Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ложь как защитный механизм в старшем подростковом возрасте

Работа №153856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Понятие, функции и классификация защитных механизмов 9
1.2. Характеристика подросткового возраста в условиях общественной
цифровизации и актуальные защитные механизмы 15
1.3. Ложь как основной защитный механизм у подростков цифрового
поколения 26
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНОГО
МЕХАНИЗМА «ЛОЖЬ» У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 37
2.1. Организация и методика исследования 37
2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования 41
2.3. Рекомендации специалистам по организации психолого-педагогической
работы с подростками 53
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

Среди множества проблем, возникающих в процессе общения между людьми, доминируют проблемы, связанные с получением ложной информации или сокрытия информации. Уникальность лжи заключается в том, что она выступает, по сути, формой выражения мысли, а ее использование - способом общения, которые могут наполняться совершенно различным содержанием в зависимости от того, для чего она используется и какую цель преследует.
С одной стороны, в системе общечеловеческих ценностей ложь изначально подается в весьма неприглядном виде. Использование ее считается проявлением человеческого порока, а человек, уличённый во лжи, по меньшей мере, вызывает к себе недоверие в глазах окружающих. С другой стороны, многие философы и известные государственные деятели зачастую не стесняются говорить о лжи как о целесообразном и даже полезном социальном явлении. Часто ложь может выступать как психологический защитный механизм.
Принимая во внимание неоднозначность отношения общества ко лжи, становится понятен интерес к этому социальному явлению в системе современных гуманитарных наук. Причины актуальности этих проблем очевидны: широкое распространение указанных коммуникативных
феноменов определяет их социальную значимость и диктует настоятельную потребность в их изучении.
Актуальность исследования защитных механизмов у современных подростков, социализация которых приходится на период интенсивной цифровизации общества, состоит в том, что важную роль в способности противостоять конфликтам играют психологические особенности личности подростка, внутренние механизмы регуляции, взаимодействия с окружающим миром, адаптации к жизненным обстоятельствам.
Если у малышей ложь положительно связана с интеллектом и отражает его развитие, у младших школьников свидетельствует об особой 3
направленности интеллекта, то у подростков ложь, напротив, более вероятна при низком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно, чем дети младшего возраста. Они могут предугадать возможные вопросы родителей и подготовить на них приемлемые ответы.
С возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а потому ложь подростка чаще отражает неблагополучие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, когда она может являться частью изучения ребенком ближайшего окружения и исследования границ собственных возможностей.
Ложь подростка свидетельствует о том, что в силу некоторых обстоятельств он не дорожит чувством интимности (возможно, такового просто нет в семье), хотя, в отличие от детей младшего возраста, хорошо понимает, что это такое. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь, зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и доверие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека.
Степень изученности темы достаточно высока. Исследования феномена лжи у подростков отражены в работах таких ученых, как Г.Д. Бабушкин,
A. С. Ерещенко, Е.Л. Иргит, С.П. Кальсина, А.О. Матвеева, Т.Н. Поддубная,
B. И. Попов, Л.Ф. Сельмидис, И.Б. Тарасенко, С.А. Хазова, А.О. Харламова, Ф.Р. Хатит, С.А. Черкашина, Л.П. Чичерин, Е.Ю. Шебанец, В.О. Щепин, Б.П. Яковлев и др. Особенности проявлений защитных механизмов у подростков показываются в работах таких исследователей, как М.К. Акимова, И.В. Борисова, Н.А. Буравлева, Д.А. Донцов, А.О. Дробинская, В.Т. Козлова, Е.Р. Пилюгина, Т.А. Ромм, Ю.Н. Хадыкина, И.С. Хажуев, М.В. Шакурова и др.
В результате произведенного теоретического анализа научно­практической литературы установлено, что у старших подростков часто проявляется защитный механизм «ложь». Как следствие, у них происходит формирование устойчивой позиции его сознательного применения в большинстве случаев, когда требуется психологическая защита.
