Введение 3
1. Учебная дисциплина ОБЖ, её роль в формировании личности безопасного
типа. Научная и законодательная база курса ОБЖ 6
1.1 . Место предмета ОБЖ в образовательном процессе 6
1.2. Необходимость патриотического воспитания молодёжи, для
формирования личности безопасного типа 20
1.3. Нормативно-правовая база курса ОБЖ 26
2. Технические средства обучения. Разработка методики для изучения темы
«Чрезвычайные ситуации природного характера» 40
2.1. Анализ технических средств обучения 40
2.2 Классификация и применение ТСО 44
2.3. Разработка методики обучения с помощью информационно-
компьютерных технологий, для изучения темы «Чрезвычайные ситуации
природного характера» 50
3. Проведение эксперимента. Результаты исследования и их анализ 70
3.1 Методическая организация исследования 70
3.2 Организация и проведение учебных занятий 74
3.3 Контрольные результаты экспериментальной работы 79
Заключение 84
Список использованных источников 86
Новая постиндустриальная эпоха принесла человечеству не только научно-технический прогресс, но и увеличила число опасностей. Однако для того, чтобы сделать жизнь менее опасной, в первую очередь необходимо научить каждого человека умению избегать или минимизировать возможную опасность. Перед курсом ОБЖ, ставится задача, формирования личности безопасного типа и обучение обеспечению безопасности во всевозможных опасных ситуациях различного характера.
Что значит личность безопасного типа?
«Личность безопасного типа - человек, ориентированный на добро и способный к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений. Для личности безопасного типа характерны: поисковая активность, коллективистская мотивация, осознание единства всего живого, понимание своего места в обществе, коллективе, семье, чувство уверенности в собственных силах для решения возникающих проблем, навыки гармоничного общения, стремление помогать другим людям, готовность к сопереживанию, отсутствие страха смерти, страха перед мнимыми угрозами, страданий из-за мелочей и неудобств личной жизни. Для формирования личности безопасного типа нужно вооружать людей подлинно научными знаниями, в том числе и о человеке как космопланетарном явлении, навыками положительного взаимодействия и саморазвития, психотренинга и биоэнергетического целительства, самореализации индивидуальных возможностей безопасного существования для себя и других людей. Формированию личности безопасного типа, способствует курс предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в образовательных учреждениях».[30]
Актуальность. В современных условиях жизнедеятельности человека, необходимо более углублённо изучать виды опасностей и методы их предотвращений. Как указано в методическом письме Федерального Агентства по Образованию РФ «о преподавании учебного предмета ОБЖ», целью преподавания ОБЖ в средней школе является: - «освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим». [24].
Исходя из этого, можно сказать, что при методически правильном преподавании ОБЖ и интеграции с другими школьными предметами, данный курс может оказать существенную помощь будущим выпускникам школы в подготовке к жизнедеятельности в условиях современного общества и незаменимую роль в формировании личности безопасного типа. Но, к сожалению, до сих пор существует ряд трудностей для достижения цели поставленной перед учебной дисциплиной ОБЖ. Прежде всего, это недостаточное обеспечение материальной базы практической направленности, а также слаборазвитое использование информационно-компьютерных технологий в преподавании ОБЖ.
Цель исследования выпускной квалификационной работы: На основе анализа учебно-методической и научной литературы, разработать практические рекомендации использования информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ, как способствующих наиболее эффективному формированию личности безопасного типа.
Задачи:
1. Анализ учебно-методической и научной литературы направленной на формирование личности безопасного типа;
2. Анализ практического применения технических средств обучения в преподавании ОБЖ;
3. Теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций применения информационно-компьютерных технологий в изучении темы «Чрезвычайные ситуации природного характера»;
4. Проведение мероприятий практической направленности, обработка полученной информации, выработка практических рекомендаций.
Объект - образовательный процесс по ОБЖ в средней общеобразовательной школе.
Предмет выпускной квалификационной работы - практические рекомендации формирования личности безопасного типа с помощью информационно-компьютерных технологий.
Гипотеза. Мы предположили, что повышение эффективности усвоения знаний и формирования личности безопасного типа на уроках ОБЖ, будет достигнута, при условии активного включения в процесс обучения информационно - компьютерных технологий.
Практическая часть выпускной квалификационной работы проводилась на базе МБОУ СШ № 104 п. Подгорный г. Железногорска. В исследовании приняло участие 50 учеников - 2 седьмых класса, которые составили две группы: 25 человек - контрольная группа и 25 человек - экспериментальная группа.
1. На основе анализа учебно-методической и научной литературы, мы определили, что курс ОБЖ в общеобразовательной школе, играет ведущую роль в формировании личности безопасного типа.
