Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО
СВЕРСТНИКАМИ 7
1.1. Понятие общения в педагогике и психологии 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со
сверстниками 14
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Результаты эмпирического исследования общения детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками 21
2.3. Разработка комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на
развитие общения старших дошкольников со сверстниками 28
2.4. Анализ результатов контрольного исследования 32
Выводы по Главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие общения в дошкольном возрасте - актуальная проблема детской педагогики и психологии. Общение имеет большое значение для формирования и развития детской психики. Вопросами детского общения занимались такие исследователи, как Лисина М.И, Смирнова Е.О, Божович Л.И, Рузская А.Г и др. [4].
Общение «имеет Жбольшое значение для ^формирования и нразвития 1 детской ипсихики. Все исвои «психические (качества и нсвойства шличности я ребенок (приобретает, исключительно через общение.
По Ысловам С.Л. Рубинштейна «...отношение к «другому зчеловеку, к з людям составляет основу человечной ежизни, ее сердцевину». Отношение к б другому - [является центром духовно-нравственного зразвития личности и во ю многом определяет нравственную сущность человека».
Необходимость уделять должное внимание развитию общения в дошкольном ^возрасте ^подчеркивается в ^Федеральном государственном а образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В настоящее время специалисты в области дошкольного образования отмечают, что дети испытывают значительные трудности в освоении способов и приемов общения, что связано с активным развитием цифровых технологий. Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития общения дошкольников. В то же время возможности данного вида игр не всегда в полной мере используются педагогами в процессе коммуникативного развития детей.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Отмечено, что содержание данной области может быть реализовано в игровой деятельности, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,
А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности [58].
В то же время остается малоизученной проблема особенностей развития данного процесса, факторов, которые его определяют.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность использования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы в педагогической литературе (рассмотреть понятие общения, охарактеризовать специфику общения со сверстниками детей 5-7 лет).
2. Подобрать методы и методики диагностики общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
3. Экспериментально исследовать особенности общения старших дошкольников со сверстниками.
4. Разработать и реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию общения старших дошкольников со сверстниками.
5. Изучить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - общение дошкольников со сверстниками.
развитие общения детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно-ролевая игра выступит эффективным средством развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, если, при организации игры:
• создана адекватная предметно-игровая среда;
• учитывается коммуникативный опыт детей;
• в подготовку к сюжетно-ролевой игре включены все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители).
Методами исследования выступили: анализ психолого
педагогической и методической литературы, психодиагностика (наблюдение, опросник), педагогический эксперимент....
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Нами была организована экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, с целью изучить особенности развития их общения со сверстниками.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты проблемы в психологопедагогической литературе: рассмотрено понятие общения, дана психологопедагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, изучена специфика развития общения детей 5-7 лет со сверстниками.
2. Подобраны методики диагностики общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
3. Исследованы особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Обобщены и систематизированы полученные данные.
4. Разработан и реализован комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию общения старших дошкольников со сверстниками.
5. Изучена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития общения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:
• дифференцированной работе с детьми, учитывающей их коммуникативный опыт, в процессе организации игры;
• создания адекватной предметно-игровой среды;
- комплексном включении в подготовку к сюжетно-ролевой игре всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута.
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков : учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для вузов. М. : Аспект-Пресс, 2001. 378 с.
3. Арушанова А.В. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 5161.
4. Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Дошкольное воспитание. 1988. № 6. С. 31-35.
5. Бодалев А.А. Психология общения: учеб.-метод. пособие. М.: МОДЭК, МПСИ, 2007. 320 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Сентябрь, 2002. 398 с.
7. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2003. 95 с.
8. Василенко Н.А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1510-1514.
9. Волкова А.И. Психология общения. Р.-н/Д. : Феникс, 2007. 448 с.
10. Воробьева М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 1988. № 7. С. 51-55.
11. Воронова М.Н., Мороз С.В., Федосеенко Т.Т. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Научные исследования: от теории к практика. 2015. № 1 (2). С. 59-62.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 60-71.
13. Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 111-113; С. 118-120.
14. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет : б-ка воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
15. Геворкян С.Г., Горбачева Е.О., Спицына В.В. Развитие произвольности речевого общения у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий электронный журнал «Стриж». 2017. № 5 (16). С. 21-25....60