ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПОНЕНТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Понятие трудовой деятельности в современной теории и практике 7
1.2. Особенности трудовой деятельности детей младшего дошкольного
возраста 13
1.3. Педагогические условия формирования компонентов трудовой
деятельности детей младшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 32
2.1. Изучение сформированности трудовой деятельности детей младшего
дошкольного возраста 32
2.2. Реализация условий формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста 38
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 47
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение,
произвольность.
Однако задача формирования трудовой деятельности в концепции не выдвигается. Между тем, многие авторы (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.) отмечают, что основные ее составляющие (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте [3, с. 2-16]. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
К настоящему времени учеными определено место трудовой деятельности детей в образовательном процессе ДОО. Разработано ее содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения детей к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.); рассматриваются особенности трудовой деятельности дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.); изучаются мотивы, побуждающие детей к трудовой деятельности (Я.З. Неверович, Т.А. Маркова); выделены способы приближения детей к труду взрослых (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие) [6, с. 83-88].
Стоит отметить, что авторов, изучающих формирование и развитие трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста не много, к ним можно отнести лишь Р.С. Буре, Л. В. Куцакову, С.А Козлову. В своих работах они обращают внимание на формы организации труда маленьких детей и на требования к условиям организации трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
На основании вышеизложенных положений определились следующие противоречия:
• возможностью и необходимостью организации трудовой деятельности в дошкольных образовательных организациях и отсутствием данного направления развития в большинстве современных документах, определяющих содержание дошкольного образования;
• воспитательным потенциалом трудовой деятельности и недостаточностью ее организации трудовой в практике работы дошкольных образовательных организаций;
• возрастными возможностями детей дошкольного возраста в реализации трудовой деятельности и их ограниченном использовании в образовательной работе с детьми.
Таким образом, сегодня возникает необходимость в обновлении подходов к организации трудовой деятельности дошкольников, поиска, актуальных методов и средств, способствующих эффективному формированию компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Выявленные противоречия помогли выявить проблему исследования, каковы педагогические условия формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста, что и определило тему нашей работы: «Педагогические условия формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Раскрыть понятие трудовой деятельности, выделить ее структурные компоненты и основные характеристики, охарактеризовать трудовую деятельность детей младшего дошкольного возраста, описать педагогические условия формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
3. Реализовать педагогические условия формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формированию компонентов трудовой
деятельности детей младшего дошкольного возраста, будут способствовать следующие педагогические условия:
- вовлечение детей в совместную посильную трудовую деятельность со взрослыми;
• визуализация законченных циклов трудовой деятельности в сочетании с их стихотворной вербализацией для самостоятельного выполнения детьми трудовых действий;
• введение игровых контекстов в трудовую деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ, синтез, сопоставление научной, методической и учебной литературы, эмпирические методы исследования (скрытое наблюдение, формирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов наблюдения).
Практическая значимость исследования состоит в том, что на его основе может быть разработана стратегия формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Трудовая деятельность - это процесс изменения предметной и духовной жизни общества, направленный на удовлетворение потребностей человека, результатом которого является получение какого-либо общественно значимого продукта. Выделяют два вида труда: физический и умственный труд. Труд имеет социальный характер. Это обусловлено формой собственности на средства труда и правом присвоения продуктов труда, и мотивацией к трудовой деятельности;
Трудовая деятельность дошкольника развивается в двух направлениях: происходит усложнение ее компонентов, освоение новых видов и форм труда; совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, пока еще находятся в стадии формирования и требует участие и помощь взрослого. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре.
На основе из анализа психолого-педагогической литературы, были сформулированы условия формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду: вовлечение детей в совместную посильную трудовую деятельность со взрослыми; визуализация законченных циклов трудовой деятельности в сочетании с их стихотворной вербализацией для самостоятельного выполнения детьми трудовых действий; введение игровых контекстов в трудовую деятельность детей младшего дошкольного возраста.
С целью изучения сформированности трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста была разработана карта включенного наблюдения за трудом детей в свободной деятельности, в ее основу были положены выделенные Урунтаевой Г.А. критерии сформированности трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Результаты наблюдения, занесенные в карту, затем обрабатывались, что позволило выделить и зафиксировать уровень сформированности трудовых умений детей младшего возраста.
Исследование проводилось на базе второй младшей группы детского сада города Красноярска. В исследовании приняла участие 20 детей 3-4 лет.
Включенное наблюдение проводится по заранее намеченному плану в соответствии с выделенными критериями, представленным в карте наблюдения. Уровень сформированности трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста изучался по следующим критериям: трудовая цель, интерес к труду, сформированность трудовых умений и навыков, инициатива, самостоятельность, настойчивость, доводит ли начатое дело до конца, соответствие самооценки реальности.
В карту наблюдения вносилась бальная оценка сформированности трудовых умений ребёнка, в которой: 0 балл обозначал отсутствие или фрагментарное присутствие выделенного критерия в трудовой деятельности ребенка; 1 балла означало, что выделенный критерий проявляется в трудовой деятельности ребенка, но не регулярно или не в полном объеме; 2 балла означало, что выделенный критерий регулярно и систематически присутствует, и проявляется в трудовой деятельности ребенка. Полученные ребенком по каждому из 6 критериев баллы суммировались и выводился уровень сформированности трудовой деятельности ребенка.
На основе выделенных критериев сформированности трудовой деятельности детей младшего возраста были выделены и охарактеризованы три уровня: высокий, средний и низкий.
