Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников с дизартрией
|
Актуальность исследования. В последние годы отмечается повышение интереса среди специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию. Это обусловлено прежде всего сложностью дифференциальной диагностики дизартрии и других нарушений звукопроизношения и фонематических процессов.
По статистике, дизартрии довольно часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50-80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в 30-40% случаев; у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате комплексного обследования выявляется данное речевое расстройство (10%).
Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами его коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина и др.
Проблемой изучение дизартрии занимались и внесли огромный вклад психологи, лингвисты и педагоги (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин).
Дизартрия - патология речи, проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. У детей с данным речевым расстройством также страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми - сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной. Наиболее актуальной формой и методом логопедической работы являются дидактические речевые игры, так как игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте, игровые упражнения имеют большой потенциал для развития всех сторон речи, в том числе, фонематических процессов.
Итак, в логопедической науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формированию фонематический процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, а с другой, отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в исследовании этого аспекта.
Цель исследования: теоретически изучить и определить содержание дидактических и коррекционных методик в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Предмет исследования: процесс коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование средств дидактических упражнений по формированию фонематического восприятия в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут способствовать повышению уровня его развития
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Выявить состояние фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
3. Составить содержание логопедической коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
4. Провести контрольный эксперимент и описать результаты
Методы исследования: теоретический анализа специальной литературы, педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования: концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие основные подходы в образовании (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Сорокова, А.М. Стояновский, В.А. Орлов, Д. Б. Эльконин); представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития произношения свистящих звуков в онтогенезе и их значение для развития фонематических процессов (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Т.А. Гридина, Г.Р. Доброва, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.); представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.А. Репина, Л.Ф. Спирова, И.А. Филатова).
Практическая база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19» г. Красноярска. В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
По статистике, дизартрии довольно часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50-80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в 30-40% случаев; у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате комплексного обследования выявляется данное речевое расстройство (10%).
Изучением нарушений звукопроизношения, вопросами его коррекции занимались многие отечественные ученые в области теории и практики логопедии. Так, процесс овладения звуковым строем языка, становление звукопроизношения достаточно полно изучен и описан в работах В. И. Бельтюкова, А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина и др.
Проблемой изучение дизартрии занимались и внесли огромный вклад психологи, лингвисты и педагоги (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин).
Дизартрия - патология речи, проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. У детей с данным речевым расстройством также страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми - сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной. Наиболее актуальной формой и методом логопедической работы являются дидактические речевые игры, так как игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте, игровые упражнения имеют большой потенциал для развития всех сторон речи, в том числе, фонематических процессов.
Итак, в логопедической науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формированию фонематический процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией, а с другой, отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в исследовании этого аспекта.
Цель исследования: теоретически изучить и определить содержание дидактических и коррекционных методик в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Предмет исследования: процесс коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование средств дидактических упражнений по формированию фонематического восприятия в работе с детьми старшего дошкольного возраста будут способствовать повышению уровня его развития
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Выявить состояние фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
3. Составить содержание логопедической коррекционной работы по преодолению нарушений фонематических процессов у обучающихся старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
4. Провести контрольный эксперимент и описать результаты
Методы исследования: теоретический анализа специальной литературы, педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования: концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие основные подходы в образовании (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Калашников, М.В. Крупенина, А.Н. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Сорокова, А.М. Стояновский, В.А. Орлов, Д. Б. Эльконин); представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития произношения свистящих звуков в онтогенезе и их значение для развития фонематических процессов (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Т.А. Гридина, Г.Р. Доброва, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.); представления о структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии старших дошкольников (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.А. Репина, Л.Ф. Спирова, И.А. Филатова).
Практическая база исследования: исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19» г. Красноярска. В исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
В онтогенезе развитие фонематического слуха начинается с 3-4 недель жизни ребенка, имеющего способность выделять речь от других звуковых раздражителей. Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. К четырем годам ребенок при нормальном развитии дифференцирует звуки, овладевая фонематическим восприятием. На данном этапе заканчивается формирование звукопроизношения. С 4 - 5 лет дети овладевают фонематическим анализом, умея выделять нужный звук на фоне слова, с 5 лет умеют выделять ударный гласный звук, а также вычленять место звука в слове.
