Только Word
Введение 3
Глава 1. Концепт пост-правды в когнитивной лингвистике 5
1.1. Когнитивная лингвистика как новейшее направление
лингвистического изучения 5
1.2. Постправда (ложная информация) как способ создания
"альтернативного объективного" пространства 16
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Фейк-ньюс в контексте современного дискурса СМИ 27
2.1. Понятие и особенности фейк-ньюс - концепта в рамках поля
пост-правды 27
2.2. Фейковые новости в современных российских СМИ 36
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список литературы
Актуальность. В когнитивной лингвистике на современном этапе ее развития появляется все больше и больше новых, ранее не исследованных концептов, связанных с манипулятивными технологиями использования человеческого сознания для достижения провокативных или деструктивных целей. В этом смысле особенно актуальным становится рассмотрение постправды, как понятия когнитивной лингвистики и лежащего в ее поле концепта фейковых новостей, занимающих в современных СМИ огромное место и имеющих большое отрицательное влияние на современное общество. Особенно актуальной становится выбранная тема в связи с тем, что в Российской Федерации на законодательном уровне принято решение о регулировании и недопущении фейковой информации в поле деятельности СМИ.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении разрозненного материала по проблемам фейковых новостей и пост-правды, а также в разработке классификации фейковых новостей как жанра.
Методы работы. В первой теоретической главе были применены методы анализа и обобщения материала, связанного с вопросами когнитивной лингвистики и категории пост-правды. Во второй главе использованы методы анализа и синтеза, а также метод классификации, позволивший выделить основные темы и лингвистические особенности фейковых новостей, позволяющие воздействовать на сознание потребителя фейковой информации.
Объект работы - фейковые новости как жанр
Предмет работы - языковые особенности фейковых новостей
Цель работы - анализ лингвистических особенностей фейковой новости как жанра.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
1) Проанализировать особенности когнитивной лингвистики как одного из новых направлений лингвистического знания;
2) Выявить специфику пост-правды (ложной информации) как способа создания "альтернативного объективного" пространства
3) Рассмотреть понятие и особенности фейк-ньюс в рамках поля постправды.
4) Определить лингвистические особенности фейковых новостей в современных российских СМИ.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются общие теоретические вопросы когнитивной лингвистики, такие как концепт и концептосфера, картина мира, а также категория пост-правды.
Во второй главе анализируются особенности фейковых новостей, а также приводится классификация фейковых новостей с примерами.
Список литературы состоит из 74 источников.
Когнитивная лингвистика является одним из направлений современной когнитивной науки и зародилась совсем недавно, - принято считать, что рождение ее произошло в 1989 году, когда на научной конференции в ФРГ было объявлено о создании специального направления в лингвистике - когнитивной лингвистики.
Становление когнитивной лингвистики как науки принято связывать с работами таких ученых, как Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Р. Джакендофф, в то время как в России фундаментальные исследования по когнитивной лингвистике принадлежат перу Е.С. Кубряковой, опиравшейся на структурно-семантические изыскания таких российских ученых, как Н.Н. Болдырев, Ю.Д. Апресян, И.А. Мельчук, А.К. Жолковский, а также польской исследовательницы Анны Вежбицкой.
Основная категория когнитивной лингвистики - концепт, который можно определить, как дискретное ментальное образование, которое можно считать основной, базовой, изначальной единицей мышления личности.
Концепты являются единицами концептосферы - то есть, области познания, которая состоит из концептов, как составных частей пазла концептосферы.
Под когнитивной картиной мира можно понимать совокупность концептосферы и стереотипов, созданных в сознании человека существующей культурой, когнитивная картина мира обладает системой.
Языковая и художественная картины мира являются вторичными по отношению к когнитивной картине мира, они материализуют, переносят во внешнюю область общения сложившуюся в сознании человека непосредственную когнитивную картину мира.
Языковая картина мира достаточно наивна и ограничена, так как не может полностью передать всю непосредственную картину мира, ведь язык 48 не может категорировать все и потому категоризирует только крайне важные для сиюминутной реальности концепты.
Пост-правда - интересная с лингвистической точки зрения область, где прослеживается влияние различные ментальных и когнитивных процессов на развитие языка. Именно в поле пост-правды лежит понятие фейковой новости.
