Только Word
ВВЕДЕНИЕ Стр. 3
Глава 1. Г.Ф. ЛАВКРАФТ: ПРОБЛЕМА ЖАНРА И Стр. 7
ТРАДИЦИИ ГОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.1. Отражение личностных особенностей Г.Ф. Стр. 7
Лавкрафта в его творчестве.
1.2. Теория жанра: фэнтези, «черная» фантастика и Стр. 10
готический роман.
1.3. Связь произведений Г.Ф. Лавкрафта с традициями Стр. 16
готической литературы.
Глава 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ Г.Ф. Стр. 26
ЛАВКРАФТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С. КИНГА В ОБЛАСТИ СЮЖЕТОСТРОЕНИЯ, В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОТИВОВ И ОБРАЗОВ.
2.1. Место С. Кинга в Американской литературе второй Стр. 26
половины ХХ - XXI вв
2.2. Литературные традиции Г.Ф. Лавкрафта в Стр. 28
произведениях С. Кинга в области сюжетостроения, в
организации системы мотивов и образов.
2.3 Литературные традиции Г.Ф. Лавкрафта в Стр. 58
произведениях С. Кинга на уровне художественного мира.
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Стр. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Стр. 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Стр. 74
Стивен Эдвин Кинг (Stephen Edwin King, 1947 г.) - один из самых популярных писателей ХХ1 в., а также самый экранизируемый автор современности. На данный момент насчитывается более 145 экранизаций романов и рассказов С. Кинга в форме сериалов и полнометражных фильмов, из которых 48 считаются наиболее крупными [28, Сафронова А.].
Некоторые из них занимают лидирующие позиции в рейтингах современных крупных сайтов, посвященных киноискусству (Побег из Шоушенка» 1994 г. и «Зеленая миля» 1999 г. имеют среднюю оценку 9 из 10 в рейтинге топ «250 лучших фильмов»). За весь период своего творчества С. Кинг опубликовал 55 романов (в том числе 7 под псевдонимом Ричард Бахман), около 200 рассказов и 5 научно-популярных книг [14, Кинг С.].
Творчество писателя разнообразно и включает в себя различные жанры: фантастику, фэнтези, драму, мистику [14, Кинг С.]. Однако значительное количество написанных им произведений принадлежит к жанру horror, из-за чего писатель получил прозвище «Король ужасов».
Творческий путь С. Кинга начался ранних лет, когда ему было семь, он написал свой первый рассказ «Мистер Хитрый Кролик», который остался известен только ему и его матери [26, Роугек Л., ].
В подростковом возрасте писатель познакомился с произведениями Г.Ф. Лавкрафта, что в дальнейшем повлияло на особенности его творчества. В подростковом возрасте писатель познакомился с произведениями Г.Ф. Лавкрафта, что в дальнейшем повлияло на особенности его творчества. В разные периоды жизни С. Кингом были написаны рассказы, напоминающие произведения Г.Ф. Лавкрафта. В некоторых из них напрямую упоминалось имя этого писателя [2, Andrew O’Hehir].
Г.Ф. Лавкрафт (Howard Phillips Lovecraft, 1980-1937 гг.) - американский писатель первой половины 20 века, в своем творчестве часто обращался к полумифическим и полумистическим образам, инфернальным силам, сверхъестественному ужасу. Все перечисленные элементы относятся к особенностям готической литературы, именно это и позволяет рассматривать Лавкрафта, как ее своеобразного последователя, как «связующее звено между Эдгаром По и современной литературой в жанре horror», с которой тесно связано творчество С. Кинга [31, Тузков С.А.].
Готическое направление в западноевропейской литературе возникает в середине XVIII века. «Замок Отранто» (1764 г.) Горация Уолпола принято считать первым «готическим романом» [24, Пушкина А.А.]. В нем автор наметил основные черты жанра (готического романа), которые затем получили свое развитие в произведениях других писателей. Обязательными элементами «готического романа» становятся различные сверхъестественные явления: суеверия, призраки, вещие сны и пр. А местом действия всегда является средневековый замок [24, Пушкина А.А.]. Этот же жанр получил развитие в творчестве таких писателей, как: Клара Рив («Старый английский барон. Готическая история»), Анна Радклиф («Удольфские тайны»), Анна Барбальд («Сэр Бертранд») и др. [34, Хэйнинг П., с.5].
С течением времени жанр претерпевает различные изменения. В эстетике готического романа на рубеже XVII - XIX веков происходят перемены: он становится более кровавым и откровенным. Изменяется и его форма: от многостраничных романов к новеллам и рассказам. В XX веке готика становится метажанровым явлением и начинает воздействовать не только на литературу и архитектуру, а и на все искусство в целом. В XXI веке ее влияние распространяется на новейшие виды искусства: компьютерные игры, кинематограф, мультипликацию [25, Разумовская, с.52].
