развития изобразительной деятельности детей. Был создан центр изобразительного творчества и разработаны занятия по организации образовательно-воспитательной работы с детьми в этом центре. Продумано зонирование соседствующих центров. Определены и разработаны материалы, объекты центра творчества, предусмотрена галерея детского творчества, позволяющая демонстрировать успешность детей в изобразительной деятельности.
Важным условием организации предметно-пространственной среды является обеспечение наличия, вариативности и доступности средств для самостоятельного осуществления разнообразных техник и приемов в изобразительной деятельности. Для обогащения опыта детей были предложены материалы, раскрывающие различные техники рисования, а также иллюстрированные книжные издания с определенной тематикой в соответствии с образовательной программой и требованиями к детским иллюстрациям. Одновременно был разработан комплекс занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
Таким образом изучение развития навыков изобразительной деятельности позволило выявить дефициты в развитии изобразительной деятельности детей 5-6 лет и разработать специально организовать предметно-пространственную среду, с методическим обеспечением относительно организации образовательно-воспитательной работы с детьми в центре изобразительной деятельности.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. Спб., 1998. 379 с.
2. Бурова Н.А. Развитие творческих способностей у дошкольников - залог успешного развития личности // Преемственность в образовании. 2018. № 17 (04). С. 139-147.
3. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2012. 224 с.
4. Вершинина Н.А. Вклад ученых ХХ века в изучение проблем
изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:
Гносеологическая модель развития. Спб., 2008. 153с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб., 1997. 96с.
6. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. М.: 2001. 128 с.
7. Елшина Л. Диагностика и развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Учитель. 2015. № 3. С. 22-24.
8. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 431 с.
9. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914. 214 с.
10. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. Волгоград, 2009. 143с.
11. Клопотова Е.Е., Газанчан Е.Б. Особенности рисования дошкольников с помощью традиционных и электронных средств // Современное дошкольное образование: Теория и практика. 2017. № 8. С. 2431.
12. Комарова Т.С. Значение изобразительной деятельности детей для их всестороннего развития // Педагогическое образование и наука. 2014. № 3 С. 6-14.
13. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать: В помощь учителю. М., 1998. 165с.
14. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М., 1970. 158 с.
15. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. М., 2013. 144с....33