Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение лекарственных растений семейства сложноцветные г. Красноярска и его окрестностей в школе

Работа №153892

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВА
СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ ИЛИ АСТРОВЫЕ В Г. КРАСНОЯРСКЕ И ЕГО
ОКРЕСТНОСТЯХ 9
1.1. История изучения растительного покрова и флоры лекарственных г.
Красноярска и его окрестностей 9
1.2. Физико-географическая характеристика г. Красноярска 15
1.2.1. Геология и рельеф 15
1.2.2. Климат 16
1.2.3. Гидрография 19
1.2.4. Почвы 20
1.2.5. Растительность 24
ГЛАВА 2. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА
СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ ИЛИ АСТРОВЫЕ Г. КРАСНОЯРСКА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ 40
2.1. Таксономический список лекарственных растений семейства
сложноцветные или астровые, встречающихся на территории г. Красноярска и его окрестностей 41
2.2. Ботаническая характеристика лекарственных растений семейства
сложноцветные или астровые, встречающихся на территории г. Красноярска и его окрестностей 42
2.3. Методика сбора растительного сырья лекарственных растений семейства
сложноцветные 82
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ «ПОСТИГАЯ ЗАГАДКИ ЧЕРНОЙ СОПКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 94
3.1. Выбор и обоснование концепции экологической тропы 94
3.2. Проект экскурсионного маршрута на Черную Сопку 96
ВЫВОДЫ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 115

На сегодняшний момент, существенно повышается значимость проектной и исследовательской деятельности обучающихся средней школы на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», проектная и исследовательская деятельность является составной частью образовательного процесса учреждения и осуществляется в урочное и внеурочное время в течение учебного года.
В современном образовании приоритетным становится свободное творческое развитие личности. Невозможно воспитать бережное отношение к природе, используя только технические, экономические, правовые аспекты знаний. Необходимо помочь обучающемуся перевести эти знания в личностные ориентиры, способствовать становлению его нравственно­этических принципов. И, конечно, деятельность, наглядность, а не созерцание помогут в реализации любой личности.
Лекарственные растения (Plantae medicinalis) - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями (Гончарова, 1997).
Основные сведения о видовом многообразии флоры, охране растений обучающиеся получают на уроках биологии в школе. При изучении данной темы, важно, чтобы изучение растительных объектов, в том числе и лекарственных растений, не имел эпизодических характер, а повторялся постоянно и получал развитие, а также подкреплялся наглядностью. Поэтому изучение данной темы является одной из актуальных педагогических задач.
Изучение лекарственных растений в школе обладает мощным проектно-исследовательским, образовательным и воспитательным
потенциалом, который позволяет формировать прочные знания об экологической культуре, как культуре рационального природопользования, охране, как отдельных биологических объектов, так и целых надорганизменных систем, а также позволяет осуществлять эстетическое воспитание через видовое многообразие флоры г. Красноярска и его окрестностей.
Важно отметить, что флора г. Красноярска и его окрестностей достаточно богата представителями группы лекарственных растений, которые можно исследовать непосредственно в природе. Наиболее часто встречающиеся виды семейства сложноцветные или Астровые: Полынь метельчатая (Artemisia scoparia Waldst. et Kit.); Полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris L.); Мать-и-мачеха (Tussilago farfara L.); Лопух войлочный (Arctium tomentosum Mill.); Календула лекарственная (Calendula officinalis L.); Тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium L.); Пижма
обыкновенная (Tanacetum vulgare L.); Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale F.H. Wigg.); Топинамбур или Подсолнечник
клубненосный (Helianthus tuberosus L.). Редкими и случайно отмеченными видами являются Цикорий обыкновенный (Cichorium intybus L.); Василек синий (Centaurea cyanus L.); Девясил иволистый (Inula salicina L.), Подсолнечник однолетний (Helianthus annuus L.); и др. [Антипова, Антипова, 2016].
Исследовательская деятельность, в основу которой положена разработка проекта экологической тропы «Постигая загадки Черной сопки», позволяет наиболее полно и глубоко изучить видовое разнообразие флоры лекарственных растений г. Красноярска и его окрестностей, расширить кругозор и уровень знаний школьников о местах, способах сбора и использовании лекарственных растений. Дает возможность школьникам наглядно познакомиться с видами в естественных условиях.
Важно отметить, что данный вид деятельности реализует одну из главных задач биологического образования, а именно формирует экологическую культуру. Актуализирует в сознании подрастающего поколения новую тенденцию повседневной заботы каждого, о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений.
Цель работы: изучениие лекарственных растений семейства
сложноцветные г. Красноярска и его окрестностей в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть историю изучения лекарственных растений семейства сложноцветные г. Красноярска и его окрестностей и выявить особенности физико-географического положения.
2. Составить таксономический список лекарственных растений семейства сложноцветные г. Красноярска и его окрестностей, их ботаническую характеристику и методику сбора растительного сырья.
3. Разработать проект экологической тропы «Постигая загадки Черной Сопки» с обучающимися МАОУ Средней школы № 152 им. А.Д. Березина г. Красноярска.
Материалы получены в ходе работы с научной, учебной и справочной литературой по флоре г. Красноярска; с нормативной документацией и методической литературой МАОУ Средняя школа № 152 им. А.Д. Березина г. Красноярск; проведения полевых наблюдений и исследований растений, а также по собственным гербарным сборам, в ходе полевой практики по ботанике студентов КГПУ им. В.П. Астафьева в 2016 году. В ходе исследования использован метод гербаризации растений, который включает: сбор, сушку и определение гербарного материала.
В работу включены лекарственные растения, встречающиеся во флоре г. Красноярска и его окрестностях, то есть в зеленой зоне. Зелёная зона - элемент градостроительства, содержащий зелёные насаждения (древесные, кустарниковые и травянистые растения). Служит для поддержания качества городской среды обитания населения и охраны окружающей среды. Пригородная зеленая зона г. Красноярска выделена в установленном порядке
и расположена на территории пяти административно-территориальных образований: Балахтинского, Березовского, Емельяновского, Манского
районов и г. Дивногорска. Радиус окре