Пост-правда становится новым типом информационного оружия - с ее помощью нагнетается страх, создается видимость угрозы для жизни или благосостояния целого общества или нации, ложь становится средством создания образа врага, причем часто демонизированного, ложь является оружием провокации и при этом оправдания действий, углубляет конфликты и гиперболизирует состояния.
Особенно популярна в использовании в поле пост-правды публичная официальная ложь, принципиально конструирующая новую, «альтернативнообъективную» реальность, - то есть, с целями пропаганды проводится вполне сознательная дезинформация массового потребителя информации, сознательная провокация и распространение ложных сведений с самыми разными, зачастую развлекательными, а иногда осознанно провокационными, призванными осложнить общественную или политическую ситуацию, целями.
Через интернет-СМИ и через традиционные СМИ проводится, по мнению Р.Р. Хазиевой, агрессивная обработка массовых реципиентов - для формирования в их первичной картине мира ложных, недостоверных или противоречивых представлений о различных событиях или фактах. Для того же используются столь доступные сейчас невербальные средства воздействия - видеосюжеты, карикатуры, картинки-мемы.
При этом манипуляция должна оставаться незаметной воспринимающему ее человеку для того, чтобы стать максимально успешной, то есть, воспринимающий человек должен верить, что все 49
происходящее естественно и неизбежно.
Так создается фальшивая действительность, ложное «объективное пространство реальности», созданное монологической, императивной и авторитарной манипуляцией в поле пост-правды, которая формирует не знания, а мнение, отношение, оценочное суждение реципиента без реальной, фактической, подтвержденной основы.
Источником распространения фейковой информации становятся все виды СМИ - от самых незначительных сетевых пабликов ВКонтакте или Фейсбуке до крупнейших новостных агрегаторов и порталов. В России существует механизм регулирования, прописанный законодательно, однако, необходимо проводить самостоятельный фактчекинг для понимания возможной фейковой природы той или иной новости.
Фейковая новость может искажать реальные факты, сознательно дезинформировать аудиторию, конструировать альтернативные факты, которые апеллируют к эмоциональному настрою читателя/зрителя/слушателя и соответствуют манипулятивным целям актора фейковых новостей, что помещает фейковые новости в поле пост-правды.
Фейковые новости используют информационные жанры, аналитика крайне редко встречается, так как необходимо охватить наиболее широкую аудиторию, и для этого используется короткий новостной формат либо более длинный, но богато иллюстрированный формат репортажа1.
Структура фейковой новости не отличается от обычной новости - для того, чтобы не вызывать сомнения в своей достоверности у реципиента. При этом тональность фейковых новостей обычно кране экспрессивна и эмоциональна, - для того, чтобы максимально вовлечь потребителя, подчинить его и дать ему оценочную и необъективную информацию как готовую, не нуждающуюся в переоценке и проверке.....
1. Александрова О. В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества [Электронный ресурс] // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие / под ред. М. Н. Володиной. URL: http://evartist.narod.ru/text12/07.htm.
2. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира») // ВЯ - 1987. - № 3. - С.46-51.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово.// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М., 1997. - С.267-279.
4. Балашова Е.Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях. Автореф. дис... канд. филол. наук. - Саратов, 2004.
5. Белоедова А. В. Категория достоверности в современных журналистских текстах: теоретический и практический аспекты. Дисс. на соиск. степени канд. филол. наук. - Белгород, 2017. - 246 с.
6. Берендеев М. В. Инверсия образа страны и политика постправды в медийном дискурсе (Россия в польском кейсе) // Политика постправды в современном мире. — СПб.: Скифия-принт, 2017. - С. 24—27.
7. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и
образ мыслей: учеб. пособие / М.Р. Битянова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
8. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. -2004. -№ 1, с.18-36.
9. Бондарко А.В. К интерпретации понятия «смысл» // Словарь. Грамматика. Текст. - М., 1996. - С.316-321.
10. Введение в когнитивную лингвистику / Под ред. М.В.Пименовой. Вып.4. Кемерово, 2004.
11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996.
12. Володина Л. В. Post-truth как антитеза достоверности в медийном тексте // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. - 2017. - № 2 (11). - С. 57—62.
13. Гарбузняк А. Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - №1. - С. 184 - 188.
14. Головацкая О.Е. Значение и происхождение термина «Fake news» //Коммуникология. 2019. Том 7. №2. С. 139-152
15. Горелов И.Н. О вербальных и невербальных составляющих речевого поведения / Вопросы психолингвистики. - 2003, №1. - С.13-18....74