Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТЕРАТУРНАЯ ОНОМАСТИКА В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВЛАДИМИРА НАБОКОВА «МАШЕНЬКА» И «ДАР»)

Работа №153861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава1. Имя собственное в художественном тексте
1.1. Литературная ономастика как наука 6
1.2. Особенности функционирования поэтонимов в тексте 9
1.3. Методические особенности изучения
литературной ономастики в школе 16
Глава 2. Имена собственные в произведении В. Набокова «Машенька»
2.1. Общая характеристика и классификация имён в романе Владимира
Набокова «Машенька» 19
2.2. Семантика имён и система образов 21
2.3. Оппозиция реального - нереального и имя главного героя 26
Глава 3. Особенности номинации в романе «Дар»
3.1 Классификация имён собственных в романе «Дар» 30
3.2. Значение имён собственных романа «Дар» 33
3.3. Исторические персонажи и эстетическая концепция Набокова 38
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение 1. Конспект урока по теме «Значение имени собственного в заглавии романа В. Набокова «Машенька» 49

Для современного читателя наибольший интерес в книге представляет её сюжет. Всё меньше обращается внимание на образы в тексте и характер их взаимодействия, а также на имена собственные героев.
Система образов - это важная составляющая любого произведения. Её анализ неотделим от анализа имен собственных. Литературные онимы во многом отличаются от тех имён, которые употребляются в обычной жизни, так как в пространстве художественного текста имя героя играет особую роль, оно не только называет персонажа, индивидуализируя его, но и раскрывает его сущность.
Имя может говорить о характере героя, указывать на его психологические черты, иногда даже на судьбу персонажа в контексте произведения. Оно нередко помогает автору создать определённую историческую обстановку или национальный колорит
Литературный оним - это особый ключ к пониманию каждого образа, толкование которого невозможно без обращения к семантике имени, так как эти два элемента неразрывно связаны между собой. Поэтому определение значения имени героя может помочь читателю понять авторскую идею в произведении.
Данная работа будет посвящена анализу имён собственных в произведениях Владимира Набокова «Машенька» и «Дар».
Привычные нам имена в произведениях Набокова обладают определённым своеобразием, что представляет особый интерес к изучению данных литературных онимов.
Само творчество В. Набокова очень своеобразно. Зачастую имена собственные в его произведениях несут определённый скрытый смысл, они наполнены разными культурными и литературными аллюзиями, которые может увидеть не каждый читатель.
Свои произведения В. Набоков создаёт в эмиграции, и многие его романы «русского периода» проникнуты ностальгией по России. Романы «Машенька» и «Дар» составляют определённый микрокосм русской культуры 1920-30-х годов, поэтому при изучении данных произведений в школе важно обращать внимание на имена собственные персонажей, так как в текстах Набокова они могут отражать особенности эпохи и быть ключом к пониманию текста.
Актуальность данной работы продиктована тем, что учащиеся зачастую испытывают трудности при анализе произведений на уроках в школе. Анализ имён собственных может помочь учащимся выйти на авторскую позицию в тексте.
Предметом исследования является функционирование имён собственных в тексте.
Объектом исследования является совокупность всех литературных онимов романов В. Набокова «Машенька» и «Дар».
Цель данной выпускной квалификационной работы - определить, как литературное имя характеризует персонажа произведения и как соотносится с авторской идеей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• выбрать из текста произведения имена собственные и определить их значение;
• проанализировать тексты романов с точки зрения системы образов;
• определить авторскую идею произведения в связи с именами персонажей;
• сопоставить значения имён и роль персонажей в произведении.
Материалом для анализа являются тексты романов «Машенька» и «Дар» Владимира Набокова.
В исследовании использовались следующие методы: анализ и синтез научной, обобщение полученных результатов, анализ художественных текстов, а также структурно-семантический и ономасиологический методы.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученный в результате исследования материал можно использовать на уроках литературы и русского языка, а также на факультативных занятиях.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа направлена на исследование имён собственных в романах Владимира Набокова «Машенька» и «Дар».
Целью исследования было определить взаимосвязь значения литературного имени с ролью персонажа в тексте, с последующим выходом на авторскую идею.
В соответствии с задачами исследования, выбраны имена собственные, определены из значения и установлена взаимосвязь с ролью персонажа в тексте.
Произведения Владимира Набокова являются очень своеобразными в художественном отношении. В романах этого автора прослеживается взаимосвязь всех уровней поэтики текста, и значение имени героя играет важную роль не только при анализе системы образов, но и в определении авторского замысла.
В произведении «Машенька» имя героини вынесено в заглавие романа. С образом Машеньки у главного героя связаны не только воспоминания о первой любви, здесь всё гораздо шире - это воспоминания о жизни в России, так как это имя является очень важным для русской культуры. Таким образом это имя не просто называет персонажа, оно становится символом России и русской дореволюционной культуры.
Несколько по-иному взаимосвязь имени и русской культуры прослеживается в романе «Дар». Имя главного героя Годунова-Чердынцева не является эмблемой России, однако вызывает у читателя определённые ассоциации в фигурами русской истории.
И в том и в другом романе есть имена, где важна фонетическая составляющая. В «Даре» это имя Зины Мерц, которое помимо особого сочетания звуков, что делает его звенящим, ассоциируется с глаголом «мерцать». В произведении «Машенька» в имени главного героя Ганина из-за сложного сочетания звуков трудно произносимо и в тексте постоянно перевирается. Своеобразная игра, которая является важной частью поэтики В. Набокова, строящаяся вокруг этого поэтонима, показывает иллюзорность жизни героя, делая его имя «нереальным», а самого персонажа превращая в «тень».
Г оворя об общей взаимосвязи имён и персонажей в этих романах, можно обозначить группы имён, которые соотносятся с характером героя в тексте. Среди них можно выделить, например, Годунова-Чердынцева. Имя героя Федор - «божественный дар» соотносится с даром писателя, которым обладает этот персонаж. Фамилия другого героя этого произведения Щеголев, образованная от «щегол», связана с характером героя, с его стремлением «щегольнуть» изысканными фразами. В романе «Машенька» тоже есть имена, значение которых так или иначе соотносятся с героем или с происходящими с ним событиями. Например, семантика имени Потягина связана со стремлением героя уехать, однако это событие оттягивается, и персонаж так и не может реализовать задуманное.
В романе «Машенька» есть поэтонимы, которые выполняют экспрессивную функцию, например, Колин и Горноцветов - персонажи- двойники, представленные в произведении в комичном ключе. Однако в «Даре» имена парных персонажей Александр Яковлевич Чернышевский и Александра Яковлевна Чернышевская выполняют не столько экспрессивную функцию, сколько являются аллюзией на конкретное историческое лицо Николая Гавриловича Чернышевского, чью эстетическую концепцию Набоков критиковал. Стоит отметить, что в «Даре» в большей степени представлены имена, которые связаны с русской культурой. Так, в романе возникают имена А. С. Пушкина и Н. Г. Чернышевского, как представителей не только определенных исторических эпох, но и символов художественных концепций.
Таким образом, особенности номинации в каждом из романов Владимира Набокова очень своеобразны. Однако и в том и в другом романе мы обнаруживаем схожие способы именования персонажей. Одни имена указывают на социальную или национальную принадлежность героя, другие помогают установить роль персонажа в тексте, а также приблизится к авторскому замыслу.


1. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика: Уч. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. язык и лит». [текст] / В.Д.
Бондалетов.—Москва: Просвещение, 1983.— 224 с.
2. Васильева С.П. Имя собственное в языке и художественном тексте: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 221 с.
3. Долинин А. Как читать роман «Дар». [Электронный ресурс] https://arzamas.academy/ URL: https://arzamas.academy/mag/624- dolinin dar (дата обращения 15. 03. 23)
4. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие / А. Б. Есин. - 14-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 248 с.
5. Зинин С. И. Поэтическая ономастика [Электронный ресурс]
http: //imj a.name/ URL: http: //imj a.name/poehtonimy/poehtonimy.shtml (дата обращения: 12. 11. 22)
6. Левин Ю. Заметки о Машеньке В. В. Набокова. [Электронный ресурс] http://nabokov-lit.ru URL: http: //nabokov-lit .ru/nabokov/kritika/l evin- zametki-o-mashenke.htm (дата обращения: 10.12. 22)
7. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма. [Электронный ресурс] http://nabokov-lit.ru URL: http: //nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/lipoveckij - epilog-russkogo-modernizma.htm (дата обращения 17. 03. 23)
8. Михайлов, В.Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII и первой половины XIX века, их функция и словообразование : автореф. дис. канд. филол. наук / В.Н. Михайлов. - М., 1956. - 20 с.
9. Набоков В. Машенька: роман / Владимир Набоков. - Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. - 192 с.
10. Носик Б. Мир и Дар Владимира Набокова. [Электронный ресурс] https://royallib.com/ URL:
https://royallib.com/book/nosik boris/mir i dar vladimira nabokova.html
11. Паперно И. Как сделан «Дар» Набокова [Электронный ресурс]
http://nabokov-lit.ru URL: http: //nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/paperno- kak- sdelan-dar-nabokova.htm (дата обращения 10. 04. 23)
12. Птахина Е. Ю. Имена собственные в школьной практике // Молодой учёный № 23, 2017. - Выпуск 157.
13. Соловьева Н. А. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2000. - 559 с.
14. Скуридина С.А. У истоков литературной ономастики / ФГБОУ ВО Воронежский государственный технический университет, Воронеж.
15. Сызранова, Г.Ю. Ономастика: учеб. пособие / Г.Ю. Сызранова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - 248 с. : обл....27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