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История изучения лекарственных растений г. Красноярска и его окрестностей включает несколько этапов:
1. XVII-XIX в.в.
Наибольший вклад в изучение лекартсенных растений внесли: Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, И. Сиверс, П.С. Паллас, П.Н. Крылов, Г.А. Стуков, Н.М. Мартьянов, Я.П. Прейн.
2. 1-я половина XX в.
Наибольший вклад в изучение лекартсенных растений внесли: К.Н. Златковский, А.А. Островских, А.Я. и В.И. Тугариновы, А.П. Ермолаев, В.В. Ривердато, Л.М. Черепнин и др.
3. 2-я половина XX-XXI в.в.
Наибольший вклад в изучение лекартсенных растений внесли: Л.М. Черепнин, М.И. Беглянова, Л.И. Кашина, Н.В. Степанов, Е.М. Антипова, Н.Н. Тупицина, С.В. Антипова и др.
Детальное изучение современного состояния растительного покрова г. Красноярска в его административных границах было предпринято с 2002 г.
Физико-географическая характеристика города позволяет выявить, что г. Красноярск расположен в Красноярском лесостепном округе Западно- Присаянской провинции островных лесостепей Средней Сибири. Основыными типами растительности являются леса и луга, в меньшей степени степи.
Таксономический список лекарственных растений семейства сложноцветные г. Красноярска и его окрестностей включает 34 вида, составлена их ботаническая характеристика.
Методика сбора растительного сырья лекарственных растений семейства сложноцветные определяется: используемыми частями растения, сроками сбора и правилами сушки.
В результате разработки проекта экологической тропы «Постигая загадки Черной Сопки» выявлено, что данный объект является перспективным для изучения лекарственных растений, так как детального изучения флоры Черной сопки не проводилось. Для реальзации проекта экологической тропы необходимо оборудование маршрута указателями пути, информационными стендами. Проект экологической тропы перспективный и может быть реализован при поддержке администрации МАОУ Средней школы № 152 им. А.Д. Березина и администрации г. Красноярска.
Важно отметить, что проект экологической тропы «»Постигая загадки Черной сопки» реализует одну из главных задач биологического образования, а именно формирует экологическую культуру обучающихся.


1. Абрамова И.В. Экологические туры: разработка и продвижение: учеб-практ. Пособие. Минск: БГЭУ, 2011. 166 с.
2. Агроклиматический справочник по Красноярскому краю
и Тувинской автономной области. Л.: Гидрометеоиздат, 1961.
С. 41.
3. Алисов Б.П. Климат СССР. М.: МГУ, 1956. 127 с.
4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М. 2010. 571 с.
5. Аннотации к рабочим программам учебных предметов
(приложение 1) // Сведения об организации. Образование [Электронный
ресурс]: www.school152-krs.ru, свободный - яз. рус. URL: http: //school152- krs.ru/index.php/svedeniya-o-shkole/obrazovanie
6. Антипова Е.М. Классификация растительности северных лесостепей Средней Сибири // Ботан. исслед. в Сибири, вып. 12. Красноярск, 2004. С. 8-13.
7. Антипова Е.М., Гончарова И.И. Гербарий им. Л.М. Черепнина // Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока. Красноярск: КГПУ, 2006. С. 5-20.
8. Антипова Е.М., Рябовол С.В.
Флора г. Красноярска: конспект / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. 292 с.
9. Антипова С.В., Антипова Е.М. Анализ флоры г. Красноярск
(сосудистые растения): монография [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед.
ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100
Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. Загл. с экрана.
10. Антипова С.В., Антипова Е.М. Урбанофлора города
Красноярска (сосудистые растения): монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2-е изд., испр. и доп. Красноярск, 2016. 373 с.
11. Барабанов Е.И. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2006. С. 348.
12. Биологический энциклопедический словарь / под ред. М.С. Гиляров, А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. 2-е изд. исправл.. М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 864 с.
13. Блинова К.Ф. и др. Василёк синий // Ботанико-
фармакогностический словарь: Справ. пособие / под ред. К.Ф. Блиновой, Г.П. Яковлева. М.: Высш. шк., 1990. С. 175-176.
14. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие /
под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. М.: Высш. шк., 1990. С. 192-193.
15. Бугаёв И. В. Козелец (Скорцонер) - Scorzonera // Научные и народные названия растений и грибов: Научно-популярное издание. Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. С. 141....88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