Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения Я-образа детей младшего школьного возраста 7
1.1 Исследование Я-образа в трудах отечественных и зарубежных
ученых 7
1.2 Возрастные аспекты и влияние неполной семьи на формирования Я-
образа 16
1.3 Способы развития Я-образа детей младшего школьного возраста,
воспитывающихся в неполных семьях 26
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению Я-образа детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполных семьях 32
2.1 Диагностический инструментарий для исследования Я-образа детей
младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполных семьях 32
2.2 Результаты исследования и их анализ 36
2.3 Программа занятий для формирования положительного Я-образа
младших школьников 45
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список используемых источников 61
Приложения 66
Актуальность исследования. В настоящее время семья выступает ключевым социальным институтом, который оказывает первостепенное значение на процесс социализации. Именно в семье дети перенимают образцы и модели поведения родителей, происходит формирование личности и совершенствование личностных качеств. Семья является первым и главным местом воспитания ребенка, где он учится базовым нормам и ценностям общества. Семья - это место, где ребенок учится любить и быть любимым, учится эмоциональной регуляции и коммуникации, и главное - учится быть самим собой.
В зрелом возрасте, семья остается важным фактором в становлении личности. Через опыт жизни, получаемый от родителей и близких людей, мы формируем свои ценности, убеждения, характер, мировоззрение и культурный кодекс. Семья учит нас терпению, уважению, ответственности и справедливости, которые могут стать основой для будущих отношений.
В современном обществе институт семьи постоянно претерпевает различного рода изменения и потрясения. Так, в настоящее время наблюдается снижение рождаемости, увеличение количества разводов, снижение авторитета взрослых членов семьи, а также нарушение взаимоотношений между родителями и детьми в целом.
В зависимости от полноты семьи можно говорить о более благоприятной для гармоничного и здорового развития детей атмосфере и обстановке. Хотя, все дети, вне зависимости от количества родителей развиваются по определенным возрастным этапам и имеют одинаковые закономерности развития. Однако, полная семья выступает положительным фактором, необходимым для полноценного формирования психического и физического здоровья.
Происходящие в обществе и экономике перемены детерминируют социально-экономические, психологические, экологические последствия, влияющие на формирование «Я-образа» у индивида. Ввиду того, что формирование «Я-образа» зависит от закономерностей личностного развития, то появляется необходимость в изучении различных факторов, воздействующих на него.
Проблема «Я-образа» превращается в настоящее время во все более важную. Ее взаимосвязь и влияние прослеживаются в понимании уровня значимости человека, его умений, знаний и возможностей находить решения современных задач, в расстановке жизненных приоритетов и понимании личных ценностей и, в конечном счете, определении своего места в социуме. Для психологов и ученых представляет интерес личность, которая активно преобразовывает действительность, способна к самопознанию, саморазвитию и самоактуализации в различных областях жизни.
Объективная потребность решения исследуемой проблемы, ее недостаточное рассмотрение в контексте современных научнопедагогических исследований обусловили выбор темы исследования: «Особенности Я-образа детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполных семьях».
Цель исследования - выявить особенности Я-образа детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, разработать программу занятий для формирования положительного Я-образа младших школьников, разработать рекомендации для педагогов и родителей.
Тема исследования, его цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) изучить теоретические представления о Я-образе в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе;
2) выделить особенности Я-образа у детей младшего школьного возраста;
3) описать особенности неполных семей, способных повлиять на формирование Я-образа детей младшего школьного возраста;
4) составить и провести диагностический комплекс для изучения уровня развития Я-образа у детей младшего школьного возраста из неполной семьи;
5) проанализировать полученные результаты в ходе диагностического обследования;
6) разработать программу занятий и рекомендации для формирования положительного Я-образа у младших школьников.
Объект исследования - Я-образ детей из неполных семей.
Предмет исследования - особенности Я-образа детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что Я- образ детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, характеризуется: низким уровнем самопрезентации (т. е. не стремятся учитывать, контролировать или как-то специально организовывать впечатление, которое они производят на окружающих); дети имеют ложные представления о себе; преобладает неадекватная самооценка; так же низкий уровень притязаний и недостаточно развита саморегуляция в деятельности......
В научной литературе понятие «образ Я» появилось из-за необходимости изучения и описания глубинных психологических структур и процессов личности. Также с ним используются такие понятия, как «самосознание», «Я», «представление о себе» и «Я-образ».
Американский психолог У. Джеймс был первым, кто предложил идею Я-образа. Он внес существенный вклад в разработку этой темы. Согласно его теории, существует «глобальное Я», которое содержит в себе две составляющих: Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Я-как-объект состоит из 4 частей: Я духовное, материальное, социальное и телесное. Все вместе они образуют неповторимый образ каждой личности, совокупность представлений человека о себе как о личности.