Трансформируясь в литературе, направление готики дает начало новому жанру - horror. Исследуя литературу ужасов, С. Кинг в одной из своих монографий отмечает, что множество писателей XX и XXI вв. так или иначе обращаются к готическим традициям. Сходство он обнаруживает на различных уровнях: системы образов, сюжетостроения, мотивов (порядок уровней) [12, Кинг С., 15].
Отношение литературных критиков к произведениям обоих жанров [к жанру готического романа и жанру horror] очень противоречиво, что также является их объединяющей чертой. Среди читательской публики с определенного периода времени стало популярным мнение о том, что готический роман - «это нечто забавное», «безделушка на капоте огромного лимузина англоязычной литературы» [12, Кинг С., 18]. Это же отношение распространилось на литературу ужасов. Таким образом, можно считать, что готическая литература действительно имеет тесную связь с литературой ужасов, а точнее является ее предшественником.
Произведения готической литературы имеют между собой ряд общих элементов: сверхъестественные явления, проклятое место или род, любопытный герой, стремящийся найти разгадку тайны «другого» мира или каких-либо странных обстоятельств и т.д. Однако каждый писатель использовал их по-разному, создавал для них индивидуальный контекст, тем самым формируя собственную литературную традицию, которой в дальнейшем могли следовать другие писатели.
Исследование присутствия литературных традиций одного писателя, в творчестве другого, относится к актуальным проблемам современного литературоведения.
Цель: выявить в творчестве С. Кинга традиции Г.Ф. Лавкрафта с учетом связи его произведений с традициями готической литературы.
Задачи исследования:
1. На основе существующих точек зрения на жанровую специфику прозы Г.Ф. Лавкрафта, обозначить основные жанрообразующие черты его произведений.
2. Выявить в творчестве С. Кинга литературные традиции Г.Ф. Лавкрафта в области сюжетостроения, в организации системы мотивов и образов.
3. В творчестве С. Кинга исследовать литературные традиции Г.Ф. Лавкрафта на уровне организации художественного мира.
Рассказы С. Кинга «Крауч-Энд» и «Поселение Иерусалим», а также Г.Ф. Лавкрафта «Крысы в стенах», «Зов Ктулху» являются объектами исследования данной работы. Литературные традиции Г.Ф. Лавкрафта и готической литературы в творчестве С. Кинга - предметом исследования.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный и
контекстуальный анализ.
Новизна этого исследования заключается в малоизученности заявленной темы....
В ходе данной работы был проведен сравнительно-сопоставительный анализ рассказов Г.Ф. Лавкрафта «Крысы в стенах», «Зов Ктулху» и С. Кинга «Крауч-Энд», «Поселение Иерусалим».
На основе существующих точек зрения на жанровую специфику прозы Г.Ф. Лавкрафта, были выделены основные жанрообразующие черты его произведений. Исследователь М. Баранов относит творчество этого писателя к «черной» фантастике. В монографии «Своеобразие художественного мира Говарда Филлипса Лавкрафта» он указывает, что значительное влияние на формирование этого жанра оказал готический роман, который получил развитие в литературе сначала в XVIII в., а затем и в XIX в. По мнению исследователя, ранее он был частью другого - фентези, от которого в дальнейшем отделился.
Исследователи О.В. Разумовская и А.А. Пушкина, Т.М. Ковалькова также указывают на реализацию в произведениях этого писателя традиций готической литературы.
В ходе работы был проведен сравнительно-сопоставительный анализ произведений Г.Ф. Лавкрафта и С. Кинга. Между ранее перечисленными рассказами этих авторов, наблюдается ряд сходств. На уровнях сюжетостроения, мотивов и системы образов к ним относятся:
• сюжет о молодом человеке, получившем в наследство замок или усадьбу, переезжая в который, он сталкивается со сверхъестественными силами;
• сюжет об оккультной общине, поклоняющейся сатане;
• мотив проклятья и связанные с ним образы проклятого рода и проклятого места;
• мотив загадочной смерти;
• образ главного героя, обладающего традиционными для готического героя качествами (любопытство);
• образы крестьян;
• образы инфернальных существ;
• мотив предзнаменования;
• мотив сумасшествия
• мотив вещих снов.
Все перечисленные элементы не являются собственно авторскими, а находятся в контексте готической литературы. Это означает, что по отношению к рассказам Г.Ф. Лавкрафта данные мотивы, сюжетные элементы и образы не являются новыми, и принадлежат к традициям готической литературы.
Художественный мир в произведениях был проанализирован в такой последовательности: место действия, время и образ ирреального мира. Были выделены значимые сходства и различия. В рассказе «Крысы в стенах» местом действия является старинный родовой замок Экзем-Прайери, окруженный слухами и легендами среди местных жителей расположенных рядом деревень; внутри него когда-то произошли страшные события, связанные с убийствами; в замке обитают полчища крыс, звуки которых пугают главного героя. Совершенно идентичным является образ замка Чапелвэйт из рассказа «Поселение Иерусалим». Географически оба поместья расположены в разных частях света: в Англии и в Америке. Время действия в двух данных рассказах различается: у Г.Ф. Лавкрафта события происходят в начале XX века, то есть в современное для писателя время, а у С. Кинга они переносятся в 19 век. Перемещение действия в далекое прошлое является характерной чертой готической литературы.