Таким образом, формирование аналитико-синтетической деятельности в онтогенезе представляет собой поэтапное и последовательное усвоение навыков, умений, стратегий, определенных речевых схем на основе представлений о единицах языка и правилах их функционирования.
Недоразвитие фонематической стороны речи сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой.
Псевдобульбарная дизартрия - наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. Структура дефекта при псевдобульбарной дизартрии состоит из расстройства речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодического компонента речи; при тяжелых поражениях возникает дизартрия.
У дошкольников с дизартрией отмечаются наиболее выраженные патологические изменения голоса - слабость, несоответствие высоты, отсутствие модуляций, многообразные изменения тембра, назализация, что обусловлено основной неврологической симптоматикой. Недоразвитие фонетико-фонематических функций сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой. Нарушения фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков). Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками - искажением произношения одного или нескольких звуков.
Несформированность фонематического восприятия служит причиной того, что дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, имеющие в структуре речевого дефекта расстройства звукопроизношения, сопровождающиеся нарушениями или искажениями процесса фонемообразования, оказываются слабо подготовленными к качественному освоению языковых компонентов устной и письменной речи. Они сталкиваются с многочисленными трудностями как в процессе становления звукопроизношения, так и в процессе звукового анализа и овладения грамотой. Это обусловлено тем, что лишь при достижении определенного уровня фонематического восприятия возможно полноценное овладение звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками чтения и письма.
У всех обследуемых детей выявлены нарушения фонематических процессов, которые в первую очередь обусловлены неправильным (искаженным) произношением звуков.
При обследовании нарушений физического слуха выявлено не было. По результатам проведенного исследования можно сказать, что у детей с дизартрией отмечается большое количество ошибок:
- при вычленении первого и последнего звука из слов;
• при определении местоположения звука в слове;
• при последовательном, количественном и позиционном анализе.
Описанные нарушения указывают на недостаточность фонематического слуха и восприятия.
Таким образом, формирование аналитико-синтетической деятельности в онтогенезе представляет собой поэтапное и последовательное усвоение навыков, умений, стратегий, определенных речевых схем на основе представлений о единицах языка и правилах их функционирования.
Недоразвитие фонематической стороны речи сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой.
Псевдобульбарная дизартрия - наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. Структура дефекта при псевдобульбарной дизартрии состоит из расстройства речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодического компонента речи; при тяжелых поражениях возникает дизартрия.
У дошкольников с дизартрией отмечаются наиболее выраженные патологические изменения голоса - слабость, несоответствие высоты, отсутствие модуляций, многообразные изменения тембра, назализация, что обусловлено основной неврологической симптоматикой. Недоразвитие фонетико-фонематических функций сказывается на неточности речевых представлений и обобщений, затрудняет овладение звуковым анализом слова и, как следствие, препятствует овладению грамотой. Нарушения фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков). Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками - искажением произношения одного или нескольких звуков.
Несформированность фонематического восприятия служит причиной того, что дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, имеющие в структуре речевого дефекта расстройства звукопроизношения, сопровождающиеся нарушениями или искажениями процесса фонемообразования, оказываются слабо подготовленными к качественному освоению языковых компонентов устной и письменной речи. Они сталкиваются с многочисленными трудностями как в процессе становления звукопроизношения, так и в процессе звукового анализа и овладения грамотой. Это обусловлено тем, что лишь при достижении определенного уровня фонематического восприятия возможно полноценное овладение звуковым анализом и синтезом, а впоследствии - навыками чтения и письма.
У всех обследуемых детей выявлены нарушения фонематических процессов, которые в первую очередь обусловлены неправильным (искаженным) произношением звуков.
При обследовании нарушений физического слуха выявлено не было. По результатам проведенного исследования можно сказать, что у детей с дизартрией отмечается большое количество ошибок:
- при вычленении первого и последнего звука из слов;
• при определении местоположения звука в слове;
• при последовательном, количественном и позиционном анализе.
Описанные нарушения указывают на недостаточность фонематического слуха и восприятия.
Подобные работы
- Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в
условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по преодолению фонетико-
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с
дизартрией с использованием дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование звуко-слогового анализа у старших дошкольников с
дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Логопедические технологии формирования моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией с использованием дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Формирование звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