Одним из важнейших отличительных признаков детей младшего школьного возраста является то, что личность младшего школьника претерпевает фундаментальные изменения сферы самосознания. Эти перемены оказывают огромное влияние на развитие личности младшего школьника, на его становлении. Согласно теории Б.Г. Ананьева, именно на данном этапе сознание начинает познаваться человеком, становится объектом самосознания. Навык познания самого себя активно формируется в этом возрасте, появляется система самооценивания, отношение к самому себе.
Способы развития Я-образа детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в неполных семьях, включают развитие самостоятельности и ответственности ребенка; формирование уверенности в себе; развитие коммуникативных навыков; развитие познавательных способностей; поощрение достижений.
В рамках данной работы была осуществлена диагностика, целью которой стало определение представлений о Я-образе детей младших школьников, воспитывающихся в неполных семьях.
По результатам теста Куна-Макпартленда «Кто Я» было установлено, что дети из неполных семей, отличаются низким уровнем самопрезентации. У детей из неполных семей преобладали ролевые характеристики (я сын, я школьник) и отрицательные характеристики. 65% или 13 человек имеют низкий уровень самопрезентации, 15% или 4 человека - средний уровень, 12 % или 3 человека - высокий уровень.
По результатам, которые были получены с помощью методики «Модификация Дембо-Рубинштейн», можно сделать вывод о том, что дети из неполных семей зависимы, отличаются низким или завышенным уровнем самооценки: 60% или 12 человек имеют низкий или завышенный уровень, 30% или 6 человек - почти завышенный или почти заниженный уровень, 10% или 2 человека - адекватная самооценка.
Также у 12 детей обнаружен заниженный уровень притязаний, который свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. У 13 человек диагностирован средний уровень расхождений, свидетельствующий, что школьники ставят перед собой такие цели, которых они действительно стремятся достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке ими своих возможностей и служат стимулом личностного развития.
Основываясь на результаты протокола наблюдения было установлено, что такие дети обладают низким уровнем саморегуляции, в связи с чем им характерны внезапные эмоциональные порывы, зачастую имеющие негативный оттенок - истерики, агрессия и т.д. Были получены следующие результаты: 55% или 11 человек имеют низкий уровень саморегуляции, 12% или 3 человека средний уровень саморегуляции, 30% или 6 человек имеют высокий уровень саморегуляции.
Основываясь на результатах диагностики была разработана программа занятий для формирования положительного Я-образа младших школьников, состоящая из 11 тематических занятий. Основная работа по программе имеет игровую форму, поскольку именно игровая деятельность наиболее интересна и результативна для младших школьников.
Цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза получила эмпирическое подтверждение. Работу можно считать завершенной.
1. Абдуллин, А.Г., Тумбасова, Е.Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Журнал Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: психология. 2019. 4-11 с.
2. Агапов, В.С. Возрастная репрезентация Я-образа личности // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2020. №1. 90-97 с.
3. Амурова, Н.Г. Развитие Я-образа личности как педагогическая проблема // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. 74-80 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Серия: Мастера психологии. СПб. Питер. 2019. 339 с.
5. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография / Т.В. Архиреева. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. - 158 с.
6. Атаманенко, Е.С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности // СевероКавказский психологический вестник. 2019. 12-18 с.
7. Баландина, Л.Л. Удовлетворенность браком в системе родительско- детских и супружеских отношений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2019. 125-137 с.
8. Бернс, Р. Развитие Я-образа и воспитание. М. Прогресс. 2020. 422 с.
9. Голубь, О.В. Я-образ как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию // Психология и психофизиология. Вестник ВолГУ. Серия 11. 2020. №1. 94-100 с.
10. Губин, В.А., Клопова, О.В. Материнское отношение к детям в полных и неполных семьях // Приволжский научный вестник. 2020. №12(28). 143-148 с.
11. Дараган, И. Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе / И. Дараган // Воспитание школьников. 2010. № 8. С. 32-37
12. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Научный психологический журнал. 2019. №11. 94-99 с.
13. Джеймс, У. Психология. Серия: Психологические технологии. М. Академический проект. 2019. 318 с.
14. Жарова, Д.В., Терех, Е.Ю. Психологические особенности детей младшего школьного возрастаого буллинга // Научно-педагогические обозрение. 2018. 79-85 с.
15. Захаров, С.В. Одинокое материнство в России // Демоскоп. 2020. №553-554. 1-21 с.....51