2. Проанализировав технические средства обучения, применяемые в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности, с уверенностью можно констатировать то, что с помощью ТСО, учитель может более углублённо преподносить необходимую информацию ученикам;
3. В ходе теоретического обоснования методов обучения, установлено, что наиболее эффективным для изучения курса ОБЖ является мультимедийный метод обучения. Разработана методика применения информационно-компьютерных технологий в изучении темы «Чрезвычайные ситуации природного характера»;
4. Проведен педагогический эксперимент. Полученные в ходе эксперимента результаты подтвердили эффективность разработанной нами методики и выдвинутую гипотезу исследования. Выработаны практические рекомендации по применению информационно-компьютерных технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Использование ИКТ в предложенной методике преподавания ОБЖ позволило более рационально организовать учебный процесс, сделать занятия интересными и эффективными.
Таким образом, в настоящей квалификационной работе поставленные задачи реализованы, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Новизна работы в том, что была разработана и апробирована методика применения информационно-компьютерных технологий при изучении темы «Чрезвычайные ситуации природного характера», где были объединены все основные функции методов обучения: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая и контролирующая.
технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности:
1. Проводить уроки ОБЖ с помощью персональных компьютеров, по предложенной методике следует, предварительно подготовив информационный материал;
2. Необходимо использовать визуальные образы вместе с
понятиями, формировать их связь;
3. Контрольные вопросы должны быть адекватны полученной информации;
4. Традиционные методы обучения не должны быть полностью заменены на мультимедийные, необходимо чередовать или комбинировать занятия по ОБЖ, т.е. разнообразить подачу информации;
Практическое значение выпускной квалификационной работы, заключается в том, что разработанную нами методику организации занятий, основанную на применении информационно-компьютерных технологий обучения, можно рекомендовать для использования учителям ОБЖ и студентам-практикантам в преподавании темы «Чрезвычайные ситуации природного характера».
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"
3. Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
4. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
5. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне"
6. Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне"
7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
8. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 114 - ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
10. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"
11. Федеральный закон от 09.01.96 № 3-ФЗ "О радиационной
безопасности населения"
12. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды"
13. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”
14. Абрамова, С. В. / Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. - Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.
15. Кузнецов В.Н. Социология безопасности. /Учебное пособие/В.Н. Кузнецов - М.: МГУ, 2007. - 423с.
16. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования / учебно-методическое пособие / Ю.З. Кушнер. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2011. - 66 с.
17. Луценко Е.В. Основы национальной безопасности: учебное пособие для студентов педагогических вузов /Бочаров Б.В., Коротков В.Ю, Луценко Е.В.; Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - 413с.
18. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников : учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.
19. Новая большая энциклопедия школьника: 5-11 класс: история России: обществознание: учебно-справочное пособие /А.А. Позднякова, Е.А. Панова, И.О. Родин и др. - М.:АСТ: Астрель, 2005. - 1199с.
20. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
21. Смирнов А.Т. / Основы безопасности жизнедеятельности: комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5¬11 классы. / Для учителей общеобразовательных учреждений. / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.-М.: Издательство «Просвещение», 2011. 80 с.
22. Смирнов А.Т. / Основы безопасности жизнедеятельности 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. / Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 6-е издание. М.: «Просвещение», 2012.
23. Требин М.П. Терроризм в XXI веке /М.П. Требин. - Мн.: Харвест, 2005. - 816с.
24. Фролов И.Н., Егоров А.И. / Методология применения современных технических средств обучения / Учебно-методическое пособие / И.Н. Фролов - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2008. 27 с.
25. Методическое письмо о преподавании учебного предмета ОБЖ.Красноярский Ресурсный центр [Электронный ресурс]-Режим доступа http://rc.yartel.ru/index.php?option=com content&view=article&id=613:metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-uchebnogo-predmeta-obzh&catid=13 6&Itemid=95. 20.06.2014
26. МЧС Медиа - сайт ФГБУ Объединенная редакция МЧС России [Электронный ресурс]-Режим доступаhttp://www.mchsmedia.ru/focus/5008627.07.2014
27. Кузнецов И. «Настольная книга практикующего педагога» [Электронный ресурс] / Онлайн библиотека. Режим доступа - http://www.tinlib.ru/nauchnaja literatura prochee/nastolnaja kniga praktikuyushego pedagoga/index.php/25.10.2014
28. Романович А.Л. Развитие и безопасность социоприродных систем/ Библиотека диссертаций [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.dslib.net/soc-filosofia/razvitie-i-bezopasnost-socioprirodnyh-sistem.html04.08.2014
29. Урсул А.Д., Романович А.Л. «Безопасность через устойчивое развитие» [Электронный ресурс] / Сайт С.П. Курдюмова - Режим доступа http://spkurdyumov.ru/economy/bezopasnost-cherez-ustojchivoe-razvitie/02.08.2014
30. Безопасность жизнедеятельности (БЖД): Учебное пособие/ [Электронный ресурс]: радиолюбительские самоделки и программы -Режим доступаhttp://www.texnic.ru/books/opis/bgd/bgd004/osn bgd.html05.08.2014
31. Словарь. Консультация психолога. [Электронный ресурс]-Режим доступаhttp://psihotesti.ru/gloss/tag/lichnost bezopasnogo tipa/20.06.2014