Исследования в области стратегий психологической защиты подростков не обладают комплексными выводами относительно проявлений лжи. Кроме того, проведенный анализ результатов научно-практических исследований в области проявлений механизмов психологической защиты у подростков позволяет говорить о том, что защитные реакции у них во многом обусловлены их половой принадлежностью. Данную особенность подросткового возраста отмечает большинство исследователей механизмов психологической защиты подростков.
Исследования, результаты которых позволяли бы констатировать выбор подростками механизма психологической защиты «ложь» в зависимости от их возраста и половой принадлежности с учетом защитных механизмов, в настоящее время отсутствуют.
Можно также говорить о наличии проблемы в области психолого­педагогической профилактики и коррекции такового поведения «цифровых» подростков на уровне общеобразовательной организации.
Эти положения послужили основной причиной для проведения эмпирического исследования особенностей психологической защиты подростков цифрового поколения, связанной с выбором тех или иных защитных механизмов в зависимости от пола.
Объект исследования - защитные механизмы у подростков старшего возраста.
Предмет исследования - ложь как защитный механизм у подростков старшего возраста.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности выбора и применения защитного механизма «ложь» у подростков старшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие, функции и классификация защитных
механизмов;
• дать характеристику подросткового возраста в условиях
общественной цифровизации и актуальным защитным механизмам;
• охарактеризовать ложь как основной защитный механизм у подростков цифрового поколения;
• разработать программу эмпирического исследования защитных механизмов у старших подростков;
• организовать проведение эмпирического исследования и интерпретировать его результаты;
• разработать рекомендации специалистам по организации психолого­педагогической работы со старшими подростками, направленной на профилактику и коррекцию проявления защитного механизма «ложь».
Гипотеза, проверяемая в исследовании, представляла собой следующее положение: ложь как защитный механизм в старшем подростковом возрасте обусловлена такими факторами как, как их возраст, пол и особенности защитных стратегий.
Методология исследования базируется на широком круге теоретико - практических разработок педагогического, методологического и научно­проектировочного характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить такое многокомпонентное понятие, как защитные механизмы подростков старшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Метод системного анализа позволил рассмотреть различные подходы к изучению этого понятия. На основе типологического метода была проведена классификация источников и полученной из них информации....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе изучены концептуальные основы исследования защитных механизмов у современных подростков, в частности: рассмотрено понятие, функции и классификация защитных механизмов, дана характеристика подросткового возраста в условиях общественной цифровизации и актуальным защитным механизмам, как основной защитный механизм у подростков цифрового поколения рассмотрена ложь.
Во второй главе представлено эмпирическое исследования защитного механизма «ложь» у подростков старшего школьного возраста, в частности: разработана программа эмпирического исследования, организовано его проведение, интерпретированы результаты, а также разработаны рекомендации специалистам по организации психолого-педагогической работы с подростками, направленные на профилактику и коррекцию проявления защитного механизма «ложь».
По итогам исследования можно говорить о следующих результатах.
Защитные механизмы - это необходимое свойство психики человека, направленное на снижение страхов, стресса, сохранение личности. Защитные механизмы имеют как положительные, так и отрицательные функции. Классификация механизмов психологической защиты неопределенна, поэтому предложена наиболее простая и самая распространенная классификация, на которую далее сделан акцент при организации и проведении эмпирического исследования защитных механизмов в подростковом возрасте. В целом среди защитных механизмов выделяют такие, как отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, рационализация и гиперкомпенсация.
Специфика защитных механизмов у старших подростков связана с выбором определенных их видов. В этом возрасте, связанном с интенсивным половым созреванием, то, что девочки и мальчики начинают в качестве основных выбирать различные защитные механизмы, но, как правило, у большинства в качестве защитного механизма преобладает ложь. В этот 59
подростковый период ложь есть форма поведения ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий путем словесных заявлений.
В целях выявления особенностей выбора и применения защитного механизма «ложь» у подростков старшего школьного возраста на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения.
По его результатам можно сделать следующие ключевые выводы.