Объединяющей чертой для всех произведений является наличие ирреального, потустороннего, мира, каждый из которых имеет свои уникальные особенности. В произведении Г.Ф. Лавкрафта «Крысы в стенах» этот мир находится глубоко под землей и имеет многовековую историю, которая берет свое начало еще со времен друидов. Город Рьльех, из рассказа этого же автора «Зов Ктулху», расположен далеко от цивилизации, посреди океана и имеет точные координаты: долготу и широту. В этом мире не работают законы физики, а пространство отображается искаженно. В рассказе С. Кинга «Поселение Иерусалим» скрытый от посторонних взглядов мир находится внутри покинутого города Жребий Иерусалима. «Жертвенный городище» из произведения «Крауч-Энд» расположен в одном из действительно существующих районов Лондона. Описание городища содержит в себе интертекст, отсылающий к творчеству Г.Ф. Лавкрафта: вывески магазинов с именами богов из межавторского цикла «мифов Ктулху», ряд деталей (щупальца, камни), свойство пространства искажаться, подобно тому, как это происходит Рьлехе. Образ этих мест сопровождает характерный цветовой лейтмотив: оттенки красного и оранжевого окружают Дорис («Крауч-энд»), а при описании «склепа» Ктулху и старейшин часто используется слово зеленый.
Еще одной общей чертой между рассказами является наличие названия, которое дает автор другой реальности: «Поселение Иерусалим» - город «Жребий Иерусалима», «Крауч-Энд» - территория «Жертвенного городища», «Зов Ктулху» - город «Рьльех». Исключение составляет подземелье из рассказа «Крысы в стенах», которое не имеет своего отдельного названия.
Итак, в ходе исследования было доказано, что Г.Ф. Лавкрафт при создании своих произведений опирался на традиции литературы готики. В свою очередь рассказы и новеллы данного автора повлияли на творчество С. Кинга, о чем свидетельствует сам писатель в одном из своих интервью. Таким образом, опираясь на результаты данного исследования, можно сделать вывод, что С. Кинг действительно является продолжателем не только традиций Г.Ф. Лавкрафта, но и всей готической литературы.
1. «Черный человек. Американская готика. XX век», антология / М.: АСТ, СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 485с.
2. Andrew O’Hehir. The Salon Interview — Stephen King (англ.). Salon (24 September 1998). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.salon.com/1998/09/24/cov_si_24int/ (Дата обращения: 18.04.2018).
3. Альбер И., «Готическая литература. Особенности жанра». [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://ficbook.net/readfic/987299 (Дата
обращения: 18.04.2018).
4. Баранов М., "Своеобразие художественного мира Говарда Филлипса
Лавкрафта". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:
//literature.gothic.ru/hpl/baranov.html (Дата обращения: 18.04.2018).
5. Гаков В., «Король, великий и ужасный» // «Если»: журнал. — Москва: Любимая книга, 2012. — № 9. — С. 261-267.
6. Головин. Е., «Лавкрафт — исследователь аутсайда» // Е. Головин «Приближение к Снежной Королеве», М. Арктогея - центр, 2003. - 430447с.
7. Громова П., «Готика в литературе: традиции и тенденции».
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lito-
tver.ru/N2/LitO/science/gromova.htm (Дата обращения: 18.04.2018).
8. Джоши С.Т., «Г.Ф. Лавкрафт: Жизнь». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samlib.rU/f/fazilowa_m_w/joshi17.shtml (Дата обращения: 18.04.2018).
9. Зверев А., «Храм Гекаты»// Володарская Л., Г. Ф. Лавкрафт, Зверев А., Гудини Г. «По ту сторону сна», сборник рассказов. - М.: Гудьял- Пресс, 2000.
10. Кенет У. Фейг-младший, Джоши С. Т.: «Г. Ф. Лавкрафт: жизнь и
творчество», статья // Говард Ф. Лавкрафт, «Лампа Аль-Хазреда» Том 2, собрание сочинений. М.: Форум, Фирма № 2 «Техномарк», 1993. С. 5 - 30.
11. Кинг С., «Крауч-энд». М.: АСТ, 2004. - 320с.
12. Кинг С., «Пляска смерти», монография. М.: АСТ, 2005. - 512с.
13. Кинг С., «Поселение Иерусалим» // С. Кинг, «Ночная смена», М.: АСТ, 2001. - 352с.
14. Кинг С., библиография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stephenking.ru/sk_biblio.php (Дата обращения: 18.04.2018).
15. Ковалькова Т.Н., «Готическая традиция в американской прозе 1920-30-х годов: новеллистика Х.Ф. Лавкрафта», автореферат. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vivaldi.nlr.ru/bd000155697/view#page=1 (Дата обращения: 18.04.2018).....37