Полученные результаты исследования сформированности трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраст, позволяют утверждать, что преобладает средний уровень сформированности трудовых умений детей, что ниже реальных возможностей детей исследуемой возрастной группы, о чём свидетельствует наличие детей, показавших достаточно высокие результаты; наиболее сформированным критерием трудовых умений детей младшего дошкольного возраста оказался «Интерес к труду», наименее сформированным критерием трудовых умений детей младшего дошкольного возраста оказался «Доводить начатое дело до конца».
Дальнейшая наша работа была направлена на реализацию условий формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
С целью реализации первого условия - вовлечение детей в совместную посильную трудовую деятельность со взрослыми - с участием педагогов и других сотрудников детского сада осуществлялась: уборка листьев с дорожек и веранды, уборка цветов на клумбах, укрывание многолетних цветов специальным материалом, уборка летних игрушек в коробки; уборка снега педагогами и дворниками, строительство снежного городка и горки, пополнение кормушек для птиц, удаления снежных «шапок» с кустов, от тяжелого снега. Для вовлечения детей взрослые использовали следующую тактику: демонстрировали способ осуществления трудового действия;
повторяли показ, выполняя действия вместе с ребенком; ребенок совершал действие самостоятельно при непосредственном наблюдении взрослого; ребенок совершал самостоятельные трудовые действия. Такая тактика вовлечения детей в совместную трудовую деятельность со взрослым способствовала расширению детьми опыта собственной трудовой деятельности в природе в осенне-зимний период, стимулировала проявлять инициативы в выполнении отдельных ее видов, привела к возникновению переноса положительного опыта трудовой деятельности из труда в природе на хозяйственно-бытовой труд.
С целью реализации второго условия - визуализация законченных циклов трудовой деятельности в сочетании с их стихотворной вербализацией для самостоятельного выполнения детьми трудовых действий - использовали сюжетные картинки и короткие стишки, иллюстрирующие трудовую деятельность детей.
Нами были созданы инструкции в картинках по выполнению детьми каждого из видов деятельности в природе в осенне-зимний период: уборка листьев с дорожек и веранды, уборка цветов с клумб, уборка клубней цветов, укрывание многолетних цветов, уборка летних игрушек в коробки, уборка снега на участке, строительство снежного городка и горки, пополнение кормушек для птиц, удаление снежных «шапок» с кустов. Вначале прогулки мы подводили детей к созданным инструкциям в картинках и повторяли последовательность, изображенных на них трудовых действий, в том числе и в стихотворной форме. Для этого мы подобрали/сочинили такие малые стихотворные формы.
Реализация второго условия позволила детям запомнить последовательность действий в реализации трудовой деятельности, а также стимулировало самостоятельное ее выполнения по предложенным картинкам.
С целью реализации третьего условия - введения игровых контекстов в трудовую деятельность детей младшего дошкольного возраста - мы освоенным детьми трудовым действиям и видам трудовой деятельности придавали сюжетно-ролевой смысл. Реализация третьего условия позволила детям усовершенствовать трудовые навыки, через выполнения их в рамках ролей игрового сюжета, что в свою очередь способствовало и развитию ведущего вида деятельности детей этой возрастной группы - игре.
Такая организация трудовой деятельности помогает поддерживать положительное отношение к труду и создавать благоприятные условия для развития и воспитания дошкольников.
После завершения формирующего эксперимента, нами было проведено повторное исследование сформированности трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием того же инструментария, что и на первом этапе работы.
Полученные результаты исследования сформированности трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраст, позволяют утверждать, что в группе к высокому уровню отнесено 7 детей (35%) детей, к среднему уровню - 11 детей или 55% и низкий уровень показали 2 детей, что составило 10%.
При сопоставлении результатов сформированности критериев трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста, можно констатировать, что количество детей с высоким уровнем сформированности трудовой деятельности увеличилось на 10%. Увеличилось общее количество детей со средним уровнем сформированности трудовой деятельности на 15% . Количество детей с низким уровнем сформированности трудовой деятельности уменьшилось в 3,5 раза. Наибольший прирост произошел по критерию «Сформированность трудовых умений и навыков», наименьший прирост произошел по критерию «Соответствие самооценки и реальности».
Таким образом, можно зафиксировать значимые изменения, что позволяет нам заключить об эффективности созданных нами условий формирования компонентов трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Это в свою очередь позволяет нам считать выдвинутую в начале работы гипотезу подтвержденной, цель достигнутой, задачи исследования выполненными.
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2008. 415 с.
2. Буре Р.С. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 2006. 308 с.
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: «Мозаика- Синтез», 2011. 140с.
4. Дурышева О.Н. Регламентация деятельности педагога по организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с современным законодательством // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 187-189 с.
5. Кайгородова Е.В. Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы // Сибирский учитель. 2012. № 4. С. 83-88.
6. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы. М.: Дрофа; 2004. С.20.
7. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. М.: «Академия», 2003. 144 с.
8. Колокольникова З.У., Михайлова Н.А. «Метод игры-труда» Е.И. Тихеевой в практике работы современного ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1-3. С. 421-423.
9. Коротовских Л.Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников // Дошкольная педагогика. 2012. № 6. С. 21-28.
10. Куликова Т. Учите детей трудиться! // Дошкольное воспитание. 2000. №7. с. 101-105.
11. Курпатов А. Дети. Психология. М.: Олма Медиа Групп, 2010. 480 с.
12. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 276с.
13. Логинова В., Мотирина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание. 1970. №10. С. 56-63.
14. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1972. С 192.
15. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Козловой. М.: Академия, 2012. 384 с....33