1. Гипотеза эмпирического исследования, состоящая в том, что особенности выбора защитного механизма «ложь» в процессе общения у подростков цифрового поколения обусловлены рядом факторов - возрастом участников, их гендерными особенностями и защитными стратегиями - нашла свое подтверждение.
2. В ходе исследования установлено, что наиболее распространенными стратегиями психологической защиты среди подростков в возрасте 15-17 лет является протекция и интеллектуализация.
3. В процессе взросления у подростков наблюдается снижение уровня активности психологической защиты. Но говорить об этом можно только условно, что связано с очень похожим выражением таковой тенденции у подростков, т.к. все исследуемые стратегии психологической защиты выражены у них в приблизительно равной степени.
4. В использовании подростками стратегий психологических защит присутствуют половые различия. Можно констатировать, что для выбора того или иного механизма психологической защиты подростками демонстрируется характерная типичность мужской и женской психологической защиты: мальчики в большей степени используют замещение и подавление, а девочки - реактивное образование, регрессию и проекцию.
5. В подростковом возрасте мальчики обманывают чаще, чем девочки. Механизм защиты «ложь» проявляется, главным образом, у 70% мальчиков с реакцией «замещение», у 30% - с реакцией «проекция». Для девочек механизм защиты «ложь» характерен в 30% случаев «образования», 40% - «регрессии» и 30% - «проекции».
Выявление склонности подростков к использованию защитного механизма «ложь», позволило разработать такие рекомендации к организации процесса психолого-педагогического взаимодействия с подростками, которые смогли бы обеспечить комплексный подход специалиста к организации профилактической и коррекционной работы с ними в условиях общеобразовательной организации.
Полагается, что при организации психолого-педагогического взаимодействия с современными подростками важно учитывать две составляющие:
• во-первых, психологические особенности старших подростков цифрового поколения;
• во-вторых, особенности защитного механизма «ложь», по-разному проявляющегося у подростков разной половой принадлежности.
Видится, что обозначенные рекомендации дадут эффективные результаты в совместной борьбе педагогов и родителей с подростковой ложью. Четкая схема взаимодействия специалиста с подростками может позволить снизить риски возникновения склонности ко лжи на раннем этапе ее формирования (т.е. обеспечить профилактику), а также способствовать снижению уровня сформированности склонности ко лжи (т.е. обеспечить коррекцию)....


1. Аверин. В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова, 2017. 397 с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учебное пособие. М.: Издательство Юрайт, 2020. 192 с.
3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2020. 195 с.
4. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Известия Саратовского университета. 2018. Т.6. №4(24). С. 356-360.
5. Артемьева О.А. Качественные и количественные методы исследования в психологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2018. 152 с.
6. Арцимович И.В. Современное поколение: вызовы обществу или времени? // Интерактивная наука. 2017. №2. С. 119-121.
7. Байарамова Л.И. Аксиологическая фразеологическая диада «правда» - «ложь»: культурологический аспект // Филология и культура. 2016. №2(44). С. 18-24.
8. Белобрыкина О.А, Палиева В.А. Категория «честность» как
социально-психологический феномен: к обоснованию проблемы
исследования (сообщение 1) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. №2. С. 30-43.
9. Болотин Ю.Е., Чугунова К.А., Якунина Е.В. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2017. №2 (136). С. 688-690.
10. Борисова И.В., Хадыкина Ю.Н. Связь способов поведения в конфликте с типами защитного и совладающего поведения юношей и девушек // Российский психологический журнал. 2018. Т.15. №1. С. 92-112.
11. Буравлева Н.А. Взаимосвязь защитных механизмов и акцентуаций характера личности // Научно-педагогическое обозрение. 2019. №5. С.157­165.
12. Веракса Н.Е. Детская психология: учебник. М.: Издательство Юрайт, 2019. 446 с.
13. Возрастная и педагогическая психология: учебник / Б.А. Сосновский [и др.]; под ред. Б.А. Сосновского. М.: Издательство Юрайт, 2018. 359 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство Юрайт, 2020. 160 с.
15. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О.И. Ключко; под общ. ред. О.И. Ключко. М.: Издательство Юрайт, 2018. 404 с....53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