Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Работа №153898

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО
СВЕРСТНИКАМИ 7
1.1. Понятие общения в педагогике и психологии 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 10
1.3. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со
сверстниками 14
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2. Результаты эмпирического исследования общения детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками 21
2.3. Разработка комплекса сюжетно-ролевых игр, направленных на
развитие общения старших дошкольников со сверстниками 28
2.4. Анализ результатов контрольного исследования 32
Выводы по Главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ

Развитие общения в дошкольном возрасте - актуальная проблема детской педагогики и психологии. Общение имеет большое значение для формирования и развития детской психики. Вопросами детского общения занимались такие исследователи, как Лисина М.И, Смирнова Е.О, Божович Л.И, Рузская А.Г и др. [4].
Общение «имеет Жбольшое значение для ^формирования и нразвития 1 детской ипсихики. Все исвои «психические (качества и нсвойства шличности я ребенок (приобретает, исключительно через общение.
По Ысловам С.Л. Рубинштейна «...отношение к «другому зчеловеку, к з людям составляет основу человечной ежизни, ее сердцевину». Отношение к б другому - [является центром духовно-нравственного зразвития личности и во ю многом определяет нравственную сущность человека».
Необходимость уделять должное внимание развитию общения в дошкольном ^возрасте ^подчеркивается в ^Федеральном государственном а образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
В настоящее время специалисты в области дошкольного образования отмечают, что дети испытывают значительные трудности в освоении способов и приемов общения, что связано с активным развитием цифровых технологий. Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития общения дошкольников. В то же время возможности данного вида игр не всегда в полной мере используются педагогами в процессе коммуникативного развития детей.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по ФГОС ДО направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Отмечено, что содержание данной области может быть реализовано в игровой деятельности, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,
А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности [58].
В то же время остается малоизученной проблема особенностей развития данного процесса, факторов, которые его определяют.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность использования сюжетно-ролевой игры как средства развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы в педагогической литературе (рассмотреть понятие общения, охарактеризовать специфику общения со сверстниками детей 5-7 лет).
2. Подобрать методы и методики диагностики общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
3. Экспериментально исследовать особенности общения старших дошкольников со сверстниками.
4. Разработать и реализовать комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию общения старших дошкольников со сверстниками.
5. Изучить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - общение дошкольников со сверстниками.
развитие общения детей старшего
дошкольного возраста со сверстниками посредством сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сюжетно-ролевая игра выступит эффективным средством развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, если, при организации игры:
• создана адекватная предметно-игровая среда;
• учитывается коммуникативный опыт детей;
• в подготовку к сюжетно-ролевой игре включены все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители).
Методами исследования выступили: анализ психолого­
педагогической и методической литературы, психодиагностика (наблюдение, опросник), педагогический эксперимент....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Нами была организована экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, с целью изучить особенности развития их общения со сверстниками.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты проблемы в психолого­педагогической литературе: рассмотрено понятие общения, дана психолого­педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, изучена специфика развития общения детей 5-7 лет со сверстниками.
2. Подобраны методики диагностики общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
3. Исследованы особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Обобщены и систематизированы полученные данные.
4. Разработан и реализован комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию общения старших дошкольников со сверстниками.
5. Изучена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития общения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:
• дифференцированной работе с детьми, учитывающей их коммуникативный опыт, в процессе организации игры;
• создания адекватной предметно-игровой среды;
- комплексном включении в подготовку к сюжетно-ролевой игре всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Таким образом, гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута.


1. Аверин В.А. Психология детей и подростков : учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для вузов. М. : Аспект-Пресс, 2001. 378 с.
3. Арушанова А.В. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 51­61.
4. Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Дошкольное воспитание. 1988. № 6. С. 31-35.
5. Бодалев А.А. Психология общения: учеб.-метод. пособие. М.: МОДЭК, МПСИ, 2007. 320 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Сентябрь, 2002. 398 с.
7. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2003. 95 с.
8. Василенко Н.А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 1510-1514.
9. Волкова А.И. Психология общения. Р.-н/Д. : Феникс, 2007. 448 с.
10. Воробьева М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 1988. № 7. С. 51-55.
11. Воронова М.Н., Мороз С.В., Федосеенко Т.Т. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Научные исследования: от теории к практика. 2015. № 1 (2). С. 59-62.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 60-71.
13. Галигузова Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 111-113; С. 118-120.
14. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет : б-ка воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. 143 с.
15. Геворкян С.Г., Горбачева Е.О., Спицына В.В. Развитие произвольности речевого общения у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий электронный журнал «Стриж». 2017. № 5 (16). С. 21-25....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